Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть первая. Дети




"Я думаю, что безопаснее всего быть птицей" Сергей, 10 лет, аутизм "Страх - это болезненное ощущение своей исключительности" К. Чуковский

На данный момент явление детского аутизма описано в литературе более или менее цельно, в то время как причины его возникновения пока остаются предметом дискуссий.

Кратко описать синдром РДА можно следующим образом. На переднем плане находится нарушение отношений, причины которого могут быть индивидуально различны. Аутичный ребенок не может самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром. Он защищается от тактильного контакта, уклоняется от зрительного контакта или смотрит сквозь человека. При внимательном наблюдении эти первичные эмоциональные нарушения могут быть установлены уже в раннем младенчестве.

В процессе дальнейшего развития эти базисные нарушения приводят к таким последствиям, как экстремальный страх перемен, речевые и коммуникативные нарушения, стереотипные движения и ритуалы, а также прочие симптомы, подробное описание которых можно найти в литературе, посвященной диагностике раннего детского аутизма.

Одной из важных проблем у детей с РДА является непереносимость эмоционального напряжения. При этом неважно, какие эмоции испытывает ребенок, положительные или отрицательные.

Наиболее разработанной представляется типология московских специалистов К.С.Лебединской и О.С.Никольской, которыми выделяется четыре группы аутичных детей с разными типами поведения.

Первая группа отличается отсутствием речи, полевым поведением, почти полным отрешением от мира, не демонстрирует избирательность в контактах с миром. Часть детей начинает говорить в раннем возрасте, но затем речь постепенно или в результате стресса, исчезает. Внутренняя коммуникативная речь может существовать и развиваться, но заметить это можно лишь после длительного знакомства с ребенком.

Вторая группа. Неприятие любых контактов и изменений, которые не нравятся ребенку. (Такие же особенности свойственны и обычным детям, но в гораздо меньшей степени, поэтому эмоционально это задевает их намного меньше, не так остро, не являясь, соответственно, причиной отказа от контакта). Активное стремление к сохранению постоянства окружающей среды, коммуникативных и речевых форм. Речь скандирована. Основная проблема - экстремальная избирательность. Бытовые навыки усваиваются с трудом, но прочно. Типично большое количество двигательных стереотипий. Очень ярко выражено различие вербального и невербального интеллекта, невербальный может быть в норме, в то время как вербальный значительно снижен. Пассивный словарный запас значительно шире, чем активный, это проявляется в тех случаях, когда ребенок попадает в ситуацию необходимости быть понятым. Очень четко, по сравнению с детьми других групп, проявляются страхи. То, чего именно боится конкретный ребенок, зависит от его биографии, от того, какие травмы ему довелось пережить. Независимо от этого для всех детей общим является страх изменений, выражающийся в сверхзначимом желании поддерживать постоянство окружающей среды в любых ее проявлениях.

К описанию первой и второй групп детей с синдромом РДА стоит добавить, что их родители, как правило, слышат наиболее неутешительные прогнозы специалистов. Развитие у аутичных детей первой и второй групп медленное, нередки возвраты к уже, казалось бы, исчезнувшим формам поведения. Это может вызывать у родителей чувство безысходности и, как следствие, отказ от терапии. Между тем, при длительной и терпеливой работе у таких детей возможна существенная динамик. И то, что достигнутое ими не так велико, как хотелось бы, не делает их успехи менее значительными для них самих и для их собственного уровня овладения навыками взаимодействия с окружающим. Вот, к примеру, как развивался рисунок у аутичного мальчика в процессе многолетней терапии.

7,5 лет

9 лет

11 лет

11,5 лет

К сожалению, для аутичных детей 1 и 2 групп разные специалисты очень часто рекомендуют исключительно поведенческий тренинг, предусматривающий создание у ребенка множественных стереотипных блоков, которые включаются в картину поведения ребенка. Движущей силой такого подхода является научение. При этом прямое обращение к личности ребенка, к его внутренним резервам, остается неоправданно редким.

Часть аутичных детей 1 и 2 групп так и не начинает пользоваться речью. Если все возможности добиться от ребенка вербальных проявлений исчерпаны, то имеет смысл попытаться научить аутичного ребенка жестовому языку, а не фиксироваться на отсутствии речи, подвергая постоянной травматизации себя и ребенка. Взаимопонимание важнее, чем речь, создание коммуникации жестами является альтернативой вербальному языку.

Очень часто родителям, обратившимся за помощью к психиатру, говорят: "Ваш ребенок неизлечим и необучаем. Он безнадежен и никогда не будет полноценным человеком. Самое разумное - сдать его в интернат. Вы все равно ничего не сможете для него сделать." Надо ли объяснять, насколько травмирующим является воздействие, производимое на родителей такой информацией? Мать переносит переживаемый ею эмоциональный шок на общение со своим аутичным ребенком, очень часто симбиотически связанным с ней, и вызывает тем самым вторичное ухудшение его состояния.

Дети третьей группы часто производят впечатление "сверхобщительных". Это дети, поглощенные одними и теми же занятиями и интересами, много и хорошо говорят, но обращаются при этом к абстрактному собеседнику. Им не нужна обратная связь, они редко заботится о том, чтобы быть понятым. Такие дети уже могут поставить себе цель и добиваться ее всеми доступными им способами. Но приспособить свои потребности к меняющимся обстоятельствам они, как правило, не умеют. В отличие от детей третьей группы ребенок второй группы на невозможность добиться цели скорее всего отреагирует бурной эмоциональной вспышкой, а не длительными попытками добиться своего. Такие дети не умеют слушать и не заинтересованы в обмене информацией. Они, как правило, имеют богатый словарный запас и хорошо развитую речь, которая у них по большей степени остается монологичной. Обычно речь является у таких детей основным способом аутостимуляции, похожа на скороговорку. Высок уровень социальной наивности. Часто наблюдается отказ от обучения. Активный негативизм, как правило, связан с прежним травматичным опытом, с нежеланием вновь почувствовать свою несостоятельность. Эти дети очень часто перекладывают на близких ответственность за свои неудачи. Это напоминает поведение невротичного ребенка, но в случае с аутистом имеет более разрушительные последствия, так как он, с одной стороны, "острее" чувствует и переживает ситуацию, с другой стороны, выражает свои переживания менее адекватно, втягивая окружающих (в первую очередь членов семьи) в неадекватное аффективное взаимодействие. Кроме того, у аутичного ребенка гораздо чаще, чем у невротичного возникает повод для проявления недовольства. Агрессия обычно выражается вербально, ребенок не заглушает неприятные впечатления, а стимулирует себя ими. Любит говорить о том, что имеет для него негативную окраску. Дети этой группы нередко вызывают агрессию у окружающих, которые воспринимают их как плохо воспитанных детей, не учитывая, а скорее не замечая их аутичной специфики. Они негативно реагируют на попытки организовать их извне. Если взрослый эмоционально реагирует на негативные проявления такого ребенка, эти проявления закрепляются в его поведении. Ребенку необходимо испытывать острые ощущения, связанные с яркой реакцией взрослого. Речь активно используется для таких ощущений, ребенок провоцирует близких, говоря на "запретные" темы. Только отсутствие у взрослого реакции на провокации подобного рода способно изменить ситуацию, эмоционально выраженный запрет лишь закрепляет нежелательные проявления. "Мне кажется, что ему нравится, когда его наказывают", - говорит мама о своем 9-летнем сыне.

У детей четвертой группы аутизм выражен в наиболее легкой форме. Они больше похожи на заторможенных, неловких, отстающих в психическом развитии детей. Повышенно ранимы в контактах, речь замедлена. Устанавливают глазной контакт легче, чем дети первых трех групп. Кажутся более отсталыми, чем дети третьей группы, хотя это и не так. Их проблемы особенно ярко проявляются при реальном взаимодействии с людьми, при попытках организовать сложные взаимодействия. Способности проявляются в менее стереотипной, более творческой форме. Дети четвертой группы не развивают специальной аутистической защиты, не вырабатывают аутостимулирующие формы поведения. Очень зависимы, даже сверхзависимы, от эмоциональной поддержки близких. Этапы развития максимально приближены к норме. Имеют наилучший прогноз по сравнению с детьми трех предыдущих групп. Отрицательная оценка со стороны близких вызывает страх несостоятельности, тревожность, отказ от дальнейшего социального развития.

Чувство долга или ощущение собственной неадекватности, о которых часто говорят родители аутичных детей, лишают и тех, и других радости общения.

Аутичные дети, как губки, впитывают самую разнообразную информацию и ощущения. Повышенная чувствительность рождает повышенную уязвимость. Часто они относят все происходящее на свой счет. Мелкие проблемы ежедневного общения, которые не заденут обычного ребенка, способны больно ранить аутичного ребенка 4 группы. Иногда такие дети чувствуют себя отторгнутыми, даже если их собеседник не имел в виду ничего плохого. Их родители и сверстники часто удивляются тому, какой непропорционально резкой может быть их реакция на внешне малозначимые события. Эмоциональные переходы такого ребенка нужно воспринимать терпеливо и спокойно. Нужно помочь ему понять, что не все замечания и комментарии относятся к нему, что люди говорят и действуют иногда неправильно, но без намерения причинить им боль.

* * *

Любая личность постоянно находится под влиянием микросоциальных и макросоциальных факторов. Причём более значимыми являются микросоциальные факторы (семья, родственники и т.д.). Не исключением является и личность аутичного ребёнка. Условия внешней среды создают общий фон, способствующий усилению или ослаблению выраженности болезненных проявлений. Грузинский учёный А.Зурабашвили предложил обозначить это явление термином "психологическая радиация".

"Психологическая радиация" - это символический отклик на определённую микросоциологическую обстановку. Наиболее подвержены ей дети.

Развитие и состояние микросоциальных факторов, в свою очередь, напрямую связано с факторами макросоциальными, т.е. определёнными особенностями, характерными для общества в целом. Наиболее разработанной в этом отношении, с точки зрения автора, является социальная теория Э.Фромма, который для интерпретации сущности развития применил психологический подход. С точки зрения неофрейдистов, в наше время, с его исключительным социальным динамизмом, частичный беспорядок отражает более, чем когда-либо, беспорядок целого. Лечение этого индивидуального беспорядка более, чем когда-либо, зависит от лечения общего беспорядка.

Таким образом, состояние семьи напрямую зависит от состояния общества, а состояние аутичного ребёнка - от состояния семьи. Семья является психическим агентом общества. Состояние же общества в настоящее время оставляет желать лучшего. Культурные и нравственные ценности активно вытесняются ценностями материальными, достаточно высок уровень агрессии, отчуждённости. А ведь вполне понятно, что любой аутичный ребенок должен расти в обстановке эмоционального благополучия и при высоком уровне понимания со стороны окружающих.

* * *

Одной из наиболее распространенных точек зрения является та, согласно которой ранний детский аутизм обусловлен врожденным недоразвитием аффективной сферы, что препятствует установлению и поддержанию контактов с людьми и адекватному взаимодействию с окружающей средой, с одной стороны, и нарушением активности во взаимоотношениях, с другой стороны. Часто к концу дошкольного возраста соматовегетативная недостаточность исчезает, появляются попытки построения коммуникации. И тут на первый план выходит целый комплекс психологических стереотипов, сформировавшихся как у ребенка, так и у его ближайшего окружения. Во-первых, это представление ребенка о себе как о неуспешном. По-видимому, то же можно сказать в отношении детей 2-ой и 1-ой групп. Что касается детей 2-ой группы, то здесь это можно утверждать (исходя из нашего опыта), поскольку дети сами это озвучивают. У ребят 1-й группы, на наш взгляд, имеется внутреннее ощущение неуспешности, что часто видно по особенностям поведения. В случае с 1-ой группой неуспешность является не пониманием, а ощущением. Во-вторых, это неадекватное отношение близких к ребенку. Варианты неадекватного отношения могут быть разными: как к тяжело и безнадежно больному, как к исключительному, как к неудачнику.

Все вышеперечисленное играет огромную роль в дальнейшем неуспешном развитии аутичного ребенка, несмотря на постепенное "дозревание" биологических функций. Как сам ребенок, так и его семья привыкают к определенному уровню дискомфорта во взаимоотношениях и бессознательно поддерживают его. Создается жесткий семейный стереотип, в котором ребенку отведено определенное место. Факт наличия в семье больного ребенка является источником эмоциональных и психологических травм, и чем тяжелее случай, тем тяжелее переживаются эти травмы. Следствием является то, что к окончанию дошкольного возраста аутичного ребенка вся жизнь семьи уже в корне перестроена. При этом "обратная перестройка" способна вызвать массу проблем, поскольку, в свою очередь, очень травматична для семьи.

Одной из особенностей взаимодействия аутичного ребёнка с людьми является непонимание последним чувств, испытываемых партнёром при взаимодействии, так как люди нередко воспринимаются им не как живые и чувствующие субъекты, а скорее движущиеся объекты, не имеющие своих чувств, желаний и потребностей. Попытки объяснить аутичному ребёнку ошибки взаимодействия при помощи речи редко достигают долговременного результата и часто приводят к возникновению отрицательных эмоций обеих взаимодействующих сторон. Намного более эффективным объяснением для аутичного ребёнка является непосредственное "отзеркаливание" неконструктивных действий, направленных на партнёра Следует отметить, что если дети 1-ой, 2-ой и 3-ей групп не ориентированы в своем взаимодействии на партнера, то это не значит, что они не включают его в поле своего внимания и не фиксируют его действия. Столкнувшись с ситуацией собственного дискомфорта, аутичный ребёнок с гораздо большей степенью вероятности воспринимает объяснение, связанное с неадекватностью его поведения.

К чему приводит непонимание аутистами того, как, что и почему чувствуют другие люди, можно проиллюстрировать следующей цитатой из книги, написанной аутичным человеком: "Безопасность как важнейшую основу я могу находить только в вещах. Люди слишком оригинальны и непредсказуемы."

Поэтому одна из задач родителей аутичных детей и психологов, работающих с этими детьми, - научить их понимать психологию людей, распознавать эмоции, видеть мотивы поступков окружающих. Более высокий уровень понимания людей уменьшает тревогу, сопровождающую аутичного ребенка при общении, делает его более адекватным в контактах. Повышение уровня понимания возможно в любом возрасте, важнее не возраст, а постоянное развитие навыка понимания. Развитие этого навыка понимания необходимо не только ребенку, но и тому, кто с ним взаимодействует. К сожалению, слишком часто родителями и профессионалами движет желание изменить аутичного ребенка, а не желание понять его. Реальный мир и обычные люди не ставят задачу понять аутиста, и маловероятно, что ему придется встретиться с этим пониманием, - в этом трагедия аутичного ребенка. Поэтому, хотя бы в микросоциальном окружении, ребенок может рассчитывать на больший уровень понимания, - это повысит уровень его душевного комфорта и сделает более доступным терапевтическому воздействию. Нежелание, а зачастую и неспособность аутичного ребенка выразить то, что он хочет, приводит к тому, что многие из взаимодействующих с ним людей рассматривают такого ребенка как существо, не имеющее иных потребностей, кроме витальных, и начинают управлять им, исходя из своих представлений о том, что хорошо, а что плохо для него. Так, одна из матерей 16-летней мутичной девочки-аутистки, пообщавшись со специалистами Центра, с удивлением отметила: "Здесь даже у неговорящих детей принято спрашивать об их желаниях". Между тем, именно настроенность на внутренний мир аутичного ребенка делает взаимодействие максимально эффективным. Человек, общающийся с неговорящим ребенком, должен уметь понять (почувствовать) желание ребенка, сформулировать для себя и озвучить для него. Это возможно только при условии истинно партнерских отношений и безусловного уважения к личности ребенка. Не стоит забывать о том, что отказ от речи как коммуникативного средства, является не причиной а следствием аутистического развития. Поэтому чрезмерно настойчивые, с точки зрения ребенка, попытки вызвать речь, могут привести к противоположному результату, стойкое негативное отношение к речи может сохраниться на много лет.

Аутизм ребенка не является препятствием к размышлениям его о людях и об их жизни, о своих собственных особенностях, об основных движущих силах человеческих взаимоотношений. В качестве примера приведу монолог девятилетнего мальчика: "Я мог бы научиться играть с детьми, но для этого мне нужно несколько месяцев. Моя мама об этом не знает. Быть умным - это как получать хорошие оценки по школьным предметам, а уметь общаться - это как оценка по поведению. Чтобы человеку было интересно вести себя хорошо, его никто не должен ругать, а он должен иметь возможность радовать и радоваться". Часто препятствием в развитии общения у аутичного ребенка является преобладание отрицательных эмоций над положительными в процессе взаимодействия с людьми.

На мой взгляд, гораздо более эффективным (и требующим значительно меньших затрат энергии) способом воспитания аутичного ребенка является не создание "правильных" форм поведения, а настойчивое и последовательное блокирование неэффективных. Если блокировать неэффективные формы поведения, ребенок будет вынужден искать другие формы, часть из которых наверняка будет более конструктивной, - ее и следует поддерживать. Что характерно, это будет форма, самостоятельно найденная ребенком, а не навязанная ему извне. Он должен сам научиться искать и находить те формы поведения, которые не вызывают негативной обратной связи, так как в реальном мире не всегда рядом с ним будет советчик, который будет говорить ему "делай так". Очень важно при этом сохранять эмоциональный нейтралитет, должна доминировать стратегия "объяснять", а не стратегия "ругать".

Часто растерянность или раздражение вызывает "непонятливость" аутичного ребенка. Бывает невозможно донести до него простые, с точки зрения обыденного сознания, вещи. Кажется, что ребенок не "не может", а просто "не хочет" понимать. Во многом это происходит из-за того, что оценка действий и поведения ребенка производится согласно той системе координат, к которой привыкли остальные. При этом не принимается во внимание то, что и восприятие, и переработка информации у аутичного ребенка действуют иначе, мерки обыденного сознания здесь неуместны. Для иллюстрации вышеизложенной мысли приведу лишь два высказывания взрослых аутичных людей по поводу действия главных информационных каналов: аудиального и визуального

"Глаза часто бывают болезненными и я вижу вещи чрезвычайно тяжелыми по содержанию. Внутри я просто могу включить изоляцию и в течение секунды я вижу только высокую стену из точек."

"Что слышат аутичные дети? Иногда я слышала и понимала все, но порой звуки окружающего мира и человеческие голоса превращались для меня в однообразный невыносимый шум, подобный грохоту проходящего поезда. Особенно страдали мои чувства от шума, производимого множеством людей."

Иногда сложности взаимопонимания, возникающие при общении с аутичными людьми, связаны с тем, что последние часто, выражая свои мысли, облекают их в такую словесную форму, из которой трудно понять, что говорящий в действительности имеет в виду. При этом фраза сама по себе не является бессмысленной, из-за чего адресат, включаясь в диалог, понимает ее буквально, не видя стоящего за ней индивидуального смысла. Например, взрослый аутичный человек, пытаясь выразить свое удивление по поводу несхожести характеров двух своих знакомых - матери и дочери, - говорит: "Это не Ваша дочь". Поскольку произносится это серьезным голосом и с серьезным видом, велика вероятность того, что женщина, которой адресованы эти слова, начнет возражать ему с не меньшей серьезностью. Таким образом, конструктивность диалога сведется к нулю, т.к. факт родства и так не вызывает у того сомнений, хотя его слова, с высокой долей вероятности, создадут обратное впечатление. Вместо бессмысленного спора лучше объяснить аутисту, как правильно сформулировать то, что он имеет в виду.

Примеры, похожие на вышеприведенный, можно встретить и в художественной литературе, где описания аутичных детей стали встречаться значительно раньше, чем в литературе научной. Вот отрывок из книги Якоба Вассермана, вышедшей в Германии в 1908 году:

"Когда снова послышался бой часов, Каспар сказал:
- Я хочу стать кавалеристом, как мой отец.
Это должно было означать: "Дай мне вещь, у которой такой красивый звон".
Человек не понял и продолжал говорить, тогда Каспар заплакал и сказал:
- Дать коня!
Этим он просил человека не мучить его больше."

* * *

Применение интеллектуального тестирования, построенного на вербальном взаимодействии, с трудом применимо к аутистам (по крайней мере, до определенного возраста и уровня социализации). При использовании же невербальных способов определения интеллекта (например, теста Равена) ребенок обнаруживает высокий уровень развития. Здесь имеет место психологическая диссоциация - невербальный интеллект значительно выше вербального. Это ведет к тому, что в системе традиционного обучения многие дети с высоким уровнем интеллектуального развития оказываются практически необучаемыми.

Что касается государственной системы образования, то тут родители практически лишены свободы выбора образовательного учреждения для своего аутичного ребенка. Как правило, предлагается один из двух вариантов: специальная школа - первый или надомное обучение - второй. В массовых школах до сих пор не существует маленьких (8-10 человек) классов для интеллектуально сохранных аутичных детей. Еще меньше возможностей совместного обучения со здоровыми сверстниками. Каждый родитель решает эту проблему самостоятельно, по мере сил и возможностей. Многие из них опускают руки и соглашаются на усеченную программу, - им ничего больше не остается.

Вполне возможно, что ситуацию с обучением аутичных детей можно было бы улучшить, сдвинув возраст начала обучения с общепринятых 6-7 лет к 9-10 годам. За три дополнительных года многие социальные навыки, которыми обладают обычные дети, начинающие школьное обучение, могли бы быть сформированы у аутичных дошкольников. Тем более, что, по наблюдениям специалистов, самое большое количество проявлений аутичной симптоматики приходится на возраст 5-6 лет. Аутичный ребенок, еще не до конца переживший этот кризис, к 7 годам ставится перед следующей тяжелой для него проблемой - обучением. Не было ли бы более разумным дать ему небольшую передышку?

* * *

Необходимо помнить о том, что особенности речи и интеллектуальные нарушения - не причина, а следствие аутистического развития. Таким образом, придание обучению аутичного ребенка статуса деятельности, имеющей максимальный приоритет, мы воздействуем на следствие, а не на причину. Хорошо обученный, иногда даже закончивший не только массовую школу, но и получивший профессиональное образование, аутичный подросток часто в силу личностных особенностей, коррекции которых в свое время не было уделено должного внимания, не может найти свое место в жизни, остается без работы и без круга общения.

У тех аутичных детей, которые могут осознавать и вербализовывать свои переживания к младшему подростковому возрасту формируется, как правило, устойчивое негативное представление о себе. Для примера приведу лишь несколько высказываний о себе 11-15- летних подростков с аутизмом: "я урод, я дурак, вот меня и отдали в психушку", "думаю, что я не человек, я не похож на других детей, я не такой, как они; это невозможно объяснить, так как вы, люди, понять меня не сможете", "я плохой; лучше бы я умер; я бы очень хотел верить в хорошее, но только объясните, как я могу это сделать". Вполне естественно, что такое отношение к себе, уверенность в своей неуспешности отнюдь не способствует ни социальному и личностному развитию ребёнка, ни увеличению количества контактов с окружающими.

Подростки с аутизмом любой степени выраженности достаточно легко идут на установление контакта с психологом даже при первой встрече, если им предлагается взаимодействие, соответствующее их первичным потребностям (доверие, принятие, безопасность). Поначалу контакты кратковременны, но их длительность достаточно быстро возрастает при отсутствии давления и конструктивном поведении со стороны психологов.

* * *

У аутичных детей, также как и у обычных, существует потребность в сообществе и сопричастности. Беда в том, что они ощущают себя настолько отличными от других, что почти нигде не находят себе места. Окружающие своим отношением часто заставляют их чувствовать себя странными, "не такими, как все". При этом в группе аутичных сверстников, в ситуации отсутствия оценки, они могут научиться играть, пусть и по-своему, но эмоционально окрашивая игру и получая удовольствие. Необходимым условием для появления спонтанной коллективной игры является обстановка доверия и безопасности. Сложности в усвоении чужих игр и чужих правил не являются препятствием для создания своих, пусть не привычных стороннему наблюдателю. Часто аутичные дети вообще лишаются возможности свободной игры, так как их игра категорически отвергается окружающими. Между тем, только в игровой деятельности возможно полноценное развитие любого ребенка. Аутичного ребенка часто лишают этого права, подменяя свободное развитие игры обучением игре. Пытаясь сделать аутичного ребенка "таким, как все", его лишают радости человеческого общения, которую он в состоянии испытывать, - но не в ситуации постоянной негативной оценки. Я не отрицаю при этом необходимости обучения аутичного ребенка привычным формам игры и общепринятым нормам поведения, но, на мой взгляд, необходимо создавать ситуации, в которых он может вести себя естественным для себя образом, не подвергаясь постоянной негативной оценке, быть принимаемым как личность, обладающая иным набором качеств, но не менее ценная, чем обычная.

* * *

Взаимодействие с аутичными детьми должно иметь в своей основе любовь и доверие. Главными же элементами любви являются "забота, ответственность, уважение и знание" объекта любви.

Между тем, если по отношению к первым двум элементам положение, как правило, благоприятное, то этого нельзя сказать о двух других составляющих. Ни уважение к ребёнку, ни активность, направленная на познание внутреннего мира ребенка, не является в современном мире безусловной ценностью массового сознания. Уважение не может появиться без знаний, потребность в знании, в свою очередь, диктуется уважением.

Между тем, доверие занимает особое место в человеческих отношениях. Возможность установления доверительных отношений является основой успешности развития для любого, а тем более аутичного ребенка, который в силу особенностей своего развития лишен базового, первичного доверия к миру. Отсутствие доверия вызывает сиротство души.

Им не нужна жалость, а нужны понимание и поддержка: "Чего я у Вас прошу, на что уповаю, чего от вас жду, - это доверия, это безоговорочной готовности быть на моей стороне наперекор миру, даже наперекор миру, даже наперекор мне самому…"

Аутичные дети, также как и обычные люди, испытывают потребность в общении, но в первую очередь они испытывают потребность быть понятыми. Потребность быть понятыми выражается ими по-разному. Например, дети 3-ей группы хотят быть понятыми так, как это удобно им. Недоверие к окружающему миру во многом усиливается из-за того, что те модели взаимодействия, которые постоянно навязываются им, мало соответствуют их внутренним потребностям. За судьбой каждого аутичного ребенка и его семьи стоит человеческая трагедия несбывшихся ожиданий. Иллюстрацией могут служить следующие высказывания аутистов.

"Да, я бы очень хотел верить в хорошее, но объясните, как мне сделать это."

"Я отличаюсь от других людей тем, что мне не все равно то, что им все равно."

"Я хотел, чтобы я хотел где-нибудь быть таким, какой я."

"…потому что я дурак, так доктор говорил, который мне массаж делает."

"Сейчас каждый должен уметь кусаться и царапаться."

"Ну не нужно заставлять человека говорить правду, если он не хочет."

"Я хочу делать все, что я могу, чтобы выйти из моей собачьей клетки."

"Я ликвидирована от мамы."

"Я верю в себя, потому что вы в меня верите."

Ну а в качестве обобщения этих мыслей может я приведу цитату из статьи аутиста Дж.Синклера (США), который пишет: "Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас". Эта идея может быть подытожена словами Д.Лихачева: "Мы стали планетой глухих, но еще не разучившихся говорить, вернее бубнить свое… Разделение и нетерпимость во всех сферах жизни - вот что такое вторая половина XX века".

* * *

У тех клиентов, которые приходят к нам в Центр уже в подростковом возрасте и не имели в прошлом опыта контакта с людьми, максимально учитывающими их требования к контакту, либо с аутичными сверстниками, остро проявляется дефицит общения. Это касается даже тех подростков, у которых аутизм ярко выражен. Обычно они, в отличие от дошкольников, демонстрируют большую готовность к контакту. Аутичным подросткам свойственны те же черты, что и обычным, им так же необходимы признание и расширение возможностей, расширение круга общения.

Аутичный человек не может иметь способности к полноценному эмоциональному контакту, не имея доверительного отношения к миру. Между тем, большинство взрослых аутичных людей говорит о необходимости для них этого контакта.

"Я не могу трудится без помощи, полной любви."

"Как хорошо действуют на меня приветливость и одобрение людей. Немыслимым является просто ласковое слово. Я могу от всего сердца принять эти слова и они действительно там останутся."

"Вы нам нужны. Нам нужны ваши помощь и понимание. Ваш мир не очень открыт для нас и мы не сможем в нем разобраться без вашей сильной поддержки."

Проблема крайнего своеобразия контактов с окружающим миром и людьми не позволяет аутичному ребёнку использовать для своего развития коллективный общечеловеческий опыт. Его развитие, в отличие от здоровых детей, базируется преимущественно на личном опыте. Таким образом, казалось бы логичным всемерно способствовать увеличению количества и качества личного опыта, получаемого аутичным ребёнком в процессе роста. Но на деле картина, как правило, прямо противоположна. Особенности поведения ребёнка заставляют родителей максимально сокращать количество возможностей разнообразных форм взаимодействия аутичного ребёнка с миром, создавая постоянную, не травмирующую ребёнка, среду, ещё более ограничивая и без того ограниченные возможности овладения окружающим.

Обычный ребенок изучает людей посредством множественных контактов с ними. Накопив определенное количество взаимодействий с разными людьми, ребенок может делать выводы об особенностях поведения людей, корректировать свои отношения, исходя из полученного опыта. Аутичный ребенок гораздо хуже понимает людей в силу того, что зафиксирован на частных проявлениях, не умеет обобщать и выделять главное. Это связано с тем, что для аутичных детей значительное количество малозначительных фактов является более значимым и имеет чрезмерную эмоциональную окраску. Ребенок, оказавшийся захваченным переживанием, сам лишает себя "пространства", необходимого для осознания и обобщения - они замещаются эмоциями. Для того, чтобы научиться минимально разбираться в людях ему нужно больше знакомых людей и больше контактов, чем обычному ребенку. В реальной жизни, как было сказано выше, происходит наоборот.

Информацию о безнадёжности своего состояния аутичный человек получает в процессе невербального общения со своим ближайшим окружением. Такая ситуация провоцирует у него дальнейшую аутизацию и, зачастую, отказ от дальнейшего развития. Любое же ухудшение его состояния вызывает вспышку негативных эмоций со стороны ближайшего окружения, которое в дальнейшем передаёт этот негатив в невербальной, а иногда и в вербальной форме аутичному ребёнку, вызывая эффект замкнутого круга, учитывая чрезвычайную зависимость детей с коммуникативными нарушениями от близких.

Аутичный ребенок, степень тяжести состояния которого не позволяет оставлять его наедине с самим собой, вынужден в течение всей жизни находится с одним из двух-трех человек - ближайших родственников. Это, в свою очередь, не только препятствует расширению коммуникативной сферы аутичного ребенка, но и в значительной степени сужает для вышеупомянутых родственников диапазон возможной социальной активности - те вынуждены постоянно находиться в качестве "сторожа" при ребенке, не имея порой возможности отлучиться даже на несколько часов. В результате проигрывают и ребенок, и родители.

Большинство родителей, с которыми мне приходилось беседовать по поводу их аутичных детей, отмечали, что у детей существуют моменты "выхода из скорлупы" и демонстрации поведения и понимания происходящего на несколько уровней выше, чем обычно присуще этому ребёнку. В эти моменты ребёнок открыт для мира, для контактов с окружающими, для усвоения новой информации. Но общепринятая система обучения и воспитания аутичных детей такова, что даже в такие моменты ребёнок не получает информации о жизни здорового социума, так как практически никогда не встречается со здоровыми сверстниками. Большинство аутичных детей проводит время либо дома, в привычном, знакомом окружении, либо в специализированных учреждениях типа "особый ребёнок". То есть личного опыта взаимодействия с обычными детьми аутичный ребёнок не имеет, опыта длительного наблюдения тоже. К "точечным" контактам способны многие аутичные дети, а наблюдать, получая необходимую для себя информацию, способны почти все. Как можно узнать о других формах жизни и взаимодействия, живя в изоляции от них?

Мой десятилетний опыт работы с аутичными детьми в летнем оздоровительном лагере показывает, что в принимающей социально разнородной и разновозрастной среде (при отсутствии ухаживающих за ребенком членов семьи) развитие социальных, коммуникативных и речевых функций резко ускоряется, а количество и сила аффективных состояний, проявляющихся в ярко выраженной агрессии и неконтролируемом возбуждении, снижаются. По возвращении аутичного ребенка в привычную социальную среду, каковой для него является семья, приобретенные навыки имеют тенденцию к исчезновению. Процесс исчезновения занимает от двух-трех недель до двух месяцев. Восстановление старых стереотипов отмечено и при приезде в лагерь к ребенку, отдыхающему самостоятельно, его матери. Таким образом, можно говорить об устойчивой неконструктивной реакции аутичного ребенка на мать. Причины стойкого психологического стереотипа могут быть различны, но наличие такой зависимости кажется очевидным большинству специалистов, работающих с аутичными детьми.

Практически у каждого аутичного ребенка существуют как зона ближайшего развития, так и резервы для ее успешного освоения. Залог успешной социализации в том, насколько способны измениться и избавиться от своих стереотипов окружающие люди.

* * *

Особенно тяжело переживается аутичными детьми кризис подросткового возраста. Очень многие дети, в особенности высокоинтеллектуальные, оказываются в этом возрасте под угрозой психологического срыва, у части резко ухудшается состояние, даже при относительно благополучном развитии в более раннем возрасте. Это, на мой взгляд, объясняется несколькими причинами. Помимо биологических факторов, связанных с перестройкой организма, большое значение здесь имеют факторы психологические. "Выход" из подросткового кризиса напрямую связан с возможностью для подростка занять реальные социальные позиции во взрослом мире, а аутичный подросток, как правило, этой возможности лишен в силу особенностей своего социального развития. "Вечному ребенку" нелегко иметь адекватный возрасту социальный статус. Другая причина возможного ухудшения состояния - неисполненные и не всегда осознаваемые родительские ожидания того, что ребенок вырастет и все само собой изменится. Он же часто вырастает только биологически. Такой ребенок не стремится занять реальную социальную позицию. Это и есть та самая "другая" причина ухудшения состояния в подростковом возрасте. Появление этой причины спровоцировано не изменениями самого аутичного подростка, а неосуществившимися ожиданиями родителей. К этому времени у родителей уже накапливается усталость, они начинают испытывать больший, чем раньше, психологический дискомфорт, что не может не сказаться на эмоциональном климате в семье и, как следствие, на состоянии аутичного подростка. Поэтому поддерживающая терапия, как аутичных подростков, так и их родителей, является жизненно необходимой.

В подростковом возрасте большое количество опасностей ожидает детей с высоким интеллектом, максимально интегрированных в среду. Сравнивая себя с окружающими и обнаруживая сходство с другими людьми, многие из них впадают в депрессию и приходят к суицидальным мыслям, другие строят защиту по шизофреническому типу. Наиболее адаптированные подростки из этой группы легко могут стать жертвой наркомании и алкоголизма, а также, в силу неадекватного понимания социальных норм, нарушителями закона. В подростковом возрасте психологическое сопровождение жизненно необходимо для аутиста.

* * *

Аутичные дети, начиная с определенного уровня развития, безусловно способны к дружеским отношениям, начинают испытывать в них потребность. Мне кажется, что вероятность возникновения паритетных отношений выше для аутичной пары, а не для пары, где один из детей обычный, а другой - аутичный. Степень принятия нестандартных поведенческих проявлений у аутичного ребенка выше, чем у обычного, так как и он сам не очень ориентирован на социальные нормы. Общение с обычным ребенком хорошо как развивающие отношения, расширяющие знания аутичного ребенка о нормах, принятых в социуме. Отношение же обычного ребенка к аутичному как к истинно равному представляется мне маловероятным, если это не касается дошкольного возраста. Аутичный ребенок, будучи сверхсензитивным, вряд ли не чувствует этого, - даже если и не осознает до конца.

Еще одним доводом в пользу того, что аутичным детям и подросткам необходимо иметь в своем круге общения аутичных партнеров, является то, что каждый из них обладает своим набором достаточно жестких стереотипов. При правильном руководстве психолога, упорство, с которым каждый из партнеров защищает привычную форму взаимодействия, может становиться трансформирующей силой.

* * *

Существуют прямо противоположные точки зрения на перспективы развития аутичных людей. Одни говорят о невозможности для аутичного человека адаптации в мире, другие, списывая все проблемы на влияние психогенных факторов, считают, что, устранив их, можно добиться мгновенного исцеления. Реалистическая точка зрения, на мой взгляд, рассматривает обе возможности как реальные потенции и изучает те условия, которые способствуют развитию каждой из них.

За время моей психологической практики мне несколько раз приходилось сталкиваться с детьми с явно выраженными признаками аутизма (вторая группа по Лебединской - Никольской), в активе которых был почти весь набор навыков и умений, свойственных обычным детям того же возраста. Дальнейшие наблюдения за судьбой этих детей показывают, что их адаптивные возможности значительно выше, чем у их ровесников с той же степенью выраженности аутизма. В этом, безусловно, заслуга родителей.

Если говорить о перспективах развития аутичного ребенка, то здесь, как мне кажется, однозначного суждения быть не может. Что является признаком успешности в современном обществе? Наличие образования, работы, семьи, иногда друзей или постоянного уровня общения. Поэтому, если говорить об излечении аутиста, то он, наверное, всегда будет немного не похож на большинство людей, но в обществе существует немало "белых ворон", тем не менее не имеющих психиатрических диагнозов и нашедших свое место в жизни. Что же касается возможности для аутичного человека получить образование, устраивающую его работу и даже определенный круг общения, то при правильном воспитании и многолетней психологической поддержке, при правильном поведении родителей, это представляется вполне возможным для большинства аутистов. Так, взрослые аутичные люди, посещавшие группы общения в течение 3-4 лет, со временем перешли к самостоятельному, не провоцируемому ситуацией группы, общению (телефонные переговоры, встречи, поездки).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.