Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояний человека 25 страница




в) резкое учащение позывов в туалет, трудность или невозможность воздержаться_________________________________

11. Состояние потоотделения:___________________________________

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений______________

б) умеренное усиление потоотделения

в) появление обильного «холодного, проливного» пота

12. Состояние слизистой оболочки полости рта:

а) обычное состояние без каких-либо изменений

б) умеренное увеличение слюноотделения

в) ощущение сухости во рту

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, рук, шеи

б) покраснение кожи лица, рук, шеи____________________________

в) побледнение кожи лица, рук, шеи, появление на коже «мраморного» (пятнистого) оттенка

14. Восприимчивость к внешним раздражителям, чувствительность:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность

б) умеренное повышение чувствительности, восприимчи-вости к внешним раздражениям, не отвлекающее от работы

348 Приложения

Характер признака

Отметка (знак +)

в) резкое обострение чувствительности, огвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах:

а) обычное состояние, отсугавие каких-либо изменений

б) повышение уверенности в себе, уверенность в успехе

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала

16. Настроение:

а) обычное, неизмененное настроение

б) приподнятое, повышенное настроение, чувство подъема, приятного удовлетворения деятельностью, работой

в) снижение настроения, чувство подавленности

17. Особенности сна:

а) нормальный, обычный сон

б) крепкий, освежающий сон накануне (перед выполнением) задания

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких ночей, и в том числе накануне выполнения задания

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере чувств и эмоций

б) чувство озабоченности, ответственности, появление «азарта», положительно окрашенной «злости»

в) чувство страха, паники, отчаяния

19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума, других помех и отвлекающих раздражителей

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособ­ность работать при наличии отвлекающих раздражителей

20. Особенности речи:

а) обычная, неизмененная речь

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (грамотности, логичности)

II. Методики изучения состояний 349

., Отметка

Характер признака

в) нарушения речи — появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихий голос

21. Общая оценка психического состояния:

а) обычное, неизмененное состояние___________________________

б) состояние внутренней собранности, повышенной готовности к работе, подъем душевных сил, мобилизованность, высокий психический тонус__________________

в) чувство усталости, безразличия, рассеянности, несобранности, апатии, снижение психического тонуса__________

22. Особенности памяти:________________________________________

а) обычная, не измененная память_____________________________

б) улучшение памяти — легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент

в) ухудшение памяти

23. Особенности внимания:

а) обычное внимание бел каких-либо изменений _________________

б) улучшение способности к сосредо точению, отвлечение от посторонних дел

в) ухудшение внимания, неспособность сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаемость

24. Сообразительность:

а) обычная сообразительность без каких-либо изменений

б) повышение сообразительности, высокая находчивость

в) растерянность, ухудшение сообразительности

25. Умственная работоспособность:

а) обычная умственная работоспособность

б) повышение умственной работоспособности

в) значительное снижение умственной работоспособности, быстрая умственная утомляемость

26. Явления психического дискомфорта:__________________________

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений и переживаний, связанных с психическим состоянием______________

б) единичные, слабовыраженные, не мешающие работе изменения, чувство психического комфорта, удовлетворения, радости от выполнения работы, задания

350 Приложения

Характер признака

Отметка (знак +)

в) резко выраженные и многочисленные проявления психического дискомфорта, неприятное общее психическое самочувствие, мешающее работе

27. Степень распространенности (генерализованное™) признаков напряжения:

а) единичные и слабовыраженные признаки напряжения, не привлекающие к себе внимания

б) отчетливые признаки напряжения, которые сопутствуют повышенной работоспособности и успешности деятельности

в) большое количество разнообразных неприятных проявлений нервно-психического напряжения, наблюдающихся со стороны многих органов и систем организма и существенно мешающих работе

28. Частота возникновения состояния напряжения:

а) напряжение возникает чрезвычайно редко

б) напряжение развивается часто, но только при наличии реально трудных ситуаций

в) напряжение развивается весьма часто и нередко в тех случаях, когда для этого нет достаточных причин

29. Продолжительность состояния нервно-психического напряжения:

а) напряжение продолжается очень короткий срок: не более нескольких минут и исчезает до того, как миновала сложная ситуация

б) напряжение продолжается в течение всего времени пре­бывания в условиях сложной ситуации и выполнения работы

в) напряжение длится необычайно долго (несколько часов и более) и не прекращается даже после исчезновения трудной ситуации

30. Общая оценка степени выраженности напряжения:

а) полное отсутствие либо весьма слабое напряжение

б) умеренно выраженное напряжение

в) резко выраженное, чрезмерное напряжение Общая сумма баллов:

II. Методики изучения состояний 351

Обработка данных. После заполнения испытуемым правой части бланка производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта а), начисляется 1 балл, за этот же знак, поставленный против подпункта б), — 2 балла и против под­пункта в) — 3 балла. Таким образом, максимальное количество бал­лов, которое может набрать испытуемый, может быть равно 90, и в таком случае следует считать, что у него имеет место резко выражен­ное нервно-психическое напряжение. Минимальное количество бал­лов — 30, что соответствует отсутствию нервно-психического напря­жения.

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Методика разработана Ч. Д. Спилбергером и адаптирована Ю. Л. Ха-ниным. Она предназначена для опр<^1,еления у человека уровня тре­вожности в данный момент.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или непра­вильных ответов нет.

Суждение   Ответ  
  нет, это не так пожалуй, так верно совершен­но верно
1. Я спокоен        
2. Мне ничего не угрожает        
3. Я нахожусь в напряжении        
4. Я внутренне скован        
5. Я чувствую себя свободно        
6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8 Я ощущаю душевный покой        
9. Я встревожен        

352 Приложения

         
Суждение     Ответ  
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованности, напряженности        
16. Я доволен        
17.Я озабочен        
18. Я слишком возбужден, и мне не по себе        
19. Мне радостно        
20. Мне приятно        
«Ключ»        
Номер суждения     Ответ  
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
И        
         
         
         
    1. Методики изучения состояний 353
         
Номер суждения     Ответ  
         
         
         
         
         
         
                 

Обработка данных. Итоговый показатель находится в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше показатель, тем выше уровень тревожно­сти. При интерпретации показателей можно ориентироваться на сле­дующие ориентировочные оценки уровня тревожности: до 30 бал­лов — низкая, 31-44 балла — умеренная, 45 и более — высокая.

Методика «Определение состояния фрустрации»

Методика разработана В. В. Бойко.

Инструкция. Ознакомившись с последующими ситуациями, дайте ответ, согласны вы с ними (поставьте рядом с номером знак «+») или нет (поставьте знак «-»).

Текст опросника

1. Вы завидуете благополучию некоторых своих знакомых.

2. Вы недовольны отношениями в семье.

3. Вы считаете, что достойны лучшей участи.

4. Вы полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе, если бы не обстоятельства.

5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются на­дежды.

6. Вы часто срываете зло или досаду на ком-либо.

7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам.

8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как того хочется.

9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас. 10. Вы считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря).

21-1413

354 Приложения

11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас.

12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия.

Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ на­числяется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если оп­рашиваемый набрал 10-12 баллов, то он очень фрустрирован, 5-9 бал­лов — у него имеется устойчивая тенденция к фрустрации, 4 балла и меньше — фрустрация отсутствует.

Методика «Диагностика уровня социальной фрустрированности»

Методика разработана Л. И. Вассерманом.

Инструкция. Вам предлагается опросник, который фиксирует степень вашей неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий, ответ в цифрах: полностью удовлетво­рен (0 баллов), скорее удовлетворен (1 балл), затрудняюсь ответить (2 балла), скорее неудовлетворен (3 балла), полностью неудовлетво­рен (4 балла).

Текст опросника. Удовлетворены ли вы:

1) своим образованием;

2) взаимоотношениями с коллегами по работе (учебе);

3) взаимоотношениями с администрацией на работе;

4) взаимоотношениями с субъектами своей профессиональной дея­тельности (пациенты, клиенты, учащиеся и т. п.);

5) содержанием своей работы в целом;

6) условиями профессиональной деятельности (учебы);

7) своим положением в обществе;

8) материальным положением;

9) жилищно-бытовыми условиями;

10) отношениями с супругом(ой);

11) отношениями с детьми;

12) отношениями с родителями;

13) обстановкой в обществе (государстве);

14) отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми;

II. Методики изучения состояний 355

15) сферой услуг и бытового обслуживания;

16) сферой медицинского обслуживания;

17) проведением досуга;

18) возможностью проводить отпуск;

19) возможностью выбора места работы;

20) своим образом жизни в целом.

Обработка данных. По каждому пункту определяется (в баллах) уро­вень фрустрированности. Высчитывается набранная сумма баллов и делится на 20 (число вопросов).

Интерпретация результатов. Если испытуемый набирает 3,5-4 бал­ла, то у него имеется очень высокий уровень социальной фрустриро­ванности; 3,0-3,4 балла — повышенный уровень фрустрированности; 2,5-2,9 балла — умеренный уровень фрустрированности; 2,0-2,4 бал­ла — неопределенный уровень фрустрированности; 1,5-1,9 балла — пониженный уровень фрустрированностп; 0,5-1,4 балла — очень низ­кий уровень; 0-0,5 балла — отсутствие или почти отсутствие фруст­рированности.

Модифицированная шкала личностной соревновательной тревожности (СТ) Р. Мартенса (Ю. Л. Ханин, 1983)

Шкала Р. Мартенса предназначена для выявления индивидуальных различий в эмоциональном реагировании на предстоящее соревнова­ние. Эта характеристика дает представление о типичной реакции че­ловека на предстоящую значимую деятельность. Шкала пригодна для работы как с детьми начиная с 10-летнего возраста, так и со взрослы­ми. Она состоит из 10 суждений, с каждым из которых опрашиваемый соглашается или не соглашается, указывая, насколько часто он испы­тывает такое состояние непосредственно перед значимой деятельно­стью (например, спортивным соревнованием) и во время нее. Опрос может проводиться индивидуально и в группе. Вся процедура запол­нения бланка обычно занимает 3-5 минут.

Инструкция. Ниже приведены суждения о том, как обычно люди чув­ствуют себя, соревнуясь между собой в играх или спортивных состя­заниях. Прочитайте внимательно каждое из предложений и подумайте, насколько часто или редко у вас возникают подобные эмоциональные переживания и мысли перед соревнованиями.

23'

356 Приложения

Если такого с вами не случалось почти никогда, то обведите в кру­жочек букву А справа от этого предложения. Если такое с вами иног­да бывало — то букву Б, а если это случается часто — то букву В. Слишком долго не задумывайтесь, поскольку здесь нет правильных или неправильных ответов. Главное — выбрать такой ответ, который точнее всего соответствует вашему обычному состоянию до и во вре­мя соревнований.

Высказывание Почти никогда Иногда Часто
1. Соревноваться с друпши интересно А Б В
2. Перед соревнованиями я чувствую себя беспокойно А Б В
3. Перед соревнованиями я боюсь, что не смогу выступить хорошо А Б в
4. На соревнованиях я веду себя как настоящий спортсмен А Б в
5. Соревнуясь, я беспокоюсь, что могу допустить ошибки А Б в
6. Перед началом соревнований я бываю спокоен А Б в
7. В соревнованиях важно поставить цель А Б в
8. Перед началом соревнований у меня в животе возникает неприятное ощущение А Б в
9. Я замечаю, что перед самым началом соревнований сердце у меня начинает биться чаще, чем обычно А Б в
10. Мне нравятся игры, требующие большого физического напряжения А Б в
11. Перед соревнованием я чувствую себя свободно А Б в
12. Перед началом соревнования я нервничаю А Б в
13. Командные виды спорта интереснее, чем индивидуальные А Б в
14. Я начинаю нервничать из-за желания скорее начать соревнование А Б в
15. Перед началом соревнований я бываю весь напряжен А Б в

II. Методики изучения состояний 357

Обработка данных. Десять вопросов шкалы (2, 3, 5, 6, 8,9,11, 12, 14. 15) — «работающие», другие пять (1, 4, 7, 10 и 13) — «буферные», ко­торые не учитываются при обработке протокола и подсчете итогового показателя. Каждый ответ оценивается в баллах: для вопросов 2, 3, 5, 8,9,12,14,15 - А = 1 балл, Б = 2 балла, В = 3 балла. Ответы по п. 6 и 11 оцениваются в обратном порядке: А = 3 балла, Б = 2 балла и В = 1 балл. Итоговый показатель СЛТ находится в диапазоне от 10 (очень низ­кая соревновательная тревожность) до 30 баллов (очень высокая тре­вожность).

Методика «Накопление эмоционально-энергетических зарядов, направленных на самого себя»

Методика, разработанная В. В. Бойко, представлена мной в несколь­ко модифицированном виде, чтобы можно было судить о степени на­капливаемого у человека эмоционально-энергетического заряда, не получающего выхода вовне.

Инструкция. Прочтите предлагаемые положения и выразите свое от­ношение к ним. Если вы согласны с положением, поставьте рядом с его номером знак «+», если не согласны, то знак «-».

Текст опросника

1. В последнее время вы почти всегда находитесь в состоянии моби­лизации для отражения угрозы, неприятностей, несправедливости, но тем не менее держите себя в руках.

2. Вы часто испытываете недовольство, гнев, разочарование и стара­етесь не показывать свои переживания.

3. Вас огорчают обстоятельства в семье, на работе или отношения с друзьями, и вы носите в себе эти впечатления.

4. Вам приходится скрывать антипатию, неприязнь к кому-либо из тех, с кем часто общаетесь.

5. Критику в своей адрес обычно долго помните.

6. Вы часто ругаете себя или злитесь на себя за то, что допустили ошибку, не смогли что-то сделать хорошо или вовремя.

7. Вы завидуете тем, кто лучше живет или достиг больше вас в работе или семейной жизни.

358 Приложения

8. Вы часто сдерживаете себя, чтобы не сказать все, что думаете о не­посредственно окружающих вас людях (родных, близких, друзь­ях, коллегах).

9. Вы почему-то не можете или не хотите открыто радоваться хоро­шим людям, приятным встречам, событиям.

10. Вы не можете или стесняетесь заплакать в тех случаях, когда дру­гие это обычно делают.

11. Вам не к кому обратиться или не хочется жаловаться на свою уста­лость от жизни.

12. Вы не решаетесь публично высказывать свое мнение.

13. Вы обычно боитесь сделать решительный шаг, «промахнуться» в жизни.

14. Вы чувствуете себя одиноким человеком, вам не с кем поговорить, поделиться сокровенными мыслями.

15. Вы часто чувствуете себя неловко в новой обстановке или вам труд­но вступать в контакты с малознакомыми людьми.

16. Вы чаще всего недовольны собой или своей работой.

17. Вас беспокоит собственное здоровье или здоровье близких, но вы об этом ни с кем не говорите.

18. Вы обычно чувствуете себя скованно, напряженно.

Обработка данных и выводы. За каждый положительный ответ на­числяется по 1 баллу. Подсчитывается общая сумма баллов. Если оп­рашиваемый набирает 14-18 баллов, то у него имеется большая скры­тая эмоциональная напряженность. Сумма, меньшая 6 баллов, свиде­тельствует о слабой напряженности или ее отсутствии.

Методики диагностики профессионального выгорания (сгорания)

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмо­циональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выпол­няющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы

II. Методики изучения состояний 359

мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие си­туации (т. е. к равнодушию).

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выска­жите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны — то знак «-» («нет»).

Бланк для ответов    
Да Нет № Да Нет № Да Нет № Да Нет
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Текст опросника

1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нерв­ничать, переживать, напрягаться.

360 Приложения

2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале ка­рьеры.

3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (зани­маю не свое место).

4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, менее качественнее, медленно).

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего на­строения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине с собой, чтобы со мной никто не об­щался.

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поско­рее «свернуть» дело.

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, что я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связан­ных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряже­ния.

14. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом ока­зать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого строения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с дело­вым партнером.

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как мож­но меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

II. Методики изучения состояний 361

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с де­ловыми партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с рабо­той: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли меня и т. п.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время обще­ния с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: не делай людям добра, не получишь зла.

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказыва­ется на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем по­лучаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется голов­ная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непо­средственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в ра­боте.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое раз­очарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

риложения

42.

43. 44. 45. 46. 47. 48. 49.

50. 5l.

52.

53.

54.

 

Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хо­роших» и «плохих».

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.