Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инженерное дело в эпоху феодализма




 

В странах западной Европы феодальные отношения складывались на развалинах Западной Римской империи, завоеванной в ходе Великого переселения народов варварами и охватывает период с конца V века и до XVII-XVIII веков. Процесс формирования феодализма на территории бывшей Западной Римской империи осуществлялся в форме синтеза разлагавшихся рабовладельческих и первобытнообщинных отношений, приведшего к созданию качественно нового строя.

Усилившийся в III веке кризис рабовладельческого способа про­из­водства привел к упадку сельскохозяйственного производства, ремесла, и торговли и возвращению к натуральным формам хозяйствования. Ос­новным фактором, повлиявшим на разложение рабовладельческого строя, была острая нехватка рабочей силы. Дефицит рабочей силы был вызван отчасти отсутствием бесплатной и регулярно пополняемой армии рабов, а также возросшей потребностью в расширении обработки земли, про­истекавшей из самой природы феодальной системы.

Античные общества с их развитой системой рабства не были заинтересованны в радикальных усовершенствованиях орудий труда и тем более в механизации. Дешевый рабский труд делал нерентабельным технический прогресс, т.к. всякое усложнение технологии рабского труда привело бы к необходимости технологического контроля, а это ведет к удорожанию процесса производства. Таким образом, рабство было главным тормозом экономического развития общества.

Важнейшим фактором ускорения технического прогресса общества стало развитие торговли. Если на первых ступенях развития человеческого общества приходилось ежедневно и в каждой местности заново изобретать то, что в других местностях использовалось давно и довольно успешно, развитие торговли послужило мощным каналом диффузии инноваций.

Развитие феодального общества способствовало развитию градо­строительства, а вместе с тем и развитию ремесленного производства.

Заметными становятся успехи в развитии техники. В X-XII вв. большое развитие получили водяные мельницы, несколько позднее - вет­ровые. Тогда же в Европе появились механические часы. Немаловажное значение для накопления знаний о законах природы имело изготовление военного снаряжения, кораблестроение, гидростроительство, устройство крупных гидротехнических сооружений.

Основными техническими достижениями феодальной эпохи были:

- в строительном деле - нахождение новых конструкционных прин­ципов готического стиля построек, усовершенствование техники стро­ительства замков и крепостей;

- в металлургии - открытие переделочного способа железа, начало чугунно-литейного дела;

- в морском транспорте - усовершенствование конструкций корабля, изобретение компаса;

- в военном деле - изобретение пороха и распространение огне­стрель­ного оружия;

- изобретение книгопечатания.

Важнейшим этапом развития инженерного дела в период феодализма является изобретение пороха и связанное с ним появление огнестрельного оружия.

Первым представителем порохов был дымный порох - механическая смесь калиевой селитры, угля и серы. Наиболее вероятно, что родиной пороха является Китай (1000 г.), а затем он стал известен арабам. Изначально порох применялся главным образом в качестве зажигательного и взрывчатого вещества. Метательное свойство пороха было открыто значительно позже. В Европе порох известен с XVIII века.

Появление огнестрельного оружия вызвало серию изобретений и усовершенствований: техники металлообработки, расширения произ­водства металла, дало новое направление развитию фортификационного искусства, развитию транспорта.

Огнестрельное оружие пробивало стены и это стимулировало инженерную мысль к поиску новых решений в строительстве. “Старая каменная стена была заменена земляным валом, лишь облицованным камнем, а небольшая боковая башня была превращена в пятиугольный бастион. Постепенно все каменные части укреплений стали прикрываться от настильного огня внешними земляными укреплениями и к середине XVIII века средства обороны крепости опять стали относительно сильнее, чем наступательные средства”, - писал Ф. Энгельс. Состязание между артиллерией и фортификацией ускоряло дальнейшее развитие военной техники, которая шла впереди и вела за собой другие отрасли техники.

Распространение огнестрельного оружия сыграло роль катализатора в процессе становления инженерной профессии:

- увеличилась добыча металла;

- улучшилась обработка металла;

- началась унификация огнестрельного оружия;

- появляются первые оружейные заводы;

- в армии происходит разделение специалистов, обслуживающих ар­тил­­лерию, на техническую и строевую части;

- происходит пересмотр традиций в строительстве форти­фи­ка­ционных сооружений;

- начинает интенсивно совершенствоваться строительная техника;

- ускоряется развитие транспортных средств.

Не менее важным достижением феодального общества, после изо­бретения огнестрельного оружия, с точки зрения развития инженерного дела является изобретение книгопечатания. Первые опыты книгопечатания были предприняты в VIII в. в Японии. Это были молитвы, отпечатанные с резных деревянных форм, покрытых изображениями и подписями. Около 1041-48 г. китайцем Би Шэном, членом императорского суда, был пред­ложен разборный шрифт. Он сделал глиняные изображения каждого иероглифа и разместил их на особой металлической раме. Эти знаки можно было собирать и разбирать, составлять из них новые страницы. В Европе книгопечатание появилось в 40-е годы XV в.. Незнакомый с китайской методикой книгопечатания немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг (1399?-1468 г.г.) создал свой собственный печатный шрифт. Он отлил каждую букву из металла. Буквы, из которых составлялись слова, собирались на деревянной раме и помещались в пресс. Затем их покрывали краской и сверху клали печатный лист. Так можно было напечатать значительное число эк­земпляров одной страницы, а затем переходить к печатанию следующих страниц. Изобретение книгопечатания позволило систематизировать зна­ния в различных областях. Появляются первые книги: Г. Агрикола “О гор­ном деле и металлургии”, 1530-1556гг, Г. Альгизи “ О форти­фи­кации”(1570г), Дж. Маджи и Дж. Костриотто “О фортификации городов” (1664г.). К этому же периоду относятся печатные труды выдающихся ученых того времени Галлилео Галлилея (1564-1642гг) - проблема законов падения (решение баллистической задачи в артиллерии в связи с изобретением пороха), “Задача о маятнике”, “Динамика твердого тела”; Р. Декарта (1596-1650гг) - трактат по механике; Э. Торригели (1608-1647гг) - “Закон истечения жидкости из отверстия в сосуде” и др. Подчеркивая важность знания законов природы и умения соединения их с техническими правилами еще в 1637г. в сочинении “Рассуждения о методе” Р. Декарт писал, что установленные им понятия показывают, “что можно достичь знаний, очень полезных в жизни, и что вместо умозрительной философии, преподаваемой в школах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд небес и прочих окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различные ремесла наших мастеров, мы могли бы наравне с последними использовать и эти силы во всех свойственных им применениях и стать, таким образом, как бы господами и владетелями природы” (Декарт Р. Рассуждение о методе. М: Изд. АН СССР, 1953). Таким образом, уже в начале XVII в. подчеркивалась важность и необходимость теоретической подготовки людей, занима­ющихся техническим творчеством. Важнейшую роль в развитии теоре­тического познаниямира, поиска решений технических проблем сыграло философско-методологическое осмысление количественных и качественных данных, полученных из опытов. Началу этого процесса положили первые учебные заведения Западной Европы. Старейший в Европе университет основан в Салерно (Италия) в Х в.; в 1119 г. создан университет в Болонье 1150 г. – основан Парижский университет, 1167 г. – основан Оксфордский университет, в 1209 г. Кембриджский университет, в Тулузе (1229 г.); Монпелье (1289 г.); Пуатье (1348 г.); Бордо (1441 г.); Карлов университет в Праге (1348 г.); Краковский (1364 г.), Венский (1365 г.) и др. Возникновение высших учебных заведений положило начало широкому распространению социально-философского познания законов природы и их использования в интересах общества, в том числе и развития технического творчества.

Развитие феодального общества, его средств производства предъ­являет все больший спрос на новые технические средства, использующие энер­гию природных источников, которые бы не зависели ни от гео­гра­фических условий, ни от капризов погоды. Наблюдается постоянный рост об­щественной потребности в инженерах. В массовом сознании вполне фор­мируется понятие “инженерное дело”, представляющее собой сово­купность зна­ний и умений в самых различных областях техники. Качество под­го­товки инженеров, не базирующееся на фундаментальном систе­ма­тическом образовании, перестает удовлетворять потребности произ­водства.

Распространение цеховой организации ремесел, зарождение ману­фактур, достижения в архитектуре и строительстве, транспортном и дорож­ном строительстве, совершенствование изделий, возникновение новых техно­логий постоянно требовали выхода за рамки традиционного ремес­ленного знания и опыта. Необходимость строгого “увязывания” научных достижений того времени с техникой подчеркивалось в работах вели­чайшего инженера-изобретателя Леонардо да Винчи (1452-1518). Так, размышления над техническими проектами регулирования водных потоков привели его к новым теоретическим идеям в гидрофизике; предложение по способам снижения трения в механизмах и машинах выразилось, с одной стороны, в изобретении устройства подшипников, а с другой - во введении понятия коэффициента трения и разработки некоторых положений теории трения.

Переломным в профессии инженера является XVII век. Именно этот период являет собой принятие первых актов институционализации профес­сии инженер. Широкий размах крепостного строительства стимулировал образование особого корпуса военных инженеров, которые до того времени отчасти выполнялись специалистами-невоенными. В 1602 г. знаме­нитый министр Генриха IV, Сюлли (Франция), сформировал группу офицеров, за которыми была закреплена функция строительства новых и укрепление старых фортификационных сооружений. Такое выделение специалистов сыграло важную роль в повышении престижа инженерной деятельности. На военных инженеров того времени смотрели как на избранных, обладающих особым талантом и знаниями людей.

Однако, за исключением военного дела, где новые идеи поощрялись и быстро воплощались в жизнь, в целом в промышленности царил дух мизанеизма. В сфере производства постоянно шла борьба между изо­бретателями и цехами. Цеховые привилегии особенно стесняли всякое улучшение промышленной техники, появление новых изделий и способов производства. Государство же занимало индифферентную позицию: изобретения не запрещались, но никакой помощи по их внедрению изобретателям не оказывалось. Известна, например, ожесточенная борьба, которую вели цехи в Англии, Франции, Нидерландах с появившемся в XVI веке ленточным станком и с изобретенной в XVII веке чулочно-вязальной машиной. Борьба эта заключалась в запрещении пользования этими изобретениями и уничтожении инструментов, что сильно задержало их распространение. Сам изобретатель ленточного станка был брошен в Вислу в 1586 г., где и погиб. Изобретатель чулочно-вязальной машины вынужден был бежать из Англии. Бойкот был объявлен всем тем ремесленникам, которые согласились работать на этих станках.

Но несмотря на все препятствия, инженерное дело продолжало раз­виваться. Наряду с развитием строительного дела более интенсивно идет развитие металлургии, текстильной промышленности, кораблестроения, транспорта и т.п., нарождается новый тип инженера-промышленника, который в условиях феодального общества пока еще трудно отделим от высококвалифицированного мастера.

Феодальное общество характеризуется значительной социально-классовой неоднородностью инженерной интеллигенции. Небольшая часть ее относится к высшим кругам общества, чаще всего к военной аристократии, часть примыкает к ученым. Основная же масса по своему социальному положению стоит ближе всего к ремесленникам. Феодальные инженеры были включены в цеховую систему, служившую основной формой организации промышленности ремесленного типа, либо на­хо­дились на положении свободных профессий.

Развитие и становление профессиональной группы инженеров до­капиталистического общества свидетельствует о том, что в эпоху фео­дальных отношений четко определилась по своему содержанию и структуре профессиональная группа “инженер”. Она стала обладать рядом приз­наков, необходимых для ее институционализации: занятия основывались на применении технических знаний; давали регулярный доход и были для значительного круга лиц единственным способом добывания средств су­ществования. Но говорить о полном признании (утверждении) профессии мы не можем, т.к. в этот период отсутствует система специального тех­нического образования и остаются непризнанными формы контроля профессиональной компетенции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.