Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итоги социально – экономических преобразований 1990 – х гг




Причины трудностей и неудач реформ 1990 – х гг. в России:

· неблагоприятная социально – экономическая ситуация;

· половинчатость и непоследовательность реформ;

· ошибки теоретиков и исполнителей реформ;

Итоги экономических реформ 1992 – 1997гг.:

Ø демонтаж плановой экономики;

Ø завершение этапа приватизации;

Ø формирование потребительского рынка;

Ø перемещение деловой активности в негосударственный сектор;

Ø обеспечение внутренней конвертируемости рубля;

Ø пополнение золотого и валютного запасов;

Ø постепенная интеграция экономики России в мировое хозяйство.

Социальные потери в ходе проведения реформ:

1. Обесценивание денежных накоплений населения.

2. Резкий рост цен на товары первой необходимости.

3. Увеличение уровня безработицы.

4. Высокий уровень инфляции в 1992 – 1995 гг.

5. Сокращение объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства.

6. Многократное сокращение расходов на науку, образование, культуру, здравоохранение.

7. «Четвёртая волна» эмиграции из России, «утечка мозгов» и талантов из СССР.

8. Рост смертности населения;

9. Рост коррупции и злоупотреблений служебным положением;

10. Ухудшение криминогенной обстановки;

11. Увеличение налогов на мелкий бизнес и «среднего» россиянина.

 

Политический кризис 1993 г. (Кризис двоевластия)

В 1992 г. в России сложилась обстановка нарастающего кризиса. Это стимулировало активность политиков, выступавших против курса Президента Б. Н. Ельцина. Центром оппозиции курсу реформ стал Верховный Совет во главе с его председателем Р.И. Хасбулатовым и вице – президентом А.В. Руцким. Депутаты бойкотировали предлагаемые им на утверждение законы, пытались ограничить власть Президента и Правительства. В январе — феврале 1992 г. состоялись крупные форумы оппозиции: Конгресс гражданских и патриотических сил, Русский национальный собор. 23 февраля в Москве и многих городах России прошли антиправительственные митинги, на которых выдвигались лозунги восстановления СССР и свертывания реформ. Это свидетельствовало о новом распределении политических сил, ведь до сих пор «улицей» безраздельно владели демократические организации.
Сложившаяся к концу перестройки система власти противоречиво сочетала черты советской и парламентской демократии: всевластие Съезда народных депутатов при декларировании разделения властей. В стране продолжали работать органы власти, сформированные еще при СССР. Это, прежде всего Советы народных депутатов во главе с Верховным Советом Российской Федерации. Они располагали законными возможностями тормозить движение России курсом, избранным командой Ельцина.

Точка зрения Следует различать причину и поводы для борьбы между Президентом и парламентом. Причинасостояла в распределении власти, точнее, в контроле за правительством. Конституция устанавливала, что председателя правительства с согласия Верховного Совета назначает и отправляет в отставку Президент; однако Верховный Совет и Съезд народных депутатов, не имеющие права назначения премьер-министра, в любой момент могли отправить правительство в отставку простым большинством голосов и без каких-либо ограничительных условий. Президент имел право единолично назначать и освобождать от должности министров, но не мог распустить парламент или приостановить его деятельность; более того, Конституция специальной статьей запрещала роспуск каких-либо законно избранных органов власти.Таким образом, и у парламента, и у Президента имелись основания претендовать на контроль за правительством, однако механизма разрешения неизбежных в такой ситуации конфликтов Конституция не предусматривала. Именно поэтому борьба между Президентом и Верховным Советом заняла много месяцев, велась с необыкновенным упорством и энергией с обеих сторон и разрешилась только применением вооруженной силы в октябре 1993 г. Поводом же для борьбы послужила социально-экономическая политика Президента Ельцина и его команды. Стремительный рост цен и снижение уровня жизни подрывали популярность Президента и побуждали депутатов выступать с критикой курса правительства — отчасти искренне, отчасти в погоне за политическими очками.

Первый «бой» между командой Ельцина и растущей оппозицией произошел на VI Съезде народных депутатов России, открывшемся 6 апреля 1992 г. Доклад Президента сопровождался протестующими и насмешливыми репликами, в зале стоял гул.
Еще более возмутило депутатов выступление и.о. премьер-министра Е. Т. Гайдара, в котором главным основанием для оптимизма была названа обещанная Западом экономическая помощь. Якобы только в 1992 г. будет выделено 24 млрд. долларов. 11 апреля в ходе голосования поправок к постановлению об экономической реформе министры покинули зал заседаний и подали Президенту прошение об отставке. 15 апреля этот демарш вынудил Съезд принять политическую декларацию, составленную так, что каждая из сторон конфликта могла найти в ней отражение своих стремлений.
Остальные заседания Съезда посвящались приведению Конституции России в соответствие с новыми реалиями, возникшими из-за распада СССР. При этом ни одно предложение, касающееся распределения власти (как со стороны Президента, так и со стороны оппозиции), не набрало необходимого для принятия решения числа голосов. 21 апреля Съезд завершил работу.
VII Съезд народных депутатов (1—14 декабря 1992 г.) стал самым напряженным и драматическим из всех. Накануне его открытия, 30 ноября, Конституционный суд РФ завершил рассмотрение «дела КПСС». Суд признал конституционными указы Президента Ельцина от 23 августа 1991 г. «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», от 25 августа 1991 г. «Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР» и от 6 ноября 1991 г. «О деятельности КПСС и КП РСФСР».
Открывающий Съезд доклад Президента Ельцина депутаты даже не стали обсуждать. Напротив, доклад председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова завершился бурной овацией и задал тон 5-дневным дебатам, в которых вновь жестко критиковалось правительство. Два дня депутаты обсуждали поправки к Конституции. Из числа принципиальных для распределения власти поправок прошла следующая: депутаты получили право утверждать или отклонять кандидатуры силовых министров и министра иностранных дел. Внесенную Президентом на должность председателя правительства кандидатуру Гайдара Съезд 9 декабря отклонил («за» — 467 голосов, «против» — 486).
В речи 10 декабря Президент заявил, что «с таким съездом работать невозможно». Он жестко оценил деятельность Хасбулатова как «главного проводника обанкротившегося курса». Ельцин призвал решить спор посредством референдума по вопросу: «Кому вы поручаете вывод страны из экономического и политического кризиса, возрождение Российской Федерации: нынешнему составу Съезда и Верховного Совета или Президенту России?»
Завершая свое короткое выступление, Ельцин призвал своих сторонников выйти из зала заседаний и собраться в Грановитой палате Кремля. За ним последовали около 100 депутатов. Хасбулатов немедленно заявил, что подает в отставку, и, передав ведение заседания Ю. Ф. Ярову, вышел из зала. Регистрация показала, что кворум на Съезде сохраняется (715 депутатов — на 24 больше необходимого минимума). Поэтому Съезд продолжил работу согласно повестке дня, и в частности не принял отставку Хасбулатова (спикер вернулся в президиум и повел заседание дальше). Выступил вице-президент Руцкой, заявивший о верности «Конституции, закону, Съезду, российскому народу» (Президент России из перечня выпал, конечно же, не случайно), были заслушаны силовые министры, заявившие о своей верности Конституции.
Кризис отношений между Президентом и парламентом затягивался. Выход из ситуации нашел председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, выступивший с призывом к компромиссу и немедленным консультациям. 12 декабря Съезд принял постановление «О стабилизации конституционного строя» из 9 пунктов, согласно которому на 11 апреля назначался референдум по основным положениям новой Конституции, а принятые поправки к Конституции «замораживались».

Президент внес кандидатуру B. C. Черномырдина, который и стал с 14 декабря 1992 г. премьер-министром, получив 721 голос.
В марте 1993 г. достигнутый компромисс был отменен внеочередным VIII Съездом (10—13 марта 1993 г.). Референдум назначен не был. 20 марта, Президент Ельцин выступил с телеобращением, в котором сообщил, что им подписан указ «Об особом порядке управления до преодоления кризиса». 23 марта Конституционный суд усмотрел в действиях Президента основания для начала процедуры импичмента (отстранения от должности). 26 марта открылся IX Съезд народных депутатов Российской Федерации, на котором предстояло голосование по импичменту. Президент приказал руководителю своей охраны А. Коржакову быть готовым к разгону Съезда.

Очередной раунд борьбы между Президентом и Верховным Советом сопровождался безуспешными попытками отрешения от власти Б. Н. Ельцина и отзыва со своего поста Р. И. Хасбулатова.
После провала голосования о смещении Президента Съезд все же назначил на 25 апреля референдум по четырем ключевым вопросам:

1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину?
2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?
3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?
4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

Референдум состоялся, и участие в нем приняли около 64% избирателей. За доверие Президенту высказались 58,7% от числа участвовавших в голосовании. За одобрение социально-экономической политики — 53%.
1 мая, когда итоги референдума еще не были подведены, в Москве произошло столкновение колонны демонстрантов, погиб офицер милиции, среди демонстрантов были раненые. «Кровавый май» стал зловещим предзнаменованием нового обострения кризиса.
Президент Ельцин расценил итоги референдума как свой политический выигрыш и подтверждение большей легитимности Президента, чем Съезда народных депутатов. Но в той ситуации он пытался решить продолжающийся конфликт не силовыми методами, а путем конституционной реформы. Сразу же после референдума процесс подготовки новой Конституции начал активно форсироваться Президентом и правительством.
Действующее к началу 1993 г. законодательство на прямых юридических основаниях ограничивало власть Президента полномочиями Съезда народных депутатов, Верховного Совета и Конституционного суда. Президент Ельцин и его сторонники стремились к расширению президентских властных полномочий, а Верховный Совет — к их ограничению. Принятие новой Конституции, закрепляющей рыночный и демократический пути развития России, было прерогативой Съезда народных депутатов. Председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов и его сторонники не видели смысла в изменении устройства власти.
В августе Ельцин заявил о «решительных мерах», которые придется применить для утверждения новой Конституции.
21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин указом № 1400 объявил о роспуске Верховного Совета и выборах в новый парламент. В том же указе содержалась рекомендация Конституционному суду прекратить свою деятельность до выборов в новый парламент.
Конституционный суд признал указ № 1400 незаконным, поскольку законодательство подобных прав Президенту не давало. Верховный Совет также объявил действия Ельцина незаконными.

В здании Верховного Совета, собралась значительная группа депутатов, многие приехали туда уже после начала кризиса. Они заявили об отстранении Президента от власти. По решению парламентариев вице-президент А. В. Руцкой принес президентскую присягу вечером 21 сентября 1993 г.
23 сентября начал работу X (чрезвычайный) Съезд народных депутатов.
Он начал формировать новое правительство. В первую очередь депутаты назначили министров силовых ведомств.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II несколько раз предпринимал попытки примирить противоборствующие стороны, не допустить кровопролития. Но напряжение в обществе было слишком велико. Политики с обеих сторон вели дело к открытому столкновению.
Белый дом был оцеплен милицией. Там отключили воду и электричество. Затем подходы к нему перекрыли заграждениями из колючей проволоки. Пищу восставшим проносили добровольцы из нелегальных «штабов» разного рода оппозиционных организаций.
На территории Москвы то и дело вспыхивали волнения, доходило до вооруженных конфликтов. Решающие события произошли 3 октября 1993 г. Многотысячные толпы демонстрантов, сторонников Верховного Совета, одержали победу в столкновении с милицией. Беспорядки начали перекидываться от Белого дома в другие районы столицы. Вооруженные отряды оппозиции в ночь с 3 на 4 октября предприняли попытку захватить телецентр «Останкино» и разоружить отделения милиции, расположенные в районе станций метро «Краснопресненская» и «Улица 1905 года». И то и другое не удалось.
Утром 4 октября сторонникам Ельцина удалось собрать сводный штурмовой отряд. Под прикрытием милицейских заслонов он обстрелял из танков Белый дом. Затем разгромленное, закопченное здание было занято сотрудниками спецподразделения «Альфа». Этот кризис не обошелся без жертв.
В столкновениях погибли 28 военнослужащих и сотрудников МВД и более 100 гражданских лиц: 12 на улицах, 45 человек — в районе телецентра «Останкино», 75 человек — при обстреле и штурме «Дома Советов». 3 и 4 октября 1993 г. — траурные, черные дни российской истории...
Политики, общественные деятели, представители культуры и искусства России разделились в оценке происходивших событий.
Многие одобрили действия Президента, но немало было и тех, кто оценил их как антиконституционный переворот. Граждане России воспринимали происходящее с тревогой, что отразилось на результате ближайших выборов.
Вскоре произошла ликвидация не только Верховного Совета, но и всей системы местных Советов. Ушел в прошлое старый герб РСФСР, и ему на смену явился двуглавый орел.

Точка зрения События сентября — октября 1993 г. были вызваны конфликтом между законностью и легитимностью. Действия Бориса Ельцина были незаконны (по букве закона Президент совершил уголовное преступление — государственный переворот), но легитимны — на его стороне была выраженная на референдуме поддержка большинства населения России. Действия Верховного Совета были законны, но нелегитимны. Госсекретарь США У. Кристофер, комментируя события октября 1993 г., отметил: «У президента Ельцина не оставалось другого выхода, кроме применения силы. Его действия были полностью оправданы». Самое главное, что обществу удалось избежать гражданской войны и удержаться на пути демократического развития. Россия на постсоветском пространстве В концепции внешней политики, утвержденной в апреле 1993 г. президентом, главное внимание уделялось задачам развития отношений со странами ближнего зарубежья и Восточной Европы и лишь, затем следовал Запад и другие регионы мира. Благодаря этому стали регулярно собираться органы, координирующие и направляющие деятельность СНГ, такие как Совет глав государств и Совет глав правительств. Развивалось сотрудничество силовых и финансовых структур. Однако эти реальные шаги к сближению в рамках СНГ отчетливо обнаружили различие интересов отдельных стран Содружества и их различную готовность к дальнейшему участию в интеграционном процессе. Существенно затрудняли согласование национально-государственных интересов государств—участников СНГ различия в их экономическом потенциале, структуре хозяйства. В силу этих причин формирование и укрепление Содружества оказалось более сложным делом, чем это представлялось вначале. В 1994–1997 гг. процессы размежевания и национального самоопределения явно опережали интеграцию и сближение. Ставшие независимыми республики в ускоренном темпе строили свои властные и экономические структуры, финансы, вооруженные силы. Попытки же осуществить реальную интеграцию, как правило, дальше многочисленных заявлений лидеров и подписания очередных многосторонних соглашений не шли. В этих условиях в СНГ получает развитие стратегия разноскоростной интеграции. В 1995 г. началось формирование таможенного союза между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, что позволило обеспечить более свободное перемещение товаров и капиталов этих государств. В марте 1996 г. страны «четверки» подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Параллельно шло оформление «двойки» (Союза России и Белоруссии), «единого экономического пространства» центральноазиатских стран – Казахстана, Узбекистана и Киргизии, а впоследствии и «ГУАМа» – объединения Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии – в целях развития евро-азиатско-транскавказского транспортного коридора. Дробление Содружества на небольшие блоки, как показала практика, лишь усилило центробежные тенденции, способствовало ориентации части блоков на зарубежных партнеров. С 1994 г. внешняя политика России постепенно меняет характер, становясь все более державной. В стране заметно усиливаются антизападные настроения, в основном возникающие как стихийная реакция на конкретные действия США и ее союзников. В начале 1996 г. смена ориентиров во внешней политике подкрепляется кадровыми перестановками: А. Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е. Примаков, бывший до этого руководителем Службы внешней разведки. Став министром, Е. Примаков объявил приоритетом своей деятельности ближнее зарубежье, двусторонние и многосторонние отношения со странами СНГ. Реальный результат был достигнут лишь в 1997 г., когда были подписаны договоры с Белоруссией и Украиной. Договор с Украиной стал возможным благодаря достигнутому компромиссу в двух принципиальных вопросах: о статусе главной базы Черноморского флота Севастополя и о разделе самого флота. В ходе визита весной 1997 г. Б. Н. Ельцина на Украину флот был окончательно поделен, как и его инфраструктура. Формирование новой государственности. Силовое решение конфликта между Президентом и парламентом исчерпало кризис двоевластия. Эпоха 1991—1993 гг. была переходной: основной ее смысл заключался в устранении всех значительных сил и органов власти, которые могли бы способствовать реставрации СССР или сохранению советского строя в рамках России. К концу 1993 г. эта задача была новой властью решена. Но прекращение двоевластия и устранение источников реставрации не сняли политической напряженности в стране. Истории известно множество случаев, когда главы исполнительной власти (чаще всего президенты) разгоняли парламенты. Обычным исходом в таких случаях становилась диктатура. Однако именно этот путь для России был закрыт. Не говоря уже о некоторых ограничениях, которые накладывали демократические лозунги, с которыми новое руководство пришло к власти, для такой диктатуры просто не было достаточных ресурсов. Военной диктатуры быть не могло хотя бы потому, что Ельцин не военный. Вдобавок во время кризиса армия хотя и сохранила лояльность Президенту, но держалась пассивно и в целом оставалась в стороне. Была исключена и партийная диктатура, подобная власти большевиков, — у Президента Б. Н. Ельцина не было партии, а поддерживавшее его демократическое движение противилось партийным формам. Был и еще один, и очень важный, фактор, препятствовавший становлению открытой диктатуры: российская власть оказалась в сильной зависимости от Запада, который не дал бы согласия на такое развитие событий. Это накладывало ограничения на выбор Ельциным и его соратниками методов «закрепления у власти». Юридически основы государственного строя постсоветской России и рыночной экономики заложила Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (референдум официально именовался не референдумом, а всенародным голосованием, чтобы обойти требование Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», по которому для принятия решений об изменении Конституции требовалось одобрение этого большинством от общего числа избирателей). 12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование и выборы в новый парламент. Такое совмещение несло в себе определенный риск: если за Конституцию проголосовали бы менее 50% избирателей, то выборы в парламент оказались бы незаконными. Тогда новый орган законодательной власти страны не мог бы начать работу. Это обстоятельство добавляло нервозности в обществе. Но все обошлось благополучно. За принятие Конституции проголосовали 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.Результаты голосования и текст принятой Конституции были опубликованы 25 декабря 1993 г. Именно этот день считается официальным днем вступления в силу Конституции Российской Федерации. В Российской Федерации была учреждена новая политическая система. Основной закон позволил предотвратить гражданскую войну и распад России по сценарию СССР. На проходивших одновременно выборах депутатов Государственной Думы неожиданного успеха добилась Либерально-демократическая партия, возглавляемая В. В. Жириновским. Это был результат одновременного снижения популярности Президента и ослабления веры в КПРФ После вступления в силу Конституции 1993 г. Россия стала президентско-парламентской республикой. Согласно новой структуре, законодательную власть в Российской Федерации осуществлял парламент Российской ФедерацииФедеральное собрание, которое состояло из двух палат. В нижнюю палатуГосударственную Думу — входили депутаты, избираемые напрямую гражданами Российской Федерации. В верхнюю палату — Совет Федерации — входили представители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральную исполнительную власть осуществляло Правительство РФ, возглавляемое председателем правительства. Исполнительными органами власти РФ являлись федеральные министерства, службы и агентства. На уровне субъектов РФ исполнительную власть осуществляли органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации), возглавляемые главами исполнительной власти субъектов РФ (губернаторами, главами администраций, президентами республик и т. д.). Судебную власть осуществляли высшие федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд), федеральные суды (общего судопроизводства и арбитражные), а также суды субъектов Федерации (мировые, конституционные и уставные). Ключевую роль в системе государственной власти отныне играл Президент Российской Федерации, который не входил ни в одну из ветвей власти. Президент являлся главой государства. Он выступал гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, определял основные направления внутренней и внешней политики государства, издавал указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Являясь Верховным главнокомандующим российскими Вооруженными силами, Президент становился руководителем всех силовых ведомств. Надо было добиться лишь одного: избиратели на относительно свободных (и главное, воспринимаемых как свободные) выборах, при наличии формальной альтернативы, должны были проголосовать за Ельцина. А для этого требовалось завоевывать поддержку элит. Или даже попросту создавать элиты, всецело обязанные правящей группе своим положением. Средством нового сплочения элиты вокруг власти стала приватизация. Естественно, что приватизация, проводимая властью, находящейся вне общественного контроля, порождала переплетение государственного аппарата с новым классом крупных собственников и своего рода круговую поруку власти и собственников, равно как и общая заинтересованность элиты в сохранении у власти Ельцина. Ведь приход к власти оппозиции привел бы к пересмотру результатов такой приватизации. Такая неустойчивая ситуация в конце концов не могла не привести к противоборству. Атмосфера стала постепенно накаляться с февраля 1994 г. Открытый вызов прозвучал в постановлении Думы от 23 февраля 1994 г., объявляющем амнистию лицам, находившимся под следствием в связи с событиями 21 сентября — 4 октября 1993 г. В пику инициативе Президента, о заключении гражданского мира, оппозиция объявила о создании движения «Согласие во имя России». Среди его учредителей фигурировали А. Руцкой, А. Лукьянов, В. Зорькин, А. Тулеев, Г. Зюганов, С. Бабурин, С. Говорухин. Летом 1995 г. Государственная Дума выразила недоверие правительству и неудачно попыталась инициировать импичмент Президента. В тот же период в российском обществе усиливалась ностальгия по скромной, но безопасной жизни советской эпохи. Росла обида на то, что Россия потеряла свое место в мире. Эти настроения обеспечили укрепление позиций коммунистов, еще недавно изгнанных с политической сцены страны, и потерю электората либералами. Это означало, что Президент Ельцин и его правительство не могли опереться на поддержку парламента в проведении рыночных преобразований. Престиж Ельцина падал. Это было вызвано результатами действий правительственных сил на Северном Кавказе и отсутствием плодов широко разрекламированных реформ, ростом коррупции, падением экономических показателей и общего уровня жизни. Ельцин практически утратил доверие избирателей. Его рейтинг в начале 1996 г. не превышал 4—5%. К тому же не было секретом, что Президент серьезно болен. Президентские выборы были назначены на лето 1996 г. Все шансы выиграть их были у лидера коммунистов Г. А. Зюганова, который предлагал возврат к ценностям советского периода. Однако большинство избирателей, в массе своей недовольных результатами правления Б. Н. Ельцина, как раз не хотели реставрации советского прошлого. А главное, не считали ее возможной. Еще в 1994 г. опрос Всероссийского центра общественного мнения показал, что 70% респондентов считают невозможным возврат к тому, что было до 1985 г. Активная избирательная кампания, проведенная с напряжением всех сил государственного аппарата и с привлечением колоссальных ресурсов созданного благодаря приватизации крупного капитала, позволила реализовать эти возможности. Довершила дело комбинация, с переходом на сторону Б. Н. Ельцина «призера» первого тура выборов — получившего почти 15% голосов харизматического генерала А. И. Лебедя, занявшего пост секретаря Совета безопасности. Вдобавок Г. А. Зюганов и руководство КПРФ отлично понимали, что оппозицию, идущую на выборы под лозунгом «Банду Ельцина — под суд!», к власти никогда не допустят. Победа такой оппозиции будет означать гражданскую войну. В марте думская фракция КПРФ получила выразительное подтверждение готовности Б. Н. Ельцина пойти на силовые меры. После принятия Государственной Думой постановления, отменяющего ратификацию Верховным Советом РСФСР Беловежских соглашений, в аппарате Президента были подготовлены указы о роспуске Думы. Запрете КПРФ и переносе президентских выборов на 1998 г. Ельцин не подписал эти указы лишь потому, что министр внутренних дел А. И. Куликов заявил, что сил МВД может не хватить на проведение в жизнь этих мер, а руководитель предвыборного штаба А. Б. Чубайс заверил, что выборы будут выиграны. Этот эпизод стал известен обществу лишь 3 года спустя, когда А. Куликов опубликовал в прессе отрывок из своих мемуаров. Но лидеры компартии об этом знали уже в марте 1996 г. и сделали свои выводы. Так, в критический период кампании, в 16 дней между первым и вторым турами, когда Б. Н. Ельцин слег с инфарктом, а два помощника А. Б. Чубайса были задержаны на проходной Белого дома с полумиллионом наличных долларов, упакованных в коробку из-под ксерокса, Г. А. Зюганов был пассивен и не использовал ни одного из идущих в руки козырей в предвыборной игре. По сути, оппозиция подыграла власти, позволив Б. Н. Ельцину победить на выборах. Политическая система, включающая в себя «революционную», но бессильную прийти к власти оппозицию, была обречена на непрерывную череду кризисов. Неизбежные коллизии при этом усиливались личными особенностями Б. Н. Ельцина, который из-за своих болезней был не в состоянии в полной мере исполнять обязанности Президента. Следствием стала череда перестановок в правительстве. В его составе в 1994 г. было сделано 20 назначений и отставок, в 1995 г. — 11, в 1996 г. правительство было сформировано заново (хотя и с прежним премьер-министром), в 1997 г. — реорганизовано, в 1998 г. сменились три состава правительства.  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.