Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С. Г. Кара-Мурза 2 страница




Правило 35. В рассуждении мужа, оставленного женою, на­добно иметь в виду причину, по которой оставлен. Если окажется, что жена удалилась без причины, то муж достоин прощения, а жена достойна наказания. Прощение же будет ему дано, когда оставят его в общении с Церковию.

Правило 36. Жены воинов, которые, не имея известий о мужьях, вступили в брак, подлежат тому же осуждению, как и жены, кото­рые не дождались возвращения отлучившихся мужей. Впрочем, дело более достойно здесь извинения, потому что более причин заключать о смерти мужей.

Правило 37. Кто по отьятии у него чужой жены вступил в брак, тот за прежнюю будет обвинен в прелюбодеянии, а за вто­рую не подлежит ответственности.

Правило 38. Девицы, вышедшие замуж против воли отца, творят блуд. Примирением с родителями дело, по-видимому, по­правляется. Впрочем, не вдруг допускаются они к приобщению, но да останутся под наказанием три года.

Правило 39 Живущая с прелюбодеем во все это время есть прелюбодейца.

Правило 40. Отдавшаяся мужу против воли господина сделала блуд. Но после сего воспользовавшаяся дозволенным ей браком признается замужнею. Почему первое есть блуд, а послед­нее брак. Ибо взаимные договоры находящихся во власти дру­гих не имеют никакой твердости.

Правило 41. Вдова, имеющая власть над собою, может неукоризненно пребывать в сожительстве с мужем, если никто не расторгает сего сожительства; потому что Апостол сказал: «аще умрет муж, свободна есть, за негоже хощет, посягнути, точию о Господе» (ср.: 1Кор. 7, 39).

Правило 42. Браки, заключенные без согласия владельцев суть блудодеяния. Потому сходящиеся между собою при жизни отца или господина подлежат ответственности, пока господа не изъявят согласия на сожитие. Тогда оно получает твердость супружества.

Правило 43. Кто нанес ближнему смертный удар, тот убийца сам ли он начал бить или мстил.

Правило 44. Диаконисса, впадшая в блуд с язычником, долж­на быть допущена к покаянию, а приношение дозволено ей будет восьмое лето, разумеется, если живет в чистоте. Если же языч­ник по принятии веры приступает опять к святотатству, то он воз­вращается на свою блевотину. Посему не дозволяем, чтобы тело диакониссы, как освященное, было в плотском употреблении.

Правило 45. Если кто, приняв имя христианина, предает по­руганию Христа, то нет ему пользы в наименовании.

Правило 46. Вступившая по неведению в брак с тем, кто оставлен на время женою, а потом отпущенная им по причине возвращения прежней жены, хотя впала в блуд, впрочем, по не­ведению. Почему ей не возбранится брак, но лучше, если оста­нется так.

Правило 47. Енкратиты, саккофоры и апотактиты подлежат тому же суду, как и новатиане. О последних издано правило, хотя и различное, а о первых умолчано, но мы на одном основании перекрещиваем таковых. Если же у нас, как и у римлян, перекрещивание по некоторому усмотрению запрещается, то наше основание пусть имеет силу, потому что ересь их есть как бы отрасль маркионитов, которые гнушаются браком, отвращаются от вина создание Божие называют оскверненным. Посему-то и не принимаем их в Церковь, если не крестятся нашим Крещением. Которые, подобно Маркиону и другим еретикам, предполагают Бога творцом зла, те пусть не говорят, что крестились во имя Отца, Сына и Святаго Духа. Почему, если угодно сие, надобно собраться большему числу епископов и таким образом изложить правило, чтобы и действующий был в безопасности, и отвечающий имел достоверность, когда дает ответ о чем-либо подобном.

Правило 48. Жена, оставленная мужем, по моему мнению, должна оставаться безбрачною, ибо если Господь сказал: «отпущаяй жену свою, разве словесе любодейнаго, творит ю прелюбодействовати» (Мф.5, 32), то преградил ей общение с другим тем самым, что назвал ее прелюбодейцей. Ибо возможно ли, чтобы муж подлежал ответственности как виновник прелюбодейства, но невинна была жена, которую Господь назвал прелюбо­дейцей за общение с другим мужем?

Правило 49 Растление по принуждению да не подлежит ответственности. Почему и раба, если потерпела насилие от своего господина, не подлежит ответственности.

Правило 50 На троебрачие нет закона, почему третий брак законом не допускается. На таковые дела смотрим как на осквер­нение Церкви, но не подвергаем их всенародным осуждениям как более сносные, нежели явное распутство.

 

209 (217). К Амфилохию, о правилах, третье каноническое послание (Возвратясь из Понта, изъявляет желание видеться с Амфилохием; излага­ет свое мнение о деле исаврян; потом предлагает правила преимущественно о духовных наказаниях, о продолжительности оных и о порядке, в каком подвергаемые наказаниям должны проходить время своего покаяния. (Писано в 375 г.))

 

Возвратясь из дальнего путешествия — а был я даже в Понте и по церковным нуждам, и для посещения родственников,— при­шел я и с разбитым телом, и с душою довольно огорченною; но вдруг забыл все это, когда взял в руки письмо твоего благогове­ния и увидел сии знаки твоего наиприятнейшего для меня голо­са и твоей любезнейшей руки. Поэтому, если так обрадован я письмом, должен ты заключить из сего, как высоко ценю свида­ние с тобою, которое да устроит Святый, где будет сие удобно и куда сам пригласишь меня. Ибо, если прибудешь в дом, который в Евфимиаде, то нетрудно быть там и мне, избегающему внешних беспокойств и поспешающему к твоей нелицемерной любви. А может быть, и кроме сего сделает для меня необходимым путешествие до Назианза внезапное удаление боголюбивейшего епископа Григория, по какой причине случившееся, и доселе мне неизвестно.

Изволь же знать, что тот человек, о котором и я говорил ему твоему совершенству, и сам ты понадеялся теперь, что будет готов, впал в продолжительный недуг, в опасности уже потерять самое зрение, и по давней немощи и по приключившейся ему вновь болезни сделался совершенно неспособным к каким бы то ни было должностям. Другого же нет у меня. Почему, хотя и мне предоставили дело, но лучше им самим представить кого-нибудь Ибо надобно думать, что слово сие дано ими по нужде, душевно же хотят они того, о чем домогались сначала, то есть чтобы у них настоятелем был свой. А ежели есть кто из новопросвещенных, то угодно ли сие Македонию или нет, пусть и будет он представ­лен, ты же при помощи Господа, во всем тебе споспешествующе­го и в сем деле подающего благодать Свою, наставишь его к прохождению должности.

Правило 51. Что касается до состоящих в причте, правила положены без разграничения, повелевая определять падшим одно наказание — отрешение от службы, были ли они возведены в какую степень или проходили служение, не требующее рукопо­ложения.

Правило 52. Вознерадевшая о рожденном ею на пути, если имела возможность спасти и пренебрегла, или думая скрыть тем грех свой, или с мыслию совершенно зверскою и бесчеловечною, пусть будет предана суду за убийство. Если же не могла ничем защитить и рожденное ею погибло от безлюдности места и по недостатку необходимого, то мать заслуживает извинения.

Правило 53. Вдова-рабыня, может быть, не великий делает грех, соглашаясь вступить во второй брак, но под видом насильного похищения. Почему не должно обвинять ее за последнее, потому что судится не наружное действие, но намерение. Ясно же, что ее ожидает наказание за второй брак.

Правило 54. Знаю, что прежде сего писал я к твоему богочестию что мог о различиях непроизвольных убийств, и более того ничего сказать не могу; твоему же благоразумию предоставляется, по свойству обстоятельства, увеличивать или уменьшать наказания.

Правило 55 Вступающие в битву с разбойниками, если они не в числе служителей Церкви, да не допускаются к приобщению Благаго; если же состоят в причте, да будут низложены со степени. Ибо сказано: «всяк приемляй нож, ножем погибнет» (ср.: Мф.26, 52).

Правило 56. Кто совершил произвольное убийство и потом покаялся, тот двадцать лет да не приобщается Святыни. А сии двадцать лет пусть будут для него распределены так. Четыре года должен он плакать, стоя вне дверей молитвенного дома, прося входящих верных сотворить за него молитву и исповедуя соб­ственное свое преступление. После четырех лет пусть будет принят в число слушающих и в продолжение пяти лет с ними да выходит из храма. В продолжение семи лет пусть молится и выходит вон с верными, но не причащается приношения. По про­шествии же сих лет да причастится Святыни.

Правило 57. Кто совершил непроизвольное убийство, тот де­сять лет да не приобщается Святынь. И сии десять лет пусть бу­дут распределены для него так. Два года да плачет; три года да проводит с слушающими; четыре да припадает, а год да стоит только с верными, а потом да будет допущен к Святыне.

Правило 58 Кто впал в прелюбодейство, тот пятнадцать лет да не приобщается Святынь, и да будет четыре года плачущим, слушающим, четыре — припадающим, два — стоящим с верными без приобщения.

Правило 59 Блудник семь лет да не приобщается Святынь и да будет два года плачущим, два — слушающим, два — припадающим и один год — стоящим только с верными; в осьмой же год будет допущен к приобщению.

Правило 60. Давшая обет девства и нарушившая оный исполнит время наказания, положенное за грех прелюбодеяния, проводя жизнь одинокую. То же самое имеет место и в рассуждении давших обет монашества и нарушивших оный.

Правило 61. Укравший что-нибудь, если сам собою покается и сам себя осудит, один год да будет не допускаем к приобщению Святынь. А если обличен, то два года. Время же наказания пусть будет разделено для него на припадание и стояние с верными, и потом да сподобится приобщения.

Правило 62. Кто показал бесстыдство на мужчинах, тому пусть будет распределено время наказания, как и впадшему в грех прелюбодеяния.

Правило 63. Кто исповедал преступление свое с бессловес­ным, тот да проведет в покаянии то же самое время.

Правило 64. Клятвопреступник десять лет да не приобща­ется и да будет два года плачущим, три — слушающим, четы­ре — припадающим, один год — стоящим только с верными, и тогда уже да сподобится приобщения.

Правило 65. Кто сознается в волшебстве или составе отрав, тот да принесет покаяние столько же времени, как убийца, и в том же порядке, потому что сам себя обличил в этом грехе.

Правило 66. Раскапывающий гробы десять лет да не при­общается Святынь и да будет два года плачущим, три года слу­шающим, четыре года припадающим, один год стоящим с верными, и тогда уже да будет принят.

Правило 67. Кровосмешение-с сестрою да очищается покаянием столько же времени, какое положено для убийцы.

Правило 68. Сопряжение браком людей в запрещенном родстве, если будет обличено как грех человеческий, да понесет наказание, положенное прелюбодеям.

Правило 69. Чтец, если прежде брака войдет в непозволенные сношения с своею невестою, по удалении на год от должности, пусть будет допущен к чтению, но без производства на высшие степени Если же войдет в такие связи без обручения, то да оставит служение. То же наказание да понесет и иподиакон.

Правило 70. Диакон, осквернившийся устами и исповедавший, что грех его не простерся далее, пусть будет удален от священнослужения, но удостоен причащения Святынь с диаконами. Если же кто уличен будет в каком-либо большем грехе, то, на какой бы ни был степени, да будет низложен.

Правило 71. Кто был сообщником в каждом из поименован­ных пред сим грехов и не сам исповедал сие, но обличен другими, тот сам да будет под наказанием столько же времени, сколько несет оное совершивший грех.

Правило 72. Кто предается ворожеям или подобным сему людям, тот сам да несет наказание столько же времени и в таком же порядке, как убийца.

Правило 73. Кто отрекся от Христа, поругал таинство спа­сения, тот во все продолжение жизни своей должен плакать и обязан каяться; но когда отходит от жизни своей, да удостоится Святынь, по вере в Божие человеколюбие.

Правило 74. Впрочем, если падший в какой-либо из выше­упомянутых грехов, исповедуя грех свой, ревностно исправляется, то получивший власть, по человеколюбию Божию, разрешать и вязать, не будет достоин осуждения, если, видя в согрешившем очень великое раскаяние, поступит человеколюбивее, сократив время наказания. Ибо в Писании история показывает нам, что каю­щиеся с большим подвигом сретают Божие человеколюбие.

Правило 75. Кто осквернился со своею сестрою по отцу или по матери, тому да не дозволяется входить в дом молитвенный, не отстанет от сего противозаконного и запрещенного дела. Пришедший же в сознание этого страшного греха три года да плачет, стоя у дверей молитвенного дома и прося входящий для молитвы народ, чтобы каждый из сострадания принес о нем Богу усердное моление. После же сего в другое трехлетие пусть допускается только к слушанию Писания, по выслушивании Писаний и поучений пусть изгоняется вон и не удостаивается общения в молитве. Потом, если взыщет молитвы со слезами и припадет ко Господу с сокрушением сердца и с крепким смирением, то пусть другие три года дано ему будет право быть в числе припадающих. И таким образом, когда покажет достойные плоды покаяния, в десятый год пусть будет допущен к молитве с верными без приношения и, два года участвуя в молитве с верными, наконец да сподобится приобщения Благаго.

Правило 76. То же правило и о тех, которые берут за себя снох своих.

Правило 77 Но кто оставляет жену, законно с ним сочетав­шуюся, и берет другую, тот, по изречению Господню, подлежит су­ду за прелюбодеяние (см.: Мф.19, 9). Правилами же отцов наших постановлено, чтобы таковым один год плакать, два года быть в числе слушающих, три года припадать, седьмой же год стоять с верными, и таким образом удостаиваться приношения, если пока­ются со слезами.

Правило 78 То же правило имеет силу и в рассуждении тех, которые берут в сожитие двух сестер, хотя и в разные времена.

Правило 79. Распаляемый страстию к своей мачехе подлежит тому же правилу, как распаляемый страстию к своей сестре.

Правило 80. Отцы умолчали о многоженстве как о чем-то скотском и совершенно чуждом человеческому роду. А мне грех сей представляется чем-то большим блуда. Почему справедливо будет поступать с таковыми по правилам, а именно: оставлять их один год плачущими, три года припадающими и потом уже принимать.

Правило 81. Поелику же во время нашествия варваров многие поругали веру в Бога, произнесши языческие клятвы и вкусив некоторых запрещенных снедей, предложенных им волхвами в капищах идольских, то с ними да будет поступаемо по правилам, какие даны уже отцами нашими. Которые терпели тяжкую нужду в истязаниях и не перенесли мучений, но склонились на отречение, те три года да не допускаются в храм, в продолжение же двух лет да остаются слушающими, и три года припадающими, и тогда уже принимаются в общение. А которые без всякой нужды изменили вере в Бога, касались трапезы бесовской и кля­лись языческими клятвами, те да будут три года изверженными из Церкви, два года слушающими, три года да молятся с припа­дающими, и другие три года да стоят на молитве с верными, и тогда уже допускаются к приобщению Благаго.

Правило 82 Что касается до клятвопреступников, то, если нарушили клятву по принуждению и по необходимости, подлежат менее тяжким наказаниям и потом бывают приемлемы по исте­чении шести лет. А если без нужды нарушили верность, то два года да будут плачущими и два слушающими, пять лет да молят­ся с припадающими и еще два года да будут допускаемы к об­щению в молитве без приношения, и напоследок уже, то есть по­казав достойное уважения покаяние, да получат снова дозволе­ние к приобщению Тела Христова.

Правило 83. Которые ворожат, последуют языческим обы­чаям или вводят кого-либо в дом свой для изобретения волшеб­ных составов и для очищения, те да подпадают правилу шести­летнего покаяния и да приемлются после того, как год будут плачущими, год слушающими, три года припадающими и один год стоящими вместе с верными.

Правило 84. Все же сие предписываем, чтобы испытываемы были плоды покаяния. Ибо, конечно, не по времени судим о подобных вещах, но обращаем внимание на образ покаяния. Если же с трудом отвлекаются от собственных нравов и лучше хотят служить плотским удовольствиям, нежели Господу, и не принимают жизни по Евангелию, то у нас нет с ними ничего общего. Ибо знаем, что о народе непокорном и пререкающем сказано: «спасая спасай твою душу» (Быт. 19, 17). Почему не потерпим того, чтобы погибнуть вместе с таковыми, но, убоявшись тяжкого Суда и имея пред очами страшный день воздаяния Господня, не пожелаем погибнуть вместе с чужими грехами. Ибо если не вразумили нас угрозы Господни и такие удары не привели нас в сознание, что за беззаконие наше оставил нас Господь и предал в руки варваров, и народ отведен в плен врагами и предан рассеянию за то, что на такие дела отважились носящие на себе имя Христово; если не познали и не уразумели, что за сие посетил нас гнев Божий, то что у нас общего с ними? Напротив того, день и ночь, и всенародно и наедине обязаны мы свидетельствовать им о сем, не допустим же, чтобы увлекли и нас лукавства их, все­го более молясь о том, чтоб и их приобрести, и извлечь из сетей лукавого. Если же сего не будем в состоянии сделать, то поста­раемся по крайней мере души свои спасти от вечного осуждения.

 

 

279 (287). Без надписи (Одного негодного человека отлучает со всем семейством его от общения в молитвах. (Писано во время епископства))

 

Дело с этим человеком весьма трудно. Ибо не знаю, чем и подействовать на его нрав, столько изворотливый и, как можно заключить из видимого, отчаянный. Ибо, призываемый в суд, не слушается; а если и явится, то у него такое обилие слов и клятв, что желательным делается скорее разойтись с ним. Нередко же случалось видеть, что вины свои слагает он на обвинителей. Одним словом, ни у кого из живущих на земле естественные распо­ложения не оказываются столько непонятными и восприимчи­выми к пороку, как у этого человека, как можно видеть в нем по немногим опытам. Для чего же спрашиваете меня и не убедите сами себя терпеть неправды его, как гнев небесный? Но, чтобы не оскверниться вам общением во грехах, пусть будет он со всем домом отлучен от молитв и от всякого иного общения со святы­ми. Может быть, и очувствуется он, когда все будут его избегать.

 

 

280 (288). Без надписи (Человека, который не исправляется после того, как был обличаем при одном, при двоих, даже перед всею Церковию и отлучаем от общения в молитвах, решительно извергает и запрещает всякое с ним сношение. (Писано во время епископства))

 

Кого не уцеломудривают обыкновенные наказания и не при­водит к покаянию удаление от молитв, с теми необходимо должно поступать по правилам, данным от Господа. Ибо написано: «аще согрешит брат твой, обличи его между тобою и тем; аще тебе не послушает, пойми с собою иного; аще же ниже тако послушает, повеждъ Церкви. Аще же и Церковь преслушает, буди тебе уже яко язычник и мытарь» (ср.: Мф.18, 15—17). Так поступлено и с сим человеком: обвинен был однажды, обли­чен при одном и при другом, а в третий раз перед Церковию. Итак, поелику запрещали мы ему, и он не принял того, то пусть уже будет изринут, и всему населению пусть будет объявлено, что не должно принимать его ни в какое общение по делам житей­ским, чтобы, когда прекратим с ним сношения, вполне соделался он снедию диавола.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.