Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль сюжетной музыки




Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от ус­ловий ее применения может выполнять разнообразные назначения. В одних случаях она дает только -

Стр. 25

эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сце­ны, не вторгаясь непосредственно в драматургическое развитие. В других случаях она поднимается до важней­шего драматургического компонента спектакля.

Самое распространенное назначение сюжетной музы­ки в спектакле — характеристика действующих лиц.

Наиболее наглядно роль музыки в характеристике персонажа пьесы выявляется тогда, когда музыкальная пьеса или отрывок из нее (чаще всего песня) исполняется самим героем. Через музыку герой может выражать не только настроение, но и свои внутренние качества: склонности, черты характера, темперамент, уровень куль­турного развития, национальную, социальную, мораль­ную сущность и т. д. Любая песня, любая инструменталь­ная пьеса и даже короткий наигрыш, исполняемый действующим лицом, в той или иной степени неизбежно делается его характеристикой.

В пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет» в первом действии есть сцена, в которой главный герой — хирург Платон Кречет играет на скрипке. Лида, девушка, кото­рую он любит, считает его человеком холодным, почти бездушным, далеким от искусства, не способным на глубокое чувство. И вдруг — скрипка, из которой пальцы хирурга, привыкшего держать в руках скальпель, извле­кают чудесные звуки. Взволнованная Лида видит совер­шенно другого человека. И зритель видит резкую пере­мену в ее отношении к Платону. Музыкальное произве­дение — «Песня без слов» Чайковского, которое испол­няет Кречет, привносит определенные черточки в образ героя.

Герой пьесы Маяковского «Клоп» самовлюбленный обыватель. И пошлый романс, который он напевает, перебирая струны гитары,— это великолепная музыкаль­ная характеристика мещанина-жениха.

Не менее широко используется сюжетная музыка для самохарактеристики группы людей: хоровая песня яркий тому пример. Выразительный смысл в этом случае при­обретает не только мелодия, но и манера исполнения. Подчеркиваются, а подчас и раскрываются те или иные черты человеческой натуры и в характере исполнения музыкального произведения. Так, песенка «Птичка божия не знает», которую исполняют домочадцы властной Вассы Железновой в одноименной пьесе М. Горького, манера исполнения — под аккомпанемент гитары, на

Стр. 26

мотив церковной панихиды — создают вполне определен­ный сатирический образ этих людей.

Помимо этого, в театре издавна существует не менее наглядный прием характеристики — через реакцию дей­ствующего лица на звучащую музыку. Исходя из отно­шения к музыке, можно узнать о многих сторонах чело­веческой натуры: о склонностях, симпатиях, вкусах, настроении.

Музыкальная характеристика, как правило, много­значна. Причем эта многозначность проявляется в том, что музыка может характеризовать не только героя, но и ситуацию, а также отношения, возникающие между героями. Примеры характеристики подобного рода мож­но встретить во многих классических и советских пьесах.

Таким образом, одна из возможностей использования сюжетной музыки — характеристика действующих лиц: либо через то, как они играют и что играют, поют, танцуют, либо через то, что и как слушают.

Сюжетная музыка весьма значительную роль играет в характеристике места и времени действия. В этом слу­чае музыка является принадлежностью, атрибутом собы­тия, бытовой или исторической обстановки, ситуации, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи. Основная сущность таких музыкальных номеров заключается в том, что все они являются составной, а иногда неотъемлемой частью того или иного события или ситуации. Так, для русских великосветских балов были характерны полонез, мазурка или вальс; для сель­ской вечеринки — частушки; для ресторана — джазовая или просто развлекательная музыка; для свадьбы — веселая народная песня или пляска и т. д. и т. п.

Если к тому же в музыке проявляется ее националь­ный характер (в интонациях, ритмах, тембрах), тогда она становится одним из необходимых элементов досто­верности, реальности происходящего на сцене. Сюжетная музыка в качестве национальной характеристики персо­нажей, а также места действия применяется в драмати­ческом спектакле очень широко. Для этого преимущест­венно используют песню. Так, в спектакле «Память сердца», действие которого разворачивается в Киеве, герои поют украинские песни, а в спектакле «Я, бабуш­ка, Илико и Илларион», естественно, звучат грузинские народные песни.

Следует отметить, что «национальная музыка», -

Стр. 27

наделенная еще и этнографическими чертами, указывает более конкретно на место действия. Так, например, протяжные волжские песни в пьесе «Гроза» Островского определяют не вообще русский, но неповторимый колорит Поволжья.

С целью создания характера места действия часто используются различные областные попевки, частушки (владимирские, саратовские и т. д.), а также такие зару­бежные песни, как неаполитанские, тирольские и пр.

Сюжетная музыка может достаточно четко указывать на время действия, воссоздавая эпоху, в которой развер­тываются события.

Так, революционные песни, песни гражданской и Ве­ликой Отечественной войн или музыка, написанная в духе этих песен, как правило, дают точное представление о времени действия. Песни Д. Покрасса, звучащие в спек­такле «Конармия» (Театр им. Евг. Вахтангова), воскре­шают образы эпохи гражданской войны. Песни Дунаев­ского, используемые в спектаклях, передают мировос­приятие нашего народа в предвоенные годы — атмосферу созидания, устремленность в будущее.

С неменьшим успехом музыка способна отобразить историческую эпоху, отдаленную от нас веками, охарак­теризовать различные группы людей, различные со­циальные слои, передать самый дух изображаемого вре­мени.

Так, например, менуэт, гавот, пастораль в комедиях Мольера делают еще более яркими картины жизни фран­цузского общества XVII века.

Старинная песня уральских и яицких казаков, допет­ровская культовая музыка (знаменитый распев), древ­ние колокольные звоны, военные сигналы, марши, застольная музыка — вот пышный «реквизит», помогаю­щий режиссеру воссоздать картину быта эпохи в ее живых интонациях.

Указывая на место и время действия, сюжетная му­зыка в то же время может давать социальную характе­ристику отдельных персонажей или всего общества. Так, крестьянские песни в спектакле «Власть тьмы» (Малый театр) точно характеризуют социальную принадлежность героев драмы Л. Толстого.

Сюжетная музыка может помочь создать определен­ную атмосферу действия. В этом случае качество самой музыки — эмоциональная определенность, глубина, -

Стр. 28

яркость, выразительность, тембральная окраска — играет основную роль.

В «Дяде Ване» атмосфера мягкой грусти, тоски, оди­ночества, переживаемых Соней, подчеркивается звуками гитары, на которой наигрывает Вафля. В «Живом тру­пе» чувство ухода от надоевшей повседневности и угар­ная атмосфера кутежа переданы напевами цыганского хора «Канавела» и «В час роковой».

Создает определенное настроение песня, спетая в кругу друзей за праздничным столом или у костра, в купе поезда или у деревенской околицы. Музыка и осо­бенно песня может подчеркнуть атмосферу сердечности, душевной близости, дружеского расположения.

Значительна роль сюжетной музыки в выявлении драматургического конфликта. Музыка, обостряющая противоречия, а тем более непосредственно участвующая в конфликте, становится самостоятельным драматурги­ческим фактором.

В спектакле «Нашествие» (Театр им. Моссовета), рассказывающего о борьбе советских людей против фа­шистского нашествия, в одной из первых сцен показана картина эвакуации; советские войска оставляют юрод. Все усиливается звук сигнала воздушной тревоги. В доме врача Таланова Анна Николаевна, мать героя спектакля, стоя у фортепиано, одной рукой тихо и нерешительно наигрывает музыкальную фразу. «И дальше, дальше. Там есть место, где врывается ветер и надежда»,—про­сит муж. Тогда она садится к роялю и уже торжественно, громко берет первые ноты. Взволнованные звуки словно выражают протест против насилия, который наполняет души героев.

Доносящиеся с улицы разрывы бомб не могут заглу­шить, подавить музыку, она звучит все громче и громче. Мелодию рояля подхватывает оркестр. В его звуках, кажется, слышится голос народа, бьются сердца тысяч советских людей. Музыка как бы вступает в единоборст­во с беспорядочными, угрожающими взрывами бомб и снарядов. Светлое, гуманистическое, жизнеутверждаю­щее начало вступает в борьбу с силой бесчеловечной, грубой, тупой. Но когда героическая мелодия заполняет собой все — сцену, зрительный зал и души людей, сидя­щих в нем,— раздается еще один, совсем близкий разрыв. Звон стекла, грохот обвала, сцена погружается в темно­ту. Обрываются звуки мелодии. Тишина.., А затем за

Стр. 29

окном слышится оглушительный лязг железа, в город, освещенный заревом пожарищ, входят гитлеровцы. Но в памяти зрителей остается торжественная мелодия, славящая духовную чистоту и силу героев, символизирую­щая их готовность к борьбе.

Так сюжетная музыка переросла рамки служебной роли и стала важнейшим драматургическим фактором всей сцены.

В театре, где игровая площадка сравнительно неве­лика, сюжетная музыка способна расширить поле сце­нического действия, рассказать о действии, происходя­щем за сценой, звучит она за кулисами. Для этих целей служит преимущественно музыка, являющаяся внешней приметой быта или события. Так же как и звуки природы или механические шумы, она — принадлежность какого-либо вполне определенного жизненного явления, ситуации или действия (например, походный марш, колыбель­ная и т. д.).

Сюжетная музыка, звучащая за сценой, так же как и музыка, звучащая непосредственно на сцене, может создать определенную атмосферу сценического действия.

Например, в пьесе Тренева «Любовь Яровая» в одной из картин за сценой звучит танцевальная музыка. В ре­марке автора указано, что это играют в кафе, где кутят белые офицеры. Этот музыкальный фон создает нужную атмосферу действия на сцене. В последней картине этой же пьесы за.сценой звучит революционная песня -это стихийная демонстрация народа по поводу освобождения города от белых. И здесь музыкальный элемент сп (дает «созвучный» фон для действия.

Музыка за сценой может служить и для создания оп­ределенной драматургической композиции спектакля. Так, например, в спектакле «Дорогой цветов» Театр им. Евг. Вахтангова) течение времени сценической жизни глав­ного героя отмечалось игрой на фортепиано, доносившей­ся из-за кулис. В первой сцене за стеной квартиры героя какой-то малыш разучивал гаммы. В следующей сцене уже звучала несложная музыкальная пьеса и наконец в последней сцене виртуозно исполнялся фортепианный концерт. Таким образом, у зрителя создавалось вполне определенное впечатление о протяженности жизни героя.

Иногда сюжетную музыку, звучащую за сценой, ис­пользуют как активное средство для передачи подтекста, второго плана (шарманщик, уличные музыканты, певцы

Стр. 30

и пр.). Музыка в этом случае как бы связывает главное действие с побочным.

В другом случае музыка, возникнув как отображение действия за сценой, используется для перехода этого действия на сцену и тем самым служит толчком для по следующего развертывания сюжетных линий.

Таким образом, сюжетная музыка может:

характеризовать действующих лиц,

указывать на место и время действия,

создавать атмосферу, настроение сценического дей­ствия,

рассказать о действии, невидимом для зрителя.

Перечисленные функции не исчерпывают все много­образие приемов использования сюжетной музыки в дра­матических спектаклях. В последующих разделах мы еще раз вернемся к этому вопросу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 3786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.