Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. 2. Укрепляющий (пропитывающий) состав на основе жидкого калиевого стекла с добавками метилсиликоната натрия и гкж-94 (39. С. 47—50)




IV.1. УКРЕПЛЯЮЩИЙ (ПРОПИТЫВАЮЩИЙ) СОСТАВ ИЗ ЖИДКОГО КАЛИЕВОГО СТЕКЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА (39. С. 79; 40. С. 76)

IV УКРЕПЛЯЮЩИЕ СОСТАВЫ КРАСОЧНЫХ СЛОЕВ И МОДИФИКАЦИЯ ОСНОВАНИЙ (грунтов) ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТЕНОПИСИ

 

Если какие-либо фрески, росписи клеевыми или эмульсионными красками находятся в очень тяжелых условиях «эксплуатации», когда их красочный слой подвергается интенсивному разрушающему воздействию внешней среды, то эти работы могут довольно скоро погибнуть. В таких случаях не надо ждать даже незначительного их разрушения, а непосредственно после написания в целях профилактики укрепить их красочные слои специальными полимерными составами.

Вопросы сохранности произведений, написанных на архитектурных плоскостях, вопросы их долговечности всегда волновали мастеров стенописи, так как и материалы, из которых возводились стены, грунты и красочные слои росписей, к сожалению, всегда имели недостаточную атмосферостойкость, довольно легко разрушались от внешних воздействий (темнели, обесцвечивались, трескались, шелушились и осыпались краски; деструктировались левкасы и штукатурки, безвозвратно гибли плоды долголетних трудов). Поэтому наряду с совершенствованием художественной формы, способов и техник, обеспечивающих создание этой формы посредством имеющихся в распоряжении эпохи материалов, шли не менее упорные поиски материалов, из которых выполнялись произведения стенописи, и методов работы ими, а также способов, позволяющих если не оградить росписи от разрушений вообще, то хотя бы продлить им жизнь. Одним из направлений этих поисков было нахождение пропитывающих красочный слой (в какой-то мере и основание) составов для повышения его атмосферостойкости.

По словам Э. Бергера, ссылающегося на Витрувия, античные мастера до блеска шлифовали еще сырую, но покрытую уже краской (киноварью) стенную поверхность; после высыхания стены применяли еще один метод, состоящий в «промазывании стенной облицовки... так называемым пуническим воском, с последующим прогреванием его жаровнями, чтобы он вошел в поры штукатурки» (8. С. 97—98).

Ч. Ченнини и Л. Б. Альберти писали, что поверхность сырой штукатурки для фресок раннего Возрождения также выглаживали до блеска, иногда вводя в нее небольшое количество мыла, а в некоторых случаях после высыхания стены с росписью поверхность стены промазывали воском, сплавленным с мастикой и маслом, что повышало интенсивность красок, делало росписи более долговечными, менее подверженными атмосферным воздействиям, облегчало содержание их в чистоте (20. С. 57—76).

Немецкий мастер фрески М. Кноллер, живший в XVIII веке, ссылаясь на греческий манускрипт, якобы прочитанный им в ватиканской библиотеке, говорит о том, что древние греки с этой целью напитывали льняным маслом до полного насыщения еще сырой накрывочный слой штукатурки и писали по этому основанию красками, затертыми на воде. Через несколько дней всю роспись (стену) натирали шерстяными тряпками до блеска, после чего она становилась прочной, глянцевой и не боялась атмосферных воздействий (8. С. 122—130).

Свеженаписанные фрески М. Кноллер защищал, покрывая их «горячим мыльным раствором, а затем таким же горячим раствором квасцов...» (8. С. 122—130). Соединение мыла с квасцами давало глинозем, не поддающийся действию воды (20).

В начале XX века для укрепления штукатурного основания (грунта) и красочного слоя фресок было предложено пропитывание их калиевым жидким стеклом. Через несколько часов после пропитки поверхность росписи тщательно промывали водой (20. С. 111 — 117). Некоторые технологи XX века рекомендовали покрывать фрески раствором воска в скипидаре и парафина в бензине с целью повышения их атмосферостойкости, а следовательно, и долговечности. Фрески, укрепленные такими составами, конечно, приобретали эти качества, но безвозвратно теряли бархатистость и мягкость тонов — переставали быть фресками (20. С. 111—117) в том понимании, которое мы сейчас вкладываем в этот термин.

В настоящее время проблема сохранения красочного слоя стоит как перед строителями, так и перед реставраторами. Для первых это долговечность декоративных покрытий архитектурных сооружений, что является немаловажным экономическим фактором; для вторых — сохранение (консервация) и реставрация памятников культуры (в данном случае стенописи, икон и станковой живописи). Опыт строителей в какой-то степени может быть использован и для профилактической защиты красочных слоев росписей. А опыт реставраторов в этой области представляет безусловный интерес и должен быть использован в современной практике стенописи. Это будет оправдано как с точки зрения экономической (долговечность произведений стенописи), так и с точки зрения сохранения подлинников произведений как культурной ценности.

Исходя из опыта строителей по укреплению пористых материалов и грунтовке различных архитектурных поверхностей растворами жидкого калиевого стекла и гидрофобизации их кремнийорганическими жидкостями (ГКЖ), можно предложить эти материалы (составы) для укрепления и гидрофобизации, как оснований, так и красочных слоев росписей, особенно в экстерьере.

Жидкое калиевое стекло промышленного производства[109] — бесцветная довольно вязкая жидкость, из которой на строительстве, разбавляя ее водой, готовят различной плотности растворы для флюатирования (пропитки с целью укрепления) пористых материалов (цементно-песчаных и известково-песчаных покрытий, бетона, камня и др.). Такие пропитки, не изменяя ни цвета, ни тона пропитанного ими материала, придают ему более высокую атмосферостойкость и водонепроницаемость.

 

 

Жидкое калиевое стекло (плотность 1,4—1,42).......................................................................................................................................................... 1,0

Вода.......................................................................................................................................................... 2,0

 

Жидкое калиевое стекло промышленного производства в деревянной или металлической посуде развести двойным объемом воды, довести до плотности 1,12—1,14. Воду в стекло вливать при непрерывном помешивании получаемого раствора[110].

Украинские строители, применяя жидкое калиевое стекло для пропитки пористых материалов (бетон, камень и др.), пользуются для этого растворами большей плотности (1,25—1,3), которые, по мнению авторов (39. С. 48— 49), имея такую вязкость, более легко и на большую глубину проникают в поры укрепляемого материала.

Процесс приготовления такого раствора идентичен описанному в IV.1, но для получения раствора жидкого стекла вышеназванной плотности стекло разводят полуторным объемом воды.

Однако лучшие результаты дает пропитка пористых поверхностей смесью раствора жидкого стекла с метилсиликонатом натрия или с гидрофобизирующей жидкостью ГКЖ-94. Эти смеси растворов проникают в материал пропитки на большую глубину (до 3 мм), в то время как чистая ГКЖ-94 проникает в материал в пределах лишь 1 мм (39. С. 50).

 

 

Жидкое стекло (водный раствор, плотность 1,3: модуль 2,02).................................................................................................................................... 1,0

Метилсиликонат натрия (5%-ный водный раствор).................................................................................................................................................... 0,4

или

ГКЖ-94 (5%-ный водный раствор).................................................................................................... 0,4

 

Процесс приготовления раствора жидкого стекла плотностью 1,3 идентичен описанному в IV. 1, только в данном случае 1 объем жидкого стекла промышленного производства следует разбавлять 1,4 объема воды. В полученный раствор вмешать расчетное количество или раствора метилсиликоната натрия, или раствора ГКЖ-94. Оптимальный результат дает трехразовая пропитка составами в течение 3 суток, после каждой пропитки обработанная поверхность должна полностью просохнуть (39. С. 51).

Расход составов IV. 1 и IV.2 на одноразовую пропитку поверхности находится в пределах 0,2—0,3 л на 1 м2.

С целью профилактического укрепления красочных слоев и грунтов работ, выполненных фреской (известковыми), клеевыми и эмульсионными красками, можно рекомендовать в качестве их пропитки и выпускаемые отечественной промышленностью гидрофобизирующие кремнийорганические жидкости — ГКЖ, которые применяются в современном строительстве для гидрофобизации различных материалов и облицовок (каменной кладки, черепицы, бетона, шифера, штукатурки и др.). Все материалы, пропитанные гидрофобизирующими кремнийорганическими жидкостями, не изменяют ни цвета, ни тона обработанных поверхностей, но приобретают кроме высокой гидро- и атмосферостойкости, не менее высокие хим- и биостойкость. Для придания им этих свойств поверхность изделия или плоскость стены необходимо один-два раза покрыть раствором одной из этих жидкостей, после чего на поверхности материала образуется тончайшая пленка силикона, придающая ему гидрофобность (способность отталкивать воду), но оставляющая неизменными его паро- и воздухопроницаемость. Образовавшаяся силиконовая пленка имеет хорошую адгезию[111], не смывается водой и органическими растворителями. Раствор проникает в поры материала на глубину до 6 мм, повышая прочность их поверхности на истирание в 1,5—2 раза. Обработанные гидрофобизирующими жидкостями поверхности не смачиваются водой, к ним не пристает пыль. Водостойкость штукатурки повышается в десятки раз, ее цвет и сила тона не изменяются (39. С. 27—28). Все это, естественно, способствует долговечности этих материалов, а, следовательно, и росписей.

В нашей стране промышленность (в частности, Данковский химический завод в Липецкой области) выпускает несколько видов гидрофобизирующих жидкостей. В строительстве для поверхностной пропитки штукатурок применяют три вида этих жидкостей: ГКЖ-10 (3%-ный водный раствор этилсиликоната натрия), ГКЖ-11 (3%-ный водный раствор метилсиликоната натрия) и ГКЖ-94 (5%-ный эмульсионный раствор этилгидросилоксана). Пропитки последним дают лучшие показатели на гидрофобность[112] (40. С. 29).

 

IV.3. УКРЕПЛЯЮЩИЙ СОСТАВ НА ОСНОВЕ 50%-НОЙ ЭМУЛЬСИИ ГКЖ-94 (40. С. 29)

 

Эмульсия ГКЖ-94 (50%-ная).............................................................................................................. 1,0

Вода.......................................................................................................................................................... 5,0

Приготовление раствора: 100%-ную жидкость ГКЖ-94 смешать с 1%-ным водным раствором желатина в соотношении 1:1. Жидкость ГКЖ-94 ввести в раствор желатина тоненькой струйкой при непрерывном помешивании. Полученный состав перед употреблением развести пятикратным количеством воды.

Качество гидрофобизации проверить следующим образом: по высыхании плоскости (стены, плафона и т. п.) на нее с кисти или из пульверизатора брызнуть воду, скатывание ее с поверхности свидетельствует о нормальной обработке, в той или иной мере впитывание — о недостаточной. В этом случае гидрофобизацию следует повторить.

Рекомендованные составы для поверхностной пропитки красочных слоев и грунтов на основе эмульсии ГКЖ-94, ГКЖ-10 и ГКЖ-11 можно рекомендовать и как гидрофобные добавки непосредственно в колеры известковых, клеевых и темперных красок.

Исключительное место занимают в настоящее время различного рода укрепляющие (пропитывающие) составы (растворы, жидкости, дисперсии и др.) в реставрации, там, где именно красочный слой изображения и составляет художественную ценность памятника, где его, во что бы то ни стало надо сохранить, где его нельзя заменить новым. И в этой области особенно за последние два десятилетия в реставрации достигнуты большие успехи.

Так как разрушения красочного слоя и грунта стенных росписей могут быть вызваны самыми различными причинами и иметь самый разнообразный характер, то в силу этого современная практика, поставленная на научную основу, разработала значительный ассортимент закрепляющих составов и различные методики работы ими. Эти работы проводились и проводятся с целью защиты и консервации памятников культуры, в том числе и памятников стенописи, которые уже начали разрушаться. Богатый опыт реставраторов может послужить и делу профилактической защиты произведений современной стенописи, которые находятся в самых тяжелых условиях (площади промышленных городов, заводские дворы и цехи и т. д.), не дожидаясь, начала их разрушения. А это задача немаловажная и экономически оправданная.

Современная реставрационная практика почти исключила из ассортимента закрепляющих средств и составов традиционные осетровый и казеиновый клей, желтковую эмульсию и другие материалы, почти полностью перешла на закрепляющие составы на основе синтетических полимеров, которые по всем характеристикам значительно превосходят материалы традиционные и укрепляют не только красочный слой, но и его основание, нередко проникая в него на значительную глубину.

Первым синтетическим полимером, введенным в практику реставрации стенописи в нашей стране ленинградским реставратором П. И. Костровым в 40-х годах при спасении росписей Пянджикента, был полибутилметакрилат (ПБМА — один из акриловых полимеров). Примерно в то же время для укрепления фресок Софийского собора в Киеве (XI в.) реставраторы применили растворы полихлорвиниловой смолы (ПХВ)[113].

В настоящее время в реставрации за двадцать с лишним лет работы с синтетическими материалами накоплен большой опыт, позволяющий сделать уже вполне определенные выводы о целесообразности применения укрепляющих и гидрофобизирующих растворов на основе одних полимеров и непригодности других (29. С. 3).

В начале 60-х годов в реставрации недолгое время отдельные реставраторы[114] для укрепления красочного слоя фресок, темпер и клеевых красок применяли поливинилацетатную дисперсию (ПВАД), которая имеет ряд положительных качеств как пропитывающий материал, но создает пленку недостаточно водо-, тепло- и морозостойкую, и, главное, пленку, имеющую излишнюю жесткость. Дисперсии пластифицируют дибутилфталатом, но он со временем мигрирует из пленки, и она становится жесткой и ломкой (29. С. 7—8).

Пленки ПВАД имеют и положительные качества: хорошо закрепляют поверхности красочного слоя, удовлетворительно сохраняют свои качества во времени, что все же позволяет рекомендовать ПВАД в качестве укрепляющего материала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.