Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI мозаика




V.15. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ СМЕСЬЮ ВОДОРАСТВОРИМОЙ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛЫ (ДЭГ-1 ИЛИ ТЭГ-17) С РАСТВОРОМ ПОЛИАМИДНОЙ СМОЛЫ № 89 (72. С. 78—79)

V.14. ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЙ РАСТВОР-КОЛЕР, МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ВОДОРАСТВОРИМОЙ ЭПОКСИДНОЙ СМОЛОЙ — ДЭГ-1, ТЭГ-1 и ТЭГ-17 (72. С. 49—50)

 

Белый цемент (марка 150—200) или портландцемент (марка 400)....................................................................................................................... 1,0

Песок (речной)....................................................................................................................................... 3,0

Пигменты (щелочестойкие)..................................................................................................... 0,01—0,5

Водорастворимые эпоксидные смолы (ДЭГ-1, ТЭГ-1 и ТЭГ-17).............................................................................................................. 0,012—0,025

Полиэтиленполиамин (отвердитель)............................................................................................ 0,003

Вода (до рабочей консистенции)............................................................................................. 1,0—1,5

 

В водорастворимую смолу (ДЭГ-1, ТЭГ-1, ТЭГ-17) ввести полиэтиленполиамин, тщательно перемешав композицию, растворить ее в воде в соотношении 1:10. На полученном растворе замешать сухую смесь-колер, приготовленную и проверенную на цвет и тон по методике, описанной в V.3. Затем раствор-колер водой затворения (раствор смолы с отвердителем в воде) довести до рабочей консистенции. Расход смолы на модификацию 1 м3 и на одно десятилитровое ведро раствора такой же, как в V.13.

Хорошие результаты дает и модификация растворов смесью смол ДЭГ-1 и ТЭГ-17 с раствором смолы № 89. Кроме того, что из данной композиции смол выпадает токсичный отвердитель полиэтиленполиамин (его роль здесь выполняют аминные группы смолы № 89), уменьшенное количество полимеров в данном растворе значительно удешевляет его, так как экономятся очень дорогие и дефицитные материалы.

 

 

Портландцемент (марка 400).............................................................................................................. 1,0

Песок речной.......................................................................................................................................... 3,0

Пигменты (щелочестойкие)..................................................................................................... 0,01—0,5

Смесь смол (40% смолы ДЭГ-1 или ТЭГ-17 в смеси с 60% 33%-ного раствора смолы № 89)........................................................................................................................................... 0,006—0,007

Вода (до рабочей консистенции)............................................................................................. 1,0—1,5

 

40% смолы ДЭГ-1 или ТЭГ-17 смешать с 60% 33%-ного раствора смолы № 89. Полученную смесь смол развести в воде затворения в соотношении 1:10 и на этом растворе затворить сухую смесь-колер, приготовленную и опробованную на цвет и тон по методике, описанной в V.3. Затем раствор-колер довести водой затворения до рабочей консистенции.

На 1 м3 цементно-песчаного раствора требуется 1,8 дм3 (1,8 л) смеси смол, на одно десятилитровое ведро (10 дм3) 0,018 дм3 (18 мл) смеси смол.

Водорастворимые смолы, особенно эпоксидные, очень дефицитны и дороги, но если учесть те средства, которые затрачиваются на создание крупных работ в стенописи, если учесть их значение и роль в монументальной пропаганде, то, видимо, следует признать разумным дополнительные расходы на смолы с целью создания работ долговечных, работ, способных нести многие годы в массы агитационно-пропагандистский заряд.

Оптимальными показателями насыщенности цвета и долговечности обладают произведения стенописи в технике сграффито, выполненные из цементно-песчаных растворов на основе цветных клинкерных цементов с модификацией их полимерными добавками, о которых речь шла в настоящем разделе.


 

Мозаика — один из древнейших видов облицовки и декоративной отделки архитектуры, один из древнейших материалов изобразительного искусства. Мозаика сегодня живет, развивается и совершенствуется как по художественной выразительности и современному звучанию, так и по линии создания лучших составов грунтов (оснований набора) и разработок наиболее целесообразных технологических процессов ведения работ.

В настоящее время в нашей стране мозаикой выполняется подавляющее число произведений стенописи в архитектуре. И сегодня художественные возможности этой техники не исчерпаны, поиски ее художественного и технологического совершенствования продолжаются.

Древние римляне называли эту технику opus musivum — значит «сложенный из кусочков». В русский язык этот термин пришел из итальянского или французского языков, в которых он звучал как «mazaico» (ит.) и «mozaique» (фр.) [142]

Древнейший памятник мозаики, дошедший до нас,— остатки орнаментального декора облицовки стен и полуколонн древнешумерского храма в городе Ур (IV тысячелетие до н. э.), выполненного из обожженных глиняных клиньев, основания которых были покрыты цветными глинами.

Мозаики из камней-голышей (морская галька) в открытых двориках домов делали древние греки (V век до н. э.). Мастера эпохи эллинизма и древнеримские (IV век до н. э.— IV век н. э.) выкладывали мозаикой в основном из природных цветных (часто полудрагоценных) камней уже целые орнаментальные композиции и сюжетные вставки на полах и стенах дворцов и терм. В те времена довольно широкое использование в мозаиках находила и смальта (глушеное цветное стекло) — основной материал набора мозаик в последующие века и в наше время. Однако следует заметить, что цветное глушеное стекло знали еще древние египтяне (3200— 1200 гг. до н. э.), которые окрашивали его окислами металлов при варке и использовали для инкрустаций мебели и других предметов быта.

Небывалый расцвет переживает мозаика в Византии (IV—XV вв.), где смальтой выкладывают огромные площади, украшают мозаикой интерьеры храмов от пола до купола, создают целые ансамбли из сложных многофигурных композиций, вставок, орнаментов, как, например, в церквах Сан Витале в Равенне (547), Успения в Никее (1065— 1067), Кахрие Джами в Константинополе (1316—1321) и других (ил. 54).

На землю Древней Руси мозаика пришла в X веке и в течение двух столетий ею украшали основные помещения храмов, например в церквах Святой Софии (1043—1046) и Архангела Михаила (1108—1113) в Киеве. В XVIII веке в России мозаику возродил М. В. Ломоносов, разработавший самостоятельно рецептуру варки смальты и построивший фабрику для ее изготовления, создавший из этого материала известную картину «Полтавская битва» (ил. 55 —57).

Большие работы по созданию мозаик в смальте велись во второй половине XIX — начале XX века в Исаакиевском соборе в Петербурге, велись непрерывно в течение 66 лет. За это время был создан ансамбль картин и орнаментов, отличающийся высоким мастерством.

В последней трети XIX века крупные работы в мозаике были выполнены в ряде городов России: в Москве (храм Христа Спасителя), в Новгороде, Костроме, Чернигове и других.

Дальнейшее развитие мозаика получила уже в советское время при создании станций московского метрополитена в работах таких мастеров, как П. Д. Корин (мозаика кольцевой станции «Комсомольская»), А. А. Дейнека (мозаики станции «Маяковская» и «Новокузнецкая»), и других. Охотно и много работают в этой технике и современные художники-монументалисты (ил. 58—60).

Многовековую сохранность мозаикам обеспечили материалы, из которых они создавались. Именно это их качество в сочетании с декоративностью, яркостью тонов, мерцанием поверхностей набора и заставляли обращаться к этой технике, не взирая на относительную трудоемкость, как приготовления материала, так и выполнения самих работ (набора), не взирая на высокие затраты. Естественный камень, керамика (клинья, плитки, кубики и т. д.) и смальта — материалы действительно вечные, которым не страшны почти любые атмосферные воздействия, они сохраняются, не изменяя цвета и тона в течение веков, иногда тысячелетий. Слабым местом мозаик во все времена были их основания — грунты, в которые производился набор. Именно они более всего подвержены разрушениям от различного рода атмосферных воздействий — влаги, ветра, прямых солнечных лучей и т. д. В силу чего гибли и гибнут по сей день произведения искусства — памятники культуры, безвозвратно уходят в небытие свидетели и носители духа прошлых эпох и поколений, гибнут плоды многих лет их вдохновенного труда. И для предотвращения этого, во имя многовекового долголетия мозаик человеческая мысль неустанно и не менее напряженно, чем она работала над вопросами творческими, искала и находила (на уровне возможностей своего времени) соответствующие грунты мозаик, обеспечивающие это долголетие, искала и находила соответствующие приемы и методы ведения работ, исходя из свойств используемых материалов.

Древнешумерские мозаики в городе Ур набраны в глиняный (саманный) грунт, в известковые и известково-масляные грунты набирались мозаики в Древней Греции и Древнем Риме, цемяночно-масляными грунтами для создания мозаик пользовались мастера Византии. Для набора мозаик на стенах храмов и дворцов византийцы применяли известковые грунты. Подобными же грунтами-левкасами пользовались и древнерусские мозаичисты.

Цементно-песчаный грунт для набора мозаики. В конце XIX века был изобретен цемент и появились цементно-масляные грунты, в дальнейшем их вытеснили из практики грунты цементно-песчаные, которые используются при наборах мозаик и в настоящее время благодаря несложности их приготовления и весьма значительной прочности (ил. 63).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.