Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кредитно-модульная система

Пояснительная записка к организации учебного процесса на основе кредитно-модульной системы

 

Основные положения Болонского процесса:

 

1. Двухуровневый учебный процесс: бакалавриат (3-4 года) и магистратура (1-2 года).

2. Кредитно-модульная система организации учебного процесса.

3. Мобильность студента между вузами разных стран и между вузами одной страны.

4. Обучение в течение всей жизни.

5. Обеспечение качества образования и создание общепризнанных критериев и методологий по его оценке.

6. Требования к образовательным результатам студента определяет рынок занятости.

Студент должен получить подготовку, позволяющую найти работу на существующем рынке труда.

7. Вуз становится посредником между работодателем, обществом и студентом.

 

Порядок организации учебного процесса на основе кредитно-модульной системы:

Для реализации учебного процесса используются три формы учебного плана по каждому направлению (специальности):

- типовой (годовой) учебный план; формируется на основе базового (стабильного) рассчитанного на весь учебный процесс в целом в соответствии с ГОС-ми; служит для определения содержания и трудоемкости учебной работы каждого студента;

- индивидуальные учебные планы, – различные для каждого студента, определяют индивидуальную образовательную траекторию учащихся;

- рабочий (годовой) учебный план – для формирования ежегодного графика учебного процесса и расчета трудоемкости учебной работы преподавателей.

Типовой план включает следующие группы дисциплин:

 

§ обязательные, последовательные (а)

 

§ обязательные, непоследовательные (б)

 

§ по выбору (в)

 

Любая общеобразовательная, общепрофессиональная или специальная дисциплина может быть или (а) обязательной и включенной в строго последовательный ряд, или (б) обязательной, но выбранной в любом семестре, или (в) обычным элективом.

Каждый студент самостоятельно или с помощью консультанта (тьютора) составляет свой индивидуальный годовой учебный план на основе типового, исходя из того, что в процессе обучения он должен набрать заданное количество кредитов (не менее 50). Ему предоставляется возможность ознакомиться с описаниями курсов, видами учебных занятий и консультациями с преподавателем. Индивидуальный учебный план каждого студента согласовывается с деканом факультета и передается в учебную часть.

Если студент не утверждает свой индивидуальный план, он имеет право заниматься по типовому учебному плану.

Ежегодный рабочий план составляется в деканате факультета на основе предшествующего типового рабочего плана (соответствующего базовому плану и принятого в традиционной системе организации учебного процесса) с учетом анализа индивидуальных планов студентов данного направления (специальности). Рабочий план утверждается проректором по учебной работе. Сборники рабочих планов ежегодно издаются и хранятся в деканатах факультетов, в Учебном управлении, у проректора по учебной работе.

По каждой дисциплине деканат факультета устанавливает минимальное число студентов, необходимое для открытия дисциплины, а для каждого преподавателя – максимальное число студентов в учебном потоке (группе).

 

В случае если на данную дисциплину в определенный срок записалось число студентов, меньшее минимально установленного, то дисциплина не открывается (не вносится в рабочий план направления или специальности), деканат делает об этом объявление на информационном стенде и на странице факультета в учебном портале университета. Записавшиеся на эту дисциплину студенты, должны в определенный срок подать в деканат заявки об изменениях в индивидуальных планах. Если число записавшихся студентов превышает максимальное число студентов в группе, то открывается еще один поток.

 

7. Кредит. European Credit Transfer System (ECTS) - credit – дословно зачет, удостоверение о прохождении какого-либо курса в учебном заведении. Кредит связан с достижением определенных результатов обучения за определенное время. Фактически кредит определяет количество трудозатрат преподавателя и студента для достижений требуемого образовательного результата. Кредит включает в себя часы, предназначенные не только для аудиторной, но и самостоятельной работы студента.

 

КРЕДИТЫ ECTS:

• КРЕДИТЫ ECTS – Условно-числовое выражение трудозатрат студента, распределенное по академическим дисциплинам (от 1 до 60).

Кредиты определяют долю годовой нагрузки по соответствующей дисциплине.

• ECTS отражают трудозатраты академического года и оцениваются в 60 кредитов (семестр 30 кредитов).

• РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КРЕДИТОВ ECTS ПО АКАДЕМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ – Производится на основании учебного плана с учетом трудоемкости каждой дисциплины с точностью до половинных единиц.

 

8. Кредиты или количество кредитных единиц – это, главным образом, численный показатель, присваиваемый отдельному учебному курсу и определяющий его вклад в общую учебную нагрузку студентов, притом, что годичная нагрузка студента-бакалавра составляет 60 кредитов. Иными словами, кредитная система нужна для того, чтобы обозначить объем учебной нагрузки и временные затраты, необходимые для освоения того или иного курса или учебной программы в целом. Это единица измерения затрат студента на образовательный процесс: учитывается время, потраченное на изучение курса, его сложность, профильность и другое. Российский образовательный стандарт по каждой специальности состоит из нескольких блоков дисциплин: гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные, общие профессиональные, специальные. В каждом из этих блоков есть обязательные курсы, а также курсы, которые выбирает сам студент. Каждый курс «стоит» несколько кредитов, или кредитных очков. За год обучения студент должен набрать не менее 60 кредитов. Один кредит составляет 36 часов, так называемого, учебного времени. «Учебное время» состоит из нескольких элементов. Это:

 

§ Собственно аудиторная нагрузка, которая составляет примерно 50% от общего объема учебного времени;

 

§ Время, отводимое на самостоятельную работу студента (50% от общего объема учебного времени), где на каждый лекционный час должно приходиться примерно 1,5 часа самостоятельной работы;

 

§ Время, необходимое на чтение литературы, рекомендованной по курсу и составление конспектов;

 

§ Время, необходимое на подготовку письменных работ;

 

§ Время, необходимое на подготовку к экзаменам. Этот объем времени примерно равен аудиторной нагрузке.

 

Количество зачетных единиц можно проводить исходя из единой методологии расчета: - 1 зачётная (аккредитационная) единица = 27 астрономическим часам = 36 академическим часам продолжительностью по 45 минут; - 1 неделя (практик или других учебных работ) = 54 академическим часам = 1,5 зачетные единицы. Учебный год составляет 34 недели, или 51 зачетную единицу; 6 недель сессий приравнивается к 9 зачетным единицам (расписываются по дисциплинам из расчета: 1 семестровый экзамен - 1 зачётная единица). Учебный год в итоге составляет 40 недель, или 60 зачетных единиц учета "количества образования" при традиционной лекционно-семинарской педагогической технологии высшего образования по очной форме. Разумеется, предположение о существовании такой стандартной технологии носит во многом условный характер. На самом деле конкретные высшие учебные заведения могут значительно отличаться по объёмам образования, осваиваемым студентами в единицу времени; то же самое можно сказать и об учете (зачете) дисциплин при переходе из вуза в вуз при традиционных академических справках с указанием "трудоемкости" в часах.

 

 

Методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах

(Письмо МО РФ от 28.11.2002 № 14-52-988ин/13)

 

При расчетах трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах необходимо исходить из следующего:

 

1. 1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам).

 

2. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 54 академических часа, т.е. 1,5 зачетные единицы.

 

3. Расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам. Зачет по дисциплине и трудоемкость курсовых проектов (работ) входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

 

4. Одна неделя практики выражается 1,5 зачетными единицами.

 

5. Один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (3 дня подготовки и 1 день на экзамен).

 

6. Для основных образовательных программ, реализуемых в соответствии с ГОС ВПО, в которых в трудоемкость дисциплины в часах, включена трудоемкость промежуточных аттестаций (например, по специальности 021100 Юриспруденция), расчет трудоемкости дисциплины в зачетных единицах производится исходя из деления ее трудоемкости в академических часах на 36 с округлением до 0,5 по установленным правилам без учета п. 5 настоящей Методики.

 

7. Трудоемкость итоговой аттестации рассчитывается исходя из количества отведенных на нее недель: 1 неделя соответствует 1,5 зачетным единицам.

Определение цены «преподавательского кредита»

 

Переходя на язык «зачетных единиц» (кредитов) при формировании трудоемкости обучения студента, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой определения трудоемкости преподавателя и цены труда профессорско- преподавательского состава через систему кредитов.

 

Возможным (простейшим) способом решения этой проблемы может быть способ перевода нормативной нагрузки ППС из аудиторных часов в кредиты по аналогии с методикой расчета трудоемкости основных образовательных программ ВПО.

 

По действующим нормативам максимальная аудиторная нагрузка ППС - 900 часов. Исходя из деления академической нагрузки в часах на 36 (по рекомендациям Минобразования РФ) получаем нормативную аудиторную нагрузку ППС равную 25 кредитам (зачетным единицам). Далее можно соглашаться, что аудиторная годовая нагрузка по должностям распределяется следующим образом:

 

· 25 кредитов - для ППС в должности преподавателя и ст. преподавателя;

 

· 20 кредитов - для ППС в должности доцента; 14 кредитов - для профессора.

 

Структура нагрузки, соответственно, может быть следующей:

 

25 кредитов преподавателя = 11 В аудитории: семинары, практические, лабораторные +

2 Посещение лекций профессоров, доцентов+12Текущий контроль: рефераты, эссе, контрольные

 

22 кредита старшего преподавателя = 9В аудитории: семинары, практические, лабораторные + 2Руководство практикой + 13

Текущий контроль: рефераты, эссе, контрольные, курсовые

 

19 кредитов доцента = 8В аудитории: Лекции, семинары + 6Консультации, руководство ВКР + 6Текущий контроль: рефераты, эссе, контрольные

 

14 кредитов профессора = 4В аудитории: лекции + 10Консультации, руководство ВКР

Если среднюю нагрузку «средней единицы ППС» приравнять к 20 кредитам, то расчет штатных единиц ППС для реализации учебного плана, рассчитанного в кредитах в простейшей форме можно осуществлять по условной формуле К= У\20, где

· К - количество ставок ППС, необходимых для реализации рабочего учебного плана ПрОП;

· У - общий объем часов рабочего учебного плана ПрОП;

· 20 - средняя аудиторная нагрузка единицы ППС.

Заиченко Н.А. Высшая школа экономики (Санкт-Петербургский филиал) Зам. директора по учебной работе и довузовскому образованию Зачетные единицы и проблемы их зачета.

 

9. Модульная система.

 

§ Модуль часть дисциплины или дисциплина в целом

 

§ Модуль содержит в себе несколько курсов (дисциплин)

 

Модуль создает целостное представление об определенной предметной области и позволяет наработать определенные компетенции, которые студент должен продемонстрировать по завершению освоения данного модуля. Модуль определяется не темой, а достижением образовательного результата студентом. Количество модулей в семестр определяется в соответствие с тем, какие результаты должен достигнуть студент за семестр.

Оценка образовательных результатов осуществляется при помощи бально-рейтинговой системы оценивания. Эта система позволяет увидеть и оценить эффективность трудозатрат студента в процессе освоения курса.

 

10. Бально-рейтинговая система оценивания требует разработки четких критериев достижения тех или иных образовательных результатов описываемых на языке умений (ключевых и специальных компетенций)

 

Балльно-рейтинговая сопоставительная система (при 10-ти бальной системе оценивания)

 

 

Кредит Оценка Неуд      
Оценка ECTS F FX E D C B A  
Сумма баллов   2+   3+     5+  
    менее 13 13-18 19-21 22-24 25-30   31-33 34-36  
    менее 25 25-36 37-42 43-48 49-60 61-66 67-72
    менее 37 37-54 55-63 64-72 73-90 91-99 100-108  
    менее 49 49-72 73-84 85-96 97-120 121-132 133-144  
    менее 61 61-90 91-105 106-120 121-150 151-165 166-180
    менее 73 73-108 109-126 127-144 145-180 181-198 199-216  
    менее 85 85-126 127-147 148-168 169-210 211-231 232-252  
    менее 97 97-144 145-168 169-192 193-240 241-264 265-288  

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА. Системні зв’язки у сфері морфології. Трансформація морфологічних одиниць. Морфологічний розбір | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.