КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 9 юго-западная Азия
3. 2. 1. Теории личности Структура личности; Индивид, Личность, Индивидуальность; План ЛИЧНОСТЬ Модуль 4 Человек — это коренное, исходное понятие – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих к виду homo sapiens. Особенности: прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг. Как общественное существо человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Самосознание является вершиной развития сознания как в антропогенезе так и в онтогенезе. Индивид – отдельное существо, представитель биологического вида (отдельный человек – новорожденный). Человек, с другой стороны, общественное существо. Это самый важный его признак, так как общественная жизнь и общественные отношения, коллективный труд изменили и подчинили себе его биологическую, телесную организацию. Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо это индивид наделенный сознанием, занимающий определенное место в обществе и осознающий свою роль в нем.. При этом имеется в виду достаточный уровень социальной зрелости — маленький ребенок или психически больной человек не могут считаться личностью. Личность – это субъект и объект общественных отношений (А.Г. Ковалев). Личность – субъект деятельности (А.Н. Леонтьев). Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (Платонов). Личность – совокупность внутренних условий через которые преломляются внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн). Итак, Личность – Системное интегральное, социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. В психологии наряду с понятиями «человек» и «личность употребляют еще и понятие «индивидуальность». Своеобразен и неповторим жизненный путь каждого человека, условия его жизни и деятельности, обучения и воспитания, поэтому нет и не может быть двух абсолютно одинаковых личностей. Индивидуальностью и называют личность данного человека, личность в ее конкретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных психологических особенностей. Индивидуальность – это личность в ее неповторимом своеобразии. Индивидуальностью можно стать только через деятельность.
Отметим три важнейшие психологические характеристики личности. Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластичности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации. Во-вторых, единство личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением добиться личного благополучия при пренебрежении интересами коллектива, других людей. Поэтому личность формируется, воспитывается не «по частям». В-третьих, активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на изменение собственной природы, своего психического склада (самовоспитание).
Основу личности составляет ее структура – относительно устойчивая связь и взаимодействия всех сторон личности как целостного образования. Динамическая, функциональная структура личности К.К. Платонова состоит из четырех рядоположенных подструктур: 1) подструктура направленности и отношений личности: мировоззрения, убеждения, идеалы, интересы, желания, цели, ценности. Под направленностью понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. 2) подструктура социального опыта: знания, навыки, умения, привычки, культурный уровень, - опыт; 3) подструктура индивидуальных форм отражения: индивидуальные особенности отдельных психических процессов; 4) подструктура биологического обусловливания: типологические, возрастные, половые свойства личности, патологические изменения ВНД. Платонов выделяет также подструктуры характера и способностей, как наложенные на четыре основные подструктуры. Важное значение для разработки проблемы структуры личности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева, хотя конкретные структуры были созданы их последователями. А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности: - направленность (система потребностей, интересов, идеалов), - способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), - характер (синтез отношений и способов поведения), - темперамент (система природных свойств). В.С. Мерлин создал теорию интегральной индивидуальности, он описывает две группы индивидуальных особенностей. Первая группа — «свойства индивида» — включает две подструктуры: темперамент и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Вторая группа — «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры: 1) мотивы и отношения; 2) характер; 3) способности. Все подструктуры личности взаимосвязаны благодаря опосредующему звену — деятельности. Петровский выделяет: 1. Интроиндивидный уровень – внутреиндивидный – это совокупность свойств, которыми обладает человек; 2. Интериндивидный уровень – это свойства, которые проявляются вне человека, в пространстве; 3. Метоиндивидный уровень – персонализация – над, вышеиндивидные свойства, которые выходят за пределы существующих здесь и сейчас связей с другими индивидами - это «вклады» в других людей. Описывая общие подходы к изучению личности в зарубежной психологии, можно выделить два основных подхода — номотетический и идеографический. Номотетический подход подразумевает описание общих, универсальных законов функционирования личности. Главными методами здесь должны быть методы естественных наук — наблюдение, эксперимент, с использованием математико-статистической обработки данных. В идеографическом подходе подчеркивается уникальность, неповторимая целостность личности, а основными методами должны быть рефлексия и описание «частных случаев», данные которых теоретически обобщаются и интерпретируются. Традиционно принято выделять: - биогенетическое направление в психологии – т.е. все теории в которых доминирует биологическое начало, человек развивается как биологическое существо. Холл: закон рекапитуляции: процесс развития надо рассматривать как созревание, стадии которого универсальны. Кречмер: тип телосложения. Фрейд: поведение обусловлено бессознательными биологическими влечениями (инстинктами). - социогенетическое направление – доминирует социальность. Теория научения – бихевиоризм – жизнь личности есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков. Ролевая теория Морено: личность это набор устойчивых способов поведения определяемых статусом. В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории. Психоаналитическое направление в психологии личности возникло на рубеже XIX — XX вв. Его основателем был 3. Фрейд. Более 40 лет он исследовал бессознательное и создал первую всеобъемлющую теорию личности. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные психологи (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Ф. Александер и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории. Психическая жизнь, по Фрейду, протекает на сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях. Область бессознательного, как подводная часть айсберга, гораздо обширнее и мощнее других и содержит в себе инстинкты и движущие силы всего поведения человека. В психоаналитической теории выделяются две основные группы человеческих инстинктов: эротические инстинкты, или инстинкты жизни, и инстинкты смерти, или разрушительные инстинкты. Энергия инстинктов жизни называется «либидо». Инстинкты жизни включают в себя голод, жажду, секс и направлены на сохранение особи и выживание вида. Инстинкты смерти — деструктивные силы, могут быть направлены как вовнутрь индивида (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). Инстинкты содержат всю энергию, посредством которой действуют три структуры личности, описанные Фрейдом. Это Ид, которая постоянно борется за инстинктивное удовлетворение и руководствуется принципом удовольствия (в ней располагаются врожденные бессознательные влечения). Эго, которое стремится выполнять инстинктивные требования Ид на основе принципа реальности (располагается как в сознательном слое, так и в бессознательном). Супер-Эго, которое представляет влияние родителей и общественной морали. Эта структура формируется в процессе жизни ребенка при идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Это комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации. Эго личности определяют внешний мир, Ид и Супер-Эго, часто предъявляющие несовместимые требования. В тех случаях, когда Эго подвергается слишком сильному давлению, возникает состояние, которое Фрейд назвал тревогой. Эго воздвигает своеобразные преграды против тревоги — защитные механизмы. Фрейд одним из первых психологов-теоретиков проанализировал развитие личности и указал на решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он считал, что личность во многом формируется к концу пятого года жизни, а в последующем происходит развитие этой базовой структуры. Под развитием личности в психоаналитической концепции понимается овладение новыми способами редукции напряжения. Источниками напряжения могут быть процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Существуют два основных метода, посредством которых индивид обучается разрешать напряжение — идентификация и смещение. Ребенок в своем развитии проходит ряд психосексуальных стадий. Конечная организация личности связана с тем, что привнесено всеми стадиями. Другим значительным направлением в зарубежной психологии личности является бихевиоризм. Интроспективной психологии, господствовавшей в начале XX в., американским ученым Дж. Уотсоном была противопоставлена новая, объективная психология. Предметом изучения бихевиоризма стало поведение человека, а психология рассматривалась как экспериментальное направление естествознания, цель которого — предсказание и контроль поведения. Все поведение человека может быть описано в схематизированном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реакция» (R). Уотсон считал, что человек изначально наделен некоторыми простыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакций невелико. Практически все поведение человека является результатом обучения через обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самых ранних этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие: 1) висцеральная, или эмоциональная; 2) мануальная; 3) ларингальная, или вербальная. Личность Уотсон определил как производное систем привычек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточно длительный период времени. Проблемы личности и нарушения психического здоровья для бихевиористов — это не проблемы сознания, а нарушения поведения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания и разобусловливания. Все последующие за работой Уотсона исследования были направлены на изучение отношений «стимул — реакция». Другой известный американский ученый Б.Ф. Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окружения на организм после проявления реакции. Он создал теорию оперантного научения. Скиннер считал, что существуют два основных типа поведения, характерных для личности: респондентное поведение, в основе которого лежит классическое обусловливание, и оперантное поведение, как определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться; оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. Скиннер детально исследовал проблему подкрепления: его виды, режимы, динамику. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практике организации обучения и психотерапии. Третье направление в зарубежной психологии личности — гуманистическое — сформировалось как противостоящее психоанализу и бихевиоризму. Оно не оформилось в единую теоретическую школу, а состоит из ряда школ, подходов, теорий: персо-нологического, гуманистического, экзистенциального, феноменологического и других направлений. Характерной чертой, объединяющей все перечисленные направления гуманистической психологии, является рассмотрение человека как уникальной целостности, открытой миру и способной к совершенствованию. Основными представителями этого направления принято считать Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса. Главными признаками гуманистического подхода: 1) целостный (холистический) подход к человеку; 2) психотерапевтический аспект заботы о человеке; 3) первичность субъективного аспекта; 4) доминирующее значение понятий и ценностей личности; 5) подчеркивание положительного в личности, исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств; 6) осторожное отношение к детерминирующим факторам личности, содержащим прошлое; 7) гибкость исследовательских методов и приемов, направленных на изучение личности нормальных или выдающихся людей, а не на частные процессы у больных людей или животных. Разумеется, кратко описанные зарубежные направления в изучении личности не отражают всего многообразия существующих концепций. Кроме того, значительный ряд теорий строится на пограничных взглядах.
К Юго-Западной Азии относят Иран, Израиль, Кипр Турцию; страны Арабского Востока (Машрика): Бахрейн, Ливан, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Саудовскую Аравию, Сирию; а также расположенные у южных границ Европы три кавказские страны – Грузию, Армению и Азербайджан. Это регион взаимовлияния и взаимодействия трёх культур – арабской, тюркской и иранской. Юго-Западная Азия родина трёх крупнейших мировых религий – христианства, иудаизма и ислама. Иудаизм и христианство возникли среди евреев Палестины; иудаизм – в первой половине 1-го тысячелетия до н.э., христианство – на рубеже новой эры, однако судьба этих религий была разной. Заимствовав многие представления иудаизма: веру в единого Бога, загробную жизнь и другие, христианство стало мировой религией, а иудаизм так и остался преимущественно религией еврейского народа. На территории современного Израиля находится священный для всех трёх религий город – Иерусалим, основанный в середине второго тысячелетия до н.э.. Здесь расположены древнеиудейская (Стена Плача), раннехристианская (Гроб Господень) и мусульманская (мечеть Куббат ас-Сахра) Святыни. Ислам появился в начале VII века на Аравийском полуострове. Здесь же находятся его главные религиозные центры – Мекка и Медина. Эта религия распространилась во время арабских завоевательных походов VII- IX вв. в другие области Юго-Западной Азии. В конце XX в. ислам является господствующей религией стран Юго-Западной Азии. Область распространения и влияния арабской культуры наиболее широка. В середине VII – начале IXв. арабы в ходе завоеваний и переселений распространили свой язык и культуру на страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Западной Европы (Испания). Арабский язык получил признание и в неарабских странах – Иране и Турции – как богослужебный благодаря его тесной связи с господствующим здесь исламом. Все мусульманские народы Юго-Западной Азии, кроме турок и курдов, восприняли и арабский алфавит. Иранская культура является древнейшей в регионе, её воздействие на культуру Юго-Западной Азии и мира в целом велико. В Иране возникли такие религии как зороастризм и манихейство. Главная идея зороастризма это – противопоставление добра и зла. Их вечная борьба составляет суть мирового процесса. Манихейство появилось в первой половине ІІІ в. в Иране. Главное в манихействе – это борьба сил добра и зла, света и тьмы за освобождение души. Эта религия в І тысячелетии распространилась на огромной территории от Испании до Китая. Манихейство преследовали все религии – христианство, зороастризм и ислам. Тюркская культура, в отличие от арабской и иранской, не является «коренной» для Юго-Западной Азии. Её древние основы сложились гораздо восточнее, в пределах Центральной и Восточной Азии. Сильнейший из тюркских народов – тюрки-османы – создал Османскую империю, которая господствовала в Юго- Западной Азии, и частично в Северной Африке и Южной Европе более 400 лет, с XV в. до 20-х годов XX в. Эту преимущественно трёхцветную культурную картину региона дополняют ещё два небольших мазка – преимущественно христианский Кипр и иудейский Израиль. Впрочем, и здесь часть жителей (на Кипре – турецкая община, в Израиле – палестинские арабы) исповедуют ислам. Большую часть Юго-Западной Азии занимают пустыни, окружённые горами и нагорьями. Там, где в пустыне находится источник воды, существуют оазисы – участки земли с богатой растительностью. Люди осваивали и расширяли их. Так в IV- III тысячелетии до н.э на территории современного Ирака появилась одна из древнейших цивилизаций – Месопотамия (Двуречье, воды Тигра и Ефрата). С древности Юго-Западная Азия является ареной постоянных военных, религиозных и политических конфликтов.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |