Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9 юго-западная Азия




3.

2.

1.

Теории личности

Структура личности;

Индивид, Личность, Индивидуальность;

План

ЛИЧНОСТЬ

Модуль 4

Человек — это коренное, исходное понятие – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих к виду homo sapiens.

Особенности: прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.

Как общественное существо человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Самосознание является вершиной развития сознания как в антропогенезе так и в онтогенезе.

Индивид – отдельное существо, представитель биологического вида (отдельный человек – новорожденный).

Человек, с другой стороны, общественное существо. Это са­мый важный его признак, так как общественная жизнь и обще­ственные отношения, коллективный труд изменили и подчинили себе его биологическую, телесную организацию. Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо это индивид наделенный сознанием, занимающий определенное место в обществе и осознающий свою роль в нем.. При этом имеется в виду достаточный уровень социальной зрелости — маленький ребенок или психически больной человек не могут считаться личностью.

Личность – это субъект и объект общественных отношений (А.Г. Ковалев).

Личность – субъект деятельности (А.Н. Леонтьев).

Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (Платонов).

Личность – совокупность внутренних условий через которые преломляются внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн).

Итак, Личность – Системное интегральное, социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

В психологии наряду с понятиями «человек» и «личность употребляют еще и понятие «индивидуальность». Своеобразен и неповторим жизненный путь каждого человека, условия его жиз­ни и деятельности, обучения и воспитания, поэтому нет и не мо­жет быть двух абсолютно одинаковых личностей. Индивидуально­стью и называют личность данного человека, личность в ее кон­кретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных пси­хологических особенностей.

Индивидуальность – это личность в ее неповторимом своеобразии. Индивидуальностью можно стать только через деятельность.

 

Отметим три важнейшие психологические характеристики лич­ности.

Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластич­ности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

Во-вторых, единство личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, час­то совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет по­ложительное значение только в сочетании с высокими моральны­ми чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением до­биться личного благополучия при пренебрежении интересами кол­лектива, других людей. Поэтому личность формируется, воспитывается не «по час­тям».

В-третьих, активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на из­менение собственной природы, своего психического склада (са­мовоспитание).

 

Основу личности составляет ее структура – относительно устойчивая связь и взаимодействия всех сторон личности как целостного образования.

Динамичес­кая, функциональная структура личности К.К. Платонова состоит из четырех рядоположенных подструктур:

1) подструк­тура направленности и отношений личности: мировоззрения, убеждения, идеалы, интересы, желания, цели, ценности. Под направленностью понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.

2) подструктура социального опыта: знания, навыки, умения, привычки, культурный уровень, - опыт;

3) подструктура индивидуальных форм отражения: индивидуальные особенности отдельных психических процессов;

4) подструктура биологического обусловливания: типологические, возрастные, половые свойства личности, патологические изменения ВНД. Платонов выде­ляет также подструктуры характера и способностей, как нало­женные на четыре основные подструктуры.

Важное значение для разработки проблемы структуры лич­ности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева, хотя конкретные структуры были созданы их последователями.

А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности:

- направленность (система потребностей, интересов, идеалов),

- способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств),

- характер (синтез отношений и способов поведения),

- темперамент (система природных свойств).

В.С. Мер­лин создал теорию интегральной индивидуальности, он описыва­ет две группы индивидуальных особенностей. Первая группа — «свойства индивида» — включает две подструктуры: темпера­мент и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Вторая группа — «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры: 1) мотивы и отношения; 2) характер; 3) способности. Все подструктуры личности взаимосвязаны бла­годаря опосредующему звену — деятельности.

Петровский выделяет:

1. Интроиндивидный уровень – внутреиндивидный – это совокупность свойств, которыми обладает человек;

2. Интериндивидный уровень – это свойства, которые проявляются вне человека, в пространстве;

3. Метоиндивидный уровень – персонализация – над, вышеиндивидные свойства, которые выходят за пределы существующих здесь и сейчас связей с другими индивидами - это «вклады» в других людей.

Описывая общие подходы к изучению личности в зарубежной психологии, можно выделить два основных подхода — номотетический и идеографический. Номотетический подход подразуме­вает описание общих, универсальных законов функционирования личности. Главными методами здесь должны быть методы естест­венных наук — наблюдение, эксперимент, с использованием математико-статистической обработки данных. В идеографическом подходе подчеркивается уникальность, неповторимая целост­ность личности, а основными методами должны быть рефлексия и описание «частных случаев», данные которых теоретически обобщаются и интерпретируются.

Традиционно принято выделять:

- биогенетическое направление в психологии – т.е. все теории в которых доминирует биологическое начало, человек развивается как биологическое существо. Холл: закон рекапитуляции: процесс развития надо рассматривать как созревание, стадии которого универсальны. Кречмер: тип телосложения. Фрейд: поведение обусловлено бессознательными биологическими влечениями (инстинктами).

- социогенетическое направление – доминирует социальность. Теория научения – бихевиоризм – жизнь личности есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков. Ролевая теория Морено: личность это набор устойчивых способов поведения определяемых статусом.

В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.

Психоаналитическое направление в психологии личности воз­никло на рубеже XIX — XX вв. Его основателем был 3. Фрейд. Более 40 лет он исследовал бессознательное и создал первую всеобъемлющую теорию личности. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные пси­хологи (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Ф. Александер и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории.

Психическая жизнь, по Фрейду, протекает на сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях. Область бессозна­тельного, как подводная часть айсберга, гораздо обширнее и мощнее других и содержит в себе инстинкты и движущие силы всего поведения человека.

В психоаналитической теории выделяются две основные груп­пы человеческих инстинктов: эротические инстинкты, или ин­стинкты жизни, и инстинкты смерти, или разрушительные инстинкты. Энергия инстинктов жизни называется «либидо». Инстинкты жизни включают в себя голод, жажду, секс и направ­лены на сохранение особи и выживание вида. Инстинкты смер­ти — деструктивные силы, могут быть направлены как вовнутрь индивида (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). Инстинкты содержат всю энергию, посредством кото­рой действуют три структуры личности, описанные Фрейдом. Это Ид, которая постоянно борется за инстинктивное удовлетво­рение и руководствуется принципом удовольствия (в ней распо­лагаются врожденные бессознательные влечения). Эго, которое стремится выполнять инстинктивные требования Ид на основе принципа реальности (располагается как в сознательном слое, так и в бессознательном). Супер-Эго, которое представляет влия­ние родителей и общественной морали. Эта структура формиру­ется в процессе жизни ребенка при идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей фор­мируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Это комплекс амбивалентных чувств, кото­рые испытывает ребенок к объекту идентификации. Эго личности определяют внешний мир, Ид и Супер-Эго, часто предъявляющие несовместимые требования. В тех случаях, когда Эго подвергает­ся слишком сильному давлению, возникает состояние, которое Фрейд назвал тревогой. Эго воздвигает своеобразные преграды против тревоги — защитные механизмы.

Фрейд одним из первых психологов-теоретиков проанализи­ровал развитие личности и указал на решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он считал, что личность во многом формируется к концу пятого года жизни, а в последующем происходит развитие этой базовой структуры. Под развитием личности в психоаналитической кон­цепции понимается овладение новыми способами редукции на­пряжения. Источниками напряжения могут быть процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Существуют два основных метода, посредством которых индивид обучается разрешать напряжение — идентификация и смещение. Ребенок в своем развитии проходит ряд психосексуальных ста­дий. Конечная организация личности связана с тем, что привне­сено всеми стадиями.

Другим значительным направлением в зарубежной психологии личности является бихевиоризм. Интроспективной психологии, гос­подствовавшей в начале XX в., американским ученым Дж. Уотсоном была противопоставлена новая, объективная психология. Предметом изучения бихевиоризма стало поведение человека, а психология рассматривалась как экспериментальное направление естествознания, цель которого — предсказание и контроль пове­дения.

Все поведение человека может быть описано в схематизиро­ванном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реак­ция» (R). Уотсон считал, что человек изначально наделен неко­торыми простыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакций невелико. Практически все поведение человека является результатом обучения через обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самых ран­них этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие: 1) висцеральная, или эмоциональная; 2) мануальная; 3) ларингальная, или вербальная.

Личность Уотсон определил как производное систем привы­чек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточно длительный период времени.

Проблемы личности и нарушения психического здоровья для бихевиористов — это не проблемы сознания, а нарушения пове­дения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания и разобусловливания.

Все последующие за работой Уотсона исследования были на­правлены на изучение отношений «стимул — реакция». Другой известный американский ученый Б.Ф. Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окруже­ния на организм после проявления реакции. Он создал теорию оперантного научения.

Скиннер считал, что существуют два основных типа поведе­ния, характерных для личности: респондентное поведение, в ос­нове которого лежит классическое обусловливание, и оперантное поведение, как определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться; оперантная реак­ция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. Скиннер детально исследовал проблему подкрепле­ния: его виды, режимы, динамику. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практике организации обучения и психотерапии.

Третье направление в зарубежной психологии личности — гу­манистическое — сформировалось как противостоящее психо­анализу и бихевиоризму. Оно не оформилось в единую теорети­ческую школу, а состоит из ряда школ, подходов, теорий: персо-нологического, гуманистического, экзистенциального, феномено­логического и других направлений. Характерной чертой, объединяющей все перечисленные направления гуманистической психологии, является рассмотрение человека как уникальной це­лостности, открытой миру и способной к совершенствованию. Основными представителями этого направления принято считать Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса. Главными признаками гуманистического подхода: 1) целостный (холистический) подход к человеку; 2) психотерапевтический аспект заботы о человеке; 3) первич­ность субъективного аспекта; 4) доминирующее значение поня­тий и ценностей личности; 5) подчеркивание положительного в личности, исследование самоактуализации и формирование выс­ших человеческих качеств; 6) осторожное отношение к детерми­нирующим факторам личности, содержащим прошлое; 7) гиб­кость исследовательских методов и приемов, направленных на изучение личности нормальных или выдающихся людей, а не на частные процессы у больных людей или животных.

Разумеется, кратко описанные зарубежные направления в изучении личности не отражают всего многообразия существую­щих концепций. Кроме того, значительный ряд теорий строится на пограничных взглядах.

 

 

К Юго-Западной Азии относят Иран, Израиль, Кипр Турцию; страны Арабского Востока (Машрика): Бахрейн, Ливан, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Саудовскую Аравию, Сирию; а также расположенные у южных границ Европы три кавказские страны – Грузию, Армению и Азербайджан.

Это регион взаимовлияния и взаимодействия трёх культур – арабской, тюркской и иранской. Юго-Западная Азия родина трёх крупнейших мировых религий – христианства, иудаизма и ислама. Иудаизм и христианство возникли среди евреев Палестины; иудаизм – в первой половине 1-го тысячелетия до н.э., христианство – на рубеже новой эры, однако судьба этих религий была разной. Заимствовав многие представления иудаизма: веру в единого Бога, загробную жизнь и другие, христианство стало мировой религией, а иудаизм так и остался преимущественно религией еврейского народа. На территории современного Израиля находится священный для всех трёх религий город – Иерусалим, основанный в середине второго тысячелетия до н.э.. Здесь расположены древнеиудейская (Стена Плача), раннехристианская (Гроб Господень) и мусульманская (мечеть Куббат ас-Сахра) Святыни.

Ислам появился в начале VII века на Аравийском полуострове. Здесь же находятся его главные религиозные центры – Мекка и Медина. Эта религия распространилась во время арабских завоевательных походов VII- IX вв. в другие области Юго-Западной Азии. В конце XX в. ислам является господствующей религией стран Юго-Западной Азии.

Область распространения и влияния арабской культуры наиболее широка. В середине VII – начале IXв. арабы в ходе завоеваний и переселений распространили свой язык и культуру на страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Западной Европы (Испания). Арабский язык получил признание и в неарабских странах – Иране и Турции – как богослужебный благодаря его тесной связи с господствующим здесь исламом.

Все мусульманские народы Юго-Западной Азии, кроме турок и курдов, восприняли и арабский алфавит.

Иранская культура является древнейшей в регионе, её воздействие на культуру Юго-Западной Азии и мира в целом велико. В Иране возникли такие религии как зороастризм и манихейство. Главная идея зороастризма это – противопоставление добра и зла. Их вечная борьба составляет суть мирового процесса. Манихейство появилось в первой половине ІІІ в. в Иране. Главное в манихействе – это борьба сил добра и зла, света и тьмы за освобождение души. Эта религия в І тысячелетии распространилась на огромной территории от Испании до Китая. Манихейство преследовали все религии – христианство, зороастризм и ислам.

Тюркская культура, в отличие от арабской и иранской, не является

«коренной» для Юго-Западной Азии. Её древние основы сложились гораздо восточнее, в пределах Центральной и Восточной Азии. Сильнейший из тюркских народов – тюрки-османы – создал Османскую империю, которая господствовала в Юго- Западной Азии, и частично в Северной Африке и Южной Европе более 400 лет, с XV в. до 20-х годов XX в.

Эту преимущественно трёхцветную культурную картину региона дополняют ещё два небольших мазка – преимущественно христианский Кипр и иудейский Израиль. Впрочем, и здесь часть жителей (на Кипре – турецкая община, в Израиле – палестинские арабы) исповедуют ислам.

Большую часть Юго-Западной Азии занимают пустыни, окружённые горами и нагорьями. Там, где в пустыне находится источник воды, существуют оазисы – участки земли с богатой растительностью. Люди осваивали и расширяли их. Так в IV- III тысячелетии до н.э на территории современного Ирака появилась одна из древнейших цивилизаций – Месопотамия (Двуречье, воды Тигра и Ефрата).

С древности Юго-Западная Азия является ареной постоянных военных, религиозных и политических конфликтов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.