![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Начало раскольнического движения («старообрядчества»)
Реформы патриарха Никона и раскол русской православной Восстание 1670—1671 гг. —яркий пример «бунташности» XVII в. Оно не нанесло удара по крепостному праву и не изменило социально-политического строя страны.
церкви (1640-е – 1667 гг). Административно-политическое укрепление государственности сопровождалось церковной реформой. В конце 1640-х гг. в Москве образовался Кружок ревнителей древлего благочестия. Его участники были обеспокоены положением дел и в самой церкви, и тенденцией к обмирщению (светскости) духовной жизни общества. Они стремились очистить русскую церковь от «ветхости», придать ей прежнее благолепие и сделать Россию духовным центром мирового православия. Необходимость церковной реформы — исправление разночтений в религиозной литературе, унификация церковных служб и обрядов, улучшение профессионального и нравственного уровня духовенства — понимали все участники кружка, но по вопросу о методах ее проведения возникли споры. Одни — наиболее активным был Патриарх (с 1652 г.) Никон — предлагали исправить церковные книги и обряды по новогреческим образцам. Это предложение способствовало укреплению внешнеполитического влияния России в странах, где была принята православная вера. Другие — их главой стал протопоп Аввакум — призывали вернуться к установлениям Стоглавого собора 1551 г. и исправлять церковные книги по древним славянским рукописям, «неповрежденной» русской старине. Реформа началась в 1653 г. с рассылки Патриархом Никоном «памяти» (постановле-ния) о замене крестного знамения с двуперстного на троеперстное. Всех ослушников называли еретиками, отлучали от церкви и подвергали репрессиям. В ходе реформы обновлялись церковные обряды и переписывались богослужебные книги по новейшим греческим образцам. Поспешное и насильственное проведение реформы вызвало протест. Более трети населения не признали нововведений — начался раскол Русской Православной Церкви на - никонианцев (сторонников официальной церкви) и - старообрядцев (сторонников возвращения к истинной вере Святой Руси). Неприятие нововведений было связано и с тем, что они внедрялись с помощью светских властей — выступление против никонианства стало одной из форм социального протеста. Ревнители «старой веры» бежали в отдаленные районы страны (Поморский Север, Заволжье, Приуралье, Сибирь), где основывали свои поселения или уединенные скиты. Наиболее активным и известным борцом против «новин» стал протопоп Аввакум, тяжко пострадавший за свои убеждения. Вместе со своими единомышленниками он был сослан в Пустозерск (в низовьях Печоры), где они провели 14 лет в земляной тюрьме, а потом заживо сожжены. В 1668—1676 гг. староверы подняли восстание в Соловецком монастыре, которое правительственным войскам с трудом удалось подавить. Патриарх Никон, вдохновитель и проводник церковной реформы, отличался чрезмерным властолюбием. Он отстаивал идею о превосходстве церковной власти над светской и добился титула «великий государь». Однако политические амбиции Никона вступили в противоречие с абсолютистскими устремлениями царя. Собор 1666-1667 гг. утвердил новые церковные правила, но сместил Никона с поста патриарха. Он был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой и вернулся из ссылки только после смерти Алексея Михайловича. Церковная реформа укрепила авторитет Русской Православной Церкви как внутри страны, так и во всем православном мире. Официальная церковь сохранила свою внутреннюю самостоятельность и стала надежной духовно-идеологической опорой государства. ДОПОЛНЕНИЕ: Заметными явлениями политической и духовной жизни России XVII в. стали церковная реформа и последовавший за ней церковный раскол. Основные причины его возникновения заключались в противоречиях в церковной среде и психологическом неприятии частью верующих религиозных новшеств. Полемика между церковными деятелями началась еще в 1640-е гг. В это время в Москве собирался «кружок ревнителей благочестия», возглавляемый царским духовником Стефаном Вонифатьевым. Многие церковные деятели, участвовавшие в работе кружка, считали, что необходимо производить изменения в церковной службе и вносить коррективы в богослужебные книги. Разногласие возникло по вопросу о выборе образцов, по которым следовало производить эти изменения. Одни считали, что образцами должны стать русские рукописные книги, другие предлагали использовать греческие оригиналы. Сторонником последней точки зрения и был патриарх Никон. Никон (в миру Никита Минов) сделал блестящую церковную карьеру. Он происходил из простой крестьянской семьи, жившей в Мордовии. В возрасте 30 лет будущий патриарх постригся в монахи. В 1646 г. он был представлен царю Алексею Михайловичу. Талантливый священник произвел на царя большое впечатление. По указанию Алексея Михайловича Никон был оставлен в Москве и назначен игуменом Новоспасского монастыря, где находилась родовая усыпальница Романовых. Спустя два года Никон стал новгородским митрополитом, а в 1652 г. — русским патриархом. В соответствии с идеологической теорией «Москва — Третий Рим» Никон вносил изменения в церковные книги и порядок богослужения, ориентируясь на греческие образцы. Обычай креститься двумя пальцами Никон заменил троеперстием, имя «Иисус» велел писать через две буквы «и» и т.д. Все эти новшества были поддержаны светской властью и утверждены Церковным собором 1656 г. Нововведения Никона коснулись в основном обрядовых предписаний и не затронули основ православной догматики и вероучения. Однако значительная часть верующих и духовенства их не приняла. Всякий отказ от древних обычаев воспринимался многими людьми того времени как отступление от веры. Ревнители древних порядков называли Никона антихристом. Так возникло старообрядчество. Его духовным лидером стал протопоп Аввакум Петров. Долгих 11 лет Аввакум провел в тяжелейшей сибирской ссылке. Затем власти вернули его в Москву и пытались склонить к принятию церковных реформ. Аввакум оставался твердым ревнителем «старой веры». За это он был вновь сослан, осужден Церковным собором, посажен в земляную тюрьму и зам тем сожжен заживо. Жестокие преследования старообрядчества не прекращались. Тысячи противников реформ вынуждены были бежать на окраины страны. Крайней формой протеста были самосожжения — «гари». Очагом сопротивления никоновским нововведениям стал Соловецкий монастырь на Севере России. Монахи и стрельцы восемь лет (1668—1676) обороняли монастырь от царских войск. Сам Никон, которого царь Алексей Михайлович некогда называл своим «собинным другом», стремился поставить свою духовную власть выше царской. Патриарх принял титул великого государя. Власть патриарха он сравнивал с Солнцем, а власть царя — с Луной, лишь отражающей солнечный свет. Все это неизбежно привело к конфликту с царем. Алексей Михайлович демонстративно перестал посещать совершаемые Никоном службы и стал избегать встречи с ним. В 1658 г. Никон объявил, что оставляет патриаршество и покидает Москву. Честолюбивый патриарх надеялся, что царь пойдет с ним на диалог и предложит продолжить служение. Никон просчитался. В 1666—1667 гг. был собран Церковный собор, в работе которого приняли участие представители, греческих православных церквей. Собор осудил Никона и лишил его сана. Опальный церковный деятель был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологду. Однако проведенные им реформы были сохранены.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |