Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура процесса познания

ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987. С. 19.

Сарычев В.М. Время как характеристика действительности. М., 2004. С. 289.

Михайловский Г.Е. Биологическое время и его организация. М., 2002 С. 112.

Мелюхин СТ. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. С. 140-141.

Гегель Г.-В.-Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974. С. 103-104.

Арманд А.Д. Время в географических науках. М., 2002. С. 202.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 449.

4. Мелетинский Е.М. Время мифическое // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1994. С. 252-253.

8. Топоров В.В. Пространство // Мифы народов мира. Т. 2. М., 1994. С. 340-342.

Контрольные вопросы

1. Каким образом представлено пространство в мифах?

2. Каким образом представлено время в мифах?

3. Как интерпретировалось понятие «пространство» в философии?

4. Как интерпретировалось понятие «время» в философии?

5. Какими атрибутивными свойствами обладает пространство?

6. Какими атрибутивными свойствами обладает время?

МОМЕНТ (от лат. momentum – движущая сила, толчок) – мгновение, временная точка, определенное мгновение; существенное обстоятельство, составная часть. В философию это понятие было введено Гегелем для обозначения составной части обширного целого, выделенной только по качественному или динамическому, но не по пространственному или механическому принципу. Пример: момент мировоззрения в революции. В психологии говорят о моментах образа, гештальта, чтобы избежать вводящих в заблуждение выражений «часть» или «член».

 

                                         
   
1. ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА  
 
 
Познание — процесс целенаправленного активного отобра­жения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует чело­века, то есть самого себя.
 
 
 
 
 
   
 
   
Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека воз­можна лишь в рамках общества.  
 
   
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.  
 
   
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом на­зывается истиной.  
 
   
Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.  
 
   
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.  
 
   
ПРАКТИКА
 
   
Основной формой познания и критерием истины при по­знании является практика.  
 
 
Практика — конкретная деятельность людей по преобразова­нию окружающего мира и самого человека.  
 
   
 
   
 
   
 
 
 
   
ЗНАНИЕ – ПРОВЕРЕННЫЙ ПРАКТИКОЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ВЕРНОЕ ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА
 
 
 
   
ПО ХАРАКТЕРУ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ЗНАНИЯ МОГУТ БЫТЬ:  
 
 
 
   

 

 

 

 

 

 

 


ОСМЫСЛЕННОСТЬЮ
КОСТАНТНОСТЬЮ
ПРЕДМЕТНЫМ ХАРАКТЕРОМ
ЦЕЛОСТНОСТЬЮ

 

 

             
 
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ – ОПОСРЕДОВАННЫЕ, ОТВЛЕЧЕННЫЕ, ОБОБЩЕННЫЕ. ВЫРАЖАЮТСЯ В ПОНЯТИЯХ, СУЖДЕНИЯХ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯХ
 
 
ПРЕДМЕТНО – ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ СВЯЗАНЫ С ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА. ОНИ СОДЕРЖАТ ИНФОРМАЦИЮ О ПРИЕМАХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕШЕНИИ БЫТОВЫХ ВОПРОСОВ И Т.Д.
 
   
 
   
 
 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пространство и время | Людям легше виправляти помилки, ніж не робити їх»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.