Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный контроль за использованием и охраной земель




Государственный земельный кадастр.

Государственное регулирование опосредованное упорядочение с применением экономических (цен, налогов, кредитов, пошлин) и административных (государственных заказов, квот, лицензий и др.) методов (различными правовыми нормами) процессов распределения и перераспределения земель, землеустройства, кадастрового учета земель и их охраны.

Государственное управление упорядочение путем исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов отношений, возникающих в процессе использования земель и их охраны. Также состоит в выполнении указанными органами управленческих функций.

Государственное управление (как самостоятельный институт земельного права) совокупность норм, устанавливающих порядок учета земель и ведения земельного кадастра; мониторинг земель; проведение землеустройства и планировки земель населенных пунктов; осуществление контроля за использованием земель; воспроизводство земельных ресурсов; разрешение земельных споров.

Государственное управление (как деятельность государственных органов) Цель управления земельным фондом - организация рационального, эффективного использования земель и охраны. Объект управления – деятельность в сфере землевладения, землепользования и охраны земель.

Система органов государственного управления в области использования и охраны земель

Органы общей компетенции:

Президент Республики Беларусь (компетенция – ст.24 КоЗ, Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. N 3602-XII «О Президенте Республики Беларусь»)

Совет Министров Республики Беларусь (Правительство Республики Беларусь) (компетенция - ст.25 КоЗ, Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. №424-З «О Совете Министров Республики Беларусь»)

Местные исполнительные и распорядительные органы (компетенция – ст.ст. – 27-30, Закон Республики Беларусь 4 января 2010 г. №108-З «О местном управлении и самоуправлении»)

Органы специальной компетенции:

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь компетенция – ст.26 КоЗ; положение о Государственном комитете по имуществу Республики Беларусь, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 958.

Главными задачами Госкомимущества являются: проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, по вопросам имущественных отношений (включая управление, распоряжение, приватизацию, оценку и учет имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь), ведение соответствующих кадастров, регистров и реестров, а также государственное регулирование топографо-геодезической деятельности и землеустройства, создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данные виды экономической деятельности

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (см. положение о Министерстве, утв. Постановлением Совмина 29 июля 2006 г. №962)

Основные направления работы в области охраны и использования земель

разработка (участие в разработке) нормативных правовых актов.

государственный контроль за соблюдением требований природоохранного, земельного законодательства Республики Беларусь при:

— разработке промышленными предприятиями и организациями месторождений общераспространенных полезных ископаемых, разработке сельскохозяйственными и иными организациями внутрихозяйственных карьеров;

— разработке торфяных месторождений и рекультивации выработанных площадей;

— хранении, транспортировке и применении минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

— предоставлении земельных участков в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования, особо охраняемых природных территорий и их охранных зон;

— проведении субъектами предпринимательской деятельности работ, связанных с нарушением земель (снятие, сохранение и использование плодородного слоя почвы), а также контроль за своевременной и качественной рекультивацией и приведением в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном хозяйстве, земельных участков, отведенных во временное пользование;

— осуществлении иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на землю (включая почвы), недра, растительный мир, в том числе леса.


23. Функции государственного управления использованием и охраной земель.

государственный земельный кадастр - совокупность систематизированных сведений и документов о правовом режиме, состоянии, качестве, распределении, хозяйственном и ином использовании земель, земельных участков;

государственный контроль за использованием и охраной земель - деятельность государственных органов, направленная на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства об охране и использовании земель, осуществляемая в соответствии с законодательными актами;

землеустройство - комплекс мероприятий по инвентаризации земель, планированию землепользования, установлению (восстановлению) и закреплению границ объектов землеустройства, проведению других землеустроительных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования и охраны земель;

мониторинг земель - система наблюдений за состоянием земель, оценки и прогноза изменений состояния земель под воздействием антропогенных и (или) природных факторов;

 

24. Предоставление земельных участков во владение и в пользование.

25. Передача земельных участков в собственность юридических лиц и граждан.

 

Передача земельных участков из государственной собственности во владение и пользование осуществляется 1) по результатам аукционов (право аренды): на право заключения договоров аренды земельных участков - в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам; с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) - в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам – порядок организации и проведения аукционов установлен соответствующими положениями, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008; 2) в административном порядке – по решению местного исполнительного и распорядительного органа – см. положения, утвержденные Указом № 667.

В собственность – по результатам аукциона по продаже земельного участка в частную собственность и в административном порядке – в случаях, предусмотренных Указом № 667.

Правовую основу изъятия и предоставления земельных участков в Республике Беларусь составляют КоЗ, Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» и утвержденные им положения.

При осуществлении изъятия и предоставления земельного участка государственные органы совершают совокупность действий, направленных либо на прекращение права на конкретный земельный участок у конкретных лиц, либо на возникновение.

Согласно ст. 1 КоЗ, изъятие земельного участка определяется как установленные законодательством об охране и использовании земель юридические действия и техническая процедура прекращения прав на земельный участок по основаниям, определенным Президентом Республики Беларусь, КоЗ и иными законодательными актами.

Предоставление земель, как и изъятие земель, предусматривает совершение определенных юридических действий (рассмотрение заявления гражданина о предоставлении земельного участка, принятие решения о предоставлении, создание комиссии по предварительному согласованию места размещения земельного участка и др.) и технических действий (землеустроительные мероприятия: предварительное согласование, отвод земельного участка и т.д.).

Таким образом, предоставление земельных участков можно определить как действия юридического и технического характера, направленные на возникновение прав на земельный участок.

Изъятие и предоставление земель являются взаимосвязанными, но самостоятельными явлениями. В соответствии с ч. 1 п. 8 положения об изъятии и предоставлении земельных участков, утвержденного Указом № 667, земельный участок предоставляется после его изъятия у предыдущего землепользователя, землевладельца или собственника, т.е. процедуре предоставления земельного участка в обязательном порядке должна предшествовать процедура изъятия.

В зависимости от связи изъятия и предоставления земельных участков можно выделить изъятие без последующего предоставления, изъятие с последующим предоставлением и предоставление уже изъятого земельного участка.

В соответствии с п. 11 положения об изъятии и предоставлении земельных участков, утвержденного Указом № 667 для изъятия и предоставления земельных участков требуется: предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта, разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка, установление границ предоставленного земельного участка на местности, государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него.

Административный порядок изъятия и предоставления земельных участков установлен Указом № 667 и утвержденными им положениями, особенности защиты имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2009 года № 58.

Изъятие и предоставление земельного участка может производиться с предварительным согласованием места размещения земельного участка и без него. Предварительное согласование проводится в соответствии с градостроительной документацией.

Процедура предварительного согласования осуществляется в следующем порядке.

В соответствии с п. 13 положения об изъятии и предоставлении земельных участков, утвержденным Указом № 667, местный исполнительный и распорядительный орган создает комиссию по выбору места размещения земельного участка, действующую на постоянной основе. Комиссия состоит из представителей землеустроительной службы, территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, территориального органа по чрезвычайным ситуациям, государственного органа (учреждения) осуществляющего государственный санитарный надзор, территориального органа архитектуры и строительства местного исполнительного и распорядительного органа. По решению местного исполнительного и распорядительного органа в состав комиссии могут включаться представители других заинтересованных организаций.

Инициирует изъятие и предоставление земельного участка лицо, заинтересованное в предоставлении ему земельного участка, которое обращается с заявлением в местные исполнительные и распорядительные органы.

В течение трех рабочих дней со дня поступления заявления местный исполнительный и распорядительный орган рассматривает это заявление и поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию и сообщает заявителю о результатах рассмотрения его обращения.

После направления поручения местного исполнительного и распорядительного органа заявитель обязан в трехдневный срок заключить с организацией по землеустройству договор подряда на подготовку землеустроительной документации. Если заинтересованное лицо не оплачивает работы в семидневный срок с момента заключения договора, то организация по землеустройству возвращает местному исполнительному и распорядительному органу его поручение без исполнения и поясняет причины неисполнения, а также письменно информирует заявителя об отсутствии оснований для подготовки земельно-кадастровой документации.

Когда земельно-кадастровая документация подготовлена, организация по землеустройству уточняет место размещение земельного участка с участием заинтересованного лица.

Земельно-кадастровая документация должна быть предоставлена председателю комиссии по выбору места размещения земельного участка в течение 25 дней со дня оплаты работ по договору подряда, срок может быть продлен, но не более чем до двух месяцев.

В течение 25-дневного срока организация по землеустройству согласовывает земельно-кадастровую документацию с Департаментом по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Белорусским государственным концерном по нефти и химии, Уполномоченным по делам религий и национальностей, владельцем автомобильной дороги, местным исполнительным органом, государственного производственного объединения по топливу и газификации «Белтопгаз». Перечень лиц, которые дают заключения при согласованию места размещения земельного участка зависит от местоположения предоставляемого земельного участка и может быть расширен по решению местного исполнительного и распорядительного органа.

Затем комиссия по выбору места размещения земельного участка в течение пяти рабочих дней рассматривает земельно-кадастровую документацию и по результатам рассмотрения составляет акт выбора места размещения земельного участка.

Принятием данного акта завершается предварительное согласование места размещения земельного участка, далее следует этап подготовки проекта отвода земельного участка [33, с. 28].

Следует отметить, что в ст. 1 КоЗ содержится некорректное определение отвода земельного участка. Так отвод земельного участка определяется как предусмотренные законодательством об охране и использовании земель, землеустроительные мероприятия, включающие в себя процедуры формирования, изъятия или предоставления земельного участка, установления и закрепления его границы, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничения (обременений) прав на земельный участок. Исходя из вышеуказанного определения, изъятие и предоставление земельного участка и государственная регистрация являются землеустроительными мероприятиями, что противоречит земельному законодательству и законодательству о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Проект отвода земельного участка разрабатывается организацией по землеустройству в срок до одного месяца (может быть продлен до двух месяцев).

В проекте отвода обосновываются размер и границы земельного участка, определяются состав и качество земель, наличие сервитута, ограничений (обременений) прав на земельные участки, срок и условия пользования ими, фактические размеры убытков.

После организация по землеустройству, осуществляющая разработку проекта отвода земельного участка, согласовывает проект с территориальным органом архитектуры и строительства (в течение 3 рабочих дней). Согласованный проект отвода направляется в соответствующую землеустроительную службу, которая в течение 5 рабочих дней рассматривает проект отвода земельного участка, уточняет проект решения и вносит данный проект на рассмотрение местного исполнительного и распорядительного органа.

Решение об изъятии и предоставлении земельного участка принимается в течение 5 рабочих дней. После чего местный исполнительный и распорядительный орган в 3-дневный срок передает указанные материалы землеустроительной службе для установления границ на местности и государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав на него.

В соответствии с ч. 1 п. 11 положения об изъятии и предоставлении земельных участков, утвержденного Указом № 667, без предварительного согласования места размещения земельного участка, в случае если это допустимо градостроительной документацией предоставляются земельные участки: гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при обращении за оформлением правоудостоверяющих документов на земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности капитальные строения (здания, сооружения), доли и незавершенные законсервированные капитальные строения (здания, сооружения).

Также предварительное согласование не проводится при предоставлении земельного участка гражданам для строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и др. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем – для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных и многоквартирных жилых домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в границах сельского населенного пункта или поселка городского типа. Кроме того, предварительное согласование не требуется при предоставлении земельных участков органам пограничной службы и резидентам свободных экономических зон.

По общему правилу земельный участок предоставляется по результатам аукциона по продаже земельного участка в частную собственность гражданам Республики Беларусь и негосударственным юридическим лицам. Однако из указанного правила есть исключения, так в соответствии с п. 6 Указа № 667, без проведения аукциона земельные участки предоставляются гражданам Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, за исключением областных центров и г. Минска. Так в областных центрах без проведения аукционов земельные участки предоставляются только гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в г. Минске – многодетным семьям, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кроме того, гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, по их желанию земельные участки предоставляются в пожизненное наследуемое владение или в частную, а не состоящим на учете нуждающихся, - в частную собственность.

Следует отметить, что Указом Президента от 6 февраля 2009 г. № 64 «О внесении дополнений и изменений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь по вопросам строительства, изъятия и предоставления земельных участков», принятый в рамках программы либерализации условий осуществления хозяйственной деятельности, земельные участки предоставляются без проведения аукционов, но местные исполнительные и распорядительные органы могут определять территории, в пределах которых земельные участки предоставляются по результатам аукциона.

Как отмечалось выше, несмотря на то, что в КоЗ предусмотрена возможность предоставления земельных участков негосударственным юридическим лицам на праве частной собственности, практика показывает, что на сегодняшний день в территориальных органах по государственной регистрации и земельному кадастру (по материалам РУП «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру») за негосударственными юридическими лицами на праве частной собственности не зарегистрировано ни одного земельного участка.

Проведение аукционов регулируется положением о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2008 года № 462.

Аукционному порядку предшествует процедура формирования земельного участка. В соответствии со ст. 1 КоЗ, под формированием земельного участка понимается установленные законодательством об охране и использовании земель юридические действия и техническая процедура создания земельного участка по основаниям и в порядке, определенным Президентом Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами. Формирование земельных участков включает в себя землеустроительные мероприятия по установлению и закреплению границ, земельного участка и государственную регистрацию создания земельного участка.

Аукционы по продаже земельных участков в частную собственность проводятся местными исполнительными и распорядительными органами.

В порядке проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность можно выделить следующие этапы:

– создание комиссии по организации и проведению аукциона или определение государственной организации по его проведению. В состав комиссии включаются представители землеустроительной службы, территориального органа архитектуры и строительства, органа по экономическому развития, органа жилищно-коммунального хозяйства и др. Комиссия создается по решению местного исполнительного и распорядительного органа для проведения одного аукциона ли на определенный срок (не превышающий один год);

– подготовительный этап: комиссия определяет место, дату и время приема заявлений об участии в аукционе, место и дату проведения аукциона, публикуют в печатных средствах массовой информации и размещает на сайте Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь информацию о проведении аукциона, определяет начальную цену земельного участка, шаг аукциона и др.

Кроме того, информация о свободных земельных участках, земельных участках, на которых расположены объекты, подлежащие сносу, перечень территорий, в пределах земельные участки предоставляются по результатам аукционов является открытой и доступна любому гражданину. Это позволяет снизить количество злоупотреблений служебными полномочиями должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов;

– проведение аукциона (аукцион считается состоявшимся, если в нем приняли участие два и более участника, аукцион проводит аукционист, который назначается комиссией из ее состава);

– заключительный этап: оформление результатов аукциона (результаты аукциона оформляются протоколом, который составляется в двух экземплярах, один из которых вручается победителю), расчеты с участниками аукциона, принятие решение местного исполнительного и распорядительного органа о предоставлении победителю аукциона земельного участка.

– государственная регистрация возникновения права собственности на земельный участок на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа.

 

26. Землеустройство: назначение, порядок проведения и содержание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.