Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верлен и Сезан




ГОРОД

ЕДУ

Владимир Владимирович Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский

Париж (1924-1925)

 

Париж (1924-1925)

 

 

:

 

СОДЕРЖАНИЕ

Еду

Город

Верлен и Сезан

Notre-Dame

Версаль

Жорес

Прощание (Кафе)

Прощанье

 

 

 

Билет -

щелк.

Щека -

чмок.

Свисток -

и рванулись туда мы

куда,

как сельди,

в сети чулок

10 плывут

кругосветные дамы.

Сегодня приедет -

уродом-урод,

а завтра -

узнать посмейте-ка:

в одно

разубран

и город и рот -

помады,

20 огней косметика.

Веселых

тянет в эту вот даль.

В Париже грустить?

Едва ли!

В Париже

площадь

и та Этуаль,

а звезды -

так сплошь этуали.

30 Засвистывай,

трись,

врезайся и режь

сквозь Льежи

и об Брюссели.

Но нож

и Париж,

и Брюссель,

и Льеж -

тому,

40 кто, как я, обрусели.

Сейчас бы

в сани

с ногами -

в снегу,

как в газетном листе б...

Свисти,

заноси снегами

меня,

прихерсонская степь...

50 Вечер,

поле,

огоньки,

дальняя дорога, -

сердце рвется от тоски,

а в груди -

тревога.

Эх, раз,

еще раз,

стих - в пляс.

60 Эх, раз,

еще раз,

рифм хряск.

Эх, раз,

еще раз,

еще много, много раз...

Люди

разных стран и рас,

копая порядков грядки,

увидев,

70 как я

себя протряс,

скажут:

в лихорадке.

[1925]

 

 

 

Один Париж -

адвокатов,

казарм,

другой -

без казарм и без Эррио.

Не оторвать

от второго

глаза -

от этого города серого.

10 Со стен обещают:

"Un verre de Koto

donne de l'energie" *.

* Стакан Кото дает энергию (франц.).

Вином любви

каким

и кто

мою взбудоражит жизнь?

Может,

критики

знают лучше.

20 Может,

их

и слушать надо.

Но кому я, к черту, попутчик!

Ни души

не шагает

рядом.

Как раньше,

свой

раскачивай горб

30 впереди

поэтовых арб -

неси,

один,

и радость,

и скорбь,

и прочий

людской скарб.

Мне скучно

здесь

40 одному

впереди, -

поэту

не надо многого, -

пусть

только

время

скорей родит

такого, как я,

быстроногого.

50 Мы рядом

пойдем

дорожной пыльцой.

Одно

желанье

пучит:

мне скучно -

желаю

видеть в лицо,

кому это

60 я

попутчик?!

"Je suis un chameau" *,

* Я верблюд (франц.).

в плакате стоят

литеры,

каждая - фут.

Совершенно верно:

"je suis", -

это

"я",

70 a "chameau" -

это

"я верблюд".

Лиловая туча,

скорей нагнись,

меня

и Париж полей,

чтоб только

скорей

зацвели огни

80 длиной

Елисейских полей.

Во всё огонь -

и небу в темь

и в чернь промокшей пыли.

В огне

жуками

всех систем

жужжат

автомобили.

90 Горит вода,

земля горит,

горит

асфальт

до жжения,

как будто

зубрят

фонари

таблицу умножения.

Площадь

100 красивей

и тысяч

дам-болонок.

Эта площадь

оправдала б

каждый город.

Если б был я

Вандомская колонна,

я б женился

на Place de la Concorde *.

* Площадь Согласия (франц.).

[1925]

 

 

 

Я стукаюсь

о стол,

о шкафа острия -

четыре метра ежедневно мерь.

Мне тесно здесь

в отеле Istria * -

* Истрия (франц.).

на коротышке

rue Campagne-Premiere *.

* Название улицы в Париже (франц.).

Мне жмет.

10 Парижская жизнь не про нас -

в бульвары

тоску рассыпай.

Направо от нас -

Boulevard Montparnasse *,

* Бульвар Монпарнасс (франц.).

налево -

Boulevard Raspail *.

* Бульвар Распай (франц.).

Хожу и хожу,

не щадя каблука, -

хожу

20 и ночь и день я, -

хожу трафаретным поэтом, пока

в глазах

не встанут виденья.

Туман - парикмахер,

он делает гениев -

загримировал

одного

бородой -

Добрый вечер, m-r Тургенев.

30 Добрый вечер, m-me Виардо.

Пошел:

"За что боролись?

А Рудин?..

А вы,

именье

возьми подпальни"...

Мне

их разговор эмигрантский

нуден,

40 и юркаю

в кафе от скульни.

Да.

Это он,

вот эта сова -

не тронул

великого

тлен.

Приподнял шляпу:

"Comment ca va,

50 cher camarade Verlaine? *

* Как доживаете, дорогой

товарищ Верлен? (франц.)

Откуда вас знаю?

Вас знают все.

И вот

довелось состукаться.

Лет сорок

вы тянете

свой абсент

из тысячи репродукций,

Я раньше

60 вас

почти не читал,

а нынче -

вышло из моды, -

и рад бы прочесть -

не поймешь ни черта:

по-русски дрянь, -

переводы.

Не злитесь, -

со мной,

70 должно быть, и вы

знакомы

лишь понаслышке.

Поговорим

о пустяках путевых,

о нашинском ремеслишке.

Теперь

плохие стихи -

труха.

Хороший -

80 себе дороже.

С хорошим

и я б

свои потроха

сложил

под забором

тоже.

Бумаги

гладь

облевывая

90 пером,

концом губы -

поэт,

как блядь рублевая,

живет

с словцом любым.

Я жизнь

отдать

за сегодня

рад.

100 Какая это громада!

Вы чуете

слово -

пролетариат? -

ему

грандиозное надо.

Из кожи

надо

вылазить тут,

а нас -

110 к журнальчикам

премией.

Когда ж поймут,

что поэзия -

труд,

что место нужно

и время ей.

"Лицом к деревне" -

заданье дано, -

за гусли,

120 поэты-други!

Поймите ж -

лицо у меня

одно -

оно лицо,

а не флюгер.

А тут и ГУС

отверзает уста:

вопрос не решен.

"Который?

130 Поэт?

Так ведь это ж -

просто кустарь,

простой кустарь,

без мотора".

Перо

такому

в язык вонзи,

прибей

к векам кунсткамер.

140 Ты врешь.

Еще

не найден бензин,

что движет

сердец кусками.

Идею

нельзя

замешать на воде.

В воде

отсыреет идейка.

150 Поэт

никогда

и не жил без идей.

Что я -

попугай?

индейка?

К рабочему

надо

идти серьезней -

недооценили их мы.

160 Поэты,

покайтесь,

пока не поздно,

во всех

отглагольных рифмах.

У нас

поэт

событья берет -

опишет

вчерашний гул,

170 а надо

рваться

в завтра,

вперед,

чтоб брюки

трещали

в шагу.

В садах коммуны

вспомнят о барде -

какие

180 птицы

зальются им?

Что

будет

с веток

товарищ Вардин

рассвистывать

свои резолюции?!

За глотку возьмем.

"Теперь поори,

190 несбитая быта морда!"

И вижу,

зависть

зажглась и горит

в глазах

моего натюрморта.

И каплет

с Верлена

в стакан слеза.

Он весь -

200 как зуб на сверле.

Тут

к нам

подходит

Поль Сезан:

так

напишу вас, Верлен".

Он пишет.

Смотрю,

210 как краска свежа.

Monsieur,

простите вы меня,

у нас

старикам,

как под хвост вожжа,

бывало

от вашего имени.

Бывало -

сезон,

220 наш бог - Ван-Гог,

другой сезон -

Сезан.

Теперь

ушли от искусства

вбок -

не краску любят,

а сан.

Птенцы -

у них

230 молоко на губах, -

а с детства

к смирению падки.

Большущее имя взяли

АХРР,

а чешут

ответственным

пятки.

Небось

не напишут

240 мой портрет, -

не трут

понапрасну

кисти.

Ведь то же

лицо как будто, -

ан нет,

рисуют

кто поцекистей.

Сезан

250 остановился на линии,

и весь

размерсился - тронутый.

Париж,

фиолетовый,

Париж в анилине,

вставал

за окном "Ротонды".

[1925]

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.