Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Челябинск, 2013




Информационно-библиографический отдел

 

Маяковский – «деткам»

Ретро-обзор детской поэзии

В.В. Маяковского

 

 

19 июля 2013 года Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского принимает от своих читателей поздравления. Замечательному поэту, чьё имя носит наша библиотека, Владимиру Владимировичу Маяковскому исполняется 120 лет со дня рождения.

Стихи Маяковского сопровождают человека на протяжении всей его жизни от «крошки сына» до гражданина. Мы предлагаем родителям вспомнить некоторые из них, прочитать с детьми, прочувствовать ритмичные строки, взять считалки, придуманные поэтом в игры. В обзоре мы пролистаем страницы поэтических произведений для дошкольников, которые хороши для чтения вслух. Стихи для младших школьников отмечены значком

Преимущество в представлении Маяковского детям в том, что можно избежать разговора трагических событиях его жизни, взрослых сложностей бытия, это позже, это потом… А здесь и сейчас радость от прыгучего ритма, удивление от диковинных животных: «…два огромных крокодила. Как их мама уродила?!» (7), ощущение счастья от непрестанного движения, от осознания, что Я делаю «хорошо» и никогда-никогда не буду делать «плохо».

«Маяковский и в самом деле владел высоким педагогическим искусством - искусством воспитывать и больших и маленьких. Он писал не для того, чтобы его стихами любовались, а для того, чтобы стихи работали, врывались в жизнь, переделывали ее. В любой детской книжке - будь то сказка,

песенка или цепь смешных и задорных подписей под картинками - Маяковский так же смел, так же честен, прям и серьезен, как и в своей поэме "Хорошо!" или "Во весь голос". И в то же время, работая над стихами для детей, он никогда не забывал, что его читатели - маленькие, всего по колено ему ростом» (14). Удивительно нежно из уст поэта громкого - «горлана» - звучат слова, обращенные к малышам. «Для детков» так планировал Маяковский назвать свой первый сборник. Небольшие по объёму произведения чаще всего издавались в форме иллюстрированных сборников «В.Маяковский детям».

В них включены стихи: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница, — то слон, то львица», «Конь-огонь», «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?», «Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится?», «Тучкины штучки», «Гуляем», «Возьмем винтовки новые», «Майская песенка», «Песня-молния». Это издания 1949 г. (Детгиз), с рисунками А.Пахомова; 1983 г. с рисунками Ю.Коро-вина, 1985 г; с рисунками А.Тамбовкина (издательства Детская литература).

А также издания отдельных произведений, чаще всего это «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь», «Кем быть?»

Сегодня покупают http://read.ru/id/277148/

Интересно, что все стихи образовательно-воспитательного характера Маяковский адресует мальчикам и рассказывает в основном о мальчиках. Его обращения к ним «крошка сын», «храбрый мальчик», «товарищ подросток» позволяет поэту подчеркнуть роль отца, его авторитет для мальчика. В стихах особые мужские поступки, дела, профессии. Есть мужское начало, скупая без сюсюканья отцовская ласка. Замечательный образ земли, принадлежащей ему, Мальчику:

«что земля кругла, нет на ней угла — вроде мячика

в руке у мальчика» (4)

Что сделает этот мальчик с землей-мячиком, зависит от его взрослого наставника и его представления о добре и зле. В стихотворении

Что такое хорошо и что такое плохо? 1925 (текст)http://black-falls.livejournal.com/193464.html (иллюстрации А. Пахомова) поэт «подхватывает традиции «взрослых» стихов. Маяковский здесь прямо обращается к своим слушателям«У меня секретов нет,—слушайте, детишки,—папы этого ответпомещаю в книжке» Так создана та близость между писателем и читателем, при которой книга обращается в разговор по душам. «А говорить с детьми Маяковский умел» (16). Маяковский говорит с детьми без всякой снисходительности. Его отповедь маленькому трусу, маленькому лентяю или неряхе сурова и беспощадна. Его похвала тем, кто ее достоин, немногословна и отчетлива, как похвала командира» (14). Моральные принципы, провозглашенные в стихах для малышей, не устаревают и сегодня. Все явления природы и предметы, о которых говорится в стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо», знакомы каждому ребенку. Мораль, ярко выраженная словом поэта и закрепленная удачной психологически верной иллюстрацией, легко усваивается. И какой замечательный результат воспитательной беседы:

«Мальчик

радостный пошел,

и решила кроха:

«Буду

делать хорошо,

и не буду –

плохо»

 

(Мультик см.: http://www.tvzavr.ru/Chto-takoe-khorosho-i-chto-takoe-plokho

https://www.youtube.com/watch?NR=1&v=0PSzVPn_1kI&feature=endscreen)

Дети у Маяковского энергичны и любознательны. Именно от них исходит инициатива: «Крошка сын к отцу пришел,и спросила кроха:— Что такое хорошо и что такое плохо

Поэт всячески поддерживает это стремление к активной жизненной позиции, как у малышей, так и у подростков, более того, призывает к ней. В стихотворении «Товарищу подростку» требует:

«Товарищ подросток

не будь дитем,

а будь -

борец

и деятель!»

Дети у Маяковского деятельны. Они примеряют к себе разные профессии, участвуют в создании игрушечного коня, мастерят скворечники. И поэт не только отвечает крохе на вопрос, каким быть, но и показывает, кем быть.

Одно из первых его стихотворений о профессиях

Эта книжечка моя про моря и про маяк 1926 Оказывается, что «Вечером,

а также к ночи,

плавать в море трудно очень.

Все покрыто скалами,

скалами немалыми» и на помощь капитану приходит рабочий маяка. «Маяк» в переносном смысле перекликается с хорошо известными строчками для взрослых «Светить всегда,светить везде,до дней последних донца,светить —и никаких гвоздей!Вот лозунг мой —и солнца!»Поэтому это стихотворение на вырост, для тех, кто поймет обращение автора: «Кличет книжечка моя:— Дети, будьте как маяк!Всем, кто ночью плыть не могут,освещай огнем дорогу»

 

Конь-огонь 1927 продолжает разговор о труде, а точнее о мужской трудовой эстафете

«Сынотцу твердил раз триста,за покупкою гоня:— Я расту кавалеристом.

Подавай, отец, коня!»

В стихотворении раскрыта технология создания игрушечного коня:

«Вместе взялись все за дело.Режут лист картонки белой,клеем лист насквозь пропитан. Сделали коню копыта, щетинщик вделал хвостик, кузнец вбивает гвоздик.Быстра у столяра рука — столяр колеса остругал. Художник кистью лазит,лошадке глазки красит»Самому же герою конь нужен, чтобы стать кавалеристом:«Взнуздан и оседлан он,крепко сбруей оплетен.На спину сплетенному —помогай Буденному!» Маяковский подчеркивает значимость ребячьей деятельности: не только взрослые помогают малышу, но он готовится во всем поддержать старших в «труде и обороне». Предчувствие войны, «военная тема» в детской книге начинается именно со стихов Маяковского, опережая А.Гайдара и других детских писателей: «Когда война-метелицапридет опять —должны уметь мы целиться,уметь стрелять». Разговор о военных профессиях стрелка, санитара, разведчика продолжается в марше-песенке для младших школьников: Возьмем винтовки новые 1927 Бесшумною разведкою —тиха нога —за камнем и за веткоюнайдем врага.Но вершиной темы о профессиях можно считать стихотворение Кем быть? 1928. Здесьинтересный прием: перечисляются профессии одна другой привлекательней – своеобразная поэтическая профориентация ипримерка на себя разных профессий: «Инженеру хорошо,

а доктору —

лучше,

я б детей лечить пошел,

пусть меня научат.

Я приеду к Пете,

я приеду к Поле.

— Здравствуйте, дети!

Кто у вас болен?»

 

Художники иллюстраторы по-разному раскрывают содержание книги. Александр Пахомов (1, 17) показывает детей в тематических сюжетно-ролевых играх, а Юрий Коровин (2) демонстрирует характеристику профессии через изображение взрослых. П. Асеев дает их параллельно взрослые – дети (6).

 

Моральные ценности трудового воспитания перекликаются с выше упомянутым стихотворением «Что такое хорошо…» «Если мальчик любит труд,тычет в книжку пальчик,про такого пишут тут:он хороший мальчик». И наоборот История Власа - лентяя и лоботряса 1926

показывает, что бывает с человеком, который не научился трудиться с малых лет:

 

«и под забором
вроде борова
лежит он,
грязен
и оборван».

 

 

Сегодня это стихотворение мало известно, но ценность его в том, что это одно из первых сатирических произведений для детей, положившее начало советской детской сатире (6).

 

Об узнавании окружающего мира книга

Что ни страница, — то слон, то львица 1926 Здесь автор, замечая индивидуальность каждого представляемого ребёнку животного, и пошутит: «Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца», и попугает: «Крокодил. Гроза детей. Лучше не гневите». А еще покажет животных-родителей и детей, их семейные отношения. Это хорошо отражает потребность трехлетнего ребёнка в сравнении собственной семьи с семьей «звериков», выявления и усвоения качеств отца семейства – большой, надежный, защитник, мамы – ласковая, всегда рядом, самого малыша – непоседа, озорник…:«Как живые в нашей книжке слон, слониха и слонишки» Здесь же - любовь ребенка к матери «Жирафке лучше: жирафу матьесть жирафёнку за что обнимать». Маяковский часто обращается к редким, для российских широт, животным: жирафу, верблюду, слону - в них же превращаются плывущие по небу тучки.

 

Стихотворение Тучкины штучки 1917-1918

Должно было войти в книжку стихов «Для детков», предложенную Маяковским в декабре 1918 года. Издание не было осуществлено. Однако, стихотворение, которое не предназначалось детям, вошло в круг детского чтения как модель детской фантазии, пример творческого восприятия человеком окружающего мира. Забаву многих поэт превратил в стихотворную игру, требующую продолжения: почитали - оглянитесь вокруг, мир полон явных и неожиданных сравнений:

«Плыли по небу тучки.
Тучек — четыре штучки:

от первой до третьей — люди,
четвертая была верблюдик.

К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,

от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.

И, не знаю, спугнула шестая ли,

тучки взяли все — и растаяли.

И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось — желтый жираф».

Родители знают, что детям всегда интересно наблюдать за тучками-облаками и сравнивать, на что они похожи. Можно устроить конкурс кто подберет лучшее сравнение,смастерить самодельную книжку и задания к ней (23), послушать песенку (24).

 
Прочти и катай в Париж и в Китай 1927

 

Своеобразный кругосветный путеводитель по странам мира с отправлением от Кремля. И возвращением туда же.

«Мы же ехали вперед,а приехали туда же. Это странно, страшно даже.Маяковский, ждем ответа.Почему случилось это? —А я ему:— Потому,что земля кругла,нет на ней угла —вроде мячикав руке у мальчика». (4)Название-лозунг растащили сайты путешествий. Это не удивительно, т.к. «название своих стихов поэт считал важной, неустранимой и неизменяемой частью произведения. Многие названия его произведений – стихи, ритмически организованные и скрепленные рифмой» (18), поэтому и запоминается хорошо. Там же, на сайтах путешествий, сегодня живет и текст в электронном виде. Мультфильм 60-года интересен только историкам мультипликаций. А вот собственную презентацию по этому стихотворению смастерить вместе с ребёнком стоит. Это позволит авторская игра слов, игра воображения читателя-слушателя и поиск соответствующих изображений. Вот вербально-визуальный ряд, например, к описанию Японии: «Легко представить можетежителя Японии:если мы — как лошади, то они — как пони.Деревья здесь невелики.Строенья роста маленького. Весной, куда глаза ни кинь —сады в деревьях карликовых.На острове гора гулка,дымит, гудит гора-вулкан.И вдруг проснется поутруи хлынет лавой на дом. Но люди не бросают труд.Нельзя. Работать надо». Свой первый «детский» сборник Маяковский задумал в 1917-18 г.г. и отобрал для него готовые произведения «Тучкины штучки» и «Сказку о Красной Шапочке». Сказка о Красной Шапочке 1917 сатирическое произведение о кадете. Вероятно, что критериями отбора этого произведения стал жанр (сказка) и обращение к детям в его последних строках: «Когда будете делать политику, дети, не забудьте сказочку об этом кадете». Но оно явно не подходило детям. «Вход в детскую литературу, даже для самого большого писателя, - это труд. В результате этого труда оказывается обычно, что войти надо, не изменяясь, оставаясь самим собою. И что это тоже трудно, потому что надо не изменяясь, обращаться к читателю, у которого совсем другой круг знаний, другой круг ассоциаций» (16). Видимо со временем пришло осознание, что детям надо писать иначе. Хронологически первой книгой Маяковского для детей стала Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий 1925

Сказка построена в значительной степени, как считают критики (16), на его личных воспоминаниях о детских дореволюционных книжках. Хотя круг детского чтения поэта до конца не выяснен. Предполагают также, что Маяковский был знаком с иллюстрированными изданиями:

 

«Про Гошу Долгие-руки: рассказ «О злом Пете» Алексея

раёшника. Художник Бертальи» Александровича Радакова

У сказки Маяковского не простая судьба. История создания и трактовка сказки, с детальным анализом подробно изложена в ряде литературоведчес-ких работ (16, 18, 19). В основе сказки - противопоставление добра и зла, воплощением которых являются два мальчика: толстый буржуй Петя - тонкий пролетарий Сима. Один плохой, другой хороший. Противопостав-ление идет по «весовой», социально-политической и нравственной категориям. Начало сказки запоминается сразу и навсегда, даже теми, у кого плохая память, потому что это считалочка, где «имя и возраст персонажа становятся не просто созвучными, но как бы однокоренными словами. Возраст словно задан именем» (18) «Жили были
Сима с Петей.
Сима с Петей
были дети.
Пете 5,
а Симе 7 -
и 12 вместе всем» А может не считалочка, а задачка? за считалкой, задачкой – дразнилка: «- Ах, жадаба!
Ах ты, злюка!
Уязви тебя гадюка!
Ах ты, злюка!
Ах, жадаба!
Чтоб тебя сожрала жаба!»

 

 

В сказке, кроме буржуев и пролетариев - больших и маленьких традиционно используются яркие образы животных. Это, прежде всего, Щен, через отношения к которому, жестокое с одной стороны и доброжелательное – с другой, идет очередное противопоставление Пети и Симы.

«Петя,
посинев от злости,
отшвырнул щенка за хвостик.

Нос и четверо колен
об земь в кровь расквасил щен.
Омочив слезами садик,
сел щенок на битый задик.
Изо всех щенячьих сил
нищий щен заголосил!»

 

Так голосил, что вышла «откуда ни возьмись» армия защитников: страшные шакал, волчица, крокодилы. С поддержкой щенка выступают и «животные домашние – тебе друзья всегдашние». Буквально в двух словах даются их портретные зарисовки:

 

«и тут
появляется верблюд.
Зад широкий,
морда уже,
весь из шерсти из верблюжьей»

 

Щен неслучайный герой этой сказки. По воспоминаниям Л.Ю. Брик Маяковский был неравнодушен к собакам и однажды на даче под забором подобрал грязного щенка «ввиде сеттера». «Владимир Владимирович звал его, свистел, называл всеми уменьшительными именами:

- Щеник!» - Щенёнок!! - Щенёночек!!! - Щенятка!!!! - Щенка!!!!!»

 

«Стало два Щена – Щен большой и Щен маленький. С тех пор Владимир Владимирович в письмах и даже в телеграммах к нам всегда подписывался Щен. Позднее, вместо подписи рисовал себя в виде щенка…» (13).

Первое и прижизненное издание сказки было выпущенного издательством «Московский рабочий» в 1925 году 10000-м тиражом. Иллюстрировал его Н. Куприянов, «художник близкий поэту пафосом непрерывного поиска… Ровес-ник поэта… был пропитан Маяковским. Произведение Маяковского Купреянов прочел как политический плакат, как митинг…Толстяк Петя в матроске – традиционном костюме буржуазной детской – и поджарый Сима в костюмчике приглушенно-скаутского типа. Противопоставление проводилось даже через графику названии: слово «толстом» было выделено толстой прописью, а слово «тонкий» начертано пером. Нарисованное художником «изображенное» слово выражало тоже понятие, создавало тот же образ, что и слово значащее, смысловое» (18).Известны более поздние отдельные издания сказки: 1939 года с рисунками А. Брея и 1969 с рисунками Н. Устинова. Сегодня текст сказки можно найти в собраниях сочинений и в сборниках для детей прежних лет (7, 8), а также в Интернете. Советуем родителям не полениться, найти и прочитать текст, сначала для себя, а там решите: читать ли сказку фрагментами или целиком. Сказка может быть интересна как дошкольникам, так и младшим школьникам.

Время, в которое довелось творить Маяковскому для детей, очень интересно с культурологической стороны. В 20—30-е годы прошлого века зарождалась новая детская книга. Новаторским было и содержание и оформление. В 80-е годы рядом издательств была сделана попытка переиздания такого рода книг. Так издательство «Художник РСФСР» затеяло серию «Художники детям. Из лучших советских детских книг». Некоторые детские книги минувших лет были осознаны и изданы как памятники культуры. Они нужны как детской аудитории, так и специалистам в области отечественной детской литературы. В сборнике «Книги нашего детства» Мирон Петровский подчеркивает: «Книге В. Маяковского – Н.Куприянова, памятнику той митинговой, той плакатной эпохи, место среди них. Чего-чего, а эпоху она отражает точно» (18). Мы присоединяемся к мнению критика. Наличие многочисленных текстов сказки на литературных, родительских «беби–сайтах» Интернета, свидетельствует о том, что сегодня существует реальная потребность в таком издании.

 

Библиография




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.