Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методическое обоснование

Маяковские чтения - детям

 

Ретро-обзор «Маяковский – «деткам» с элементами практикумаадресован родителям дошкольников, но может быть полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, детским библиотекарям. На основе обзора можно подготовить и провести в юбилейную неделю цикл занятий «Маяковские чтения - детям». Предлагаем тематику занятий:

 

Тема Произведения Страницы обзора
  Каким быть?   Что такое хорошо и что такое плохо?   5-6
  Кем быть? Эта книжечка моя про моря и про маяк. Конь-огонь. Возьмем винтовки новые. Кем быть?   6-9    
  Зверики реальные, виртуальные, сказочные. Что ни страница, — то слон, то львица, Тучкины штучки. Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий. 9-11   13-14  
  «Земля кругла, нет на ней угла — вроде мячика в руке у мальчика»: С Маяковским по странам и городам мира. Прочти и катай в Париж и в Китай. 11-12
  «Сказка-митинг, сказка–плакат». Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий.     12-17  

 

Данный урок является первым и единственным в курсе изучения стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Сначала мы вспоминаем с детьми то, что изучали на прошлом уроке – биографические данные о В.Маяковском и основную мысль стихотворения «Необычайное приключение». Далее несколько человек читаю выразительно наизусть данное стихотворение – это было их домашним заданием. Учитель оценивает чтение. Переходим к новой теме. Несколько слов учитель говорит о создании стихотворения «Хорошее отношение к лошадям», что побудило автора написать такое стихотворение, какова была обстановка в стране и на улицах городов России того времени. После этого дети слушают аудиозапись выразительного чтения стихотворения. Далее разговор идет о главной мысли данного произведения. Какая картина рисуется, что представили дети, когда слушали стихотворение. После этого идет подробный анализ стихотворения и чтение его по отрывкам.

 

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
Орг. момент Метод: слово учителя Прием: приветственное слово учителя Здравствуйте ребята. Садитесь. Кто еще должен мне сочинения, сдадите после урока. Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Откройте ваши тетради. Запишите дату и тему урока В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание     Метод: письмо Прием: запись заголовочной части урока Записи в тетради.   3 минуты
Повторение ранее изученного. Метод: слово учителя Прием: вводное слово учителя Сегодня на уроке мы с вами поговорим о стихотворении Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»   Метод: беседа Приём: репродуктивная беседа Но прежде давайте вспомним некоторые сведения из биографии В.Маяковского. Что вы помните из предыдущего урока?     Так же мы говорили с вами о стихотворении «Необычайное приключение». О чем это стихотворение? Какова его основная мысль? Какие неологизмы мы нашли с вами в тексте? Какие художественные средства находили?   Молодцы. Домашним заданием было выучить стихотворение наизусть. Итак, есть желающие выступить? Оценить Тот, кто не прочитал стихотворение на уроке, должен сдать мне его до 7 марта.     Метод: слушание, чтение, письмо Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание; чтение из учебника; запись лекции.   Отец был лесничим, а мать кубанская казачка. Когда Маяковскому было 13 лет, его отец умер от заражения крови. После его похорон семья переехала в Москву, где Маяковский связывается с революционерами, за что неоднократно попадает в тюрьму. В тюрьме он пишет тетрадь стихов. Стихи ему не нравились, но именно с этой тетради он исчисляет начало своего творческого пути. Его музой на протяжении почти всей жизни была Лиля Брик. Он посвятил ей почти все свои произведения. Последней его пассией была Вероника Полонская, которая впоследствии и обнаружила мертвого Маяковского. Он застрелился в своей комнате. Стихотворение «Необычайное приключение» о том, что у каждого человека есть свое призвание. И если он взялся делать какое-то дело, то должен в полной мере исполнять свои обязанности, независимо от окружающих обстоятельств. Среди неологизмов выделили такие: златолобо. Среди художественных средств выделяли метафору: закат пылал, гротест: в сто сорок солнц. Так же автор использовал просторечную лексику: дормоед, черт дернул. 3-4 ученика выразительно читают стихотворение у доски.     10 минут    
Изучение нового материала Метод: слово учителя Прием: сообщающее слово Итак, а сейчас мы с вами поговорим о стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Стихотворение было написано поэтом в 1918 году. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Виктор Шкловский в книге о Маяковском вспоминал о тех годах: «Газет не хватало. Значит, их надо развесить, чтобы их читали на стенках. Но клей—это мука, а муки тоже не было. Приколотить—это гвозди. Гвоздей не было. Предлагалось наколачивать газеты деревянными клинышками… Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала… На улицах палые лошади. Убирать было некому… Петроград ел, главным образом, овёс». В эти годы было создано стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». В основу сюжета произведения легло уличное происшествие. О нём впоследствии Маяковский писал: На Кузнецком на мосту, где дома сейчас растут,— помню, было: пала кобыла, а толпа над дохлой голодная охала. В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю.Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано. Прослушивание аудиозаписи стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».   Метод: беседа Прием: репродуктивная Какую картину вы представили себе? Обратимся к началу стихотворения: Били копыта. Пели будто: – Гриб. Грабь Гроб. Груб. Что необычного именно в написании. Какова форма? Как вы думаете, для чего Маяковский использовал в своих стихотворениях такое написание? Какие согласные повторяются в этих словах и что они передают читателям? Как называется такой художественный прием? Какая зарисовка предстаёт перед нами в начале следующей строфы? Ветром опита, льдом обута, улица скользила. Лошадь на круп грохнулась…     Что случилось дальше? Читаем текст.     Как ведут себя прохожие зеваки? Для усиления какого чувства поэт использует частицу «лишь»?     Какие чувства наполняют поэта? Подтвердите примерами из стихотворения.   Как вы думаете, почему лир.герой так пристально всматривается именно в глаза?   Как вы думаете, в каких строчках заключается смысл данного стихотворения?     Почему именно в этих строках? «Все мы немножко лошади» - о чем эта строчка?     К чему призывает автор данного стихотворения? Как вы понимаете понятие милосердие?   Слова поэта, обращенные к лошади, взяты в кавычки. Как вы считаете, произнесены они вслух или являются внутренним монологом?   О чем данное стихотворение? Разве оно о лошади?     Метод: слово Прием: ответ по предмету Лошадь поскользнулась и упала. Вокруг собралась толпа зевак, но никто не пытался помочь, посочувствовать ей. Лошадь от обиды плакала. Только автор, не принимавший участие в насмешках, заметил слёзы. Он сказал ей, чтобы она не обращала внимание на смех, издевательства.   Лесенка.     Для того, чтобы сделать акцент, выделить каждое слово. В этих строках повторяются согласные б-п-т-д и передают удары копыт по оледенелой мостовой. Звукопись. Начало следующей строфы—пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы. «Ветром опита»— улица напоена сырым, холодным воздухом; -«Льдом обута»--панцирь льда обул улицу, поэтому она скользила; -Здесь метонимия: не улица скользила, а люди, с трудом шагающие по неубранным тротуарам.   …и сразу за зевакой зевака, штаны пришедшие Кузнецким клёшить, сгрудились, смех зазвенел и зазвякал: -Лошадь упала!- -Упала лошадь!-   Они смеются над лошадью. И этот смех сравнивается с воем. Частица «лишь» показывает то, что только лир.герой подошел к лошади, все остальные либо смеялись, либо проходили мимо. Его взволнованность передана паузами: «Подошёл / и вижу / глаза лошадиные…» -Поэт наклоняется и всматривается в глаза лошади.   Во-первых, потому что лошадь плачет, а во-вторых, потому что глаза – зеркало души.   Лошадь, не надо. Лошадь, слушайте – чего вы думаете, что вы их плоше? Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь. Это слова поддержки и сочувствия, которые могут помочь выдержать любые трудности и встать на ноги. К милосердию. Милосердие – это сострадание к другим.     Это внутренний монолог.   Нет, это стихотворение о том, что нельзя бросать друг друга в трудную минуту, что необходимо помочь, хотя бы словом, если нет другой возможности. В такие минуты, нужно, чтобы кто-то был рядом.  
Домашнее задание Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя. Подготовить выразительное чтение стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»   Метод: слушание Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание   1 минута
Обобщение Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили биографию В. Маяковского, проанализировали его стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Метод: слушание Прием: глобальное,1 минута неоценочное, нерефлексивное слушание  

 


 

 

Самоанализ

 

Мне кажется, что урок прошел отлично. Такую отметку мне поставил и учитель за данный урок. Ребятам очень понравилось слушать аудиозапись стихотворения, в котором чтец не просто читал строки В.Маяковского. Чтение сопровождалось ржанием лошади, цоканьем копыт. Но, конечно же, не сразу все вдумались в смысл данного произведения. Далее пошел анализ стихотворения. Прочитывая его отрывками и разбирая практически каждое слово, дети поняли о чем оно, каков его смысл и скрытый подтекст. Постепенно перешли к описанию лошади, что с ней стало и почему же она все-таки поднялась и пошла. Милосердие – вот ключевое слово. Поговорили так же о том, как часто подобные ситуации происходят в жизни. Много ли существует людей в наши дни, которые могли бы просто так взять и помочь человеку, которого ты не знаешь, но который попал в беду. Дети стали говорит о том, что существуют даже такие профессии, которые обязаны помогать другим. Выделили среди них пожарных, медиков, полицейских. И многие согласились с тем, что помощь бывает не только физическая, но еще и моральная. Можно просто подойти и поговорить с человеком – ему станет легче. Мне было безумно приятно, что я провела такой глубокий анализ данного произведения, что ученики все поняли. Поняли, как несправедлив и жесток порой мир. У некоторых ребят я даже заметила какую-то грусть и тоску на лицах. Видимо действительно прониклись стихотворением. Один ученик даже сказал, что стихотворение было написано давным-давно, а ситуация практически не поменялась. Все дружно с ним согласились.

Я считаю, что в данном случае заслуга моя в том, что ребята так среагировали на стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Хотя, увидев только тему урока, дети захихикали. И я даже горжусь собой, ибо я смогла через подробный анализ стихотворения пробудить в ребятах столь значимые чувства.

 

Тематическое планирование уроков литературы Францкевич А.А.

7 класс «Г». Учитель: Заикина Л.В.

Тема Кол-во часов
1. М.Горький «Детство» 2 часа
2. М. Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко) 1 час
3. В.В. Маяковский 2 часа

 

 

ВСЕГО: 5 часов литературы

 

Общая отметка за педагогическую практику: ____________________ Заикина Л.В _________

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интернет-ресурсы. Материалы о В.В. Маяковском | Ход урока. Методическое обоснование урока
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.