Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цветотерапия - Метод цветовых выборов МЦВ - модифицированный восьмицветный тест Люшера 4 страница




Данные Метода цветовых выборов ближе к непосредственным, неосознаваемым эмоциональным реакциям и мотивационной направленности личности, в то время, как вербальные тесты - IID1, 16-PF Кеттелла, методика Лири выявляют личностные свойства через прямые (Лири, Кеттелл) и непрямые (ПВ1) ответные реакции. Эти ответы (реакции) так или иначе преломляются в сознании и могут претерпеть мотивационные искажения или отражать в большей степени контролируемость эмоций и защитные механизмы, нежели сами непосредственные переживания. В связи с этим между устойчивыми свойствами личности, типологической принадлежностью, актуальным состоянием, с одной стороны, и показателями Метода цветовых выборов, с другой, существует более выраженная прямая связь, чем с данными вербальных методик. В то же время между Методом цветовых выборов и другими невербальными тестами наблюдается больший параллелизм, о чем подробнее будет сказано в последующих главах.

Исследование с помощью цветового теста репрезентативных групп лиц, объединенных профессиональной принадлежностью, показало, что предпочтение 1-го цвета (иногда в сочетании с 0-м или 5-м) свойственно довольно широкому кругу представителей профессий, в которых требуются такие качества, как вдумчивость, сосредоточенность на содержательной, смысловой структуре информации, эстетической и нравственной стороне деятельности, тяга к кабинетному стилю работы без вовлеченности в широкий круг контактов. При высоком интеллекте это могут быть научные деятели, теоретики, искусствоведы, словесники, литераторы. При невысоком интеллекте лица этого круга в силу ответственности и старательности успешно справляются с канцелярской работой, с выполнением деятельности, четко регламентированной определенными правилами и инструкциями, с теми видами работы, где нет необходимости принимать самостоятельные решения. Типологически эти личности отличаются сензитивностью, тревожностью, интровертированностью.

Предпочитаемый 2-й цвет чаще встречается у лиц с формальнологическим мышлением, опирающимся на цифровую знаковую систему, тяготеющих к точным сферам знаний. В сочетании с 1-м цветом он формирует пару, которая отражает способности к математике, технике или физике, изобретательность, стремление системно оценивать информацию, опираясь при этом на конкретный опыт. Отсюда и сфера интересов нередко лежит в области экономики, инженерно-конструкторской деятельности, связана с бухгалтерским делом, а также выявляет способности к преподаванию точных наук и к военной кадровой службе.

Если специальность не насыщает ведущую потребность в кропотливой, точной работе, в которой можно проявить изобретательность и выдумку, то люди, оказывающие стойкое предпочтение 2-му цвету, в свободное время занимаются выпиливанием, рисованием, вязанием, шитьем, конструированием и др. Разные виды ремесел, связанных с кропотливым и требующим точности трудом, также нередко представляют вид деятельности, к которому тянутся люди данного типа, отличающиеся чертами педантизма, интровертированности, ригидности.

3-й цвет на первых позициях встречается весьма часто в разных профессиональных группах как признак лидерства, предприимчивости, целеустремленности, склонности к риску. Большинство руководителей, администраторов, общественных активистов отличаются предпочтением 3-го цвета. Кроме того, такой выбор часто встречается среди летчиков, шоферов, танцоров, артистов. В сочетании с 5-м цветом он особенно подчеркивает наступательную позицию и творческую независимость личности, высокую поисковую активность, спонтанность и неконформность поступков и суждений, импульсивность и повышенную интуицию, нередко подменяющую опору на опыт.

Предпочитаемый 4-й цвет встречается в выборах тех людей, профессия которых так или иначе связана с широкими контактами, вовлеченностью в разные сферы общения. В любом деле сам процесс деятельности, субъективно нравящийся, значит для индивида гораздо больше, чем та цель, к которой эта деятельность ведет. К тому же явное предпочтение оказывается тем видам работы, в которых меньше формальностей и больше простора для свободного выбора действий. Это - лица с преобладанием художественного склада ума и образного восприятия.

Сочетание 4-го с 5-м часто встречается среди артистов, учителей и лиц, увлекающихся общественно-благотворительной деятельностью; типологически эти личности относятся к эмоционально-лабильным, впечатлительным, тревожным и в то же время оптимистичным, с чертами демонстративности.

5-й цвет, за исключением детей и подростков, предпочитаем лицами с оригинальным, нестандартным мышлением и своеобразием интересов. Дети и подростки, выбирая 5-й цвет, демонстрируют тем самым и эмоциональную незрелость, и отсутствие стереотипов мышления, что создает определенные предпосылки для дальнейшего развития творческого, самобытного начала в структуре личности, реализация которого в значительной степени зависит от процесса воспитания и бережного подхода к индивидуальности ребенка. Выбор профессии у лиц, предпочитающих 5-й цвет, нередко связан с сублимацией нереализованных потребностей (педагогика, искусство) и с своеобразием иерархии ценностей (психология, философия, психиатрия, нетрадиционные методы врачевания, астрология).

Предпочитаемые ахроматические и смешанные цвета лишь вносят характеристики, связанные с плохой адаптацией личности. Что же касается когнитивного стиля, то он определяется сопутствующим ярким эталоном, значение которого усугубляется и акцентируется.

Интерпретация с опорой на функциональные пары (см. методическое руководство) может рассматриваться как этап в изучении возможностей метода; навыки такой интерпретации приобретаются в процессе стажировки под руководством опытных специалистов. Высокий уровень профессионализма в овладении методикой определяется умением интерпретировать цветовой выбор на базе целостного, интегративного восприятия всего цветового ряда, что постепенно приходит в процессе накопления психологом собственного опыта.

Данные Метода цветовых выборов при изучении больных с пограничными психическими расстройствами.

Для изучения дифференциально-диагностической ценности Метода цветовых выборов на базе отдела пограничной психиатрии ВНИИОСП им. В.П.Сербского были изучены две группы больных. Первая группа состояла из 100 больных от 19 до 49 лет, 40 мужчин и 60 женщин, с диагнозом «шизофрения, мало-прогредиентная форма, неврозоподобный синдром». Вторая группа - 180 больных аналогичной возрастной категории, 70 мужчин и 120 женщин, с диагнозами «невроз», «невротическая реакция», «невротическое развитие». Данные восьмицветового ряда МЦВ сопоставлялись с результатами других психодиагностических методов и данными клинического наблюдения. Цветовые выборы подвергались статистической обработке по методу построения гистограмм. Проводилось выявление частоты встречаемости каждого цвета на любой из 8-ми позиций, вычислялось математическое ожидание появления того или иного цвета на каждой позиции и дисперсия световых выборов при погрешности не более 0,05. В контрольной группе нормы (500 человек, структура по полу и возрасту аналогична двум первым группам) предпочтение ярких тонов и сочетание пар, близких по спектру и структурному значению, встречалось с вероятностью 0,82. Вероятность появления на первых 3-х позициях красного была выше, чем синего, синего выше, чем зеленого, зеленого - выше, чем желтого, желтого выше, чем фиолетового у мужчин, а у женщин наблюдалось чаще появление фиолетового цвета на второй - третьей позиции выбора (р<0,5). При этом совпадения интегративной оценки типа реагирования и эмоционально-динамического паттерна по данным Метода цветовых выборов и результатам других психодиагностических методик были обнаружены в 72% случаев, 21% составили наблюдения, где данные МЦВ выявили ситуационно обусловленную эмоциональную напряженность, еще не нашедшую свое отражение в спектре осознанных переживаний испытуемых или успешно контролируемых на поведенческом уровне. 6,8% от общего числа обследованных цветовые выборы не совпали с данными СМИЛ, интерперсональной диагностики и результатами экспертных оценок из-за выраженных мотивационных искажений. Значимое расхождение между порядком распределения цветов в 1-м и 2-м выборе отмечено с вероятностью 0,11.

В первой группе, впервые стационированных в клинику больных с невротическими расстройствами, развившихся в условиях психотравмы, при выраженной остроте состояния наблюдалось значительное расхождение между первым и вторым выбором с перемещением вправо более чем на две позиции ярких цветовых эталонов (вероятность -0,64), а уровень тревоги обнаружил колебания от 6 до 10 баллов с тенденцией к снижению в пределах до 3-5 баллов после проведенного лечения. В 37.4% от общего числа обследованных этой группы 6, О и 7 цвета находились на первых трех позициях, однако именно у этих больных при успешной терапии (и особенно в условиях использования психокоррекционных методов воздействия) отмечалась меньшая разобщенность «рабочей группы» и значительно более выраженная обратная динамика состояния, отражающаяся в гармонизации цветового ряда при повторном обследовании. Менее четко был выражен стресс, реже отмечалось расхождение между выборами (вероятность -0,2) и более разобщенной оказалась рабочая группа у больных с диагнозом «невротическое развитие», повторно стационирующихся в клинику, где психотравмирующая ситуация носила длительный характер. Динамика состояния у этих больных была менее выраженной, при повторном обследовании передвижение ярких цветов влево было менее интенсивным, отмечалось устойчивое предпочтение спокойных цветов (синего, зеленого, в сочетании с фиолетовым, серым или коричневым) вероятность 0,68. Вторая группа (больные шизофренией) характеризовалась перемещением 3-го и 4 -г цветовых эталонов на последние две позиции с вероятностью 0,79 у впервые стационированных больных, в то время как ахроматические таблицы оказывались предпочитаемыми. Сочетание ахроматических таблиц с яркими эталонами и смешанными цветами (75,76,6 5,7 3,7 4,03,5 2,2 7,0 2 и др.) на первых позициях встречалось с вероятностью 0,69 при первом обследовании у больных с длительностью заболевания больше года.

Разброс показателей тревоги был велик - от 0 до 12 баллов, в то время как динамическое исследование не выявило каких-либо определенных закономерностей. В процессе терапии психотропными препаратами с применением доз выраженной и средней интенсивности происходило перемещение ярких цветов вплоть до объединения рабочей группы на первых позициях. Такого рода выбор диссоциировал с клинической оценкой состояния больных и их жалобами, что было связано не столько с психологическим содержанием переживаний больных, сколько с повышением порога восприимчивости зрительного нерва, т.е. со снижением его чувствительности под влиянием фармакопрепаратов. Это подтверждалось комментариями больных при выборе цветовых эталонов: выбирая яркие цвета, они говорили: «Эти хоть какой-то цвет имеют, а остальные - грязные, бесцветные», или «Можно выбрать из этих трех, остальные - почти одинаковые». После снижения терапевтических доз у больных с длительным анамнезом заболевания выбор оказывался «лучше», чем при поступлении, но «хуже», чем во время интенсивной терапии. Яркие цвета на первых позициях оказались в паре со смешанными или ахроматическими.

В целом при сравнении данных Метода цветовых выборов двух изученных групп больных и контрольной группы следует отметить, что у больных шизофренией цветовой выбор больше оказался связанным со степенью снижения психоэнергетического потенциала и эмоциональной измененностью, в то время как у больных с невротическими расстройствами выявлялось снижение уровня поисковой активности при сохранности эмоциональной сферы и лабильности перцепции; при этом содержательная интерпретация значительно чаще соответствовала данным клинического наблюдения и актуальным переживаниям больных, тесно связанным с имеющимся конфликтом и социально - психологической ситуацией. В контрольной группе нормы интерпретационный подход выявлял личностные особенности, тип реагирования и (в рамках этого типа) ситуативно обусловленные переживания. Изученная в 1982 -84 гг. группа психопатических личностей возбудимого круга (55 чел.) в процессе судебной психолого-психиатрической экспертизы обнаружила ригидность выборов и предпочтение ярких цветовых эталонов. Из них с вероятностью 0,81 на первой позиции находился 3-й, а на второй - 2-й или 4-й цвет. 7-й цвет, если не находился на последней позиции, занимал третью или четвертую позиции, что отражает протестный гиперстенический тип реагирования. При патологии влечений отмечалась тенденция к перемещению влево 6-го цвета. В целом структура выборов мало отличалась от группы нормы. Выбор цветов психопатическими личностями круга тормозимых (47 чел.) практически ничем не отличался от выборов больных с невротическими расстройствами, что лишний раз подтверждает правомерность суждения о том, что неврозы больше обусловлены предиспози-цией, чем характером и интенсивностью психотравмирующих факторов.

Итак, проведенное исследование показало, что метод цветовых выборов представляет собой весьма тонкий психодиагностический инструмент, особенно эффективный при изучении неосознаваемых тенденций и динамики состояния. Независимо от особенностей контингента обследуемых, методика позволяет лучше понять канву эмоциональных переживаний у больных при пограничных психических расстройствах. Но важно также подчеркнуть, что методика выявляет не просто - состояние в связи с той или иной ситуацией, а состояние как реакцию на эту ситуацию конкретного индивида в рамках присущего ему типа реагирования. Результаты сравнительного анализа данных Люшер-теста с факторами теста Сонди подробно описаны в предыдущей главе (см. рис.16). Получены также убедительные данные, подтверждающие феноменологическую близость показателей метода цветовых выборов со шкалами СМИЛ, октантами ДМО и шкалами индивидуально-типологического опросника.

Индивидуально-личностная типология в виде ведущих тенденций проявляется в показателях разных методик на разных уровнях самосознания. Феноменология личностных тестов высвечивается их показателями независимо от различий стимульного материала каждой методики, независимо от того, что тесты разрабатывались разными учеными в разных странах. Концепция личности, построенная на базе теории ведущих тенденций способствует тому, что многообразие психодиагностических показателей различных тестов становится сопоставимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.