Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор литературы по исследуемой теме

1. 1. Влияние музыки на социум

Ещё в своём «Государстве» Платон предостерегал: «Нужно избегать введения нового рода музыки - это подвергает опасности всё государство, так как изменение музыкального стиля всегда сопровождается влиянием на важнейшие политические области».

По мнению Аристотеля «…только музыка имеет силу формировать характер.…При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства».

В 1951 году в Лондоне вышла работа английского пианиста и композитора Сирила Скотта «Музыка и её тайное влияние в течение веков». Скотт предполагает, что, например, оратории Генделя, с их яркостью, мощью, возбуждающей благоговейный трепет, восстановили английскую мораль… Автор считает, что во многом благодаря гармонически-божественному строю этих творений сформировались и такие черты английского национального характера, как осознание долга, чувство собственного достоинства, стремление к порядочности во взаимоотношениях, мораль частной жизни и т. д.

С точки зрения Скотта, музыка Баха оказала решающее влияние на мышление немцев. Именно в период открытия немецкой культурой клавирных и органных творений Баха возникло колоссальное здание немецкой классической философии. Именно в этом, по мнению Скотта, коренится причина бюргерской ограниченности, пресловутого филистерства и прочих плодов немецкой цивилизации 18 века.

У музыки Бетховена миссия была несколько иного характера. Произведения композитора содействовали углублению процессов понимания людьми друг друга. Скотт считает, что Бетховен был величайшим музыкальным психологом и … подлинным отцом психоанализа, так как благодаря именно его творчеству стало «энергетически возможным» развитие глубинной психологии и соответствующего взгляда на внутренний мир человека, на различные проявления его души.

Определённые стороны музыки Бетховена как бы функционируют в качестве «музыкального аналитика». Они способны извлекать на поверхность и освещать многие чувства, скрытые в глубинах бессознательного Симфонии Бетховена, расширив эмоциональный диапазон людей своей эпохи.

Особым свойством личности, а стало быть, и творчества Бетховена является его способность пробуждать в людях сострадание друг к другу (ведь всё понять - значит всё простить).

Что касается музыки Шумана, то его «Детские сцены», «Рождественские альбомы» и огромное количество других произведений, посвящённых детям, способствовали сближению взрослых и детских душ. По мысли Скотта, под влиянием популярных фортепианных и камерных циклов композитора в Европ около 1840 года появились первые детские сады.(3)

Если сопоставить эти взгляды, то музыка окажется не чем иным, как одной из форм «внушения» («настройки») человеческой души. Причём внушение это оказывает колоссальное влияние на судьбы культуры и психологии целых народов.

Сегодня можно констатировать, что все ожидания, связанные с надеждой появления качественно новых, значимых принципов гармонии и организации классического музыкального пространства и которые оказали бы решающее воздействие на души прошедших через наш «тревожный век» людей, оказались напрасными. Гармония музыки сохранила свою энергетику, но душа больше не хотела её слышать – она «оглохла».

Классическая музыка, конечно же, была музыкой христианской. Нет, не её энергетика исчерпалась. Человеческая душа исчерпала энергетику веры.

В душу, чем дальше, тем больше, вторгался хаос, пустота, закладывалась матрица бессмысленности. Вот этот-то процесс и отражали первые композиторы-модернисты.

Но в эпоху «сумерек богов» в музыкальной культуре возникло такое новое «энергетическое» явление, как популярная музыка. В 19 веке таковой обыкновенно считались лёгкие для понимания части классических произведений, а также специально написанные для публики пьесы. Между тем никакой другой культурный феномен века не оказал, возможно, столь серьёзного «программирующего» влияния на людские души, как популярная музыка.

Внутренняя трагичность диссонанса создала музыкальную индивидуальность блюза-джаза. Её энергетика оказалась необходимой европейцам, так как помогала сохранить чувство «Я». Жестокий век пытался уничтожить личность – джаз помогал её выжить.

Отнюдь не случайно сталинский социализм запретил джаз, поставив слушание музыки в один ряд с… уголовным преступлением. Сталин правильно ощутил джаз как «музыку анархистов», это и была музыка ярких одиночек, непрерывно напоминавшая слушателю о существование «Я» - образа Бога в человеческих душах.

С.Х. Инайят Хан писал: «Джаз не заставляет мозг много думать о технической стороне музыки; он не принуждает душу углубляться в духовное; он не заставляет сердце чувствовать глубже – он затрагивает тело. Он позволяет ему обновить жизненную силу с помощью определённого ритма и определённого звука; это даёт людям – я имею в виду большинство – большую энергию и заинтересованность, чем музыка, которая напрягает ум».

Ритм-энд-блюз и рокабили открыли эру рок-н-ролла – музыкального направления, которое и по сей день во многом определяет сознание молодых.

Развивался и сам рок-н-ролл. Его исполнители пытались двигаться в сторону от блюза, создавали самостоятельный «белый» ритм. Так возникла музыка в стиле бит, а вслед за ней и тяжёлый рок. Эти направления постепенно утрачивать связь со своими блюзовыми корнями.

В рок-музыке мелодический ряд стал проще, утрачивалось пульсирующее тёплое свинговое начало, и ритм выстукивался уже как бы ради самого себя. Блюзовый ритм в рок-музыке лишился главного – диссонансов, внутренней трагичности музыкальной темы. В роке конца 60-х годов блюз начал своё движение назад к военному маршу.

Появление и выдвижение на первый план электро-бас-гитар создали возможность проведения массового «музыкального внушения» - навязывания ритма.

Если любителю рок-музыки во время концерта или приватного прослушивания снять энцефалограмму, то окажется, что картина электромагнитной активности мозга будет аналогична той, что создаётся при сеансе гипноза. В электрофизиологии подобные изменения называют реакцией навязывания альфа-ритма. Вполне естественно, что эта реакция будет происходить легче всего в подростковом возрасте – в период гормонального и психологического становления личности.

Опасно то, что при наличии у подростка даже небольших врождённых аномалий в кислородном снабжение мозга – так называемой «минимальной церебральной дисфункцией» - реакция навязывания ритма может вызвать откровенно патологические состояния. Свойственная подростку возбудимость во время рок-концерта может превратиться в эпилептический припадок.

 

1.2 Влияние музыки на физическое и духовное здоровье людей

Многие известные деятели медицины рассматривали музыку как эффективное средство воздействия на настроение и психическое состояние больного, а через него - и на весь организм.

И. Р. Тарханов (1893) экспериментально проследил действие музыки на частоту сердечных сокращений и ритм дыхания и выяснил, что радостная музыка ускоряет выделение пищеварительных соков, улучшает аппетит, а также увеличивает работоспособность мышц и может на время снять мышечную усталость.

Любопытные исследования проводились для выяснения влияния музыки на работу мышц. Оказывается, мышечная деятельность усиливается, если началу работы предшествует прослушивание разнообразных произведений. В большинстве случаев мажорные аккорды усиливают работу мышц, минорные ослабляют (3).

В своих работах В. М. Бехтерев отмечал положительное влияние музыки на физическое состояние организма. Он активно пропагандировал музыку как средство борьбы с переутомлением, приводя факты того, что люди сбрасывали с себя усталость благодаря музыке. Учёный утверждал, что наиболее сильный и ярко выраженный эффект даёт однородная по характеру музыка П. И. Чайковского «Времена года». Успокаивающие и нежные мелодии, такие как ноктюрны Шопена, «Утро» и Первая соната Грига, «Осенняя песня» П. И.Чайковского и другие способствуют быстрому восстановлению работоспособности (1).

Проведён ряд исследований влияния музыки на работоспособность спортсменов. Так, наблюдения за хоккеистами показали, что прослушивание музыки во время тренировки благоприятно действует на организм спортсмена, они меньше устают и выполняют больший объём тренировочной нагрузки, чем без музыкального сопровождения. У пловцов, слушающих музыку в лаборатории после заплыва на 400 м заметно, улучшилась работоспособность. Также отмечено положительное влияние музыки на борцов.

В последние годы находит широкое применение для профилактики переутомления, перегрузок, снятия усталости цветомузыка, когда воздействие целебных звуков сочетается с лечебным влиянием цвета.

Цветомузыкальную установку размещают в комнате отдыха спортсменов, в массажной, раздевалке. При проведении восстановительного массажа под музыку спортсмен легче расслабляется. В раздевалках перед выходом на старт или в перерыве между таймами у футболистов, периодами у хоккеистов музыка успокаивает, нормализирует функциональное состояние спортсмена, снижает утомление.(2)

 

1.3. Музыка и слуховой анализатор

В данном разделе мы рассматриваем музыку как на уровне влияния звуковых волн на слуховую систему человека.(2)

Слуховая система (слуховой анализатор) представляет собой совокупность механических, рецепторных и нервных структур, воспринимающих и анализирующих звуковые колебания.

Когда-то на заре цивилизации люди получали посредством слуха значительно больше информации, чем с помощью зрения. Ухо было основной «линией связи» с окружающим миром. Для современного читающего и созерцающего индивида это не совсем так, но преуменьшать роль слуха все же не следует – мы воспринимаем звуки всегда: и днем и ночью, при свете дня и без него. В отличие от зрения органы слуха функционируют даже у человеческого зародыша. Сразу после рождения младенцы хорошо слышат и отдают предпочтение женским голосам.

Ухо человека представляет собой настоящее чудо природы – инструмент для преобразования звуковых колебаний воздуха в нервные импульсы и прибор для сохранения равновесия.

Ушная раковина – это своеобразная воронка, собирающая и усиливающая звуковые волны. Выступы и впадины ушной раковины нужны для улучшения качества звука. Раковина уха представляет собой хрящевую ткань.

На наружном ухе сходятся различные нервы: тройничный, промежуточный, языкоглоточный, блуждающий и отростки шейного сплетения.

Воронкообразный извилистый наружный слуховой проход (длиной около 24 мм, диаметром в среднем 7 мм) перекрывает барабанная перепонка. В наружном слуховом проходе происходит усиление поступающего звукового сигнала за счет резонанса стенок.

В полости среднего уха залегают слуховые косточки: «молоточек», «наковальня» и «стремечко», образующие подвижную цепь между барабанной перепонкой и специальным окном во внутреннем ухе. Благодаря такому механизму, передаваемое на внутреннее ухо давление возрастает в 1,5 – 2 раза.

Анатомические лабиринты внутреннего ухо лежат в толще каменистой части височной кости «Улитка» внутреннего уха заполнена перилимфой, обеспечивающей колебания в перепончатом лабиринте внутренней «улитки». Колебания эндолимфы воздействуют на клетки кортиевого органа, представляющего собой своеобразную ленту, закрученную в спираль. Кортиев орган представляет собой сверхчувствительный механоэлектрический передатчик, который преобразует механическое раздражение волосков в электрический нервный импульс.

Распространяющиеся по жидкости «улитки» механические колебания возбуждают слуховые рецепторы на нервных окончаниях (у человека их около 17000), затем импульсы передаются в кору головного мозга (слуховой анализатор располагается в височной доле). С его помощью мы воспринимаем различные тоны, шумы, формируем музыкальные мелодии, оцениваем звучание слов, фраз, песен.

 

1.4. Физическая природа звука.

Звук - это колебательные движения упругих тел, распространяющиеся в различных средах в виде волн. Звуковые волны обладают двумя переменными параметрами: частотой и амплитудой. Скорость распространения звука - величина постоянная и зависит только от среды, в которой он распространяется. В самом общем виде звуки делят на тоны и шумы. Тоны - это гармонические колебания. Они содержат основную частоту и обертоны, отличающиеся от основной в целое число раз. Шумы состоят из частот, не находящихся в гармонических отношениях. Анализ частот звука - одно из важнейших функций слуховой системы.

Психофизическим эквивалентом интенсивности звука является его громкость. Более интенсивные звуки воспринимаются как более громкие. Однако, между психофизической характеристикой звука - громкостью и его физической интенсивностью нет прямого соответствия. Для измерения громкости применяют метод сравнения стандартного тона определённой частоты с другим тоном той же частоты. Второй тон отличается от первого по интенсивности. Полученные оценки громкости в условиях сравнения двух тонов свидетельствуют о том, что громкость (J) возрастает как кубический корень из интенсивности звука (I) и описывается формулой J=kl0,3. Таким образом, если интенсивность звука увеличивается на 10 дБ, то громкость увеличивается в два раза.

Международная организация по стандартизации ввела единицу громкости - сон, которая представляет собой громкость тона при частоте 1000 Гц и интенсивности 40 дБ над порогом ощущения. Соотношения между интенсивностью звука и ощущением громкости сравнивается на рис. 16.6 с известными из повседневного опыта ощущениями.

Диапазон частот, воспринимаемых взрослым человеком, охватывает около 10 октав музыкальной шкалы - от 16 - 20 Гц до 16 - 20 кГц. Этот диапазон, характерный для людей до 25 лет, постепенно уменьшается из года в год за счёт сокращения его высокочастотной части. После 40 лет верхние частоты слышимых звуков уменьшается на 80 Гц каждые последующие полгода.

 

1.5. Шум вокруг нас.

Жизненный опыт показывает, что не всегда музыка является «наслаждением для души». Часто меломаны забывают о том, что вокруг живут люди, не разделяющие их музыкальных пристрастий. Если рассматривать музыку как техногенный шум, обычно имеется в виду его интенсивность, которая определяется как поток энергии, приходящейся на единицу площади поверхности (например, ватт на квадратный метр, Вт/м2 ).

Для характеристики уровня шума приняли логарифмическую шкалу величин. Логарифмическую единицу интенсивности звука назвали «бел». На практике оказалось удобнее пользоваться десятыми долями бела – децибелами (дБ) за 0 дБ принято значение 10-12 Вт/м2. Это порог слышимости, с которой человеческое ухо начинает воспринимать звук. Предельный же уровень интенсивности шума, вызывающий болевые ощущения, равен 130 дБ, или 10 Вт/м2 (таков шум реактивного самолёта на испытательном стенде на расстоянии 50 м).

Другая характеристика шума – число звуковых колебаний в одну секунду, или частота звук, измеряемая в герцах. Один герц равен одному колебанию в секунду. Нота «ля» первой октавы соответствует частоте 440 Гц. Ухо человека в молодом возрасте воспринимает звуки в диапазоне частот от 20 до 20 000 Гц. С возрастом верхняя граница восприятия звука уменьшается и к тридцати годам составляет 15 000 – 17 000 Гц.

Миллионы людей круглые сутки подвергаются воздействию шума. Но то, что шум вреден для здоровья, стало понятно не так давно. Задолго до наступления тугоухости у человека нарушается работа вегетативной нервной и сердечно – сосудистой систем, обменные процессы.

Замечено, что мешающее действие шума растёт с увеличением громкости, но зависит от настроения человека и от конкретной ситуации. Например, едва слышимый звук (тиканье часов, жужжание мухи, капанье воды из крана) может раздражать, а грохот духовного оркестра – доставлять удовольствие. Чем резче переход от тишины к шуму, тем неприятнее кажется звук.

Слух человека обладает замечательной адаптационной способностью: при воздействии громкого шума порог слышимости повышается. Поэтому после пребывания в шумном месте вы некоторое время не слышите тихих звуков, затем острота слуха восстанавливается. Но если шумовые воздействия повторяются, то период частичной глухоты удлиняется, а затем слух перестает восстанавливаться совсем. В результате человек теряет способность слышать тихие звуки – наступает тугоухость. Молодежь сильно рискует получить ее на концертах, где мощность акустический систем составляет десятки киловатт.

 

1.5. Последствия частого применения наушников

У наушников большинства плееров звукоизоляция мала, поэтому в шумной обстановке, например в метро, многим меломанам приходится увеличивать громкость звучания, что не только нарушает покой окружающих, но и может привести к тугоухости самих любителей музыки. (2)

 

2. Практическая часть.

2.1 Описание экспериментальных исследований

Изучение воздействия музыки на человека мы начали с исследования музыкальных пристрастий учащихся 8-11 классов. Проводилось именное анкетирование (содержание анкеты в приложении).

В ходе анкетирования мы выясняли музыкальные предпочтения подростков 14 -17 лет, совпадения музыкальных пристрастий со вкусами родителей, наличие привычки делать уроки под музыку, использовать наушники, слушать музыкальные произведения при повышенной громкости.

Следующий этап исследований, предполагающий выявление типа темперамента исследуемых объектов, проходил в тех же классах, что и первое анкетирование. Целью такого исследования являлось выявление зависимости характера музыкальных пристрастий от типа темперамента путем сопоставления именных анкетных данных.

В основе разработки методики определения типа темперамента лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.) (…)

Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа (содержание опросника и классификация в приложении).

В ходе дальнейших исследований нам показалось интересным выявить, меняются ли музыкальные предпочтения учащихся с возрастом. Для этого мы сравнили анкетные данные учащихся 8 и 11 классов, выявляя искомые закономерности.

Зная, что некоторые наши одноклассники предпочитают делать уроки, слушая музыку, мы поставили следующий эксперимент: изготовили несколько вариантов карточек, содержащих перечень малознакомых терминов, понятий или знаков и предложили испытуемым для запоминания сначала без музыкального фона. Это был контрольный тест на запоминание. Следующий этап эксперимента предполагал такие же действия только с другим (аналогичным по сложности) вариантом карточек и при музыкальном сопровождении в виде классической музыки ….. Третий, заключительный этап проводился аналогично второму, но с новым вариантом карточек и в сопровождении рок-музыки. При обработке данных мы сопоставили результаты по эффективности запоминания малознакомой информации.

Проводя исследования по влиянию музыки на уровень физической активности подростков, мы предложили учителю физвоспитания проводить часть занятий под музыку разных жанров. В ходе эксперимента использовались произведения Моцарта и … Исследования проводились таким образом, чтобы результаты можно было численно сопоставить. Например, сравнивалось количество отжиманий или подтягиваний.

Учитывая литературные данные по благотворному влиянию музыки разного стиля на психофизиологическое состояние человека, мы предложили школьной администрации задействовать школьный радиоузел до начала уроков (произведения Дунаевского, Равеля, Хачатуряна), на переменах (произведения Грига, Мусоргского, Чайковского, Дебюсси, Шумана), в столовой (произведения Бетховена "Оды к радости", Вагнера "Хор пилигримов"), при работе психолога и социального педагога (произведения Фредерика Шопена). По итогам этой части эксперимента тоже было проведено анкетирование, отразившее его результаты.

 

 

Список литературы

1.W. S. Snyder Chairman и др. 1974год «Человек. Медико-биологические

данные». Перевод с английского Ю.Д.Парфенова. Москва «Медицина»

1977год. (стр. 225 – 226).

 

2. Ж. «Наука и жизнь» // №4. 2006. (стр. 80 – 88).

 

3. Данилин А. «L.S.D.» Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости.

Москва. Центрполиграф 2001, С. 379 – 389.

4. Дубровский В.И. Здоровый образ жизни. М. Флинта Retorika. 1999год.

С.141 – 142.

5. Ткаченко Б.И. Физиология человека. Т.2. С – Пб. Международный фонд

истории наук 1994. С. 78 – 82

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кто руководит оркестром? | Вопросы по музыке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.