Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Путешествие в саяны

Эрху

Электрогитара

Шертер

Шви

Шарманка

Шалюмо

Чимпой

Чаранго

Чаньго

Чаган

Цитра

Цисяньцинь

Цимбалы

Ханг

Хай-Хэт

Фуяра

Фортепиано

Хардингфеле (хардангерфеле)

Хлопушка (бич)

Челеста (целеста)

Шалмей (шаум)

Шичепшин (шикапшина)

Шэн (шенг)


 

11. Цель и задачи музыкального воспитания.

Цель: Сформировать культуру ребенка и дать целостное представление о музыкальном искусстве.

Задачи:

- Развивающие. Эмоц. сферу ребенка и муз. способности (слух, чувство ритма, чувство лада, музык. вкус).

- Воспит. Интерес и любовь к музыке.

- Формирующие. Знание, навыки, умение.

 

12. Произведения Чайковского.

Оперы: Воевода, Ундина, Опричник, Евгений Онегин, Орлеанская дева, Мазепа, Черевички, Чародейка, Пиковая дама, Иоланта.

Балеты: Лебединое озеро, Спящая красавица, Щелкунчик.

Симфоническое творчество: «Гроза», увертюра к драме, Первая симфония «Зимние грезы», Четвертая симфония, Пятая симфония, Шестая симфония «Патетическая», «Манфред», симфония, «Фатум», фантазия, «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия

«Франческа да Римини», симфоническая фантазия по Данте, «1812 год», торжественная увертюра, Славянский марш

Концерты и концертные пьесы: Первый концерт для фортепиано с оркестром, Вариации на тему рококо, Концерт для скрипки с оркестром.

Музыка к спектаклям драматического театра: «Снегурочка», музыка к сказке А. Н. Островского.

Хоровое творчество: Духовная музыка, Литургия Святого Иоанна Златоустого, Девять духовно-музыкальных сочинений, Камерно-инструментальная музыка, Первый квартет, Op. 11, Трио «Памяти великого художника», Секстет «Воспоминание о Флоренции».

Фортепианная музыка: Времена года, Детский альбом, 12 пьес средней трудности, Op. 40, 18 фортепианных пьес, Op. 72

Романсы и песни: Мой гений, мой ангел, мой друг..., 16 песен для детей, Op. 54, 6 романсов, Op. 73

 

13. Произведения Моцарта.

Оперы

«Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория

«Аполлон и Гиацинт» (Apollo et Hyacinthus), 1767 — ученическая музыкальная драма на латинский текст

«Бастьен и Бастьенна» (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо — «Деревенский колдун»

«Притворная простушка» (La finta semplice), 1768 — упражнение в жанре опера-буффа на либретто Гольдони

«Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto), 1770 — в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина

«Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль)

Betulia Liberata, 1771 — оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна

«Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль)

«Луций Сулла» (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа

«Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера

«Мнимая садовница» (La finta giardiniera), 1774-5 — снова возвращение к традициям оперы-буфф

«Царь-пастух» (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль)

«Заида» (Zaide), 1779 (реконструирована Х.Черновин, 2006)

«Идоменей, царь Критский» (Idomeneo), 1781

«Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль

«Каирский гусь» (L’oca del Cairo), 1783

«Обманутый супруг» (Lo sposo deluso)

«Директор театра» (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия

«Свадьба Фигаро» (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.

«Дон Жуан» (Don Giovanni), 1787

«Так поступают все» (Così fan tutte), 1789

«Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), 1791

«Волшебная флейта» (Die Zauberflöte), 1791. Зингшпиль

Другие произведения

17 месс, среди которых:

«Коронационная», KV 317 (1779)

«Большая месса» C-moll, KV 427 (1782)

«Реквием», KV 626 (1791)

Рукопись Моцарта. Dies irae из Реквиема

Более 50 симфоний[25], в том числе:

№ 21 ля мажор, KV 134

№ 22 до мажор, KV 162

№ 24 си-бемоль мажор, KV 182

№ 25 соль минор, KV 183

№ 27 соль мажор, KV 199

№ 31, KV 297 «Парижская» (1778)

№ 34 до мажор, KV 388

№ 35, KV 385 «Хаффнер» (1782)

№ 36, KV 425 «Линцская» (1783)

№ 38, KV 504 «Пражская» (1786)

№ 39 ми-бемоль мажор, KV 543 (1788)

№ 40 соль минор, KV 550 (1788)

№ 41, KV 551 «Юпитер» (1788)

27 концертов для фортепиано с оркестром

концерты для двух и трёх фортепиано с оркестром

6 концертов для скрипки с оркестром

Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)

Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)

2 концерта для флейты с оркестром (1778)

№ 1 Соль мажор, K 313 (1778)

№ 2 Ре мажор, K 314

Концерт для флейты и арфы с оркестром, K 299

Концерт для гобоя с оркестром До мажор K 314 (1777)[26]

Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор K 622 (1791)

Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор K 191 (1774)

4 концерта для валторны с оркестром:

№ 1 Ре мажор K 412 (1791)

№ 2 Ми-бемоль мажор K 417 (1783)

№ 3 Ми-бемоль мажор K 447 (между 1784 и 1787)

№ 4 Ми-бемоль мажор K 495 (1786)

10 серенад для струнного оркестра, в том числе:

«Маленькая ночная серенада» (1787)

7 дивертисментов для оркестра

Различные ансамбли духовых инструментов

Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты

19 сонат для фортепиано

10 вариаций на тему ариетты „Unser dummer Pöbel meint“ из оперы-зингшпиля Кристофа Виллибальда Глюка "La Rencontre imprévue ou Les plerins de la Mecque" для клавира, К. 455

14 циклов других вариаций для фортепиано

Рондо, фантазии, пьесы

Более 50 арий

Ансамбли, хоры, песни.

 

14. Отличие музыкального искусства от изобразительного.

В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории – интерпретация и исполнительство.

 

15. Музыкальные жанры.


1 Народная музыка

2 Духовная музыка

3 Индийская классическая музыка

4 Арабская классическая музыка

5 Европейская классическая музыка

6 Латиноамериканская музыка

7 Блюз

8 Ритм-н-блюз

9 Джаз

10 Кантри

11 Шансон, романс, авторская песня

12 Электронная музыка

13 Рок

14 Ска, рокстеди, реггей

15 Поп

16 Рэп (Хип-хоп)


 

16. Виды певческих голосов.

Голоса различают по технике звучания и высоте исполнения звуков:

- высокие (сопрано, тенор, детский д.)

- средние (меццо- сопрано, альт, баритон)

- низкие (контральто (ж), бас, октавист)

 

17. Методы музыкального образования.

Под методами музыкального образования (следуя дословному переводу слова «methodos» с греческого как «путь к чему-либо») понимаются определенные действия педагога и учащихся, направленные на достижение цели музыкального образования школьников, или способы работы учителя и учеников. Это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение задач музыкального образования, воспитания и развития учащихся.

• по источнику знаний (практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод);

• по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений и навыков);

• по характеру познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой);

• по дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).

 

18. Свойства музыкального звука.

Музыкальный звук имеет четыре свойства:
1. Высота
2. Длительность
3. Громкость
4. Тембр.
Высота звука зависит от частоты колебания источника звука. Чем чаще колебание, тем выше звук и наоборот.
Длительность – это продолжительность колебания источника звука. От длительности зависит художественное содержание звука или его «настроение». Единицей измерения длительности является целая нота.
Громкость – это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.
Тембр – это качественная сторона звука, его окраска. Тембр звука зависит от материалов и формы инструментов. Для характеристики тембра в музыкальной среде используют термины-метафоры, например: звук мягкий, резкий, густой, певучий и т.п. Каждый музыкальный инструмент или человеческий голос имеет характерный тембр. Различие тембров зависит от обертонов, которые присущи каждому источнику звука. Каждый звук имеет 16 обертонов.

 

19. Содержание музыкальных занятий с 1 по 4 класс.

В 1-ом классе занятия должны быть посвящены сказкам, чудесам.

Образы: гномы, тролли, эльфы, Буратино, Петрушка.

Методика проведения:

1. Вспомнить кто может творить чудеса.

2. С помощью чего удается творить чудеса.

После этого можно взять образ Бабы Яги.

Чайковский и Мусоргский.

Перед прослушиванием задать вопрос: «Какая из пьес самая злая?»

Задание: нарисовать БЯ, придумать современную БЯ.

Во 2-ом классе появляется жанр былины.

Сказания, былины, мифы. Древней Греции.

Васнецов – Три богатыря, образ Снегурочки, Конек-Горбунок, русалки. Прометей.

В 3-ем классе появляются исторические герои.

В 4-ом классе – личность в истории и искусстве.

 

20. Цветомузыкальное восприятие. Понятие – синестезия.

Ц.в. – это способность соотносить эм-го содержания музыки с эм-ой выразительностью цвета.

1) Мир цвета (рисуем настроение);

Беседа о картине, для выявления цвета выражения музыки. Вопрос детям: «Какими цветами бывает радость, грусть, страх?»
2) Цветомузыка (рисуем музыку);

Закрыть глаза, слушая музыку, представить какие цвета соответствуют настроению. Затем рисуем свои восприятия.

3) Муз. форма (рисуем строение).

Куплетная, одночастная, 2-ч, 3-ч, вариации, рондо, сонатная аллегро.

Синестези́я от греч. συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство.

Цветной слух - способность человека испытывать ассоциацию слышимого звука с каким-либо цветом (у многих музыкантов и композиторов каждая тональность ассоциируется с каким-либо своим цветом).

Слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, было открыто американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz) и Кристофом Кохом из Калифорнийского технологического института.

Вкусовая синестезия — появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Такие синестеты могут, например, слушать любимую песню и каждый раз вспоминать вкус шоколада.

 

(В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.)

Стремительно проносятся за окном авто города и веси нашей необъятной матушки России. Я опять в дороге. На этот раз еду осуществить свою давнюю мечту: посетить озеро Байкал и высшую точку Саян - гору Мунку-Сардык (3491м), почтить память ветеранов великой войны, познакомиться с местным Бурятским колоритом и культурой.

Вот уже промелькнули за окном родные Уральские пейзажи, город Тюмень, где к нам присоединился еще один участник нашего паломничества в Саяны-Юра Рябцев, с которым знакомы еще с 2011 года по г. Белухе, что на Алтае. Теперь в машине нас четверо. Руководитель - Колунин Руслан, он же хозяин авто, его супруга Татьяна, Юра и я - Хайрутдинов Игорь.

Несколько дней среди мокрых весенних пейзажей, и мы в Иркутске, забираем из аэропорта Павла Спицына. И, наконец, в Слюдянке встречаем последнего участника нашей команды - Романа Русанова из Омска, с которым прошли не одну гору.

Остались позади 3940 километра и четыре дня битвы с дорогами. Там же, в Слюдянке, у нас происходит долгожданное знакомство с Байкалом, чье величие и красоту сложно описать словами. Хоть закована была громада озера в скользкий и холодный панцирь льда, мы нашли небольшой участок открытой воды и омыли наши разгоряченные дорогой лица ледяной, кристально чистой байкальской водой. Сидя на берегу, вглядываясь в заветные очертания озера, каждый из нас вел с ним немой и сокровенный для себя диалог.


 

Мы еще продолжим свой разговор с Байкалом на обратном пути, а пока вдоволь наглядевшись на «славное море», встретив рассвет, едем до реки Белый Иркут. На берегу ночуем и готовимся к горной части нашего маршрута. Впереди нас ждет высшая точка Саян-гора Мунку-Сардык. Надо сказать, остановились мы в весьма примечательном месте: местные их называют "обоо" (обоо - это святилище, место пребывания самого сильного духа), здесь буряты проводят свои ритуалы. Недалеко стоят молитвенные барабаны и, конечно, повсюду развешано множество флажков и флагов. Перед выходом на маршрут повстречали трех служителей местного культа в необычных традиционных одеждах. Узнав, что мы направляемся на вершину Мунку-Сардыка, они напутствовали нас специальным обрядом. Обряд состоял из окуривания тлеющей веточкой можжевельника и сопровождался напутственной молитвой, пожеланием удачи и вручением молитвенного флага с наказом водрузить его на вершину священной горы.

Вооружившись всем этим, надев кошки, мы отправились в чудесную сказку реки Белый Иркут, где живописные теснины и скальные стены нависают над нами грозными стражами, где радуют глаз волны и ледопады бирюзового льда, где невозможно налюбоваться великолепными видами стремительно несущейся вниз реки.

Во второй половине дня, пройдя мимо горы с повеселившим нас названием "Катька дура" и горой "Обзорной" добрались до устья Белого Иркута, в место нашего постоянного расположения на этом восхождении. Остатки этого чудесного и теплого дня потратили на установку базового лагеря среди прекрасных видов гор большого Саяна.

 

Утро этого дня началось прекрасно. Вышли на восхождение, дошли до озера Эхой, здесь пришлось остановиться. Погода испортилась, налетел снежный заряд, сильно упала видимость. Попытка переждать окончилась ничем. Попили чая и не солоно хлебавши отправились в базовый лагерь "ломать погоду".

Всю ночь наши палатки терзал неслабый ветер, а наш сон - резко упавшая температура. Утро третьего дня принесло адский холод и чистое небо. Мы подгоняемые жаждой согреться, быстро собираемся и выходим на вторую попытку взойти на вершину.

Снова дошли до озера Эхой, очень похожего на кратер вулкана или воронку от падения метеорита с почти идеально круглой формой. У кулуара привал, встали в связку. Несколько часов движения наверх, дошли до тросов, натянутых спасателями, еще усилие... В 10 часов утра мы на вершине священной горы Мунку-Сардык, высота-3491 метр. Отдаем дань памяти и уважения нашим ветеранам (наше восхождение приурочено к знаменательной дате - 70-летию Победы в Великой Отечественной войне), затем привязываем молитвенный флаг на триангуляционный знак, который уже обвешан сверху донизу всевозможными флагами и прочими культовыми подношениями.

Звучат поздравления, щелканье фотокамер и восторженные восклицания от открывшегося вокруг ошеломляющего вида! Под нами Монголия, хорошо просматривается озеро Хубсугул - младший брат нашего Байкала, ну и, конечно, монгольские степи, уходящие к горизонту. Очарованные красотой, царящей вокруг, делаем еще несколько снимков с флагами родных городов и опять начинаем спуск.

Путь нам сегодня предстоит неблизкий: нужно преодолеть все то, что было пройдено за два дня. На спуске неожиданно несколько раз отрабатываем экстренное торможение на фирновом склоне - приобретаем навыки и опыт! Мы возвращаемся в лагерь разгоряченные впечатлениями и довольные успешным восхождением. Далее обед, небольшой отдых, молчаливое прощание с горами, путь по восхитительной ледяной реке с теснинами и ледопадами только в обратном порядке. К исходу этого долгого и насыщенного дня добрались до машины и гостеприимного уютного кафе, что одиноко стоит на берегу Белого Иркута. В кафе нам любезно разрешили переночевать, так как время было уже позднее, и вкусно накормили, за что сердечное спасибо этим добрым людям.

Впереди село Аршан с минеральными источниками, баней, сувенирами и, конечно же, незабываемый Байкал. Но обо всем по порядку!

Утром выехали в Аршан (аршан по-бурятски "целебный источник"). По дороге завернули в посёлок Жемчуг на горячие минеральные источники, в которых с большим удовольствием понежили свои тела! В Аршане поселились в замечательном месте под названием "Марьина Роща". Привели себя в порядок, вдоволь напарились в баньке с бассейном, подготовив себя к торжественному событию - Дню рождения друга и руководителя большей части наших путешествий - Руслана Колунина, для которого стало уже традицией праздновать именины в разных уголках мира. Недавно праздновали его в шале у подножья Монблана во Франции, а теперь вот довелось отмечать здесь, в Саянах. Праздник удался: было великолепное застолье с тортом, задушевными беседами и дорогими воспоминаниями. Вспомнили мы и о нашей хорошей знакомой, у которой сегодня тоже именины. Тут же в памяти возник уютный Шамони, где отмечали двойной праздник двух хороших людей после захватывающего восхождения на Монблан. И вот в телефонной трубке уже слышится дорогой нам голос, звучат взаимные поздравления друзей, находящихся в тысячах километров друг от друга.

Наступил день еще одного свидания с Байкалом. Не спеша прибыли вновь в Слюдянку, купили билеты на поезд Юре и Роме, да покатили искать замечательный дар озера Байкал - рыбу омуль, о которой столько слышали, и которую уже не терпелось попробовать! Приложив немного усилий, нашли! Вечером на базе МЧС, где мы гостили, в полной мере оценили прелесть этого дара! Встретили на озере закат, а ближе к полуночи проводили Юру, утром Рому. Наступило время расставания с друзьями. Сделав несколько прощальных снимков Байкала, выехали и мы. В Иркутске остался ждать самолет Павел, а наш автомобиль помчал нас прямиком домой.

Закончилось наше великолепное путешествие. Мы смогли разглядеть еще один уголок нашей большой Родины, который останется навсегда в наших воспоминаниях, фотографиях. Путешествие, которое расширило горизонты нашего мироощущения, свело с хорошими людьми, бесконечно разной красотой природы.

В заключение своего скромного отчета хочу сказать следующее: с 11-го по 24-е апреля, за 13 интересных дней, мы успели познакомиться более чем с десятком городов и селений, проехать 7880 км дорог, повидаться с восемью легендарными реками, такими как, например, Енисей, Иртыш, Обь, созерцать два великих озера - Байкал и Хубсугул, взойти на высшую вершину Саян - гору Мунку-Сардык, испить минеральной воды, посетить горячие источники и еще много - много чего!

Все это мы увидели благодаря людям, которые завоевали для нас, не щадя себя, мир и свободу. Бессмертным героям Великой Отечественной войны посвящается!

Апрель-2015 года.

Хайрутдинов И.С.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Флюгельгорн | ЗАПИСКИ 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-29; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.