Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебного назначения

Й учебный вопрос: Оценка качества электронных средств

Важнейшим аспектом, связанным с разработкой и решением вопроса об использовании в системе образования электронных средств образовательного назначения, является, оценка качества этих средств. Современная практика разработки ЭСОН, ЭИОН и их внедрения в образование такова, что наряду с высококачественными с психолого-педагогической точки зрения программными продуктами учебным заведениям зачастую предлагаются такие ЭСОН, использование которых не обеспечивает повышения качества обучения.

Рассмотрим особенности оценки качества различных электронных средств учебного и образовательного назначения, которые могут обеспечивать выполнение следующих действий:

· предоставление учебной информации с привлечением средств технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа;

· осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии;

· автоматизацию контроля результатов обучения и продвижения в учении;

· автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением.

Возможны несколько подходов к проблеме оценки качества (ЭСОН, ЭИУН, ЭСУН):

· экспериментальная;

· критериальная;

· экспертная;

· комплексная.

Каждый из перечисленных подходов имеет как свои достоинства, так и определенные недостатки. При этом необходимо учитывать и то, что сама процедура оценки качества ЭСОН может осуществляться на различных этапах создания программного средства и его внедрения в образовательный процесс.

Сравнение преимуществ использования средств ИКТ по
сравнению с традиционными средствами обучения, выбор
лучшего ЭСОН из нескольких предложенных зачастую не могут быть решены однозначно. Вообще, вряд ли можно утверждать, что использование средств ИКТ должно обеспечивать
программу традиционного учебного курса и соответствовать
традиционным целям обучения. Тем более что сама по себе работа со средствами ИКТ предполагает нетрадиционные подходы к обучению, сокращает время на изучение учебного материала, обучает различным методам самостоятельной обработки информации, поиску учебной информации, инициирует формирование экспериментально-исследовательских умений и навыков, способствует развитию определенных типов мышления. Следовательно, оценка качества ЭСОН — достаточно сложный процесс.

Рассмотрим перечисленные выше подходы более подробно.

Экспериментальная проверка педагогической целесообразности использования ЭСОН основана на практической апробации его применения в процессе обучения в течение определенного периода. Педагоги, взявшие на вооружение этот способ оценки, неизбежно столкнутся с тем, что экспериментальная проверка качества ЭСОН на протяжении значительного времени (например, учебного года) не всегда педагогически оправдана, поскольку при использовании такого средства
меняется технология преподавания учебного предмета, а результат обучения при этом не всегда может быть спрогнозирован. Если же экспериментально проверяется качество ЭСОН
типа «электронная энциклопедия» или программного средства, предназначенного для автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения, то в этом случае возможные последствии от отрицательного результата оценки качества ЭСОЕ по отношению к обучаемому не столь «опасны».

Критериальная оценка методической пригодности ЭСОН
основывается на использовании критериев оценки качества
адекватно разного рода требованиям.

Экспертная оценка качества ЭСОН основана на компетентном мнении экспертов, знающих данную область и имеющих научно-практический потенциал для принятия решения. Экспертная оценка является наиболее часто используемой формой оценки качества электронного учебника, информационно-справочной системы или любого другого ЭСОН, приобретенного в известных фирмах или самостоятельно разработанного учителями. В данном случае экспертиза ЭСОН состоит в утверждении компетентного мнения большинства экспертов.

Одним из основных технологических приемов при осуществлении экспертной оценки психолого-педагогического и программно-технического качества ЭСОН является использование оценочных листов качества электронного средства образовательного назначения, заполняемых экспертами. В качестве компонентов таких оценочных листов, служащих для формирования резюме о пригодности или непригодности ЭСОН для применения в образовательном процессе на основе ответов эксперта, могут, например, выступать следующие:
область применения; возможный возраст учащихся; тип ЭСОН; модель использования ЭСОН; соответствие требованиям к ЭСОН и др. Помимо этого, на основе собственного мнения по каждому из приведенных разделов (результатов заполнения оценочного листа) эксперт дает интегрированную оценку ЭСОН. Если каждому из компонентов оценочного листа присвоены некоторые оценочные баллы («весовые коэффициенты»), то такая интегрированная оценка может иметь
числовую характеристику.

В заключение отметим, что экспертная оценка качества
ЭСОН не дает гарантий от ошибок и возникновения противоречий во мнениях разных экспертов. Так, часто решение о целесообразности применения уже разработанного средства принимает само учебное заведение. В этом случае решающее значение имеет уровень компетентности педагогических кадров в области оценки качества ЭСОН. Здесь целесообразно привлечь нескольких экспертов к критериальной оценке качества ЭСОН на основе выполнения психолого-педагогических, эргономических, технических требований, после чего председатель комиссии или руководитель учебного заведения принимает окончательное решение.

Комплексная оценка качества интегрирует все или некоторые из вышеперечисленных подходов. Например, в ходе
проведения экспертной оценки может быть предложено не
только заполнение оценочных листов, но и оценка (критериальная) эффективности его применения в учебном процессе.

Более высокий уровень оценки качества электронных
средств учебного (образовательного) назначения предполагает
осуществление психолого-педагогической, содержательно-методической, дизайн-эргономической и технико-технологической экспертизы, проводимой специальными органами по сертификации. Такой орган аккредитован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Институт информатизации образования Российской академии образования) как Система добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения (АПИКОН). Система предназначена для организации и проведения добровольной сертификации продукции и
обеспечивает независимую квалифицированную оценку ее соответствия требованиям действующих педагогико-эргономических стандартов и технических условий. В системе АПИКОН предусматривается сертификация следующих образцов продукции: электронные издания образовательного назначения; электронные средства учебного назначения; прикладные программные средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и
управления образовательным учреждением; учебно-методические комплексы, включающие электронные издания образовательного и электронные средства учебного назначения;
информационная сеть образовательного учреждения; распре-
деленный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей; комплекты учебной вычислительной техники (КУВТ); учебное лабораторное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ; автоматизированные рабочи места пользователя (работника образовательного учреждения); видеомониторы для КУВТ. Сертификация в системе осуществляется на добровольной основе, на основании обращения отечественных и зарубежных заявителей.

При проведении испытаний в целях сертификации используются методики испытаний, изложенные в государственных
стандартах, отраслевых стандартах и других нормативных и
технических документах.

Система имеет собственную форму сертификата и знака соответствия. Сертификат в данном случае является подтверждением качества продукции и ее соответствия психолого-педагогическим, содержательно-методическим, дизайн-эргономическим и технико-технологическим требованиям. Наличие сертификата у разработчика повышает конкурентоспособность продукции на рынке и подтверждает возможность эффективного ее использования в образовательных учреждениях. Организационная структура системы включает: руководящий орган, координационный совет, комиссию по апелляциям, орган по сертификации продукции, испытательные лаборатории. Экспертами по сертификации являются специалисты, прошедшие подготовку и обучение в системе добровольной сертификации, и аттестованные
руководящим органом в установленном порядке.

Испытания для сертификации продукции проводятся испытательными лабораториями (ИЛ), уполномоченными на проведение испытаний, предусмотренных нормативными документами, используемыми при сертификации продукции. В качестве испытательных лабораторий могут быть уполномочены следующие организации: научно-исследовательские институты и другие организации, оснащенные необходимым оборудованием, обладающие независимостью от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) и необходимой
компетентностью в проведении испытаний в сфере деятельности системы. Испытательная лаборатория выполняет следующие функции: проводит отбор и идентификацию образцов для испытания; проводит испытания для целей сертификации; оформляет и выдает протоколы испытаний. Процедур испытаний конкретных видов и типов аппаратно-програм-мных комплексов образовательного назначения приводятся в методиках испытаний, а организационно-технические вопросы и порядок проведения испытаний определяются в «Положении об испытательных лабораториях», работающих в системе. Такие подходы к оценке качества ЭИУН, ЭИОН, ЭСУН, ЭСОН гарантируют учителю (преподавателю) качество продукции.

Заключение

- обобщить наиболее важные, существенные вопросы лекции;

- сформулировать общие выводы;

- поставить задачи для самостоятельной работы;

- ответить на вопросы студентов.

 

Лекция разработана «___»________20__г.

_______________________(___________)

(подпись, фамилия и инициалы автора)

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Й учебный вопрос: Проектирование и разработка информационных ресурсов образовательного назначения | Введение. Градостроительное законодательство в современной России начало формироваться с 1990-х гг., когда появилась многоукладная экономика и значительно усложнились
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.