Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марк Аврелий, император из династии Антонинов, философ

От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни ее достоинство.

Не довольствуйся поверхностным взглядом.

Управление вниманием

Обратная связь

 

На коммуникативном этапе важную роль играет умение выступающего установить обратную связь с аудиторией. (Слайд 20) Наблюдая за слушателями, можно видеть их реакции одобрения или неодобрения, понимания или непонимания, согласия или несогласия. Эти реакции проявляются вербально и невербально - через вопросы, реплики, уточнения, позу, взгляд, мимику и жесты слушателей.

 

Одна из важнейших проблем для любого оратора – это поддержание внимания слушателей.

 

Внимание – это сосредоточенность всех процессов психики человека на каком-то объекте и отвлечение от других объектов (Слайд 21).

Если слушатели внимательны к словам оратора, их мышление и память концентрируются на сказанном. Если человек сталкивается с чем-то интересным или в поле его зрения или слуха попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям, то внимание возникает само собой. Такое внимание называется непроизвольным. Оно не утомляет, т.к. возникает само и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, мы используем произвольное внимание, которое возникает при выполнении обязательной, но не интересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя характеризуется относительной устойчивостью и зависит от сложности вопроса и физического состояния.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий, т.к. слушателей захватило выступление, то появляется послепроизвольное внимание. Оно не утомляет и может длиться весьма долго. Секрет успешных вариантов начала выступления состоит как раз в том, что они вызывают непроизвольное внимание слушателей (Слайд 22).

Необходимо иметь в виду, что существуют периоды внимания: эти периоды равны 10-15 минутам. По истечении такого периода внимание падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего 15-минутного периода внимание падает уже существенно. Таким образом, внимание слушателей падает к 15-й, 30-й, 45-й минуте. В эти моменты следует дать возможность слушателям немного отдохнуть: рассказать историю из жизни, забавный случай, показать макет, интересную таблицу. Через 45 минут желательно сделать перерыв. (Слайд 23).

Учитывая периоды внимания, очевиден вывод - лучшее выступление укладывается в минимальный период внимания, то есть в 10-15 минут.

Выступление в 10 минут наиболее предпочтительно, так как оно целиком будет обеспечено вниманием аудитории. Исследователи внимания участников конференций, совещаний, симпозиумов пришли к выводам, что пленарный доклад внимательно слушают только 10% присутствующих, да и то только первые 15 минут. 20% думает о своем, около 50% дремлет. Было установлено, что комфорт на конференции обратно противоположен вниманию к выступлению. Отсюда вывод: пленарные заседания в большой аудитории имеют невысокую эффективность. Внимание аудитории легче поддерживать, если она невелика и если слушатели не могут расположиться в ней с полным комфортом.

 

 

2.4.Приёмы привлечения внимания

 

Специальные приемы поддержки внимания аудитории на достаточно высоком уровне (Слайд 24):

 

· Вопросно-ответный ход..

· Переход от монолога к диалогу (полемике).

· Сокращение дистанции между выступающим и слушателями, смена позиции выступления.

· Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.) - стимуляция познавательной активности слушателей.

· Ссылка личный опыт и мнение, которые, обычно, всегда интересны слушателям.

· Демонстрация практической значимости передаваемой информации.

· Использование юмора: это позволяет быстро завоевать аудиторию.

· Краткое отступление от темы - это дает возможность слушателям отдохнуть.

· Замедление темпа произнесения речи и одновременное ослабление силы голоса - это привлечёт внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

· Использование наглядных пособий (таблицы, схемы, макеты, слайды и др.).

· Использование доказательств «от противного».

· Использование цитат из авторитетных научных, публицистических работ или художественных произведений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка текста выступления | Аргументы сильные и слабые
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.