Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

Читайте также:
  1. I Объекты и субъекты внутреннего контроля
  2. I. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  3. А сам приобретает по отношению к нему обязательственные права (ст. 48 ГК РФ).
  4. Административного права.
  5. Административное право как отрасль права
  6. Административный договор как источник административного права.
  7. Акт применения права
  8. Акты применения права: понятие и виды
  9. Б. Отмена крепостного права.
  10. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права, 1999, № 1.
  11. Банки как субъект налогового права.
  12. Билль о правах 1791 г.

Субъекты налогового права — это лица, которые могут выступать участниками общественных отношений, регули­руемых налоговым правом. Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъекты налогового права выступают участниками этих правоотношений.

Субъекты налогового права могут быть подразделены на:

1)основные (напомним, что в НК они называются «участ­никами отношений, регулируемых законодательством о на­логах и сборах») — это налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы, Минфин России, таможенные органы, органы внутренних дел;

2)дополнительные (это все остальные участники на­логовых правоотношений, не указанные прямо в ст. 9 НК, но являющиеся таковыми на основании норм НК) — орга­ны (должностные лица), уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 НК («Государственная пошлина») совершать юри­дически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина; органы, осуществляющие реги­страцию организаций и индивидуальных предпринимате­лей, физических лиц по месту жительства, транспортных средств, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы); органы, осущест­вляющие лицензирование; органы опеки и попечительства, социальные учреждения; адвокатские палаты; процессуаль­ные лица, участвующие в мероприятиях налогового кон­троля (эксперты, специалисты, переводчики) и кредитные организации (банки); и др.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов при­знаются физические лица (обладающие предприниматель­ским статусом и не обладающие таковым) и юридические лица (организации), на которых в соответствии с НК воз­ложена обязанность уплачивать налоги или сборы соответ­ственно.

При этом налогоплательщики {плательщики сборов) — физические лица — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (индивиду­альные предприниматели и лица, не имеющие такого ста­туса), на которых возложена обязанность уплачивать соот­ветственно налоги или сборы.

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осущест­вляющие предпринимательскую деятельность без обра­зования юридического лица, главы крестьянских (фер­мерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в каче­стве индивидуальных предпринимателей в нарушение тре­бований гражданского законодательства РФ, при испол­нении обязанностей, возложенных на них НК, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Российские организации — юридические лица, образован­ные в соответствии с законодательством РФ.



Иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обла­дающие гражданской правоспособностью, созданные в со­ответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представи­тельства, созданные на территории РФ. Такие зарубеж­ные корпоративные юридические образования (компании, организации, фонды, фирмы и т.д.) уплачивают налоги в Российской Федерации, если они осуществляют свою деятельность в Российской Федерации через свои постоян­ные представительства (т.е. если в России открыт филиал, офис, представительство, агентская сеть, развернута строи­тельная площадка и т.д.).

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов). Фискалънообязанные лица имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых орга­нов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нор­мативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплатель­щиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (рас­четов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Минфина России письменные разъ­яснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муни­ципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии основа­ний и в порядке, установленном законодательством о нало­гах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установлен­ных НК;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излиш­не уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) на осуществление совместной с налоговыми органа­ми сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

7) представлять свои интересы в отношениях, регули­руемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

8) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

9) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

10)получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и тре­бования об уплате налогов;

11)требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законода­тельства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

12)не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным фе­деральным законам;

13)обжаловать в установленном порядке акты налого­вых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

14)на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

15)на возмещение в полном объеме убытков, причинен­ных незаконными актами налоговых органов или незакон­ными действиями (бездействием) их должностных лиц;

16)на участие в процессе рассмотрения материалов на­логовой проверки или иных актов налоговых органов в слу­чаях, предусмотренных НК; и другие права.

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (пла­тельщиков сборов) гарантируется положениями ст. 22 НК. В частности, рассматриваемые участники налоговых право­отношений имеют право на административную и судебную защиту своих прав и законных интересов, порядок предо предо­ставления которой регламентирован нормами гл. 19 и 20 ча­сти первой НК. Перечисленные выше права налогоплательщиков обе­спечиваются соответствующими обязанностями должност­ных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненад­лежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет юридическую ответственность, предусмотренную административным и уголовным законо­дательством.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сбо­ров). Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обя­занность предусмотрена НК;

3) вести в установленном порядке учет своих дохо­дов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимаю­щегося частной практикой, адвоката, учредившего адво­катский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представ­лять в налоговый орган по местонахождению организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соот­ветствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бух­галтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты на­логов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при ис­полнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность дан­ных бухгалтерского и налогового учета и других докумен­тов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуаль­ных предпринимателей), а также уплату (удержание) на­логов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законода­тельством о налогах и сборах.

Кроме того, налогоплательщики — организации и инди­видуальные предприниматели — помимо перечисленных выше обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту учета:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых сче­тов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) та­ких счетов (индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпри­нимательской деятельности);

2) обо всех случаях участия в российских и иностран­ных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) о возникновении или прекращении права использо­вать корпоративные электронные средства платежа для пе­реводов электронных денежных средств — в течение семи дней со дня возникновения (прекращения) такого права;

4) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключени­ем филиалов и представительств), и изменениях в ранее со­общенные в налоговый орган сведения о таких обособлен­ных подразделениях:

 

—в течение одного месяца со дня создания обособлен­ного подразделения российской организации;

—в течение трех дней со дня изменения соответствую­щего сведения об обособленном подразделении российской организации;

5) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекраща­ется деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

6) в течение трех дней со дня принятия российской орга­низацией решения о прекращении деятельности через фи­лиал или представительство (закрытии филиала или пред­ставительства);

7) в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подраз­деление (закрытия иного обособленного подразделения);

6) о реорганизации или ликвидации организации — в те­чение трех дней со дня принятия такого решения.

Кроме того, нотариусы, занимающиеся частной практи­кой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обяза­ны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в те­чение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно уста­новленные сборы и нести иные обязанности, установлен­ные законодательством РФ о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение воз­ложенных на них обязанностей налогоплательщики (пла­тельщики сборов) несут предусмотренную законодатель­ством РФ (налоговым, административным и уголовным) ответственность.

Налоговые агенты. Согласно действующему зако­нодательству налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и пере­числению в бюджетную систему налогов. Введение инсти­тута налогового агента было обусловлено необходимостью упрощения и в то же время повышения эффективности налогообложения, во-первых, доходов выплачиваемых ра­ботодателями физическим лицам, во-вторых, доходов ино­странных лиц.

Налоговые агенты обладают теми же правами, что и на­логоплательщики (плательщики сборов), но круг их обя­занностей иной.

В целом налоговые агенты обязаны.

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщи­кам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на со­ответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту сво­его учета о невозможности удержать налог и о сумме за­долженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких об­стоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогопла­тельщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечис­ленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего уче­та документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность до­кументов, необходимых для исчисления, удержания и пере­числения налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в том же порядке, который предусмотрен НК для уплаты налога налогоплательщиками.

Налоговыми агентами, например, являются работодате­ли при исчислении, удержании и перечислении в соответ­ствующий бюджет налогов, взимаемых с заработной платы и иных доходов своих работников. Использование такого института позволяет осуществлять подоходное налого­обложение максимально удобно для налогоплательщика. К примеру, сумму налога на доходы физического лица — работника предприятия исчисляет, удерживает и перечис­ляет в бюджет бухгалтерия этого предприятия, а работник получает причитающуюся ему сумму, скажем, заработан­ной платы или иных материальных выплат премиального характера уже за вычетом налога (поэтому такую систему налогообложения именуют также налогообложением у ис­точника выплаты).

Кроме того, налоговый агент удерживает налог на доход у источника выплаты при выплате хозяйственным обще­ством процентов или дивидендов учредителю (акционе­ру) — юридическому лицу.

В соответствии со ст. 161 НК налог на добавленную стоимость с иностранных юридических лиц, реализующих на территории РФ товары (работы, услуги), также удержи­вается налоговыми агентами — российскими организация­ми, приобретающими товары (работы, услуги) у этих лиц.

Согласно ст. 309, 310 НК по налогу на прибыль органи­заций российская организация, выплачивающая иностран­ному юридическому лицу сумму доходов от источника в Российской Федерации, должна:

а) удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранных юридических лиц;

сообщать письменно в налоговый орган по месту свое­го учета о невозможности удержать налог у налогоплатель­щика и о сумме задолженности налогоплательщика в тече­ние одного месяца; в) вести учет выплаченных налогоплательщикам до-
ходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов,
в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган по месту своего уче-
та документы, необходимые для осуществления контроля
за правильностью исчисления, удержания и перечисления
налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возло­женных на него обязанностей налоговый агент несет ответ­ственность в соответствии со ст. 123 НК. Нормами данной статьи за нарушение этим участником налоговых правоот­ношений возложенных на него обязанностей предусматри­вается юридическая санкция в виде штрафа в размере 20% от суммы неудержанного или неперечисленного налога.

Налоговые органы РФ. Налоговыми органами в Рос­сийской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

Налоговые органы вправе:

1)требовать в соответствии с законодательством о нало­гах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными ор­ганами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и пере­числения) налогов, сборов, а также документы, подтвержда­ющие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2)проводить налоговые проверки в порядке, установ­ленном НК;

3)производить выемку документов у налогоплательщи­ка, плательщика сбора или налогового агента при проведе­нии налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в свя­зи с уплатой (удержанием и перечислением) ими нало­гов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законода­тельства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплатель­щика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, пла­тельщика сбора или налогового агента в порядке, предусмо­тренном НК;

6) в порядке, предусмотренном НК, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, про­водить инвентаризацию принадлежащего налогоплатель­щику имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате на­логоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о на­логоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для из­влечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета нало­гов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушени­ем установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

 

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сбо­ров, налоговых агентов, их представителей устранения вы­явленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в по­рядке, установленном НК;

10)требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечис­ления этих сумм в бюджетную систему РФ;

11)привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12)вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значе­ние для проведения налогового контроля;

13)заявлять ходатайства об аннулировании или о при­остановлении действия выданных юридическим и физиче­ским лицам лицензий на право осуществления определен­ных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арби­тражные суды иски:

—о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК;

—о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие непра­вомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения на­логового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогопла­тельщика в порядке, предусмотренном НК;

—о досрочном расторжении договора об инвестицион­ном налоговом кредите;

— в иных случаях, предусмотренных НК.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2)осуществлять контроль за соблюдением законодатель­ства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3)вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4)бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и нало­говых агентов о действующих налогах и сборах, законода­тельстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налого­плательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (рас­четов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодатель­ства РФ о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налого­вых органах сведения о реквизитах соответствующих сче­тов Федерального казначейства, а также в порядке, опре­деляемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении рекви­зитов этих счетов и иные сведения, необходимые для запол­нения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излиш­не уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориаль­ным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или из­лишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в по­рядке, предусмотренном НК;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохра­нение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбо­ра или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмо­тренных НК, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10)представлять налогоплательщику, плательщику сбо­ра или налоговому агенту по его запросу справки о состоя­нии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;

11)осуществлять по заявлению налогоплательщика, пла­тельщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результа­ты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому аген­ту) в электронном виде по телекоммуникационным кана­лам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта;

12)по заявлению налогоплательщика, плательщика сбо­ра или налогового агента выдавать копии решений, приня­тых налоговым органом в отношении этого налогоплатель­щика, плательщика сбора или налогового агента; и другие обязанности.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогопла­тельщикам, их представителям и иным участникам налого­вых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Финансовые органы РФ. Под финансовыми органами понимаются:

1) Министерство финансов Российской Федерации;

2) министерства финансов республик — субъектов РФ, финансовые управления (департаменты, отделы) админи­страций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга, автономной области, автономных округов;

3) финансовые управления (департаменты, отделы) ад­министраций муниципальных образований.

Минфин России является федеральным органом ис­полнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В связи с изменением структуры органов испол­нительной власти Минфину России переданы частично функции по налоговому администрированию. В пределах своих полномочий Минфин России координирует и кури­рует деятельность налоговых органов. Кроме того, Минфин России наделен полномочиями в части ведомственного нормотворчества в сфере налогообложения, а также веде­ния разъяснительной работы по законодательству РФ о на­логах и сборах.

Как субъект налогового права в соответствии с возло­женными на него государственными задачами Минфин России выполняет самые различные функции в сфере на­логообложения, в частности:

1) дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

2) утверждает порядок учета доходов и расходов и хо­зяйственных операций для индивидуальных предпринима­телей (п. 2 ст. 54 НК);

3) определяет особенности постановки на учет крупней­ших налогоплательщиков (абз. 3 п. 1 ст. 83 НК);

4) утверждает форму уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей нало­гоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (ст. 145 НК).

В некоторых случаях министр финансов РФ может при­нимать решение по предоставлению отсрочки или рассроч­ки по уплате одного или нескольких федеральных налогов, пеней и штрафов.

Ранее Минфин России был вправе утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обя­зательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения. Однако с 28 августа 2010 г. в связи с введением Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ оно утратило эти полномочия.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогопла­тельщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муни­ципальных образований о местных налогах и сборах, уча­ствуют в согласовании по поводу принятия решения об из­менении сроков уплаты региональных и местных налогов.

Правительство РФ. Правовой статус Правительства РФ определен Конституцией РФ, Федеральным конститу­ционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-КЗ «О Пра­вительстве Российской Федерации». Правительство РФ уполномочено осуществлять функции по выработке госу­дарственной политики и нормативно-правовому регулиро­ванию в сфере налогов и сборов. В основном в сфере на­логообложения Правительство РФ уполномочено издавать нормативные правовые акты, и ряд примеров подобных актов был приведен в теме об источниках налогового пра­ва.

Органы (должностные лица), уполномоченные в со­ответствии с гл. 25.3 НК («Государственная пошлина») совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина. Данные ор­ганы участвуют в налоговых отношениях не как «постав­щики» фискально значимой информации, а отчасти обла­дают полномочиями налоговых органов, а именно имеют возможность предоставлять отсрочку, рассрочку уплаты государственной пошлины, а также принимают решение о возврате (зачете) плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, за исключением возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматри­ваемым в судах, а также мировыми судьями. В последнем случае решение о возврате пошлины принимается нало­говым органом по местонахождению суда, в котором рас­сматривалось дело. К числу лиц, наделенных указанными выше полномочиями, относятся государственные органы и органы местного самоуправления, совершающие платные юридически значимые действия, в частности: суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, Консти­туционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, нотариусы государственных нотариальных контор и (или) должностные лица органов исполнитель­ной власти, органов местного самоуправления, уполно­моченные в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совер­шение нотариальных действий, органы ЗАГС, Федеральная миграционная служба (ФМС России), Федеральная служ­ба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по интеллектуальной собственности, МИД России и представительства МИДа на территории РФ, государственные инспекции пробирно­го надзора, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и ее территориальные органы, Федераль­ная служба по надзору в сфере здравоохранения и социаль­ного развития (Росздравнадзор) и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура и состав налоговых правоотношений | Представительство в налоговых правоотношениях

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3359; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.012 сек.