Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты налогового права

Субъекты налогового права — это лица, которые могут выступать участниками общественных отношений, регули­руемых налоговым правом. Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъекты налогового права выступают участниками этих правоотношений.

Субъекты налогового права могут быть подразделены на:

1)основные (напомним, что в НК они называются «участ­никами отношений, регулируемых законодательством о на­логах и сборах») — это налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы, Минфин России, таможенные органы, органы внутренних дел;

2)дополнительные (это все остальные участники на­логовых правоотношений, не указанные прямо в ст. 9 НК, но являющиеся таковыми на основании норм НК) — орга­ны (должностные лица), уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 НК («Государственная пошлина») совершать юри­дически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина; органы, осуществляющие реги­страцию организаций и индивидуальных предпринимате­лей, физических лиц по месту жительства, транспортных средств, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы); органы, осущест­вляющие лицензирование; органы опеки и попечительства, социальные учреждения; адвокатские палаты; процессуаль­ные лица, участвующие в мероприятиях налогового кон­троля (эксперты, специалисты, переводчики) и кредитные организации (банки); и др.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов при­знаются физические лица (обладающие предприниматель­ским статусом и не обладающие таковым) и юридические лица (организации), на которых в соответствии с НК воз­ложена обязанность уплачивать налоги или сборы соответ­ственно.

При этом налогоплательщики {плательщики сборов) — физические лица — это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (индивиду­альные предприниматели и лица, не имеющие такого ста­туса), на которых возложена обязанность уплачивать соот­ветственно налоги или сборы.

Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осущест­вляющие предпринимательскую деятельность без обра­зования юридического лица, главы крестьянских (фер­мерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в каче­стве индивидуальных предпринимателей в нарушение тре­бований гражданского законодательства РФ, при испол­нении обязанностей, возложенных на них НК, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Российские организации — юридические лица, образован­ные в соответствии с законодательством РФ.

Иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обла­дающие гражданской правоспособностью, созданные в со­ответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представи­тельства, созданные на территории РФ. Такие зарубеж­ные корпоративные юридические образования (компании, организации, фонды, фирмы и т.д.) уплачивают налоги в Российской Федерации, если они осуществляют свою деятельность в Российской Федерации через свои постоян­ные представительства (т.е. если в России открыт филиал, офис, представительство, агентская сеть, развернута строи­тельная площадка и т.д.).

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов). Фискалънообязанные лица имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых орга­нов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нор­мативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплатель­щиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (рас­четов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Минфина России письменные разъ­яснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муни­ципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии основа­ний и в порядке, установленном законодательством о нало­гах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установлен­ных НК;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излиш­не уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) на осуществление совместной с налоговыми органа­ми сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

7) представлять свои интересы в отношениях, регули­руемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

8) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

9) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

10)получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и тре­бования об уплате налогов;

11)требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законода­тельства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

12)не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК или иным фе­деральным законам;

13)обжаловать в установленном порядке акты налого­вых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

14)на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

15)на возмещение в полном объеме убытков, причинен­ных незаконными актами налоговых органов или незакон­ными действиями (бездействием) их должностных лиц;

16)на участие в процессе рассмотрения материалов на­логовой проверки или иных актов налоговых органов в слу­чаях, предусмотренных НК; и другие права.

Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (пла­тельщиков сборов) гарантируется положениями ст. 22 НК. В частности, рассматриваемые участники налоговых право­отношений имеют право на административную и судебную защиту своих прав и законных интересов, порядок предо предо­ставления которой регламентирован нормами гл. 19 и 20 ча­сти первой НК. Перечисленные выше права налогоплательщиков обе­спечиваются соответствующими обязанностями должност­ных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненад­лежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет юридическую ответственность, предусмотренную административным и уголовным законо­дательством.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сбо­ров). Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обя­занность предусмотрена НК;

3) вести в установленном порядке учет своих дохо­дов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о на­логах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимаю­щегося частной практикой, адвоката, учредившего адво­катский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представ­лять в налоговый орган по местонахождению организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соот­ветствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бух­галтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты на­логов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при ис­полнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность дан­ных бухгалтерского и налогового учета и других докумен­тов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуаль­ных предпринимателей), а также уплату (удержание) на­логов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законода­тельством о налогах и сборах.

Кроме того, налогоплательщики — организации и инди­видуальные предприниматели — помимо перечисленных выше обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту учета:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых сче­тов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) та­ких счетов (индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпри­нимательской деятельности);

2) обо всех случаях участия в российских и иностран­ных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) о возникновении или прекращении права использо­вать корпоративные электронные средства платежа для пе­реводов электронных денежных средств — в течение семи дней со дня возникновения (прекращения) такого права;

4) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключени­ем филиалов и представительств), и изменениях в ранее со­общенные в налоговый орган сведения о таких обособлен­ных подразделениях:

 

—в течение одного месяца со дня создания обособлен­ного подразделения российской организации;

—в течение трех дней со дня изменения соответствую­щего сведения об обособленном подразделении российской организации;

5) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекраща­ется деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

6) в течение трех дней со дня принятия российской орга­низацией решения о прекращении деятельности через фи­лиал или представительство (закрытии филиала или пред­ставительства);

7) в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подраз­деление (закрытия иного обособленного подразделения);

6) о реорганизации или ликвидации организации — в те­чение трех дней со дня принятия такого решения.

Кроме того, нотариусы, занимающиеся частной практи­кой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обяза­ны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в те­чение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно уста­новленные сборы и нести иные обязанности, установлен­ные законодательством РФ о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение воз­ложенных на них обязанностей налогоплательщики (пла­тельщики сборов) несут предусмотренную законодатель­ством РФ (налоговым, административным и уголовным) ответственность.

Налоговые агенты. Согласно действующему зако­нодательству налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и пере­числению в бюджетную систему налогов. Введение инсти­тута налогового агента было обусловлено необходимостью упрощения и в то же время повышения эффективности налогообложения, во-первых, доходов выплачиваемых ра­ботодателями физическим лицам, во-вторых, доходов ино­странных лиц.

Налоговые агенты обладают теми же правами, что и на­логоплательщики (плательщики сборов), но круг их обя­занностей иной.

В целом налоговые агенты обязаны.

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщи­кам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на со­ответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту сво­его учета о невозможности удержать налог и о сумме за­долженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких об­стоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогопла­тельщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечис­ленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего уче­та документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность до­кументов, необходимых для исчисления, удержания и пере­числения налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в том же порядке, который предусмотрен НК для уплаты налога налогоплательщиками.

Налоговыми агентами, например, являются работодате­ли при исчислении, удержании и перечислении в соответ­ствующий бюджет налогов, взимаемых с заработной платы и иных доходов своих работников. Использование такого института позволяет осуществлять подоходное налого­обложение максимально удобно для налогоплательщика. К примеру, сумму налога на доходы физического лица — работника предприятия исчисляет, удерживает и перечис­ляет в бюджет бухгалтерия этого предприятия, а работник получает причитающуюся ему сумму, скажем, заработан­ной платы или иных материальных выплат премиального характера уже за вычетом налога (поэтому такую систему налогообложения именуют также налогообложением у ис­точника выплаты).

Кроме того, налоговый агент удерживает налог на доход у источника выплаты при выплате хозяйственным обще­ством процентов или дивидендов учредителю (акционе­ру) — юридическому лицу.

В соответствии со ст. 161 НК налог на добавленную стоимость с иностранных юридических лиц, реализующих на территории РФ товары (работы, услуги), также удержи­вается налоговыми агентами — российскими организация­ми, приобретающими товары (работы, услуги) у этих лиц.

Согласно ст. 309, 310 НК по налогу на прибыль органи­заций российская организация, выплачивающая иностран­ному юридическому лицу сумму доходов от источника в Российской Федерации, должна:

а) удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранных юридических лиц;

сообщать письменно в налоговый орган по месту свое­го учета о невозможности удержать налог у налогоплатель­щика и о сумме задолженности налогоплательщика в тече­ние одного месяца; в) вести учет выплаченных налогоплательщикам до-
ходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов,
в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

г) представлять в налоговый орган по месту своего уче-
та документы, необходимые для осуществления контроля
за правильностью исчисления, удержания и перечисления
налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возло­женных на него обязанностей налоговый агент несет ответ­ственность в соответствии со ст. 123 НК. Нормами данной статьи за нарушение этим участником налоговых правоот­ношений возложенных на него обязанностей предусматри­вается юридическая санкция в виде штрафа в размере 20% от суммы неудержанного или неперечисленного налога.

Налоговые органы РФ. Налоговыми органами в Рос­сийской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы.

Налоговые органы вправе:

1)требовать в соответствии с законодательством о нало­гах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными ор­ганами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и пере­числения) налогов, сборов, а также документы, подтвержда­ющие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2)проводить налоговые проверки в порядке, установ­ленном НК;

3)производить выемку документов у налогоплательщи­ка, плательщика сбора или налогового агента при проведе­нии налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в свя­зи с уплатой (удержанием и перечислением) ими нало­гов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законода­тельства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплатель­щика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, пла­тельщика сбора или налогового агента в порядке, предусмо­тренном НК;

6) в порядке, предусмотренном НК, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, про­водить инвентаризацию принадлежащего налогоплатель­щику имущества;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате на­логоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о на­логоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для из­влечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета нало­гов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушени­ем установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

 

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сбо­ров, налоговых агентов, их представителей устранения вы­явленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в по­рядке, установленном НК;

10)требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечис­ления этих сумм в бюджетную систему РФ;

11)привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12)вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значе­ние для проведения налогового контроля;

13)заявлять ходатайства об аннулировании или о при­остановлении действия выданных юридическим и физиче­ским лицам лицензий на право осуществления определен­ных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арби­тражные суды иски:

—о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК;

—о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие непра­вомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения на­логового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогопла­тельщика в порядке, предусмотренном НК;

—о досрочном расторжении договора об инвестицион­ном налоговом кредите;

— в иных случаях, предусмотренных НК.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2)осуществлять контроль за соблюдением законодатель­ства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3)вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4)бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и нало­говых агентов о действующих налогах и сборах, законода­тельстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налого­плательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (рас­четов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодатель­ства РФ о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налого­вых органах сведения о реквизитах соответствующих сче­тов Федерального казначейства, а также в порядке, опре­деляемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении рекви­зитов этих счетов и иные сведения, необходимые для запол­нения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излиш­не уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориаль­ным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или из­лишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в по­рядке, предусмотренном НК;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохра­нение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбо­ра или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмо­тренных НК, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10)представлять налогоплательщику, плательщику сбо­ра или налоговому агенту по его запросу справки о состоя­нии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;

11)осуществлять по заявлению налогоплательщика, пла­тельщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результа­ты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому аген­ту) в электронном виде по телекоммуникационным кана­лам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта;

12)по заявлению налогоплательщика, плательщика сбо­ра или налогового агента выдавать копии решений, приня­тых налоговым органом в отношении этого налогоплатель­щика, плательщика сбора или налогового агента; и другие обязанности.

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с НК и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогопла­тельщикам, их представителям и иным участникам налого­вых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Финансовые органы РФ. Под финансовыми органами понимаются:

1) Министерство финансов Российской Федерации;

2) министерства финансов республик — субъектов РФ, финансовые управления (департаменты, отделы) админи­страций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петер­бурга, автономной области, автономных округов;

3) финансовые управления (департаменты, отделы) ад­министраций муниципальных образований.

Минфин России является федеральным органом ис­полнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В связи с изменением структуры органов испол­нительной власти Минфину России переданы частично функции по налоговому администрированию. В пределах своих полномочий Минфин России координирует и кури­рует деятельность налоговых органов. Кроме того, Минфин России наделен полномочиями в части ведомственного нормотворчества в сфере налогообложения, а также веде­ния разъяснительной работы по законодательству РФ о на­логах и сборах.

Как субъект налогового права в соответствии с возло­женными на него государственными задачами Минфин России выполняет самые различные функции в сфере на­логообложения, в частности:

1) дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

2) утверждает порядок учета доходов и расходов и хо­зяйственных операций для индивидуальных предпринима­телей (п. 2 ст. 54 НК);

3) определяет особенности постановки на учет крупней­ших налогоплательщиков (абз. 3 п. 1 ст. 83 НК);

4) утверждает форму уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей нало­гоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (ст. 145 НК).

В некоторых случаях министр финансов РФ может при­нимать решение по предоставлению отсрочки или рассроч­ки по уплате одного или нескольких федеральных налогов, пеней и штрафов.

Ранее Минфин России был вправе утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обя­зательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения. Однако с 28 августа 2010 г. в связи с введением Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ оно утратило эти полномочия.

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогопла­тельщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муни­ципальных образований о местных налогах и сборах, уча­ствуют в согласовании по поводу принятия решения об из­менении сроков уплаты региональных и местных налогов.

Правительство РФ. Правовой статус Правительства РФ определен Конституцией РФ, Федеральным конститу­ционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-КЗ «О Пра­вительстве Российской Федерации». Правительство РФ уполномочено осуществлять функции по выработке госу­дарственной политики и нормативно-правовому регулиро­ванию в сфере налогов и сборов. В основном в сфере на­логообложения Правительство РФ уполномочено издавать нормативные правовые акты, и ряд примеров подобных актов был приведен в теме об источниках налогового пра­ва.

Органы (должностные лица), уполномоченные в со­ответствии с гл. 25.3 НК («Государственная пошлина») совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина. Данные ор­ганы участвуют в налоговых отношениях не как «постав­щики» фискально значимой информации, а отчасти обла­дают полномочиями налоговых органов, а именно имеют возможность предоставлять отсрочку, рассрочку уплаты государственной пошлины, а также принимают решение о возврате (зачете) плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, за исключением возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматри­ваемым в судах, а также мировыми судьями. В последнем случае решение о возврате пошлины принимается нало­говым органом по местонахождению суда, в котором рас­сматривалось дело. К числу лиц, наделенных указанными выше полномочиями, относятся государственные органы и органы местного самоуправления, совершающие платные юридически значимые действия, в частности: суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, Консти­туционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, нотариусы государственных нотариальных контор и (или) должностные лица органов исполнитель­ной власти, органов местного самоуправления, уполно­моченные в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совер­шение нотариальных действий, органы ЗАГС, Федеральная миграционная служба (ФМС России), Федеральная служ­ба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по интеллектуальной собственности, МИД России и представительства МИДа на территории РФ, государственные инспекции пробирно­го надзора, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и ее территориальные органы, Федераль­ная служба по надзору в сфере здравоохранения и социаль­ного развития (Росздравнадзор) и др.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура и состав налоговых правоотношений | Представительство в налоговых правоотношениях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 7451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.