Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Структура и конъюнктура современного мирового рынка

1. Понятие отраслевой структуры мирового хозяйства. Место и роль современной промышленности в мировом хозяйстве. Факторы, воздействующие на отраслевую структуру мирового хозяйства. Влияние НТП.

2. Исследование и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка.

3. Ценообразование на мировых товарных рынках.

 

В хозяйственной практике обычно выделяют три группы отраслей: сельское хозяйство (первичные отрасли), промышленность и строительство (вторичные отрасли) и сферы услуг (третичные отрасли). По доле в создаваемой стоимости в среднем в мире на сельское хозяйство приходится лишь 10%, на промышленность – 30–40%, на услуги – 60%. Существует и другая классификация отраслевой структуры – деление на базовые отрасли и инфраструктурные. К базовым отраслям относят ТЭК, промышленность, сельское хозяйство и накопленный научно-технический потенциал, к инфраструктурным отраслям – транспорт, связь и телекоммуникации, а также информатику.

Общими тенденциями отраслевых сдвигов в экономике большинства стран мира является снижение удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, капиталоемких отраслей, быстрый рост сферы услуг.

Агропромышленный комплекс. В конце 20 века в с/х было занято более 1 млрд. человек ЭАН, в том числе:

· в развитых странах около 22 млн. человек

· в странах с переходной экономикой – 32 млн., в том числе в СНГ – 20 млн., в странах Центральной и Восточной Европы – 12 млн. человек.

· в странах развивающегося мира – 600 млн. человек без учета Китая, а в Китае – 450 млн. человек.

В развитых странах и в НИС преобладает товарное интенсивное ведение хозяйства. В развивающихся странах сохранился удельный вес натурального хозяйства. Для бывших социалистических стран характерна агропромышленная интеграция – объединение промышленности и с/х. В результате этой интеграции создается АПК. АПК охватывает всю производственную цепочку и включает 3 основные сферы:

· Промышленность – производство средств производства, техническая поддержка и обслуживание этой сферы.

· Само с/х, которое включает земледелие и животноводство. В развивающихся странах преобладает растениеводство на, а в промышленно развитых странах – животноводство над растениеводством. Пример: Швеция и Финляндия, доля животноводства 75-85% в промышленности, с/х США – 55%, Франция – 53%. Главной отраслью земледелия является выращивание зерновых культур.

· Отрасли транспортировки, переработки, сбыт и хранение продукции.

В конце 90-х гг. в мире соотношение между 3 сферами АПК составляло 3-1-6. В США с/х приблизительно дает 2% ВВП, в с/х занято 2,5% ЭАН, весь АПК США создает 18% ВВП страны и в нем занято 20% ЭАН.

В развивающихся странах преобладает традиционное и малотоварное с/х (преимущественно для собственного потребления). Характерно наличие 100 млн. мелких наделов, примитивные орудия труда (мотыга, соха), 20 млн. семей ведут подсечно-огневое земледелие.
В конце 90-х гг. в с/х использовалось 30 млн. с/х машин. В настоящее время их количество не увеличивается. Это связано с увеличением числа качества машин, а также увеличением количества применения удобрений.

В 50-е гг. в Западной Европе, в США и Японии, в СССР и в Восточной Европе в 70- гг. агропромышленное производство находилось на этапе био-революции, которая позволила превратить с/х из трудоемкой отрасли в наукоемкую. В основу био-революции легла «зеленая революция», которая предполагает:

· выведение новых сортов культур (зерновые);

· расширение орошаемых земель;

· повышение уровня механизации.

Результатом является повышение урожайности, в особенности зерновых культур в 2-3 раза. Многие страны были способны обеспечить себя зерновыми культурами. Это Китай, Индия, Индонезия, Вьетнам (производство кофе и риса для экспорта). К концу 90-х гг. структура валового сбора зерновых культур.

По некоторым оценкам ООН, объем промышленного производства в мире оценивается в размере не менее 9 трлн долл., он растет и приближается к 1/3 совокупного ВВП мира. Ведущая роль в промышленном производстве принадлежит развитым странам. Так, на США приходится 16,6%, Японию – 7%, Германию – 6%, Францию – 3%. Совокупная доля «новых индустриальных стран» – не менее 25%.

Ведущая роль экономики страны и ее положение в мире во многом определяются развитием машиностроительного комплекса. Мировое машиностроение – это комплекс отраслей обрабатывающей продукции мира, включающий производство металлоизделий и металлообработку, общее и транспортное машиностроение, радиоэлектронное и электротехническое машиностроение, приборостроение. Более 90% машиностроительной продукции производится промышленно развитыми странами. Сегодня не менее 1/5 из общей массы предметов потребления приходится на машиностроительную продукцию.

В современном мировом хозяйстве выделяются четыре региональных машиностроительных центра:

  • Северная Америка, где производится практически вся номенклатура машиностроительной продукции;
  • Западная Европа, где производится главным образом массовая машиностроительная продукция и высоко развиты некоторые новейшие отрасли;
  • Юго-Восточная Азия, где лидирует Япония, сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии;
  • страны СНГ, где имеются достаточные производственные мощности, но наукоемких технологий недостаточно.

Самой быстрорастущей отраслью машиностроения уже длительное время остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой к началу ХХ века выросла до 30–32%. Ведущую роль в мировом машиностроении играют ТНК США, Германии и Японии.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). ТЭК охватывает все процессы добычи и переработки топлива (топливные отрасли промышленности), электроэнергетику, а также транспортировку и распределение топлива и электроэнергии. Доля этого комплекса в совокупном мировом ВВП в последние годы составляла около 3%. Топливная промышленность представлена нефтяной, газовой, угольной, торфяной и сланцевой отраслями, электроэнергетика – ТЭС, ГЭС, АЭС и альтернативными (возобновляемыми) источниками энергии. К ТЭК следует отнести и нефтепроводы, ЛЭП, газопроводы.

Среди показателей развития ТЭК чаще всего используются как показатели энергопотребления в целом, так и в расчете на душу населения, а также структура первичного энергопотребления по видам энергоносителей. Мировое энергопотребление в целом за последние годы существенно выросло, особенно за счет новых индустриальных стран Азии. Ожидается, что уже через два десятилетия около 2/3 мирового прироста потребления электроэнергии будет приходиться на Китай и Индию. В последние годы чуть более 20% населения мира потребляют около 60% всей производимой первичной энергии. При этом 2 млрд человек в беднейших странах используют лишь 0,2 т условного топлива в год на 1 жителя, тогда как 1 млрд человек из промышленно развитых стран потребляют не менее 5 т условного топлива в год, то есть в 25 раз больше.

В структуре используемых энергоносителей прогнозируется уменьшение роли нефти и угля, но возрастание роли ядерного топлива и возобновляемых источников энергии. Однако суммарная доля трех главных природных энергоносителей: нефти, угля и природного газа – за последние годы изменилась незначительно. Доля ископаемых энергоносителей хотя и снижается, но медленно. Происходит существенный рост доли природного газа, который, по данным Международного энергетического агентства (МЭА),может выйти на первое место среди энергоносителей при условии, что он все-таки станет полноправным автомобильным топливом.

Самый крупный и сформировавшийся из рынков первичных энергоносителей – рынок нефтяной. На нем реализуется более половины всей добываемой нефти в мире. Основные центры потребления и добычи нефти географически не совпадают. Кроме Великобритании и Норвегии, располагающих существенными запасами нефти, другие развитые страны ее покупают.

На долю нефти приходится более 20% суммарной стоимости экспорта всех развивающихся стран. Для некоторых стран Африки и Азии нефть – главная составляющая их экспорта (Нигерия, Ангола, Ливия, Саудовская Аравия). Список крупнейших покупателей нефти возглавляют США (27%) и Япония (12,6%). На долю развитых стран Европы суммарно приходится 65%. Однако в развитых странах наблюдается последовательное замещение нефти в общем балансе энергопотребления, которе развивается по следующим направлениям: наращивание импорта нефти не из ближневосточных источников; всемерное увеличение добычи нефти непосредственно в промышленно развитых странах; расширение потребления в качестве топлива и химического сырья других углеводородов, в частности газа; рост потребления альтернативных энергоресурсов, активное внедрение энергосберегающих технологий.

В итоге с середины 1980-х годов наблюдается новая тенденция – все более замедленный рост мирового спроса на жидкое топливо по сравнению с темпами развития экономики в целом.

Удельный вес газа в энергопотреблении развитых стран растет. Основными факторами являются рост числа электростанций, работающих на газе; увеличение использования газа в жилом секторе; снижение привлекательности ядерной энергетики; дальнейшее повсеместное обострение экологических проблем.

Первое место по добыче природного газа занимает Россия (около 22% добываемого в мире газа), за ней с небольшим отрывом следуют США. Однако использование природного газа требует дорогостоящей инфраструктуры. Вследствие географической удаленности основных его месторождений от крупнейших потребителей чрезвычайно высокими остаются расходы по его транспортировке.

Сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. В большинстве стран увеличиваются объемы ее производства и доля в структуре ВВП, возрастает численность занятых, развивается международная торговля услугами. Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП обозначилась в некоторых странах уже в 60–70-е годы ХХ века. В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 68 % мирового ВВП. Современная сервисная сфера включает значительное число отраслей, подотраслей и видов деятельности, объединенных в группы. Так, например, в рамках ВТО выделяется свыше 150 видов услуг.

Конъюнктура мирового рынка должна исследоваться непрерывно - в сочетании исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры.
При этом по характеру используемой информации, способам ее получения, технике проведения исследований конъюнктуры рынков методы таких исследований могут быть различными: "кабинетные исследования" (проводимые аналитиками на основе изучения соответствующих источников информации) и изучение рынка "на месте". Несмотря на то, что эти последние методы относительно дорогостоящи, они позволяют более эффективно и всесторонне изучать конкретный рынок в его реальном состоянии. Зачастую используются и методы пробных продаж. Они эффективны в тех случаях, когда отсутствуют необходимые сведения о рынке.

· Методы прогнозирования конъюнктуры мирового рынка:
экстраполяция, в основе которой лежит предположение, что динамика основных условий, тенденций и причинных факторов предыдущего периода сохранится и в будущем периоде, что новые технологии будут внедряться равномерно, без резких скачков и структурных деформаций;

· экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов. Этот метод используется достаточно часто - например, в форме так называемых "мозговых атак", его достоинства связаны с отходом от инерционности развития и с выдвижением новых гипотез развития рынка;

· экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий. Это наиболее современный метод прогнозирования развития мирового рынка.

На основе современных эконометрических методов с использованием компьютерных технологий нередко разрабатываются различные прогнозы изменения конъюнктуры. Их ценность состоит в том, что они показывают возможные варианты развития событий и нередко содержат рекомендации по предотвращению нежелательных негативных сценариев.
Ввиду сложности и противоречивости развития современного мирового хозяйства, далеко неоднозначного воздействия на него множества факторов, лежащих вне сферы экономики, существует объективная возможность неточности прогнозирования развития мирового рынка. Однако, как обоснованно отмечают специалисты в области прогнозирования, "неполная определенность предвидения всегда предпочтительнее полной неопределенности".

Однако, безусловно, проблема точности и достоверности прогнозов конъюнктуры мировой экономики и ее сегментов остается весьма актуальной. Так, например, в прогнозы многих авторитетных международных организаций вносятся, как правило, ежеквартальные коррективы, нередко существенно изменяющие предыдущие прогнозы.
Поэтому при осуществлении прогнозов развития мирового рынка и его конъюнктуры чрезвычайно важно охватить максимальное число наиболее репрезентативных параметров и показателей.

Источники исследования конъюнктуры мирового рынка -данные статистических публикаций ООН, ЮНКТАД, ВТО, ФАО, МВФ, МБРР, ОЭСР и др.
Однако конъюнктура мирового рынка должна не только исследоваться - отечественный бизнес должен стремиться к тому, чтобы оказывать на нее как можно более активное воздействие, формировать и поддерживать конъюнктуру мирового рынка в выгодном для себя направлении.

Существенное значение имеют:

· активная рекламная политика, которая нередко начинает разворачиваться ведущими корпорациями мира задолго до того, как товар произведен и появился на международном рынке;

· формирование в мире высокого общественного мнения о компании;

· активная политика по продвижению товара;

· - постоянный контроль за потенциалом конкурентов.

Проблемы конъюнктуры мирового рынка имеют существенное значение для отечественных предприятий, работающих на экспорт.

Все многообразие экономических факторов, влияющих на мировые цены, можно условно объединить в несколько групп:

· общеэкономические факторы (фаза экономического цикла, спрос и предложение, уровень инфляции и т. п.);

· факторы, связанные с производством конкретного товара (издержки, прибыль, уровень налогов, потребительские свойства товара, спрос и предложение);

· специфические факторы, которые связаны только с некоторыми видами товаров и услуг (сезонность, гарантии и прочее) или с особенностями валютной политики и т.п.

Помимо экономических, на цены могут влиять также политические или военные факторы.

Уровень цены на каждый товар на мировом рынке определяется с учетом конкретной рыночной ситуации, и, прежде всего, он зависит от соотношения спроса и предложения и уровня конкуренции на данном рынке. За мировую цену принимают цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках. Обычно это цены сделок между крупнейшими продавцами и покупателями или цены основных торговых центров, таких как Лондонская биржа металлов или Чикагская торговая биржа. Остальные участники рынка при заключении сделок ориентируются на эти цены.

От уровня мировой цены возможны отклонения. Так, если под воздействием спроса часть покупателей готова заплатить за товар больше рыночной цены, то продавец использует ценовую политику «снятия сливок», устанавливая на товар более высокую цену. Впоследствии, по мере насыщения рынка товаром, цены обычно снижают. На товары известной фирмы, обладающей доверием покупателей и обеспечивающей стабильно высокое качество, могут устанавливаться престижные цены. На товары длительного пользования, продающиеся на рынках длительное время, могут устанавливаться несколько видов цен: скользящие (снижаются по мере насыщения рынка), долговременная неизменная, гибкая (меняется под воздействием спроса и предложения) и договорная, предусматривающая систему скидок.

Как и на внутреннем рынке, на мировом рынке существуют цены продавца и цены покупателя. Соответственно в зависимости от рыночной конъюнктуры формируется рынок продавца - там, где существует избыточный спрос и где цены в этом случае диктует продавец, или рынок покупателя, на котором из-за избыточного предложения господствует покупатель, и именно он диктует цены. Но такие ситуации, возникающие на рынках, как правило, недолгосрочны.

Ценообразование на мировых рынках во многом зависит от типа рынка. В зависимости от количества субъектов торговли и характера конкуренции различают рынок совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и рынок конкурентов-олигополистов.

Взаимодействие спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущается субъектами внешней торговли гораздо сильнее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей.

В рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны, поскольку свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли.

На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае большого спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок поступит товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. Даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.

При работе с ценами мирового рынка следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. В зависимости от рыночной конъюнктуры возникают «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, одновременно воздействует намировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР цена в абсолютном выражении растет практически для всех групп товаров.

При определении цен следует учитывать и фазу экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают.

Необходимо отметить, что в зависимости от вида товаров и товарных групп динамика изменения цен отличается. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее «реакция цен» на продукцию машиностроительного комплекса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод описания процессов IDEF3 | Нормирование требований к надежности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.