Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА, ПОРЯДОК ИХ РЕАЛИЗАЦИИ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОФИЦЕРОВ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Ограничение отдельных конституционных прав военнослужащих обусловлено спецификой особого вида федеральной государственной службы в сфере обороны и безопасности государства, необходимостью обеспечения принципа политического нейтралитета военнослужащих, их четкой работы и предотвращения злоупотребления властью.

Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих зависит от многих факторов (обстоятельств), среди которых можно выделить два главных:

во-первых, обладание военнослужащим гражданством своего государства и, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;

во-вторых, выполнение им обязанностей в сфере обороны и безопасности государства, связанных с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни, обусловливает наличие специального (особого) правового статуса - общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащих, конкретизирующих и дополняющих общие права и обязанности личности.

Таким образом, права и свободы военнослужащих, их обязанности и ответственность, определяются с учетом возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена военная служба, влечет за собой некоторые ограничения военнослужащих в указанных правах и свободах.

Права, как и обязанности военнослужащих,имеют определенную систему и классифицируются на две большие группы: общегражданские и военно-служебные.

Общегражданские права военнослужащих - это права, установленные законодательством, которыми военнослужащие пользуются наравне с другими гражданами России.

Эти права принято разделять на следующие группы: политические права и свободы; социально-экономические права; личные права и свободы. Политические права и свободы включают в себя свободу слова, право на участие в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; право на участие в общественных объединениях.



Социально-экономические права включают в себя право на труд; право на отдых; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право собственности; право на возмещение вреда; право на образование; права в области культуры.

Личные права и свободы военнослужащих включают право на защиту свободы, чести и достоинства; свободу передвижения и право на выбор места жительства; свободу совести и вероисповедания; право на обжалование неправомерных действий.

Реализация этих прав военнослужащими имеет определенные особенности, установленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Особенности реализации военнослужащими политических прав и свобод заключаются в следующем. Так, военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, получая и распространяя информацию, не должны разглашать государственную и военную тайны, а также обсуждать и критиковать приказы командиров.

Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части. Участие военнослужащих в забастовках запрещается.

Избирательным правом военнослужащие пользуются в полном объеме, без каких либо ограничений. Они имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако, следует отметить, что в случае избрания военнослужащего депутатом и перехода его на постоянную работу в представительный орган власти его военная служба приостанавливается на период депутатских полномочий.

Существенные ограничения законодательство накладывает на участие военнослужащих в общественных объединениях. Военнослужащие могут состоять в общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах не допускаются.

В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.

Также запрещается использование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для создания структур и осуществления деятельности политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели.

Ограничение военнослужащих в политических правах не противоречит принципам и нормам международного права. Статьей 22 Пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей право каждого человека на свободу ассоциаций, установлено, что "настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции". В целях реализации принципа политического нейтралитета (или внепартийности) военнослужащим в РФ запрещено состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели, к которым относятся, например, политические партии и иные организационно-правовые формы общественных объединений, создаваемых в целях осуществления политической власти. В то же время военнослужащим не запрещено участвовать в таких общественных объединениях, предусмотренных ФЗ "Об общественных организациях", как общественная организация, движение, фонд и других, создаваемых, например, в целях реализации социально-экономических прав и законных интересов военнослужащих.

Единственным условием для этого является то, что военнослужащие не должны находиться при исполнении обязанностей военной службы, изложенных в ст.37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Реализация военнослужащими социально-экономических прав также имеет ряд особенностей. Прежде всего, это касается реализации военнослужащими права на труд. Это право военнослужащие реализуют путем прохождения военной службы, которая является особым видом федеральной государственной службы и заключается в исполнении обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Всем военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, государство гарантирует занятие воинских должностей и перемещение по службе с повышением в должности в соответствии с полученной профессиональной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе, а также повышение профессиональной квалификации с учетом интересов военной службы и их собственного выбора.

Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы, в том числе для офицеров, призванных на военную службу.

Особенности реализации военнослужащими права на труд связаны с тем, что законодательство устанавливает для них ряд запретов для деятельности, не связанной с военной службой.

Так, военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним. Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных законодательством. При этом на военнослужащих распространяются льготы, предусмотренные для других граждан, выполняющих эти, работы.

Реализация военнослужащими права на отдых согласно законодательству, заключается в следующем. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих по контракту не должна превышать нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени, установленного законодательством о труде. В случае привлечения военнослужащих по контракту сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени им должен быть предоставлен отдых в другие дни недели или предоставлены дополнительные дни отдыха, которые могут быть присоединены к основному отпуску.

Продолжительность служебного времени военнослужащих по призыву определяется распорядком дня для воинских частей в соответствии с требованиями общевоинских уставов. Ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами (караул., наряд и т.п.), им предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов личного времени.

Военнослужащим по призыву, а также военнослужащим, проходящим службу в военно-учебных заведениях и учебных частях, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Остальным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток отдыха в месяц.

Всем военнослужащим предоставляются основной и при необходимости дополнительные отпуска: по болезни, по личньми обстоятельствам; учебные и творческие.

Военнослужащие ежегодно проходят медицинское обследование, с ними проводятся лечебно-профилактические мероприятия.

Военнослужащие по призыву и по контракту имеют право на возмещение ущерба. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

Имеются определенные особенности в реализации военнослужащими личных прав и свобод и, прежде всего, свободы передвижения и права на выбор места жительства, а также свободы совести и вероисповедания.

Так, право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей.

Право военнослужащих на свободу вероисповеданий регламентировано ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 19 сентября 1997 г. (26 сентября 1997 г.) N 125-ФЗ. В последнем, записано, что "право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, ...., обеспечения обороны страны и безопасности государства"; военнослужащие не вправе использовать свое служебной положение для формирования того или иного отношения к религии. Создание религиозных объединений в воинских частях запрещается.

Свобода совести и вероисповедания обеспечивается военнослужащим тем, что они в свободное от службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица, а также индивидуально использовать религиозную символику, религиозную литературу и предметы культа. Однако военнослужащие не вправе отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанная норма Конституции РФ соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права - Всеобщей декларации прав человека (ст.29) и Международным пактом о правах человека.

Обусловленные особенностями военной службы ограничения военнослужащих как человека и гражданина в некоторых правах и свободах устанавливаются, прежде всего, Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими законодательными актами РФ. Такие ограничения распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения.

В соответствии с ФЗ военнослужащие не вправе:

- обсуждать и критиковать приказы командиров (начальников);

- отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии;

- совмещать прохождение военной службы с исполнением депутатских обязанностей законодательных органов РФ, ее субъектов, органов МСУ;

- участвовать в забастовках и публичных мероприятиях .

Ограничение военнослужащих в реализации права на участие в публичных мероприятиях выражается:

во-первых, в том, что они имеют право участвовать в них только в свободное от исполнения обязанностей военной службы время;

во-вторых, указанные публичные мероприятия должны проводиться вне территории воинской части.

Военнослужащие имеют право участвовать в указанных выше мероприятиях, не преследующих политические цели, например, организуемых в целях реализации прав и законных интересов военнослужащих (своевременная выплата денежного довольствия и т.д.).

Запрет на участие военнослужащих в забастовках проистекает из сущности военной службы как федеральной государственной службы особого вида. Таким образом, законодатель подчеркнул непрерывность состояния на военной службе в пределах сроков, установленных Законом, а также неприемлемость использования данной формы защиты своих прав в период прохождения военной службы. Данный запрет не противоречит нормам международного права и соответствует сложившейся в зарубежных государствах с развитой системой демократии практике ограничения прав военнослужащих на участие в забастовках.

Кроме прямых запретов законодательными и иными нормативными правовыми актами предусмотрены ограничения военнослужащих в некоторых правах и свободах личности. Например:

- выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территориях которых они проходят военную службу, осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами ВС РФ, а за пределы РФ - в порядке, установленном законодательством. Ограничение военнослужащих в конституционном праве свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст.27 Конституции РФ) связано с необходимостью поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту службы. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставлено право свободно передвигаться только в расположении воинских частей, в которых они проходят службу. УВС ВС РФ установлено, что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части (ст.243 УВС ВС РФ). ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" от 18 июля 1996 г. (15 августа 1996 г.) N 114-ФЗ установлено, что военнослужащие выезжают за пределы РФ при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ;

- военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части;

- военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы;

- в случае служебной необходимости отдельные мероприятия, в соответствии с перечнем, утверждаемым руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени;

- обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования возможно исключительно только по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - запрещено.

 

Военнослужащие наделяются специальными военно-служебными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами ВС РФ.

Под военно-служебными правами военнослужащих понимаются права, которые возникают у них в связи с поступлением на военную службу. Военно-служебные права подразделяются на общие, должностные и специальные.

Общие военно-служебные права - это права, которыми пользуются все военнослужащие. К ним относятся право на материальное обеспечение (денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое и медицинское обслуживание); право на льготы; право по основаниям, предусмотренным законодательством, на государственное обеспечение при увольнении с военной службы; право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Должностные права военнослужащего определяются должностью, которую занимает военнослужащий. Они находят свое закрепление в общевоинских уставах, а также наставлениях, положениях, инструкциях и руководствах. Так, в частности, Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации закрепляет права командиров и начальников по руководству подчиненными, права, связанные с осуществлением контрольной деятельности и другие. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации определяет права командиров и начальников по применению поощрений и наложению взысканий.

Специальные права связаны с осуществлением военнослужащими внутренней, караульной, гарнизонной и патрульной служб и устанавливаются соответствующими уставами. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб ВС РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами:

- применять оружие в случаях, указанных в Уставе;

- предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц (и их обязанность беспрекословно их выполнять);

- подчиняться строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему.

Кроме того, специальные права военнослужащих связаны с взаимоотношениями между ними в соответствии с воинским званием, а также выполнением специальных заданий (направлением в командировку, проверкой, инспектированием и т.п.).

Военнослужащие, в случае совершения ими правонарушения, в зависимости от его характера и тяжести, при наличии оснований, предусмотренных законом, несут юридическую (правовую) ответственность, которая подразделяется на:

дисциплинарную,

административную,

материальную,

гражданско-правовую,

уголовную.

Все военнослужащие независимо от воинского звания и должности равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации, с учетом особенностей своего правового положения (статуса военнослужащих).

При привлечении к ответственности недопустимо ущемление чести и достоинства военнослужащих (ст. 29 УВС ВС РФ).

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, в соответствии с законодательством военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, определенным общевоинскими уставами ВС РФ. Военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление и причиненный государству материальный ущерб, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.

За административные проступки военнослужащие несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

На основании Кодекса РФ об административных правонарушениях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы несут ответственность за административные правонарушения по Дисциплинарному уставу. За нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут административную ответственность на общих основаниях.

Законом предусмотрено, что за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных законодательством, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

Военнослужащие, лица, проходящие военные сборы и граждане, уволенные с военной службы, подлежат уголовной ответственности за совершенные преступления в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.


 

Заключение

Таким образом, порядок поступления и прохождения военной службы по контракту является одной из основных форм исполнения воинской обязанности в Российской Федерации. Он детально регламентирован нормативными правовыми актами Российской Федерации и является основой для формирования ВС РФ в соответствии с концепцией реформирования ВС РФ на современном этапе..

В настоящей лекции были рассмотрены основные положения нормативно-правовых актов о статусе военнослужащих, обязанности, права и свободы офицерского состава, юридическая ответственность военнослужащих за правонарушения. Эти знания необходимы вам, будущим офицерам, для осознания своего положения, статуса в обществе и государстве, умелого применения прав и обязанностей в практической работе.

Особый статус военнослужащего не ограничивается только определением его прав и обязанностей, свобод и ограничений. Он предусматривает также целый комплекс мер по государственному обеспечению военнослужащих: финансовому, продовольственному, вещевому, квартирно-эксплуатационному, медицинскому и т.п., а также меры социальной защищенности военнослужащих.

 

 

Преподаватель военной кафедры

подполковник в отставке

В. Никифоров

 

«___»____________2012г.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4243; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.