КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Социология руского анархизма
План лекции: 1. Социологическое обоснование анархизма в работах М.А.Бакунина. 2. Теория социализма и федерализма М.А.Бакунина. 3. Социологические основы революционного анархизма П.А.Кропоткина. 4. Социология политического волюнтаризма П.Н.Ткачева. Родоначальник русского анархизма, деятель российского и международного революционного движения, политический публицист М.А. Бакунин (1814-1876) был сторонником позитивизма в социологии. Выходец из старинного аристократического рода М.А.Бакунин получил домашнее образование. После окончания Петербургского артиллерийского училища в 1833 году служил в армии, в 1834 году вышел в отставку и в 1835 году поселился в Москве, где познакомился с А.И.Герценом и В.Г.Белинским, включился в деятельность литературно-философского кружка Н.В.Станкевича и увлекся немецкой философией. В 1840 году М.А.Бакунин уехал в Германию, чтобы продолжить свое философское образование. Там он посещал лекции немецких философов в Берлинском и Дрезденском университетах. В 1841 году из-за отказа вернуться в Россию был лишен сенатом дворянства, прав состояния и заочно приговорен к каторжным работам. Личные контакты с лидерами западноевропейского революционного движения привели М.А.Бакунина на путь профессиональной революционной деятельности. За участие в 1848 году в восстании в Праге и в 1849 году - в Дрездене был дважды приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В 1851 году был выдан царскому правительству. После десятилетнего пребывания в тюрьмах Петропавловской и Шлиссельбургской крепостей и в сибирской ссылке М.А. Бакунин бежал через Японию и Америку в Лондон. Последние пятнадцать лет жизни провел в эмиграции, сотрудничал с герценовским «Колоколом» и вступил в I Интернационал. В Швейцарии им была основана анархическая организация «Международный альянс социалистической демократии». Социально-политические взгляды М.А.Бакунина формировались под воздействием немецкой классической философии и позитивизма, идей русских революционных демократов и народников, западноевропейских социалистов и коммунистов. Особое влияние на него оказали работы и личное знакомство с основоположником европейского анархизма П.Прудоном, а также сочинения немецкого анархиста М.Штирнера. Встречи с К.Марксом и Ф.Энгельсом, признание их авторитета в области общественных наук и в революционном движении, однако не сделали М.А.Бакунина их сторонником, так как его анархические убеждения принципиально расходились с марксизмом. К работам, в которых изложены его социологические воззрения М.А.Бакунина, относят следующие: «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Бог и государство» (1871), «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873). Позитивная философия» и социология Обоснование своей анархической доктрины М.А.Бакунин начал с критики метафизической философии. Он заявил, что она ведет себя по отношению к частным наукам «авторитарно» и «аристократично». На смену метафизике, по его мнению, должна прийти рациональная «демократическая» наука - «позитивная философия», которая, отказавшись от абстрактных рассуждений и абсолютных истин, будет исследовать реальный мир, подвергать его «действительному анализу», «самой строгой критике» и подтверждать свои выводы посредством опыта. Образец и первый набросок новой рациональной науки русский анархист видел в позитивизме О.Конта. С точки зрения М. А.Бакунина, позитивная философия - это рациональная и универсальная наука, которая изучает существующие факты реальной действительности, выводит законы, единые для физического, животного и человеческого миров. Позитивистская философия также согласовывает в единую систему и координирует все науки. Систему своей рациональной философии М.А.Бакунин, как и О.Конт, представил в виде следующей иерархической лестницы наук: математика — механика — астрономия — физика — химия — геология — биология — физиология — психология — социология. М.А.Бакунин объявил социологию вершиной иерархии рациональной науки, «последней ступенью и увенчанием позитивной философии». Он определил ее как науку, которая изучает «всю историю человечества в развитии человеческого существа, коллективного и индивидуального, в политической, экономической, социальной, религиозной, артистической и научной жизни». Поэтому в его понимании социология - это «наука об общих законах, управляющих всем развитием человеческого общества». Она выводит свои законы из фактов и событий прошлого и настоящего. При этом как синтезирующая наука социология обязана учитывать при анализе социальных явлений и процессов самые отдаленные причины, вплоть до движения планет и звезд Вселенной. Обращаясь к прошлому и настоящему, социология, по мнению теоретика анархизма, не способна прогнозировать «формы будущей общественной жизни». Задачи социологии ему виделись в следующем: · «освещать путь развития общества»; · определять «общие законы, которые присущи развитию явлений» человеческого мира; · ставить «вехи прогрессивного развития человечества»; · указывать людям «общие условия, строгое соблюдение коих необходимо, и незнание или забвение коих всегда приводит к роковым последствиям». За пределами этих задач, считал М.А.Бакунин, социология становится «бессильной и пагубной». Он относил социологию к числу молодых наук и полагал, что потребуются века, прежде чем она сможет стать «наукой серьезной» и «окончательно утвердится». Только тогда социология будет способна вырабатывать научные «инструкции» для человечества. Подчеркивая молодой возраст и элитарный характер социологии, М.А.Бакунин противопоставлял ее «традиционной науке», под которой понимал выстраданный многовековой опыт народа. Именно практический опыт жизни каждого народа, по его мнению, подскажет людям будущие общественные формы, а не руководства, выработанные теоретиками или «выдуманные накануне революции». Более того, иронизировал он, мужику некогда изучать социологию на кафедрах, даже если их учредить в каждом селе. Народ всегда в своих действиях опирался на опыт и мысли, передаваемые из рода в род. Поэтому пока социология еще не развита, искать модели будущего общественного устройства надо не в науке, а в опыте народной жизни, в народном идеале. Эволюция личности и общества Для М.А.Бакунина естественный и социальный миры составляют «фактически один неразделенный мир природы». Однако сам сосредоточил внимание на рассмотрении особенностей развития социального мира, различая в нем законы человеческой и общественной жизни. Развитие социального мира он представил как эволюционный процесс шествия человечества из «царства животности» в «царство свободы». М.А.Бакунин определял общество как «естественный способ существования совокупности людей»,управляемое правилами и обычаями. Смысл человеческой истории им усматривался «в прогрессивном отрицании первобытной животности человека, в развитии его человечности». По мнению М.А.Бакунина, личность обладает двумя специфическими свойствами: «способностью мыслить» и «потребностью бунта». Эти свойства отличают ее от животного, они зарождаются и формируются в процессе общественной жизни людей. К основным факторам», которые определяют эволюцию личности в социальном мире, он относил следующие: · человеческую животность, реализуемую посредством «социальной и частной экономии»; · мысль, которая реализуется через научное, и духовное творчество; · бунт, реализуемый путем достижения свободы. М.А.Бакунин также отмечал, что в обществе на развитие личности оказывают воздействие два типа социальных законов: естественные и авторитарные. К числу последних он причислял политические, религиозные, гражданские и уголовные законы. Они созданы «привилегированными классами в интересах эксплуатации труда рабочих масс, с единственной целью подавления их свободы». Согласно его представлению, естественные законы могут быть благоприятными и неблагоприятными для личности. Неблагоприятные естественные законы устраняются путем добровольного преобразования среды. Авторитарные же законы всегда неблагоприятны для развития личности и могут быть устранены путем ликвидации устанавливающих эти законы государства и церкви. Главными законами социального мира М.А.Бакунин считал социальную солидарность и свободу. «Социальная солидарность,- утверждал он,- является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон общества». Оба эти закона взаимно дополняют друг друга, так как «свобода каждого является результатом общей солидарности», а та - есть «непременное условие всякой личной свободы». Солидарность и свобода порождены общественной жизнью людей. Они «не могут быть развиты в человеке иначе, как только путем рационального воспитания» Как теоретик анархизма М.А.Бакунин особое внимание уделил изложению своего понимания свободы. «Свобода человека, - утверждал он, - состоит единственно в том, чтобы повиноваться естественным законам природы», которые признаются самим индивидом. При этом человек сможет чувствовать и осознавать себя свободным лишь в присутствии таких же свободных других людей. Коллективная свобода, по его мнению, выступает как «сумма индивидуальных свобод». Согласно анархистской концепции, свобода и власть - антагонисты, так как любая власть над человеком есть отрицание его свободы. Бунтарская природа человека, подчеркивал М.А.Бакунин, противится власти в любых ее формах. Критикуя толкование свободы теоретиками буржуазного общества, М.А.Бакунин заявлял, что буржуазная свобода, ограниченная, формальная, регламентируемая государством, - «вечная наглая ложь и в действительности представляет собою только привилегию избранных, основанную на рабстве всех остальных». В противоположность буржуазной свободе, с его точки зрения, свобода анархическая - это право человека действовать сообразно своим взглядам, право сопротивляться властным притязаниям другого человека, социальной группы, социального института. Главной целью общественного прогресса русский анархист признавал достижение полной свободы личности, установление равенства и солидарности людей как естественных условий их существования. Основными препятствиями на пути прогрессивного развития человечества, по его мнению, выступают: эксплуатация, религия и политика. Возникнув уже на стадии животности, эти препятствия являются исторически необходимыми и преходящими. Чтобы устранить эксплуатацию, религию и политику, следует ликвидировать их носителей; государство и церковь. Церковь и государство как социальные институты Отношение М.А. Бакунина к церкви совпадаете критической точкой зрения на нее мыслителей эпохи Просвещения, представителей немецкого и русского материализма. По его мнению, церковь как религиозный институт возникла в силу трех причин: · страха первобытного человека перед могуществом природы; · способности человека к абстрактному мышлению и ограниченности его познавательных возможностей, в результате чего все непознанное и таинственное предписывалось как созданное Богом; · использования религиозных верований с целью властвования над людьми и их порабощения. М.А.Бакунин сравнивал церковь с кабаком. В церкви, отмечал он, как и в кабаке, народ «забывает свой голод, свой гнет, свое унижение». Выступая за освобождение народа от пагубного воздействия церкви, указывал следующие пути: · осознание с помощью рациональной науки религиозного обмана; · создание условий для справедливого устройства общества, где не нужен будет религиозный дурман; · уничтожение государства как земного заместителя небесной власти. По представлению М.А.Бакунина, государство - младший брат церкви. Государственная власть исходит непосредственно от божественной власти и является «божественной санкцией силы и торжествующей несправедливости». Теоретик анархизма характеризовал государство как абсолютное ограничение и отрицание свободы каждого во имя общего блага; как «нахальство силы» и основной источник всех социальных зол; как искусственное, исторически необходимое образование, которое покровительствует экономически привилегированным слоям общества в деле эксплуатации народа. Для народа, подчеркивал он, государство всегда будет тюрьмой, «хотя бы оно десять раз называлось народным и было разукрашено наидемократическими формами». Там, где начинается государство, кончается индивидуальная и коллективная свобода Государство несет людям «самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности». М.А.Бакунин не отождествлял общество и государство. Общество, полагал он, как «естественный способ существования совокупности людей независимо от всякого договора» первично. Движущей силой развития общества выступает «инстинкт солидарности», а государства - «инстинкт власти». Общество функционирует на основе естественных законов, а государство - искусственных. Государство с помощью своих законов и путем создания централизации, бюрократии и репрессивных органов постоянно стремится быть над обществом. М.А.Бакунин доказывал несостоятельность теологической концепции происхождения государства и возражал против теории общественного договора По его мнению, государство возникло в результате насилия и войн, как необходимость реализации «инстинкта власти» экономически привилегированными слоями общества Разделив людей на управляемых и управляющих, государство держится с помощью насилия, приказов и преступлений. История государства - это «ряд возмутительных преступлений», ибо «никакое государство не может существовать, не совершая преступлений». Сильное государство - это то, которое имеет в качестве прочного основания военную и бюрократическую централизацию. Выступая против теоретиков этатизма, которые видели в государстве высший результат и цель общественного развития, М.А.Бакунин отрицательно отзывался о роли государства в деле централизованного управления обществом. Он был убежден в том, что славяне никогда сами государства не создавали. «Российское государство, - согласно его предположению, - возникло в результате татаро-монгольского ига, византийского и немецкого влияния». Всякое правительство, утверждал он, имеет две цели. Одна главная и громко провозглашаемая цель - «сохранение и усиление государства, цивилизации, порядка гражданского». Другая цель, важная, но не всегда публично признаваемая, - «сохранение своих тесно-правительственных преимуществ и своего личного состава». Первая цель может быть отнесена к общественному благу, вторая же - к честолюбию и исключительным выгодам правительственных лиц. Но обе эти цели, в конечном счете, относятся к подавлению свободы личности и к эксплуатации народных масс. Не делая различия между функциями управления и эксплуатации, он заявлял, что они «являются двумя неразделенными сторонами того, что называется политикой». М.А.Бакунин не верил в возможность достижения свободы личности даже в условиях народного государства. Народное государство, предупреждал он, будет «весьма деспотичным управлением народных масс, новою и весьма немногочисленною аристократией действительных или мнимых ученых». Он опасался того, что представители народа, получив государственную власть, «станут смотреть на чернорабочий мир с высоты государственной» и будут в правительстве «представлять уже не народ, а себя и свои притязания на управление народом». Выступая с критикой марксистского учения о диктатуре пролетариата, М.А.Бакунин заявлял, что между ней и буржуазной государственностью нет принципиальных различий. Государственная власть развращает всех, независимо от их классовой принадлежности. Более того, новая революционная власть может быть «еще более деспотичной, чем прежняя». Диктатура пролетариата может стать «красной бюрократией» и диктатурой пролетарских чиновников или пролетарской партии, а пролетарский вождь - превратиться в «диктатора-императора». Идеалом теоретика анархизма было безначалие, безгосударственное федеративное устройство общества, для достижения которого необходимо ликвидировать государство. Анархическая социальная революция В отличие от П. Прудона МА Бакунин настаивал на «безусловной необходимости уничтожения государства» не мирным, а революционным, насильственным путем. Первоначально он рассматривал социальную революцию как радикальный процесс социально-экономического и духовного преобразования жизни и установления равенства и справедливости для всех людей. Позднее появилось противопоставление политической и социальной революций. Под политической революцией он стал понимать процесс замены одной формы государственного правления на другую. В этом смысле для него все буржуазные революции были политическими. Анархическая социальная революция, по его убеждению, есть сокрушение «всего того, что называется государством». При этом государство должно быть уничтожено «на следующий день» после начала социальной революции, иначе она сама погибнет. Для М.А.Бакунина социальные революции носят объективный характер, то есть они «не делаются по воле личностей, ни даже самых могущественных ассоциаций» и «всегда происходят в силу хода самих вещей». Социальные революции можно «предвидеть, иногда предчувствовать, но никогда нельзя ускорить их взрыв». Главную движущую силу социальной революции теоретик анархизма видел в народной массе, полагая, что инициатива свершения революции будет принадлежать «на Западе фабричным и городским рабочим; у нас в России, в Польше и в большинстве славянских земель - крестьянам». Кроме рабочих и крестьян, по его мнению, в революционных действиях могут принимать участие казачество, бродяги, люмпен-пролетарии, разбойники, воры и другие деклассированные слои общества - все те, кто недоволен существующим государственным строем. Сточки зрения М.А.Бакунина, основной формой анархической социальной революции должен стать «всенародный бунт» как универсальная сила человеческой эмансипации на пути развития от животности к человечности. Не отрицая методы заговора и террора, истинный смысл социальной революции он усматривал в проявлении бунтарского инстинкта людей, во всплеске воли народа, который сметет государство - главное препятствие на пути человека к свободе и справедливости. В отличие от П.Л.Лаврова, который призывал идеологически готовить русский народ к революции, М.А.Бакунин был убежден в том, что народ в России уже готов «к совершению победоносной революции». Он заявлял: «народ надо не учить, а бунтовать», надо «поднять вдруг все деревни» и «соединить их в один бунт». Взбунтовать народ и подчинить бунт единому плану должна передовая интеллигенция и революционно настроенная молодежь. В то же время М.А.Бакунин признавал целесообразность особой нелегальной заговорщической организации революционеров, которая связывала бы «села, волости, области по одному общему плану» и там, где возможно, проводила бы такую же «связь между фабричными работниками и крестьянством». Анархической социальной революции М.А.Бакунин приписывал планетарный, интернациональный характер. Он, как и марксисты, полагал, что «никакая национальная революция не сможет добиться успеха, если она тотчас же не распространится на другие нации». Но, согласно его предположению, социальные революции начнутся прежде в странах с преобладанием крестьянского населения, характерного для славянских и латиноамериканских народов, В связи с этим он верил, что русская революция «станет путеводной звездой для блага всего освобожденного человечества». Для начала социальной революции в России, указывал теоретик анархизма, нужны два элемента: нищета основной массы народа и народный идеал. Констатируя наличие этих элементов, он особо остановился на рассмотрении русского народного идеала. М.А.Бакунин отметил, что русский народный идеал возникает в самой глубине народной жизни и включает в свое содержание как положительные, так и негативные черты. Положительными чертами русского народного идеала им были названы следующие: · «всенародное убеждение, что вся земля принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее своим трудом»; · «право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами»; · «квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству». Патриархальность, поглощение лица миром, веру в царя и бога он считал негативными чертами, «затемняющими» русский народный идеал. М.А.Бакунин настаивал на том, что сложившийся в народе идеал можно только направлять в нужное русло, но нельзя навязывать народу «какой-либо идеал, вычитанный из книжек или выдуманный нами самими». В народном идеале он видел ориентир, в соответствии с которым социальная революция будет производить преобразования по установлению анархического социализма, для чего потребуется «переходный период, более или менее длительный». Социальную революцию теоретик анархизма понимал не столько как разрушение, сколько как «творческую страсть» по созиданию «вольной организации рабочих масс снизу вверх», в которой осуществятся положительные черты народного идеала», будет обеспечена «полнейшая свобода и полнейшее равенство всех людей». Проект построения анархического социализма Предлагаемое в проектах европейских социалистов новое устройство общества М.А.Бакунин называл «государственным социализмом» и отвергал его. В основу своего проекта построения общества анархического социализма он положил идеи об «общественной собственности и общем труде, равно для всех обязательном» при отсутствии государственности и при обеспечении полной свободы личности. Сточки зрения М.А. Бакунина, построение нового общества должно начинаться с ликвидации государства и с отмены частной собственности и права наследования. Всю землю он предлагал передать в собственность земледельческих общин, а все орудия труда и капиталы - в собственность рабочих ассоциаций. Таким образом, земледельческие общины и рабочие ассоциации становились коллективными собственниками. По его мнению, установление социального равенства следует проводить, не истребляя людей, а путем введения обязательного для всех труда, распределения общественных благ по «производительному труду каждого», уравнения в правах мужчин и женщин. Новая организация общества не должна иметь «иного основания, кроме интересов, потребностей и естественных влечений населения». В противоположность государства, основанного на принципе централизма, теоретик анархизма предлагал строить новое общество на принципе федерализма. «Мы должны, - провозглашал он, -противопоставить этой чудовищной централизации военных, бюрократических, деспотических, конституционно-монархических или даже республиканских государств великий, спасительный принцип Федерации». Источником федеративного устройства, с его точки зрения, служит «инстинкт солидарности», который в будущем обществе приведет к упрочению социальных связей путем сознательной самодисциплины. Смысл принципа федерализма М.А.Бакунин видел в добровольном объединении «снизу вверх» общин, ассоциаций, волостей, провинций, стран. Власть в них будет растворена в коллективе и как всеобщая воля совпадать с волей каждого. Человек станет повиноваться лишь потому, что от него потребуют то, чего он сам желает. Каждая из земледельческих и фабричных коммун изберет свой исполнительный комитет, а образованные из них федерации будут иметь свой орган управления. Принцип федерализма М.А.Бакунин распространял и на международные отношения. В его проекте построения анархического социализма предусматривались следующие формы интернациональных федераций: · Федерация славянских народов; · Соединенные штаты Европы; · Соединенные штаты мира. Внутри этих федеративных образований допускалась автономия их субъектов, но лишь при условии, что она не угрожает свободе других субъектов данной федерации. За субъектами федерации сохранялось право на добровольное присоединение и свободу выхода. Федерализм как единение народов и стран, утверждал он, проникнут «великим принципом свободы: без него нет ни просвещения, ни справедливости, ни процветания, ни человечности». Социально-политические взгляды и анархические идеи М.А.Бакунина были популярны во второй половине XIX века не только в России, но и в Европе. Многие положения его доктрины анархического социализма были унаследованы приверженцами анархизма и подвергались критике со стороны марксизма. В середине XX столетия в среде европейского бунтующего студенчества наблюдался значительный интерес к личности и воззрениям М.А.Бакунина. Теоретик анархизма, ученый, деятель российского и международного революционного движения, публицист П.А.Кропоткин (1842-1921) был сторонником позитивизма в социологии. П.А.Кропоткин происходил из древнего княжеского рода Рюриковичей. С 1857 года по протекции императора Николая I воспитывался в Петербургском Пажеском корпусе ив 1861 году как лучший воспитанник был назначен камер-пажом императора Александра II. Однако, отказавшись от придворной карьеры, в 1862 году уехал служить в Амурское казачье войско, где занимался улучшением работы местной администрации в духе реформ 60-х годов и участвовал в географических и этнографических экспедициях. Его отчеты были опубликованы в изданиях Русского географического общества. По возвращению в столицу П.А.Кропоткин поступил на физико-математический факультет Петербургского университета и сочетал учебу с научной деятельностью в статистическом комитете и Русском географическом обществе. Сделанные им научные открытия и публикации принесли молодому ученому известность среди русских и зарубежных коллег. Однако его все более увлекает революционная деятельность и усиливается желание «отдать» свою жизнь «на дело освобождения трудящихся». Чтобы познакомиться с европейским революционным движением в 1872 году П.А.Кропоткин посетил Бельгию и Швейцарию. Возвратившись в Россию, занялся пропагандой социалистических идей среди рабочих, за что был арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости. После двух лет тюремного заключения совершил побег из военного госпиталя и эмигрировал за границу, где прожил 40 лет. В период эмиграции он сотрудничал с крупнейшими европейскими научными изданиями; участвовал в работе Лондонского географического общества; был избран членом Британской научной ассоциации. В то же время основал анархические газеты «Мятежник» и «Свобода», писал работы по теории анархизма и за свою революционную деятельность отсидел во французской тюрьме три года. В июне 1917 года 74-летний П.А. Кропоткин вернулся на Родину. Несмотря на свое негативное отношение к Октябрьской революции, диктатуре пролетариата и «красному террору», в 1920 году обратился с письмом к рабочим Западной Европы, в котором просил оказать давление на правительства их стран, чтобы прекратить интервенцию против России. Последние годы жизни работал над завершением труда по этике, встречался и переписывался с В.И.Лениным, принимал участие в общественной жизни города Дмитрова. Социально-политические взгляды ПА Кропоткина формировались под влиянием идей декабристов, революционных демократов и народников. Сильное воздействие на его мировоззрение оказали работы просветителей, современных естествоиспытателей, позитивистов, социалистов и анархистов, а также наблюдения за жизнью народа в России и за рубежом, участие в революционном движении, личные контакты сучеными и политическими деятелями. Теоретическое наследие П.А.Кропоткина состоит почти из двух тысяч работ, многие из которых до сих пор не опубликованы на русском языке. Его социологические воззрения представлены в работах: «Анархия и ее место в социалистической революции» (1887), «Нравственные начала анархизма» (1891), «Хлеб и воля» (1892), «Государство и его роль в истории» (1896), «Коммунизм и анархия» (1900), «Взаимная помощь как фактор эволюции» (1907), «Русская революция и анархизм» (1907), «Современная наука и анархия» (1913), «Этика» (1921). Синтетическая философия» и социология По мнению П.А.Кропоткина, любая социальная теория так же, как программа какой-либо партии или проект переустройства общества, должна иметь свою философскую основу. Для анархизма, утверждал он, такой методологической и гносеологической базой может служить «синтетическая философия». Это объясняется тем, что она изучает самые общие законы для всех явлений природы и общества, синтезируя результаты исследований естественных и общественных наук. Под синтетической философией теоретик анархизма, также как и М.А.Бакунин, понимал современный ему позитивизм. Он заявлял о том, что синтетической философии следует быть позитивной, то есть отказаться от метафизических и абстрактных умозаключений, изучать реальную действительность с помощью естественнонаучных методов, проверять полученные знания посредством опыта. Синтетическая философия, по Кропоткину, должна включать в себя три взаимосвязанных раздела: естественнонаучный, социологический и этический. Находясь между естествознанием и этикой, социология призвана изучать «физиологию общества» со времен дикарей до наших дней и определять контуры дальнейшего прогресса человечества. Соглашаясь с М.А.Бакуниным в том, что социология - наука молодая и еще недостаточно развита, П.А.Кропоткин заявлял о свойственной ей прогностической функции. Он отмечал большую заслугу О.Конта и Г.Спенсера в определении социологии как самостоятельной позитивной науки, но упрекал первого за связь ее с религией, а второго - за абсолютизацию учения о борьбе видов применительно к человеческому обществу. Главным методом социологии П.А.Кропоткин объявлял индуктивный метод. С его точки зрения, использование социологией этого метода позволяет ей, изучая человека и общество, переходить от рассмотрения «цветка к человеку или от поселения бобров к человеческому городу». Ученый выступал против тех природных законов, которые придуманы и которых нет на самом деле (например, закон тотальной борьбы всех со всеми, закон социального неравенства, закон господства и иерархии). Задача социолога, указывал он, изучать те законы, которые «есть на деле» и которые возможно проверить на практике. К основным вопросам социологии П.А.Кропоткин относил следующие: · «какие общественные формы лучше обеспечивают в данном обществе... наибольшую сумму счастья, а потому и наибольшую силу жизненности?» · «какие формы общества позволяют лучше этой сумме счастья расти и развиваться качественно и количественно?» · какова «формула прогресса» и каков главный фактор прогрессивной эволюции общества? Взаимопомощь как фактор эволюции и прогресса общества В качестве главного социологического закона П.А.Кропоткин выдвинул биосоциальный закон взаимопомощи. Обосновывая этот закон, он опирался на идею английского ученого Ч.Дарвина о том, что животные, у которых сильнее развиты чувства общительности и взаимной симпатии, имеют больше шансов на самосохранение и продолжение своего вида. П.А.Кропоткин также развил мысль русского зоолога К.Ф.Кесслера о важности закона взаимной помощи для прогрессивного развития любого вида животных, распространив действие этого закона на человеческое общество. Он не отрицал значения для развития животных и людей закона борьбы за существование, но поставил закон взаимопомощи во главу угла эволюции и прогресса общества. Признав, что взаимопомощь первоначально была свойственна животным, П.А. Кропоткин сделал следующее предположение: «общество вместо того, чтобы быть созданным человеком, существовало задолго до появления человека среди животных» в форме животного стада. По его мнению, в основе взаимопомощи лежит инстинкт общительности, который заставляет животных и людей сплачиваться и объединяться для выживания и процветания своего вида. Инстинкт общительности человек унаследовал от животных и в дальнейшем развил его в чувства солидарности, самопожертвования, общности потребностей, интересов, целей. Именно через эти чувства и проявляется в обществе человеческая взаимопомощь. Высшим и специфическим проявлением человеческой взаимопомощи П.А.Кропоткин считал нравственность. Закрепление взаимопомощи в человеческом обществе, согласно его точке зрения, ответвляется путем выработки привычек, правил, обычаев и традиций совместного проживания людей. Они вырабатываются творческими усилиями безымянных людей на протяжении длительного времени и становятся механизмами социальной регуляции. Отдельные же выдающиеся личности («герои») лишь пытались приписать себе то, что создано творчеством народных масс. Не умаляя значения личности в истории, главную движущую силу общественного развития в противоположность Н.К. Михайловскому П.А.Кропоткин видел в народе («толпе»). С действием закона взаимопомощи теоретик анархизма связывал эволюцию общества. Она ему представлялась как чередование циклов цивилизаций, в пределах которых происходит последовательная смена основных форм человеческой взаимопомощи. Прогресс же общества, по его мнению, прямо пропорционален уровню организованности людей на началах взаимной помощи. Прогресс общества, полагал ПА Кропоткин, происходит по двум направлениям: · рост солидарности в сменяющих друг друга формах взаимопомощи и циклах эволюции; · усиление роли нравственности в каждой из форм взаимопомощи и в каждом цикле цивилизаций. Возможность регресса он допускал в тупиковых фазах цивилизации и при появлении противоречий в развитии форм взаимопомощи. Обращаясь к фактам истории стран Азии, Африки, Средиземноморья и Центральной Европы, ученый доказывал, что разные народы в разное время проходят приблизительно схожие циклы общественного развития. «Каждый раз, - отмечал он,- развитие начиналось с первобытного племени, затем оно переходило к сельской общине, затем наступал период вольных городов и, наконец, период государства, во время которого все замирало». Придя к тупиковой фазе развития в одной части света, общество начинало свой цикл развития заново в другой. П.А.Кропоткин утверждал, что исторически последний период цикла общественной эволюции сейчас наблюдается в Европе и в России, когда, пройдя фазу государственности с XVI по ХУШ век, они приближаются к черте гибели своей цивилизации. Избежать этой катастрофы можно только одним путем - путем «выправления» социальной эволюции. А для этого надо уничтожить государство как главный тормоз общественного прогресса и «перестроить общество на свободном, противогосударственном фундаменте» и принципах анархического коммунизма. Происхождение, сущность и ликвидация государства Для доказательства того, что государство является главным препятствием эволюции и прогресса общества, ПА Кропоткин обратился к рассмотрению проблемы происхождения и сущности государства Согласно его концепции эволюции общества, государство появляется на финальной стадии развития цикла цивилизации. Оно возникает у разных народов в различные исторические эпохи: в древнейшую, в рабовладельческую, в средневековую. На начальной стадии цивилизации, заявлял теоретик анархизма, люди не знали «никакой другой власти, кроме власти общественного мнения». В ходе развития форм взаимопомощи учреждаются суд и законодательство как ведущие механизмы регулирования общественной жизни. Именно они становятся факторами установления государства «в значительно большей мере, чем военный или экономические причины». Среди других факторов происхождения государства были выделены такие, как: · появление земельной собственности и стремление «сохранить ее в руках одного класса, который таким образом стал бы господствующим»; · образование специальных групп (жрецы, воины, судьи), которые желали обеспечить себе «власть над народом и эксплуатацию бедноты»; · ведение войн, без которых «государство не могло образоваться». Процесс становления государства был длительным и представлял собой постепенную централизацию всей власти над обществом. Если М.М.Ковалевский объяснял возникновение государства переходом к новой форме взаимопомощи и солидарности, то П.А.Кропоткин, вслед за М.А. Бакуниным, образование государства связывал с процессом отрицания взаимопомощи и разрушения человеческой солидарности. Более того, одну из задач государства он видел в уничтожении уже существующих форм взаимопомощи и в стремлении стать единственным объединяющим началом в обществе, захватив в свои руки все механизмы социального регулирования. Сего точки зрения, государство - противоестественная консервативная сила, которая несет людям зло и страдания, приводит к классовому делению общества и отрицает свободу личности. Государство также усугубляет социальную несправедливость и нравственную деградацию людей, препятствует общественному прогрессу. Определяя государство как «сосредоточение управления местной жизни в одном центре» и как «сосредоточие многих отправлений общественной жизни в руках немногих», П.А.Кропоткин особо подчеркивал его эксплуататорскую сущность. Истинная сущность государства, заявлял он, состоит в том, что оно поддерживает права господствующего класса «пользоваться трудом рабочих масс», расширяет эти права и создает новые, которые «ведут к новому закрепощению обездоленных законодательством граждан». По его мнению, историческая миссия государства состоит в «поддержке эксплуатации и порабощения человека человеком». Если церковь стремится удержать народ в духовном рабстве, то «цель государства - держать его в полуголодном состоянии, в экономическом рабстве», независимо от того, какие лозунги данное государство провозглашает. Формы государства П.А.Кропоткин ставил в зависимость от исторических условий. И хотя он отдавал предпочтение демократической федеративной республике, тем не менее, был уверен в том, что любая форма государства служит поддержке привилегий правящего класса и ограблению народа. П.А.Кропоткин был солидарен с М.А.Бакуниным в его критике буржуазного государства и марксистского учения о диктатуре пролетариата. «Мечта о рабочем государстве, управляемом избранным собранием, - предупреждал он, - самая опасная мечта». Наблюдая процесс становления государственности в Советской России, теоретик анархизма указывал на то, что «теперь правят в России не Советы, а партийные комитеты» и «до тех пор, пока страна управляется диктатурой партии, Советы рабочих и крестьянских депутатов не будут иметь значения», выполняя лишь пассивную роль. Центральный вопрос анархической доктрины - это вопрос о безгосударственном устройстве общества. По мнению П.А.Кропоткина, так как в природе нет власти и государства, то их, следовательно, не должно быть и в обществе. Альтернативу государству он видел в неполитической организации общества, созданной на основе взаимопомощи и солидарности. По его предположению, уже в современном обществе существуют общественные организации, союзы, кооперативы, которые подготавливают почву для перехода к безгосударственному устройству общества. Задача состоит в том, чтобы ликвидировать государственный аппарат и заменить принцип организационной структуры общества. П.А.Кропоткин предлагал заменить принцип централизма принципом федерализма, который уже имел место в истории, когда возникали федерации родов и конфедерации вольных городов. На смену «пирамидальной социальной структуре», управляемой «сверху вниз» должен прийти «мирской порядок» - децентрализованное общественное самоуправление «снизу вверх». Так же, как и М.А.Бакунин, его последователь был убежден в том, что только посредством социальной революции возможен переход к безгосударственному устройству общества. Однако в отличие от своего учителя допускал возможность постепенного перехода от государственного федерализма к федерализму безгосударственному. В противоположность марксистам, для которых «отмирание государства» - конечный пункт построения коммунистического общества, для него коммунистической строй должен начинаться с ликвидации государства. Социальная революция и ее движущие силы Общим законом общественного развития П.А.Кропоткин провозглашал последовательную смену эволюции революцией. С его точки зрения, революция - это период коренных преобразований во всем укладе жизни людей, в то время как эволюция - это период постепенных преобразований с помощью реформ отдельных сторон общественной жизни. Эволюция подготавливает условия для революции, которая определяет направления дальнейшей эволюции. Революции неизбежны, так как с помощью реформ невозможно провести коренную перестройку общества. Под социальной революцией П.А.Кропоткин понимал движение по перестройке общества на коммунистических началах, отождествляя, таким образом, социальную революцию с социалистический. В качестве главных задач социальной революции им были выделены следующие: · передать богатства «из частных рук в руки общества, вернее, отдельных общин»; · обеспечить народ продовольствием; · перейти от государственного общества к федерации добровольных объединений свободных и равных людей. На примере анализа Великой французской революции 1789-1794 годов П.А.Кропоткин показал общие закономерности и особенности социальной революции, созданные ею новые формы общественного самоуправления, а также вскрыл те причины (централизация власти, формирование государственных органов), которые, по его мнению, убили «революционный дух» и стали «смертью революции». Будучи убежден в том, что все революции начинались в народе, основной движущей силой социальной революции он признавал народную массу: в Европе - это, главным образом, рабочие, в России - крестьяне, С его точки зрения, народ, обладая от природы анархическим инстинктом, всегда готов к восстанию. Но народ не всегда ясно понимает цели и задачи социальной революции, так как над его сознанием «поработали» государственная пропаганда и церковь. Поэтому необходима партия - объединение единомышленников, «людей инициативы», которые независимо от своей классовой принадлежности готовы бороться за освобождение народа, просветить его и повести за собой. Особое значение придавал П.А.Кропоткин личности революционера, который не ждет, когда созреют условия для революции, а сам создает их и своим примером увлекает массы. Как и М.А.Бакунин, он полагал, что террор или насильственные акты могут сделать для подъема революционной активности народа больше, чем многолетняя пропаганда и тысячи самых революционных брошюр. Однако П.А.Кропоткин не связывал начало революции с нищетой и отчаянием масс, которые, как заявлял М.А. Бакунин, толкают народ на бунт. Социальная революция, по его мнению, должна начинаться с надежды народа на победу и на улучшение жизни. Если марксисты задачу социалистической революции видели в сломе старой государственной машины и замене ее новой, то теоретик анархизма призывал к полной ликвидации любой государственности. Этим объясняется его негативное отношение к большевистскому перевороту 1917 года, в котором он усматривал восстановление авторитарного государства в новом обличий. Особенность подхода П.А. Кропоткина к социальной революции состояла также в том, что он обращал внимание на ее нравственный аспект. Согласно его убеждениям, социальная революция должна осуществляться «с наименьшим числом жертв и по возможности не увеличивая взаимной ненависти». В письмах к В.И. Ленину он упрекал его за развязывание «красного террора», заявляя, что это непростительно для «вожаков» партии и недостойно для «людей, взявшихся созидать будущее общество на коммунистических началах». Программа построения анархического коммунизма Идеал нового общества первоначально трактовался П.А.Кропоткиным как этический. Он полагал, что имеющийся в народе нравственный потенциал достаточен для того, чтобы создать «безгосударственный коммунизм» - справедливое общество свободных и равных людей. В противоположность буржуазным моральным принципам; таким как индивидуализм, эгоизм, конкуренция, теоретик анархизма в качестве этических принципов коммунизма выдвигал коллективизм, солидарность, справедливость. По его представлению, в отношениях между людьми будущего общества должно утвердиться золотое правило нравственности: «Если ты хочешь счастья, то поступай с каждым человеком так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. И если ты чувствуешь в себе избыток сил, любви, разума и энергии, то давай их всюду, не жалея, на счастье других: в этом ты найдешь высшее личное счастье». Разрабатывая программу построения анархического коммунизма, П.А. Кропоткин, с одной стороны, опирался на свой нравственный идеал будущего общества, а с другой - полемизировал с проектом индивидуалистического анархического социализма М.А.Бакунина и «Манифестом Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса. Так как П.А.Кропоткин объявлял исходным пунктом возникновения коммунистического общества социальную революцию, то он не признавал необходимости особого переходного периода. В соответствии с его программой в процессе социалистической революции должны быть решены следующие проблемы: · установление общественной собственности; · организация общественного производства; · обеспечение распределения по потребностям; · достижение свободы личности; · реорганизация общественного устройства и управления. В качестве основного пункта программы анархического коммунизма П.А.Кропоткин выдвигал установление «экономических отношений, основанных на принципах общественной собственности». Для этого предлагалось экспроприировать и превратить в общественную собственность те материальные и духовные богатства, ту частную и личную собственность, которые позволяли, кому бы то ни было, присваивать себе чужой труд. С его точки зрения, в новом обществе не должно быть наемного труда, а также его разделения на «интеллигентный и физический». Каждому предоставляется возможность добровольного выбора и перемены своей трудовой деятельности. Отдавая общественно-полезной работе четыре-пять часов в день, люди в свободное время смогут заниматься «облюбованной отраслью» научного, технического и художественного творчества в соответствии со своими способностями. П.А.Кропоткин опасался, что начавшаяся индустриализация производства приведет «усилению разделения труда. Поэтому он в своей программе ориентировал на развитие мелкого и среднего производства. Каждый район, по его мнению, должен стать «своим собственным производителем и потребителем, как мануфактурных товаров, так и продуктов земледелия». Главная цель общественного производства - не получение прибыли, а удовлетворение насущных человеческих потребностей. Коммунизм, в представлении теоретика анархизма, - это такое общественное устройство, «которое наиболее полным и экономным образом обеспечит удовлетворение людских потребностей». В этой связи ведущим правом будет не право на труд, а «право на довольствие». Доказывая несовершенство принципа распределения по труду, П.А.Кропоткин в качестве основного принципа коммунистического распределения предлагал принцип «каждому по потребностям». Механизм действия этого принципа он сформулировал следующим образом: «Пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии и получает ограниченное количество того, что приходится считать и делить». В первом случае потребности удовлетворяются полностью, во втором - только частично, до тех пор, пока не наступит изобилие. Наряду с распределением по потребностям предусматривался и прямой обмен «городских товаров» на сельскохозяйственные продукты. Свобода личности в программе П.А. Кропоткина трактовалась не как достижение абсолютной свободы в духе анархического индивидуализма и не как осознанная необходимость подчинения личного интереса общественному в духе марксизма. Свободу личности теоретик анархизма видел в устранении страха человека перед общественным порицанием или наказанием. Коммунизм, провозглашал он, дает «возможность действовать, не вводя в обсуждение своих поступков боязнь общественного наказания». Коммунистическое общество должно создать условия, которые позволят человеку свободно реализовывать свои потребности и способности, свои интересы и инициативы, свободно устанавливать связи с другими людьми, свободно выбирать сферу деятельности и принадлежности к социальной общности. В программе П.А. Кропоткина анархический коммунизм представлен в виде федеративного и всепланетного союза производительных общин (коммун), объединенных на основе свободного соглашения. Отношения между людьми здесь будут строиться по законам взаимопомощи и солидарности, регулироваться признаваемыми каждым привычками и обычаями. Совершенствование общественных отношений при анархическом коммунизме будет опосредовано развитием нравственного идеала, «все более разумного, все более возвышенного». Отрицая управление при коммунизме со стороны любых государственных органов, П.А.Кропоткин заявлял, что «оно должно быть делом всех». Строя коммунизм, «народные массы должны будут рассчитывать, прежде всего, на свои собственные силы, на свою собственную инициативу и свой организаторский гений, способность проложить новые пути». Анархическая доктрина П.А. Кропоткина явилась связующим звеном между классическим анархизмом XIX века и современным анархизмом XX столетия. Его анархические идеи не оказали существенного влияния на революционное движение в России, но через его труды, переведенные на разные языки, получили известное распространение в странах Западной Европы, Латинской Америки, Индии и Китае. Политическая программа П.Н.Ткачева, виднейшего теоретика заговорщического направления, социолога, литературного критика и публициста, изложена в работах «Открытое письмо Петра Ткачева г-ну Фридриху Энгельсу» (1874) и «Задачи революционной пропаганды в России» (1875). В них утверждалось, что века господства деспотической власти над народом привили ему «рабские привычки», сформировали такие его качества, как неорганизованность, инертность, забитость и отсталость. Поэтому-де народ пока еще не может быть самостоятельной политической силой. «Разрушительную энергию» масс призвана использовать наиболее активная часть интеллигенции в борьбе против самодержавия. Социальная революция в России должна задаться легче, чем в Западной Европе. Ибо в стране нет сил, способных по-настоящему ей противостоять. Отсутствует буржуазия - наиболее враждебный социализму класс. Самодержавие, по Ткачеву, - внесословная сила, не имеющая социальной базы. А в русском народе заложен природный инстинкт к социализму. Собственно социологическая программа Ткачева воплотилась в работах «Экономический метод в науке уголовного права» (1865), «Производительные силы Европы» (1865), «Очерки по истории рационализма» (1866), «Что такое партия прогресса» (1870), «Закон общественного самосохранения» (1870), «Роль мысли в истории» (1875), «Анархия мысли» (1876), «Анархическое государство» (1876), «Накануне и на другой день революции» (1877) и др. В трудах Ткачева нашли отражение три круга проблем: 1) социологические законы и влияние на них «экономического начала»; 2) социальный прогресс и его составляющие; 3) назначение политической власти в обществе и место в ней активного меньшинства. Ткачев равно отвергал органическую теорию общества Спенсера и политическую концепцию общественного устройства Конта. Разделяя многие идеи Дарвина, он возражал против распространения принципа «борьбы за существование» на общественную жизнь. Если законы природы вечны и незыблемы, то социологические законы являются «продуктом человеческой воли и человеческого расчета, они возникают и уничтожаются вместе с обществом». В природе нет целеполагания. Человек всегда ставит перед собой определенные цели, осознает свои желания, вырабатывает идеалы. История реализуется через поведение и поступки как отдельных личностей, так и социальных групп. Но коль скоро исторические законы воплощаются в процессе человеческой жизнедеятельности, значит, они человеком же и создаются. В основании общества заложены «экономические начала», обусловливающие развитие и направление политических и социальных отношений вообще. Они кладут отпечаток на интеллектуальный прогресс общества, на его мораль и господствующие в нем воззрения. «Экономические начала» воплощаются в определенных социальных интересах, детерминирующих исторические процессы, возникновение и упадок социальных институтов, политическое поведение людей, В работах Ткачева прослеживается двоякое толкование понятия материального интереса. В одних случаях он рассматривает материальный интерес как следствие стремления человека к улучшению жизненных условий и самосохранению, в других - как воплощение сословно-классовых интересов. Экономическая детерминанта социальных явлений производна от свободы воли. Без свободы воли нет свободы выбора, в том числе и выбора социального пути. Ткачев исповедовал не страдательное положение личности в истории, а ее самодеятельный, творческий характер. Прогресс, по Ткачеву, проявляется в трех сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе. Внутри общества прогресс дифференцирован на экономический, правовой, духовный и т. д. Важнейшие критерии социального прогресса - цель движения, в которой воплощены понятия людей о счастье, и социальный идеал. Помимо цели, элементами прогресса являются также движение (противоположность застою) и направление, указующее на его поступательный характер. Антагонизм частных интересов пронизывает всю гражданскую историю, порождая конфликты различных политических сил. Экономический интерес может победить при реализации двух условий: наличия материальной силы и ее организации. Как правило, носителями материальной силы являются люди невежественные, неспособные к какой бы то ни было рациональной организации. Упорядочивает материальную силу и определяет ее цель лишь воодушевленное высокой идеей интеллектуальное меньшинство. Коренная цель социального прогресса - приведение в соответствие потребностей людей и возможностей их удовлетворения. Сам прогресс трактуется двояко: 1) как поступательная эволюция определенных экономических начал: 2) как скачок, как отрицание прежних экономических основ и замещение их новыми. Лишь силы, господствующие в экономической сфере, обладают реальной политической властью. Лишь экономическая власть позволяет реально пользоваться политическими правами. Политическая власть обслуживает породивший ее экономический порядок. Без нарушения «естественного порядка» вещей трудящиеся классы не сумеют прорвать этот порочный круг клиентальных отношений. Нарушение это будет краткосрочно и уложится в простой отрезок времени, за который будут изданы соответствующие правительственные декреты по проведению экономической, политической и правовой реформ. В интересах народа революционное меньшинство организует политический заговор. Захватив государственную власть, оно проводит указанные преобразования, восстанавливая баланс между экономической сферой и политической властью. Далее Ткачев предлагает традиционные для социологии народничества рецепты оздоровления общества: крестьянская община преобразуется в «общину коммуны», совместно владеющую землей и средствами производства: постепенно преодолевается всякое неравенство между людьми: развивается общинное самоуправление: центральные функции государственной власти упраздняются. В результате названных преобразований произойдет исторический скачок от прежних экономических принципов общества к новым основам. Отдельные идеи социологии Бакунина, Кропоткина и Ткачева оказали существенное влияние на формирование мировоззрения многих представителей социалистической мысли различных направлений как России и Западной Европы, так и стран Латинской Америки второй половины XIX-XX века. Контрольные вопросы и задания: 1. Каковы теоретические основания социологии анархистов? 2. Что являлось идеалом доктрины М.А.Бакунина? 3. Как трактовал в своей концепции государство М.А.Бакунин? 4. Каковы критерии общественного прогресса по П.А.Кропоткину. 5. Кто является автором работы «Взаимопомощь как фактор эволюции»? Каковы ее главные идеи? 6. В чем суть анархизма П.А.Кропоткина? 7. В чем заключались социологические взгляды П.Н.Ткачева? Литература: 1. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие / Московский психол.-социал. ин-т. – Москва; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 288 с. 2. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века). Под ред. Е.И.Кукушкиной: Учеб. пос. – М.: «Высшая школа», 2004. – 456 с. 3. Российская социология 1960-х. гг. в воспоминаниях и документах: Сб. ст. – СПб.: Изд-во Рус. христиан. гуманит. ин-та, 1999. - с. 4. Социология в России / Под ред. В.А.Ядова. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. – 696 с. 5. Социология в России ХIХ – начала ХХ в.: История социологии. Социологическое образование: Учеб. пос. для вузов / Под ред. В.И.Добренькова. – М.: МУБ и У, 1997. – 492 с. 6. Социология в России ХIХ – ХХ вв. Социология как наука: Учеб. пос. для студентов вузов, обуч. по напр. и спец-сти «Социология» / Под ред. В.И.Добренькова. – М.: МУБ и У, 1997. Вып. 1. – 666 с.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |