Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические концепции структуры личности




Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры. Существует множество подходов к ее рассмотрению.

З. Фрейд. Для него человек – это система социальных нужд, потребностей, а общество – это система табу или запретов.

В структуре личности он выделяет 3 элемента:

1. Ид (Оно) – наше подсознание, в котором господствует бессознательный импульс и инстинкты. Фундаментальными потребностями Ид являются либидозная потребность и агрессия (агрессивная потребность).

2. Эго (Я) – наше сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени в него прорывается. Эго стремится реализовать бессознательные потребности в приемлемой для общества форме.

3. Супер-Эго (Сверх-Я) – это нравственный «цензор», включающий совокупность норм и принципов, внутренний контроль.

Наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я, с другой.

Сублимация – это механизм разрешения конфликта, когда Эго, опираясь на силу и мощь Супер-Эго, вытесняет Ид.

 

К. Г. Юнг в структуре личности выделял эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго является центром сферы сознания и включает в себя все мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность. Эго служит основой нашего самосознания.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, когда-то осознававшиеся, но теперь подавленные и забытые. Юнг ввёл понятие комплекса, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и переживаний, вынесенных индивидуумом из личного или наследственного бессознательного опыта. Комплексы могут возникать вокруг самых обычных тем и оказывать сильное влияние на поведение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного уникален и доступен для осознания.

Наконец, более глубокий слой в структуре личности – коллективное бессознательное, представляющее собой хранилище латентных следов памяти человечества. В нём отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ.

Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребёнок, герой, мудрец, Солнце, плут, Бог, смерть и т.д. Наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мужчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).


К. К. Платонов предлагает 2 вариант описания структуры личности.

В. Г. Немировский предложил 3 вариант концепции личности. По его мнению, структура личности включает в себя 3 основных элемента:

1. положение личности в системе данных общественных производственных отношений;

2. реальные формы жизнедеятельности людей, совокупность выполняемых ими социальных ролей;

3. направленность личности, т.е. совокупность потребностей, интересов, взглядов, идеалов, выступающих мотивами индивидуального поведения.

Г. В. Осипов выделяет 3 компонента в структуре личности:

1) память (знания, информация, которыми располагает индивид);

2) культура (нормы и ценности);

3) деятельность (как практическая реализация потребностей и интересов личности).

Эти 3 компонента взаимодействуют между собой и в совокупности превращаются в убеждения личности, которые являются ядром структуры личности. Эти убеждения проявляются в качестве устойчивого, повторяющегося при различных ситуациях отношения личности к социальным ценностям общества и группы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1171; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.