КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи современных систем стандартизации
Сущность технического регулирования. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О техническом регулировании», т ехническое регулирование – это правовое регулирование отношений возникающих при: • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных • разработке, принятии, применении и исполнении на добро • оценке соответствия. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг. Общие принципы технического регулирования закреплены в ст. 3 названного закона. К ним относятся принципы: • применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития; • независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей; • единой системы и правил аккредитации; • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
• единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок; • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации; • недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации; • недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию; • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Понятие «техническое регулирование» по существу включает в себя все сектора, по которым государством формируется единая техническая политика, в том числе стандартизация, подтверждение соответствия, аккредитация, испытания, государственный контроль и надзор. Основная идея Закона исходит из необходимости введения нового, отвечающего рыночной экономике и международной практике подхода к вопросам установления и применения обязательных и рекомендуемых (добровольных) требований к продукции, процессам ее производства и обращения, работам и услугам и заключается во введении в практику обязательных технических регламентов, установлении добровольного статуса национальных стандартов. Законопроект гласит: и технические регламенты, и стандарты, прежде всего, должны базироваться на международных стандартах. Такой «единый знаменатель» сглаживает различия национальных норм. У производителей будет возможность самим выбрать технические, технологические и эргономические решения — экономически наиболее целесообразные. Вместе взятые основные элементы технического регулирования приводят к безопасности и конкурентоспособности продукции. Международные принципы управлениязаключаются в следующем: · государство обеспечивает баланс интересов потребителей и производителей, ибо, защищая потребителей, оно одновременно защищает и производителей, стараясь не мешать последним, — не создает обременительных для них условий, не к онтролирует постоянно и везде;
· за безопасность продукции отвечает производитель, но при этом обеспечивается к нему полное доверие: · государство контролирует и регулирует только то, что в силах контролировать, отдавая рынкубольшую часть регулирующих функций; · обеспечивается равноправное участие всех заинтересованных сторон в разработке, как технических регламентов, так и стандартов, т.е. той документации, что проводит техническое регулирование в жизнь. Закон, как раз и направлен на то, чтобы, с одной стороны, создать отечественным производителям "комфортные" условия для производства высококачественной продукции, а с другой — способствовать выполнению основных требований «Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле», которое: · вводит понятие «технический регламент» — документ, требования которого, обязательны к исполнению и применению; · переводит стандарты в ранг добровольных документов, призванных помочь производителям выполнить требования технических регламентов: · требует выполнения всех процедур уведомления о разработке документов, которые могут создавать технические барьеры в торговле; · оговаривает участие в разработке технических регламентов и стандартов всех заинтересованных сторон. Важно отметить, что поскольку технический регламент — это или закон, или правительственное постановление (указ Президента РФ), федеральные органы исполнительной власти лишаются возможности устанавливать какие-либо обязательные требования, скажем, к продукции. Тем самым, кстати, выполняется и одна из основополагающих статей Конституции Российской Федерации, согласно которой установление обязательных требований — прерогатива законодательного органа. Согласно международной практике, технические регламенты: · содержат только существенные требования по безопасности продукции, процессов ее производства, эксплуатации и утилизации, т.е. требования, которые реально необходимы для обеспечения безопасности продукции, не являясь в то же время избыточными;
· формулируют эксплуатационные, а не конструкционные характеристики изделий, давая производителю право самому выбрать ту или иную конструкцию или элементы конструкции, чтобы он смог добиться выполнения требуемыхэксплутационных характеристик; · устанавливают процедуры оценки соответствия; · предоставляют производителю возможность выбора приемлемой для него процедуры доказательства соответствия продукции установленным требованиям; · используют стандарты в качестве доказательной базы. Стандарты, в свою очередь, должны: · создавать доказательную базу выполнения технических регламентов и процедур оценки соответствия продукции требованиям конкретных технических регламентов; · содержать опережающие требования по качеству и безопасности продукции; · внедрять результаты инноваций; · способствовать идентификации продукции и выявлению контрафакта; · помогать предприятиям внедрять системы менеджмента качества и управления окружающей средой на базе МС ИСО серий 9000 и 14000, Кроме того, несколько статей закона закрепляют следующие положения: · государственный контроль и надзор за продукцией, подпадающей под действие обязательного подтверждения соответствия, осуществляется только на рынке; · создается информационная межведомственная специализированная сеть и информационный центр, задача которых — подготовка и рассылка уведомлений о предстоящей разработке технических регламентов, а также стандартов, если последниемогут создавать технические барьеры в международной торговле; · предусматривается семилетний переходный период, в течение которого предстоит завершить все запланированные мероприятия и перейти к реализации системы технического регулирования, оговоренной данным законом. В настоящее время в России, в отличие от стран членов ЕС и США, сложилась уникальная ситуация. С одной стороны, имеются стандарты, содержащие обязательные требования и темсамым представляющие собой технические регламенты. С другой — есть опыт продвижения российских стандартов в качестве международных. Следовательно, строить собственные технические регламенты следует на базе отечественных нормативных документов. Национальные стандарты, в свою очередь, должны основываться на международном опыте и одновременно продвигаться в качестве международных стандартов.
Некоторые специалисты считают, что разработка и принятие технических регламентов должны осуществляться только с целью обеспечения безопасности продукции для обеспечения безопасности людей, животных и окружающей среды. Однако это, хотя и необходимая, но, далеко не достаточная цель: требования безопасности продукции являются лишь одним из аспектов технических регламентов. В целом же круг требований, включаемых в эти документы, намного шире. Закон установил, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие различные виды безопасности. В этом смысле обязательные требования могут предъявляться и в отношении качества продукции, ее надежности, совместимости, соответствия своему назначению (например, лекарственных средств), предупреждения от возможного неправильного использования и многих других аспектов, если от этого напрямую зависит жизнь и здоровье людей, животных, растений, состояние окружающей среды. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом и Соглашением по техническим барьерам в торговле (ТБТ) Всемирной торговой организации (ВТО) при установлении обязательных требований необходимо обеспечить прозрачность системы технического регулирования, разработку и применение технических регламентов на недискриминационной основе и обеспечение национального режима, другими словами, равных условий в отношении доступа продукции на рынок независимо от места ее происхождения. При принятии решения о разработке определенного технического регламента и при установлении в нем требований необходимо удостовериться в том, что эти требования адекватны (и прежде всего экономически) уровню допустимого риска, другими словами, что затраты, которые несет изготовитель для выполнения этих требований, соответствуют тому ущербу, который может быть нанесен вследствие их несоблюдения. И именно государство путем рационального установления в технических регламентах соответствующих требований должно этот вопрос регулировать, так чтобы продукция, имеющая уровень риска выше допустимого, не могла поступать на рынок. Очень важно также при учете случаев нанесения ущерба учитывать не только те из них, которые были вызваны несоблюдением требований технических регламентов, но и случаи нанесения ущерба при их соблюдении. Среди критериев формирования программы разработки технических регламентов, следует в первую очередь назвать правильное определение объектов технического регулирования и соответствие целям принятия технических регламентов. Среди приоритетов разработки технических регламентов следует указать в первую очередь на следующие категории регламентов: на продукцию, для которой имеются существенные торговые барьеры и которая играет существенную роль в торговых отношениях; на продукцию, для которой существуют национальные стандарты на требования безопасности, гармонизированные с международными или европейскими стандартами; на процессы производства, ориентированные на применение систем менеджмента качества или надлежащей производственной деятельности. Доказательной базой при подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов станет перечень соответствующих национальных стандартов. Тема 2. Научно-технические основы стандартизации. Цели стандартизации можно подразделить на общие и конкретные, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели заключены в самом понятии стандартизации. Конкретизация общих целей связана с выполнением отдельных требований: - разработка норм, требований, правил, обеспечивающих: безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества; - совместимость и взаимозаменяемость изделий; - качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса; - единство измерений; - экономия всех видов ресурсов; - безопасность хозяйственных объектов, связанная с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций; - обороноспособность и мобилизационная готовность страны. В ст. 11 Закона «О техническом регулировании» определено, что стандартизация осуществляется в целях: • повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; • повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • обеспечения научно-технического прогресса; • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; • рационального использования ресурсов; • технической и информационной совместимости; • сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных; • взаимозаменяемости продукции.
Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п. Основными задачами стандартизации являются: · обеспечение взаимопонимания между поставщиками (разработчиками) и потребителями (заказчиками); · установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе требований, обеспечивающих ее безопасность и охрану окружающей среды; · установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной и др.), а также взаимозаменяемости продукции; · согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, составных частей, сырья и материалов; · унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных, блочно-модульных норм, правил, и положений; · нормативно-техническое обеспечение испытаний, сертификации, оценки и контроля качества продукции; · установление требований к технологическим процессам для снижения материалоемкости и энергоемкости и для обеспечения применения малоотходных технологий; · создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации; · нормативное обеспечение крупных межгосударственных и государственных научно-технических, социально-экономических задач и программ, инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, безопасность, контроль среды обитания и др.); · создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции. Деятельность по стандартизации должна быть весьма динамична, чтобы соответствовать изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества (прежде всего в экономике). Необходимо успевать за этими изменениями и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию производства. В соответствии с перечисленными целями, основными результатами деятельности по стандартизации должны быть: - повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, - устранение технических барьеров в международном товарообмене, - содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях. Кроме того, действующие системы стандартизации явно смещают приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаимопонимания между партнерами как в сфере техники и технологии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях. Новые системы стандартизации предоставляют возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Например, в работе технических комитетов России (их уже несколько сотен) участвуют: изготовители продукции, потребители, разработчики проектов, представители общественных организаций и отдельные специалисты. Фонд стандартов служит базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством. В настоящее время фонд РФ приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует как развитию стандартизации в странах содружества, так и укреплению экономических связей между ними.
2.2. Объект и область стандартизации. Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Применительно, например, к мебели, конструкционные характеристики и методы испытаний могут быть изложены в двух стандартах. Объектами стандартизации могут быть материальные объекты, абстрактные понятия, чувственные восприятия, производственная и общественная деятельность, а также действия людей, имеющие перспективу многократного применения во всех сферах человеческой деятельности. Материальными объектами могут быть, например, образцы машин, их составные части, детали, эксплутационные материалы, документация, технологическое оборудование, измерительные приборы и др. К абстрактным понятиям относятся методы, методики, правила, нормы, системы требований, масштабы и др. Объектами производственной и общественной деятельности могут быть финансовые системы, информация, наука, образование и др. К объектам действий людей следует отнести технологические процессы, приемы и правила вождения и др. Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д. Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Так, если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация. Региональная стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях. Национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений. Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией. Аспект стандартизации - это группа требований или условий, которым должен удовлетворять объект стандартизации, например методы испытаний, правила хранения, технические требования. Все объекты удобно рассматривать во взаимосвязи в пределах сферы стандартизации (рис. 1). Рис. 1. Сфера стандартизации
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |