От очень многих и разнообразных причин. Один из факторов – возраст. Чем младше ребенок, тем продолжительнее врабатывание, короче период оптимальной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление.
Следующий фактор – состояние здоровья. У детей с хроническими заболеваниями, и особенно у часто и длительно болеющих детей, как правило, отмечаются низкая и неустойчивая работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстро наступает утомление.
Еще один фактор – функциональная зрелость организма, соответствие условий и требований работы функциональным возможностям ребенка. Именно функциональная зрелость коры и регуляторных структур мозга определяет, может ли ребенок удерживать внимание, быстро врабатываться, определенное время работать без отвлечений – другими словами, работать эффективно.
Если условия и организация работы или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его функциональным возможностям, удлиняется период врабатывания, сокращается период оптимальной работоспособности и резко наступает утомление.
В онтогенезе ребенка выделяются два критических периода – начало обучения (6–7 лет) и период полового созревания (11–14 лет). Эти периоды отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и резким развитием утомления.
Рациональная организация учебных занятий сокращает период врабатывания, способствует удлинению периода оптимальной работоспособности и отодвигает, делает менее выраженным утомление.