КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Рыночное поведение конкурентных фирм
1. Основные признаки конкурентной фирмы. 2. Модель рыночного равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. 3. Условия долгосрочного равновесия конкурентной фирмы. 4. Совершенная конкуренция и эффективность.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В микроэкономике принято утверждать, что преобладает совершенная конкуренция, если на рынке выполняются следующие условия: - в отрасли производства функционирует очень много фирм, т.е. каждая отдельная фирма имеет очень небольшую долю общего объема выпуска – менее 1% общих продаж за любой данный период времени; - все фирмы выпускают и продают стандартизированную продукцию многим покупателям. Как следствие, фирмы не интересуются производственными решениями своих конкурентов; - информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободнодоступна, и, значит, равновесная рыночная цена Pe товара складывается независимо от решений, принимаемых отдельно взятой фирмой; - вход на рынок и выход с него для конкурентной фирмы, производящей стандартизированную продукцию, свободны. Так как конкурентная фирма не может воздействовать на рыночную цену Pe, то индивидуальная кривая спроса на товар, производимый этой фирмой, имеет вид горизонтальной линии. Это означает, что фирма может продавать любое количество своей продукции, не воздействуя тем самым на рыночную цену товара. Однако рыночная кривая спроса имеет наклон вниз. Данным наклоном она показывает, что готовность покупателей платить за отраслевой вид продукции изменяется под воздействием доступности этой продукции, т.е. избытка или дефицита её на рынке.
2. МОДЕЛЬ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ Различные варианты равновесия между спросом и предложением на продукцию конкурентной фирмы можно проиллюстрировать с помощью графической модели (рис. 3.2)
P S=MC P1 E1 D1 Прибыль Е2 AC P2 D2 P3 Убытки Е3 АVC D3
Q3 Q2 Q 1 Q Рис. 3.2. Основные изменения равновесия конкурентной фирмы На рис. 3.2. кривая предложения S совпадает с кривой предельных издержек MC, так как фирма не имеет возможности влиять на рыночную цену Pe и поэтому заинтересована в продаже каждой дополнительной единицы своей продукции. В то же время кривая спроса D занимает положение горизонтальной линии, причем это положение определяется буквально установившимся уровнем рыночной цены, что соответствует совершенно эластичному спросу на продукцию данной фирмы. Возможные изменения рыночного положения конкурентной фирмы выражаются, таким образом, тремя характерными ситуациями на рынке: 1. Если рыночная цена P1 устанавливается на уровне точки равновесия E1, которая явно превышает минимум средних издержек (min AC - точка Е2), то фирма получает бухгалтерскую прибыль, а значит - чистую прибыль, и вполне осознает своё конкурентное преимущество в сравнении с другими фирмами отрасли. 2. Если рыночная цена снижается до уровня точки равновесия E2, для которой характерно равенство (P2 = min AC), то говорят: фирма работает на уровне «самоокупаемости». Фактически фирма получает нулевую экономическую прибыль, или иначе – для предпринимателя остается лишь нормальная прибыль, т.е. его личный доход. 3. Если же рыночная цена снижается до уровня точки равновесия E3, что соответствует равенству (P3 = min AVC), то фирма вынужденно прекращает свою деятельность. Поэтому точку min AVC и называют точкой прекращения деятельности фирмы. Экономический смысл отрезков E1E2 и E2E3, расположенных на кривой предложения S, носит явно противоречивый характер: - отрезок E1E2 соответствует прибыли, получаемой фирмой. Поэтому площадь фигуры P1E1E2P2 отображает всю валовую прибыль фирмы; - отрезок E2E3 соответствует потерям фирмы, возрастающим по мере снижения цены P2 до уровня цены P3. Эти потери равнозначны издержкам, которые фирма не может покрыть своевременно, и вынуждена оплачивать дополнительно штрафные санкции - вплоть до объявления своего банкротства. В то время как снижение рыночной цены уменьшает выигрыш фирмы, напротив, повышение цены ведет к увеличению выигрыша фирмы. Поэтому ситуация непрерывного повышения рыночной цены соответствует общему представлению о выигрыше фирмы-производителя, а область P3P1E1E3 принято называть областью выигрыша производителя (при условии более-менее устойчивой тенденции к росту рыночной цены на стандартизированную продукцию, выпускаемую конкурентными фирмами).
3. УСЛОВИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ В долгосрочном периоде рыночное равновесие конкурентной фирмы означает, что объем выпуска продукции и рыночная цена этой продукции позволяют получать нулевую экономическую прибыль. Следовательно, в долгосрочном периоде рыночная цена равна не только средним издержкам AC, но также предельным издержкам MC. Такое равенство возможно лишь в точке равновесия E2, которая изображена на рис. 3.2. Предполагается, что в условиях совершенной конкуренции все фирмы полностью информированы о настоящем и будущем своего рыночного положения. В этом предположении отражается роль экономической прибыли: - пока рыночные цены превышают LRAC min, фирмы способны построить предприятия с минимальными издержками и получить экономическую прибыль; - когда отрасль с совершенной конкуренцией находится в долгосрочном равновесии, цена товара падает до минимального уровня, т.е. до уровня LRAC min. Как следствие, фирмы снижают издержки, насколько это возможно, но не из благотворительности, а исходя из собственных интересов. Важно понять, что любое увеличение или уменьшение цены приводит к тому, что рыночные силы возвращают эту цену к уровню LRAC min. По словам А.Смита, прибыль работает как сигнал. В конкурентном мире прибыль – только временная награда для тех, кто умён и удачлив. Экономическая прибыль неизбежно сократится до нуля, как только новые производители, привлеченные ею, вступят в отрасль, в которой её можно получить. Это – парадокс прибыли: экономическая прибыль приводит в действие механизм перераспределения ресурсов, который в конечном счете сводит её к нулю. По словам В.Парето, в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции возникает ситуация «ни прибыли, ни убытков». По сути, смитовский «парадокс прибыли» интерпретируется В.Парето, как некоторая оптимальность в экономике. Однако оптимум по Парето существует лишь в том случае, когда имеет место такое распределение ресурсов и товаров, при котором отсутствует вариант их перераспределения, способный улучшить положение хотя бы одного индивида, не ухудшая положения других индивидов общества.
4. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ В условиях совершенной конкуренции ни одна хозяйственная единица не обладает достаточным влиянием, чтобы воздействовать на рынок и цены, т.е. отсутствие экономической власти делает невозможным злоупотребление ею. Государственная власть, которая ограничивает или регламентирует экономическую власть малых хозяйств, по сути, не нужна. Так как без содействия государства достигнута максимальная экономическая эффективность системы, то любое государственное вмешательство повредило бы такой эффективности. По выражению Д.Гэлбрейта, в государстве благоденствия нет необходимости в министерстве благоденствия. Совершенная конкуренция обеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей. Это создает равенство возможностей, однако не гарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для инновационного процесса (прежде всего, в науко- и капиталоемких производствах, фундаментальных исследованиях). Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции, т.е. не учитывает диапазон потребительского выбора. Критическое отношение к модели совершенной конкуренции стало следствием не только сопоставления её с фактами, но и пересмотра понятия конкуренции и её форм. Две работы ознаменовали собой поворот в анализе рынков и цен: «Теория монополистической конкуренции» Э. Чемберлина, вышедшая в 1933 г., и «Экономика несовершенной конкуренции» Дж. Робинсон, опубликованная в 1952 г. Современное представление о конкуренции характеризуется следующими чертами: 1. Конкуренция и монополия не исключают друг друга, в реальной экономической жизни они переплетаются друг с другом. 2. Конкуренция многообразна: она ведется не только через цены, но также посредством выбора методов производства, выбора продукции, политики в отношении факторов производства. Она предполагает проведение как агрессивных, так и оборонительных действий. 3. Конкуренцию следует оценивать не столько как функцию некоторых рыночных структур, сколько с точки зрения ее результатов. Конкуренция должна быть, прежде всего, действенной и эффективной. Эффективная конкуренция развертывается между фирмами, имеющими различную величину, различные издержки производства, разные стратегические курсы и цели. Она побуждает к прогрессу, то есть к улучшению хозяйствования, растущему многообразию качества и видов продукции, появлению новых товаров. Подобная концепция конкуренции не упускает из виду неравенство фирм и асимметричность влияния доминирующих компаний.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |