КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эпоха Петра I
Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества Коренные изменения в Российском государстве в конце XVII – 1/4 XVIII вв. связаны с именем младшего сына Алексея Михайловича – Петром I. Петр I родился в 1672 г. от 2-го брака Алексея Михайловича и Наталии Кирилловны Нарышкиной. После смерти бездетного Федора Алексеевича претендентами на трон были: Иван V Алексеевич (и сестра Софья) и Петр I. Поставили Петра I, но сторонники Софьи подняли недовольных стрельцов, которые 15.05.1682 г. истребили главных противников и поставили на престол Ивана V и Петра I при регентстве Софьи (1682-1689). В 1689 г. выросший Петр заточил Софью в Новодевичий монастырь. Началось правление Петра I (1689-1725) (Иван V из-за слабого здоровья не принимал участия в управлении страной и умер в 1696 г.). Основные направления политики Петра I: Главной задачей внешней политики Петра I стала борьба за выход к морям. 1) 1695-1696 гг. – Азовские походы против татар и турок. 2) 1700-1721 гг. – Северная война. Модернизация Петра I: 1. Военная реформа, в результате которой созданы регулярные вооруженные силы: а) Создание флота и регулярной армии на основе рекрутских наборов из крестьян. Наборы были нерегулярные. б) Подготовка профессиональных военных кадров из дворян: - б-1) создание гвардейских дворянских полков (Семеновского и Преображенского) для формирования офицерства; - б-2) запрещение производить в офицеры дворян, не прошедших солдатскую воинскую службу, по указу 1714 г. - б-3) учреждение навигационной, артиллерийской и инженерной школ; в) Издание в 1716 и 1720 гг. Воинского и Морского уставов. 2. Реформы центрального и местного управления, в результате которых образован централизованный государственный аппарат и оформилась бюрократия. а) 1721 г. – принятие титула императора. б) 1722 г. – у каз о наследии престола, где обосновано право монарха назначать себе преемника по своему усмотрению. В 1718 г. сына Петра I, царевича Алексея, приговорили к казни. Он умер до этого под пытками. в) Создание Сената (1711 г.) как временного органа для управления государством во время Прутского похода. г) Замена приказов коллегиями (1717-21 гг.), которые в отличие от приказов имели четкие функции и действовали на основе инструкций (Генерального регламента и собственных регламентов). Это так называемая шведская система централизованного управления, особенностью которой является коллегиальность («что один не постигнет, постигнет другой»), которая должна пресечь казнокрадство и взяточничество. (См. Схема Российская империя в 1/2 XVIII в.); д) Губернская реформа (См. Схема Российская империя в 1/2 XVIII в.) е) Реформа городского самоуправления (укрепила права купечества).
Схема. Российская империя в 1/2XVIII в.
30 Император – титул правителя России с 1721 г.. 31 Правительствующий сенат (1711 г.) – высшее административное, судебное и контролирующее учреждение России во главе с генерал-прокурором («императорским оком»). Сенат получал донесения от губернаторов и коллегий, рассылал ревизоров.
32 Преображенский приказ – орган политического сыска. 42 Тайная канцелярия – центральный орган политсуда и следствия по особо важным делам.
33 Синод – орган церковного управления (1721 г.), заменивший патриаршество. Синод состоял из представителей духовенства, главного фискала по духовным делам и обер-прокурора, назначавшихся императором.
34 Коллегии – центральные органы отраслевого управления, созданные вместо приказов. Существовали: Воинская, Административная, Иностранных дел, Юстицколлегия, Камер-коллегия (ведомство государственных доходов), Ревезион-коллегия, Штатс-контора (ведомство государственных расходов), Камерц-коллегия (торговля), Берг- и Мануфактур-коллегия (промышленность). Коллегии состояли из 11 человек: президента (чаще всего русского), вице-президента (чаще всего иностранца), 4-х советников, и асессоров, плюс один советник или асессор из иностранцев.
35 Главный магистрат – центральный орган управления (1720 г. на правах коллегии) ведавший всем городским сословием в России. 36 Городские магистраты – органы городского управления. Функции: ▪ хозяйство города, ▪ сборы и повинности жителей. 39 Избиратели – состоятельные горожане (высшие и средние слои), избиравшие своих представителей в городской магистрат. Низшие слои горожан имели право выбирать только старост, сообщавших магистрату о своих нуждах.
37 Губернаторы – представители императора в губерниях (в 8, а затем в 11 административно-территориальных единицах страны). В ласть: ▪ административная, ▪ судебная, ▪ главнокомандующие губернских войск. 38 Коллегии ландратов – собрания представителей дворян определенной губернии, действовавшие при губернаторах.
40 Воеводы – представители центральной власти в провинциях – территориях, на которые были разделены губернии. 41 Воеводы – представители центральной власти в дистриктах (уездах) – территориях, на которые были разделены провинции.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2642; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |