Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной текст




Введение

1. Исторический очерк.

2. Обзор изучаемой предметной области, ее связь со смежными областями.

3. Вопросы использования знаний, получаемых при изучении данной книги.

Теоретико-познавательные тексты (термины, факты, явления, объекты, события, процессы, законы, закономерности, их следствия, ведущие идеи и перспективные направления).

Инструментально-практические тексты (задачи, упражнения, опыты, эксперименты, ситуации)

Язык текста должен учитывать композицию (глава, параграф), синтаксический строй (ясность, точность, лаконичность, образность, эмоциональность).

Структура текста должна отвечать требованиям системности и систематичности: введение новых терминов, понятий должно сопровождаться их описанием, порядок их ввода должен исключать образование петель в графах, отражающих отношения логического предшествования вводимых терминов и понятий, необходимо выдерживать однозначность используемых терминов.

Дополнительный текст – служит для углубления положений основного текста.

Иллюстрации – рисунки, чертежи, схемы, фотографии. Важнейшее средство передачи невербальной информации - образами (подключается правое полушарие мозга).

Композиционная структура и требования к содержанию учебника

(использованы материалы Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов М.: Изд-во МГУ, 1993.-224 с.)

Элемент структуры Требования к содержанию
Оглавление - представляет систему заголовков всех значимых частей книги с указанием страниц. Помещается после титульного листа. Используется в книге, посвященной одной теме, разбитой на главы или другие равнозначные части. Заголовки должны быть краткими и их оформление должно способствовать быстрому поиску информации.
Содержание Используется в сборниках для обозначения входящих в него произведений (статей), а также в периодических журналах для обозначения статей, входящих в данный номер
Предисловие – относится к элементам справочного аппарата. Разновидности – “От автора”, ”От редактора”, ”От составителя” и т. д. Это водный текст, предваряющий изложение основного материала.
  1. Характеризует роль и значение дисциплины в образовательной программе, показывает место данного курса среди других дисциплин (предыдущих и последующих).
  2. Содержит основные цели и задачи, стоящие перед студентами при изучении данного курса.
  3. Показывает основные особенности данного издания, его отличие (преемственность) от предыдущих, методическую направленность его содержания с учетом самостоятельной работы с книгой и использования технических средств обучения.
  Предисловие может содержать другую информацию для активизации работы читателя с книгой. Объем должен быть небольшим.
Методические рекомендации – целесообразны для организации самостоятельной работы с книгой, особенно для студентов очно-заочно (вечерней) и заочной форм обучения, является своего рода инструкцией по пользованию книгой для изучения учебной дисциплины.
  1. Даются общая установка на изучение курса, его структура, продолжительность изучения дисциплины, виды занятий.
  2. Показываются, какие предшествующие знания являются основой для успешного изучения, освоения или переработки материала данной учебной книги.
  3. Дается общая характеристика учебника (пособия), его структуры и содержания, справок сопроводительного аппарата, дозировка материала.
  4. Предлагаются рекомендации по чтению и выбору материала (в том числе конспектированию).
  5. Указывается рекомендуемая продолжительность работы по изучению материала и имеющиеся средства контроля успешного усвоения информации.
Даются рекомендации по организации самостоятельной работы и пользованию элементами справочного аппарата, а также использования дидактических средств обучения.
Введение Раскрывает предмет науки, историю ее становления и развития, связи с другими отраслями знаний. Простой тип содержит краткий исторический очерк объемом 0,05 – 0,2 а. л. *) Развернутый типсодержит краткий исторический очерк; изложение основных исходных понятий и раскрытие основной терминологии; обзор взглядов, литературных источников экспериментальных данных; обоснование постановки и разработки темы объемом около 1 а. л. Нормальный типсодержит текст объемом около 0,5 а.л.
Текст – раскрывает содержание учебной программы, обеспечивает последовательное, полное и аргументированное изложение. Подразделяется на части, разделы, главы, параграфы. Основной текст Теоретико-познавательные тексты: 1. Основные термины и язык конкретной области научного познания и специализированной деятельности, которую представляет учебная дисциплина. 2. Основные понятия и их определения. 3. Основные факты (явления, объекты, процессы, события, опыты). 4. Характеристики основных законов, закономерностей и их следствий. 5. Характеристики развития ведущих идей перспективных направлений. 6. Характеристику моральных и эстетических норм, необходимых для деятельности в данной области знаний. Инструментально-практические тексты: 7. Характеристики основных способов деятельности, необходимых для усвоения учебного материала и самостоятельной работы. 8. Характеристики основных методов познания в данной области знаний, в том числе и прикладных методов. 9. Описания задач, упражнений, правил расчета, опытов, экспериментов, ситуаций, необходимых для выведения правил, теорий и обобщений, для усвоения теоретико-познавательной информации. 10. Набор задач, упражнений, необходимых для формирования комплекса базовых умений. 11. Характеристику логических операций и приемов, необходимых для организации процесса усвоения теоретико-познавательной информации. 12. Обзоры, специальные разделы. 13. Выводы по структурным составляющим текста. 14. Специальные элементы текста, служащие закреплению учебного материала. Дополнительные тексты Документы, хрестоматийные материалы, отрывки из научной, художественной и другой литературы, библиографические, науковедческие, статистические сведения, справочные материалы и др. Пояснительные тексты Пояснения к текстам, планам, диаграммам, графикам и картам, сводные таблицы формул, системам единиц, коэффициентов, элементов, а также сводки нормативов, указатели обозначений, сокращений и др.  
Примечания Представляют собой краткие дополнения, пояснения и уточнения к основному тексту учебника или учебного пособия (внутритекстовые –следующие непосредственно за текстом, к которому они относятся, подстрочные - внизу полосы, под строками основного текста, затекстовые - после всего основного текста книги)
Контрольные вопросы и задания Предназначены для самоконтроля усвоения учебного материала. Характер вопросов и заданий должен соответствовать целевому уровню формирования знаний и умений.
Иллюстрации – средства образной наглядности, которые способствуют формированию у студентов конкретных представлений о предметах, процессах и явлениях объективного мира. 1. Должны использоваться только в тех случаях, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, когда их наличие позволяет яснее, точнее и образнее представить излагаемый материал. 2. Не должны быть излишне подробными и отвлекать читателя от основного материала. 3. Позиционные номера должны быть расположены по порядку как в тексте, так и на иллюстрации. 4. Однотипные иллюстрации в учебнике должны быть единообразными по технике исполнения. 5. При представлении статистических данных и их связей целесообразно использовать графики и диаграммы.
Заключение 1. Должно содержать информацию о затронутых вопросах той или иной отрасли знаний, существующих научных школах, гипотезах, об основных направлениях дальнейшего развития данной науки. 2. Показывает, как будет использоваться полученные знания при изучении последующих дисциплин.
Приложения Могут содержать диаграммы, карты, таблицы, схемы, словари, списки иллюстраций и т.д.
Указатели Включают основные термины и понятия, встречающиеся в книге, а в именной – фамилии и инициалы лиц, сведения о которых можно найти в книге.  
Литература – раздел, который включает основные использованные и рекомендуемые автором для углубленного изучения литературные источники. При использовании фактического материала из других книг и документов необходимо делать соответствующие ссылки (внутритекстовые или подстрочные). При описании литературных источников желательно указывать страницы текста рекомендуемых книг, для быстрого поиска информации.

*) Авторский лист (а. л.) содержит 40 тыс. печ. знаков.

 

4. Критерии оценки качества учебных изданий

При подготовке учебных изданий их объективная оценка имеет особо важное значение. Учебное издание может нанести прямой вред, если в нем будут содержаться ошибки, неточности, неверные утверждения. К тому же, если учебный материал в издании окажется построенным методически неудачно, то это значительно затруднит его восприятие студентами, а, возможно, сделает его вообще непонятным для них.

Основными критериями качества учебных изданий являются:

1. Соответствие материала содер­жанию учебной программы курса (при наличии отступлений от учебной про­граммы следует указать, чем они вызваны и целесообразны ли они) и требованиям государственного образовательного стандарта.

2. Актуальность содержания: соответствует ли уро­вень изложенного материала современным достижениям науки, техники и культуры.

3. Полнота и качество примененного дидактического аппарата:

· насколько точно структурировано содержание;

· как выделены по тексту ключевые слова (слова, несущие основную смысловую нагрузку)

Варианты выделения ключевых слов в учебном тексте:

1. перечисление в начале текста параграфа;

2. выделение ключевых слов шрифтом (жирным, курсивом), цветом шрифта, цветом фона;

3. приведение семантической сети параграфа в виде ключевых понятий и отношений между ними (такую сеть иногда называют структурной схемой параграфа).

· корректно использованы термины;

· корректно сформулированы определения;

· точно подобраны иллюстрации;

· методически верно подобра­ны учебные задания.

4. Полнота представления элементов справочно-сопроводительного аппарата (с учетом вида издания): предисловие, указатели, прикнижная аннотация (с читательским адресом), библио­графические списки, списки сокращений и условных обозначений и др., а также такие элементы текста, как введение, заключение, прило­жения.

5. Использование общепринятой терминологии, норм, правил, стандартов обозначений величин и т.п.

6. Литературный стиль изложения материала.

 

Приложение.

Пример оформления гиперссылок в печатном учебнике

Проектирование авиационных газотурбинных двигателей: Учебник для вузов / Под ред. профессора А.М. Ахмедзянова. – М.: Машиностроение, 2000. - 454 с.

 

 

 

Итог лекции:

Дано определение понятию «издание». Приведен состав выходных сведений издания. Дано определение понятию «электронный документ». Приведена классификации видов изданий по по виду носителя (печатное издание, электронное издание). Приведена классификации видов электронных изданий: по наличию печатного эквивалента (электронный аналог печатного издания, самостоятельное электронное издание); по природе основной информации (текстовое электронное издание, программный продукт, мультимедийное издание); по технологии распространения (локальное электронное издание, сетевое электронное издание, электронное издание комбинированного распространения). Введены особенные для электронного издания понятия «титульный экран» и «минимальные системные требования». Приведен порядок государственной регистрации электронных изданий.

Приведена классификация видов изданий, используемых в учебном процессе (по целевому назначению): учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия, учебная программа, практикум, задачник, учебный комплект, словарь, энциклопедия, справочник, альбом, атлас. Приведены назначение и порядок грифования учебных изданий, виды грифов. Описана композиционная структура учебника и дана характеристика элементов композиционной структуры учебника. Приведены критерии оценки качества учебных изданий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.