Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная неделя

Динамика работоспособности студентов и факторы ее определяющие.

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов.

Как известно студенты составляют особую социальную группу; объединенную определенным возрастом, специальными условиями труда и жизни. Новые социальные психофизиологические условия, интенсивный учебный процесс, а нередко новая климатогеографическая среда, необходимость усвоения большого количества информации в условиях дефицита времени, длительные периоды гипокинезии, неполноценное питание, конфликтные ситуации, возникающие при оценке полученных знаний, предъявляют высокие требования к компенсаторно-приспособительным механизмам их организма.

На первом курсе происходит ломка старого стереотипа школьника и создание нового стереотипа студента. У всех первокурсников в первые месяцы пребывания в вузе повышается эмоциональная лабильность, утомляемость заметно снижается уровень восприятия, объем памяти, ухудшается логическое мышление. Это сопровождается значительным напряжением обеспечивающих функциональных систем, а в частности системы кровообращения.

Исследования динамики функционального состояния ЦНС студентов первого курса в период острой адаптации к условиям вузовского обучения с сентября по декабрь показало, что относительная стабилизация большинства психофизиологических показателей происходит к шестой недели обучения. К этому времени улучшается выраженность компонента ориентировочной реакции.

Исследования физиологического статуса студентов в процессе повседневной учебной деятельности выявили у 60-70% обследованных множественные нарушения состояния их здоровья. Экспериментально установлено, что ограничение двигательной активности сопровождается изменениями в эндокринной и иммунной системах, в кровообращении, в процессах обмена в тканях, ускоряется развитие старческих изменений.

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.

Перед экзаменом студенты пребывают в состоянии крайнего психоэмоционального напряжения, характеризующееся выраженными изменениями вегетососудистых функций, высокими энергозатратами, что естественно не способствует эффективной сдаче экзамена.

Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота серцебиения у них устойчиво повышается до 88-92 уд/мин., против 76-80 уд/мин. в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, ЧСС нарастала до 118-144 уд/мин. АД повышалось до135/85-155/95мм рт ст., против 115/70 мм РТ ст. в период учебных занятий.

В целом ситуация экзамена для большинства студентов является стрессогенной, однако многие из них способны преодолевать стресс.

Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Существуют объективные и субъективные факторы обучения, отражающиеся на психофизиологическом состоянии студентов, объективным факторам относят среду жизнедеятельности и учебного труда студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общую учебную Нагрузку, отдых, в том числе активный. К субъективным факторам следует отнести: знания, профессиональные способности, мотивацию учения, работоспособность, нервно-психическую устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (особенности характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.

Учебное время студентов в среднем составляет 52—58 ч в неделю, включая самоподготовку), т.е. ежедневная учебная нагрузка равна 8––9 ч, следовательно, их рабочий день один из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой бюджет времени, занимаются самоподготовкой и по выходным дням.

Традиционно в динамике работоспособности выделяются следующие периоды:

Первый период – врабатывания – характеризуется постепенным повышением работоспособности и некоторыми её колебаниями. Фиэиологические системы, обеспечивающие учебную деятельность активизируются, и в первые два часа работоспособность поднимается.

Второй период – оптимальной (устойчивой) работоспособности – имеет продолжительность – 1,5 – 3ч. Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной деятельности.

Третий период – полной компенсации – отличается тем, что появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией к работе.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается, И проявляется ряд субъективных ощущений (чувство усталости). При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе, устойчивости внимания, оперативной памяти и др.)

Степень утомления зависит от индивидуальных особенностей и типа нервной системы, физического состояния и компенсаторных возможностей организма. Подтверждаются данные о развитии в коре больших полушарий «охранительного торможения», особенно выраженного в конце 8- часового рабочего дня.

Начало утомления является сигналом к прекращению работы и физиологическому восстановлению.

В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв). Наблюдаются функциональные сдвиги, неадекватные выполняемой работе, человек уже не может волевым усилием компенсировать снижение работоспособности.

Дальнейшее продолжение работы малоэффективно, что говорит о высокой «физиологической стоимости». В практической оценке динамики работоспособности часто третий и четвертый периоды характеризуются как периоды снижения работоспособности.

Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.

Работоспособности, как и многим функциональным психофизиологическим показателям, свойственна цикличность изменений в течении суток, по дням недели, сезонам года. В течение дня оптимум физиологических функций и высокая работоспособность регистрируется с 9-10 до 12-13 часов и с 15 до 17-18 часов.

Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понед.), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (втор.-четв.) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятн. субб.) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением «конечного порыва).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Дыхательные упражнения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.