Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы вопросов в анкете по форме и по функциям

Читайте также:
  1. I. Налоговая база при получении доходов в натуральной форме.
  2. Административно-правовая организация управления в области занятости населения, труда и социальных вопросов.
  3. Акты по форме Н-5, H-1 и П-5 вместе с материалами расследования подлежит хранению в течение 45 лет на предприятии, работником которого является (был) пострадавший.
  4. Альтернативы частичным функциям
  5. Бухгалтерский учет в пореформенной России
  6. В письменной форме, если это не противоречит законодательству или договору.
  7. Взаимосвязь нормирования труда с решением производственных вопросов.
  8. Виды экономической информации по функциям управления.
  9. Вопрос № 98. Особенность пореформенной экономической мысли России
  10. ГЕНЕЗИС БУРЖУАЗНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
  11. Государственно-управленческая мысль в форме административного права
  12. Действия над непрерывными функциями

 

Вопросы в анкете один от другого различаются по наличию возможных ответов. Если внимательно посмотреть на форму вопросов, поставленных в анкете, то можно выделить три варианта ответов на них:

· открытые вопросы;

· закрытые вопросы;

· полузакрытые вопросы.

Открытые вопросы – это вопросы, в которых не содержатся варианты возможных ответов, т.е. респондент самостоятельно формирует ответ на вопрос в зависимости от своей информированности, компетентности, желания отвечать на данный вопрос. Открытые вопросы, как правило, используются в пилотажных исследованиях для разработки вариантов ответов на другие виды вопросов. Их доля в анкетах невелика и зачастую не превышает 8 - 10 % от общего количества вопросов.

Открытые вопросы, традиционно, ставятся в конце анкеты для: сбора дополнительных мнений, пожеланий и предложений об опрашиваемой проблеме; опроса экспертов с тем, чтобы сохранить индивидуальное мнение по исследуемой проблеме; сбора дополнительной информации при опросах общественного мнения и т.д.

Закрытые вопросы, в которых респонденту предлагается по заданному критерию выбрать один или несколько вариантов ответов, предложенных в вопросе. Структурно закрытый вопрос включает в себя собственно вопрос и ответную часть, содержащую ожидаемые или возможные варианты ответов.

Удобство закрытых вопросов состоит в том, что они:

· увеличивают заполняемость анкет, сокращая число не ответивших респондентов;

· позволяют кодировать ответы респондентов для машинной обработки;

· стандартизируют ответы респондентов по заданному числу позиций.

В то же время это удобство не всегда является бесспорным для всех исследовательских ситуаций.

В зависимости от числа ответов и типа логических задач, решаемых респондентом при ответе на вопрос, закрытые вопросы по функциям могут быть следующих видов:

а) дихотомические вопросы типа "да - нет". В ответе на такой вопрос респондент может выбрать одну из двух предложенных альтернатив, чем выразить свое согласие или несогласие с предложенным вариантом ответа;

б) альтернативные вопросы, в которых респонденту предлагается выбор одной из уравновешенных формулировок;

в) шкальные вопросы, в которых респондент должен соотнести свое мнение с одним из делений предложенной шкалы;

г) вопросы - "меню", которые предполагают выбор неограниченного числа ответов или отбор заданного числа ответов в соответствии с критерием важности, предпочтительности, значимости.

Полузакрытые вопросы, сочетающие в себе преимущества открытого и закрытого вопросов. Структурно вопросы данного вида состоят из побудительной части (собственно вопроса); ответной части, содержащей специально разработанный перечень ответов (возможных и ожидаемых); свободных строчек, для дополнительных вариантов ответов, сформулированных респондентом (что еще?, другое).



Однако не всегда полузакрытый вопрос расширяет познавательные возможности. Обычно, респонденты ограничиваются предложенным перечнем ответов. Число приписок, как правило, невелико. Следовательно, они редко обрабатываются и включаются в анализ. Вместе с тем, среди приписок могут быть очень ценные, оригинальные или неожиданные для социологов высказывания по проблеме исследования.

Кроме различий по форме вопросы в анкете могут различаться и по функциям. По функциям различают следующие виды вопросов:

Вопросы - фильтры, используемые тогда, когда социолог сомневается в компетентности своего респондента. При помощи этих вопросов социолог определяет, являются ли респонденты теми людьми, которые ему нужны для исследования.

Например, прежде чем выяснить у респондента какой форме медицинского обслуживания он отдает предпочтение (государственной поликлинике, медицинскому кооперативу, отдельно практикующим врачам, больнице или вообще никаким), необходимо предвосхитить этот вопрос вопросом: какие лечебные заведения респондент посетил в течение года (поликлинику, медицинский кооператив, отдельно практикующего врача, ничего не посещал). Или вопросом: как Вы оцениваете свое здоровье (практически здоров, периодически болею, страдаю хроническими заболеваниями). Из ответов на вопросы-фильтры можно сделать вывод, является ли респондент достоверным источником по вашей проблеме исследования.

Если человек здоров, к врачам не обращался в течение длительного периода, то и мнение его о работе медицинских учреждений будет не совсем объективным, надуманным.

Контрольные вопросы, предназначенные для проверки логической непротиворечивости, достоверности и искренности респондентов. В анкету могут быть включены контрольные вопросы следующих видов:

- вопрос о каком либо явлении, данные о котором стопроцентно известны;

- вопрос закрытого типа с перечнем ответов на него, среди которых один заранее известен;

- можно поставить вопрос о вымышленном событии или несуществующих людях.

По графическому оформлению в анкетах выделяют:

- текстовые вопросы;

- вопросы - иллюстрации;

- вопросы - таблицы;

- вопросы-графики;

- диаграммы и т.п.

Как правило, номера вопросов анкеты обозначаются римской цифрой, а варианты ответов (с целью удобства их кодировки и подсчета ЭВМ) обозначаются трехзначной цифрой (от 001 до 999). Подсчет ответов на вопросы может производиться и вручную с использованием матрицы подсчета ответов на вопросы анкеты. Матрица подсчета имеет следующий вид:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура анкеты и основные правила составления вопросов | Дихотомический вопрос

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6543; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. Налоговая база при получении доходов в натуральной форме.
  2. Административно-правовая организация управления в области занятости населения, труда и социальных вопросов.
  3. Акты по форме Н-5, H-1 и П-5 вместе с материалами расследования подлежит хранению в течение 45 лет на предприятии, работником которого является (был) пострадавший.
  4. Альтернативы частичным функциям
  5. Бухгалтерский учет в пореформенной России
  6. В письменной форме, если это не противоречит законодательству или договору.
  7. Взаимосвязь нормирования труда с решением производственных вопросов.
  8. Виды экономической информации по функциям управления.
  9. Вопрос № 98. Особенность пореформенной экономической мысли России
  10. ГЕНЕЗИС БУРЖУАЗНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД
  11. Государственно-управленческая мысль в форме административного права
  12. Действия над непрерывными функциями

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.