Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вспомогательные вопросы





Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Вспомогательные вопросы входят в анкету как ее неотъемлемая часть и играют существенную роль. Они обеспечивают надежное функционирование всех основных, программных вопросов. К вспомогательным вопросам относят:

· Контактные вопросы;

· Подготовительные вопросы;

· Буферные вопросы;

· Контрольные вопросы или вопросы-фильтры.

 

Контактные вопросы, или "Нравится ли Вам получать подарки?"

Как и в любой беседе, в анкете надо уметь:

· вступить в разговор с респондентом,

· заинтересовать,

· возбудить его внимание.

Поэтому, первое и основное правило, которое применяется в данных случаях – говорить о том, что может волновать и интересовать респондента.

В анкете труднее вступить в контакт, чем в интервью, поскольку разговор идет заочный. И, тем не менее, контакт необходим для достижения той же цели:

· привлечь внимание респондента,

· заинтересовать его,

· втянуть в работу над анкетой.

Для этого можно начать анкету с простых, понятных и интересных для респондента вопросов: о хоккее, футболе, воспитании детей, семье, домашних заботах, проведении отпуска и т.д.

Хорошо построить первые вопросы таким образом,

· чтобы ответ был утвердительным,

· чтобы в двух-трех контактных вопросах респондент обязательно ответил бы положительно, выбрал бы альтернативу, начинающуюся с "да".

Отрицательный ответ может подспудно нести в себе и нежелание контакта.

 

Фрагмент анкеты:

 

"НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ ПОЛУЧАТЬ ПОДАРКИ ОТ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ

ИЛИ ХОРОШИХ ЗНАКОМЫХ?"

Да, нравится............................................ ( )

Нравится, но не всегда........................... ( )

Как правило, не нравится....................... ( )

Это один из примеров контактного вопроса. Он не сложен для понимания и ответа. Большинство респондентов наверняка выберут первую альтернативу. Кому не нравится получать подарки?

Необходимо стремиться к тому, чтобы с первых же вопросов респондент проявил живейшую заинтересованность и желание продолжить разговор. "Как Вы хорошо сказали...", "Как Вы точно определили...", "Вы сказали совершенно верно...", "Это тонко подмечено..." - так обычно говорят респонденты при удачном формулировании вопроса в интервью.



Надо стремиться к тому, чтобы точно так же респонденты могли сказать и в заочном разговоре, при заполнении анкеты.

Вам необязательно это слышать, главное, чтобы они это сказали себе. Тогда совсем по-другому будут восприниматься и другие вопросы, которые, возможно, не всегда интересны респонденту. Но если доверие завоевано, если внимание пробуждено, то и другие вопросы будут восприниматься в эмоциональном контексте первых контактных вопросов. В дальнейшем забота социолога заключается в том, чтобы поддерживать эмоциональный заряд, заинтересованность и внимание в течение всей работы с анкетой.

Контактные вопросы, как и все вспомогательные, обычно не используются для содержательного анализа в рамках исследовательской задачи. У них только одна, узконаправленная функция - установление контакта. Однако эти вопросы содержат и определенную информацию. Другое дело, что эта информация в данном исследовании не нужна, хотя можно построить контактный вопрос таким образом, что он будет нести содержательную информацию по теме исследования, т.е. выполнять две функции.

Именно потому, что вспомогательные вопросы, в частности контактные, не несут содержательной информации по теме исследования, в целях экономии места они не используются или используются редко. Почему-то считается, что если вспомогательный вопрос - значит необязательный, ненужный.

 

Подготовительные вопросы.

Опрос студентов первого-пятого курсов МГУ имени М.В. Ломоносова (1982 г.) проводился с целью выяснить, как они готовились к вступительным экзаменам.

Если первокурсники помнили все обстоятельства поступления очень хорошо, то для пятикурсников это время уже было "как сон, как утренний туман".

Для оживления воспоминаний было задано несколько вопросов:

· в какой школе учился (в общеобразовательной, специализированной, вечерне-сменной, ПТУ, техникуме), т.е. где получил общее среднее образование;

· что делал, где работал до поступления в МГУ (работал, учился, служил в армии или нигде не работал, только готовился к вступительным экзаменам);

· затем следовал вопрос о том, как он учился в школе (отлично, хорошо, средне).

Эти вопросы помогли основной массе респондентов вспомнить, каким образом они готовились к вступительным экзаменам.

Только после этих подготовительных вопросов (которые, впрочем, несли и содержательную информацию по теме исследования) был поставлен основной вопрос о формах подготовки к вступительным экзаменам.

Таким образом:

1. Подготовительные вопросы направлены на создание условий респонденту для ответов на вопросы, требующие воображения, памяти и заинтересованности.

2. Подготовительные вопросы нужны и при переходе к трудным вопросам, ответы на которые требуют большого умственного напряжения, внимания.

3. Подготовительные вопросы нужны и при переходе к вопросам интимного характера, к которым респондента необходимо подготовить, чтобы добиться доверия и искренности в ответах.

4. Подготовительные вопросы позволяют создать определенный настрой у респондентов. Все это во многом облегчает их работу.

Иногда таких вопросов в зависимости от сложности исследования набирается довольно много. Но на это социологу приходится идти для того, чтобы обеспечить полноценные ответы на основные программные вопросы. Недостаточное внимание к подготовительным вопросам ведет к снижению качества информации в основных вопросах.

Буферные вопросы.

При исследовании проблемы миграции сельского населения в город нередко формулируется серия вопросов о социальном обслуживании на селе.

Затем для выяснения мотивов переезда в город сельским жителям задаются вопросы о том, что привлекает их в городе.

Если эти вопросы не разъединить, не поставить между этими блоками буферный вопрос, то может получиться так, что первая серия вопросов окажет влияние на ответы на последующие вопросы, касающиеся мотивов переезда в город.

Так, если респондент ответил, что на селе, где он живет:

· плохое культурно-бытовое обслуживание,

· нет клуба, почты и библиотеки,

· нет условий для проведения досуга,

то можно с полным основанием ожидать, что он выдвинет именно эти причины в качестве ведущих при решении о переезде в город.

Исследователи не раз попадали в подобные ловушки, расставленные ими же самими.

Чтобы нейтрализовать влияние вопросов о социальном и культурном обслуживании селян на ответы респондентов о мотивах переезда в город, целесообразно сформулировать ряд буферных вопросов.

Характер буферных вопросов может быть совершенно различным:

· это могут быть вопросы, отвлекающие от основной темы и неожиданные по тематике;

· в качестве буферных могут выступать вопросы какого-нибудь другого блока анкеты.

 

Фрагмент анкеты:





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.