Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины и условия появления рынка




Начало учению о рынке положил А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Согласно этому учению объективной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека.

Производственные возможности человека ограничены в сравнении с его потребностями. Человек, каким бы он ни был способным, может работать и что-либо производить только в одной какой-нибудь области, в то время как его потребности неограниченны и многочисленны.

Ограниченная производительность – это свойство любого фактора производства: и работника, и орудий труда, и предметов труда и т. д. Ограниченность производительности ресурсов люди преодолевают посредством обмена одного продукта труда на другой.

Таким образом, рыночные отношения возникают из естественного желания людей обмениваться продуктами своего труда с целью удовлетворения самых разнообразных потребностей.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда и специализация. Общество состоит из индивидов, каждый из которых специализируется на производстве отдельных продуктов. Первоначально специализация происходила на основе половозрастных особенностей людей. Взрослые мужчины занимались охотой, женщины и дети – собирательством. Впоследствии специализация стала зависеть от приобретенных в ходе хозяйственной деятельности навыков и умений. Каждый стал заниматься тем, что у него лучше получалось и на что он расходовал меньше ресурсов в сравнении с другими работниками.

Разделение труда и специализация привели к росту производительности труда, что было обусловлено, с одной стороны, совершенствованием производственных навыков людей, с другой – совершенствованием орудий труда, при помощи которых они производили продукцию. В результате роста производительности труда работник мог произвести продукцию в количестве, достаточном для удовлетворения своих личных потребностей, и у него оставался еще излишек. Излишек мог использоваться для удовлетворения потребностей других людей. И чем выше был рост производительности труда, тем больше было излишка.

Таким образом, каждый член общества, специализируясь на производстве определенного продукта, излишек производит для других членов общества, но, в свою очередь, нуждается в продуктах, производимых другими.

Вторым условием возникновения рынка является экономическое обособление производителей. Экономической основой обособления производителей является установление частной собственности на факторы производства. Если факторы производства находятся в частной собственности, то и продукты производства должны принадлежать тем, кто является собственником этих факторов. Экономическое обособление означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

И, наконец, важным условием возникновения рынка является свободный обмен произведенными продуктами. Обмен – это форма связи между специализированными и обособленными производителями. В условиях общественной собственности на факторы производства обмен деятельностью в виде обмена произведенными продуктами не носил рыночного характера. Продукт распределялся по законам общины или по правилам, которые устанавливал экономический центр. Только с установлением частной собственности обменная деятельность принимает товарную форму и между потребителями и производителями возникают свободные рыночные отношения.

Эффект рынка состоит в том, что увеличиваются возможности всех и каждого в достижении экономических целей. Теперь люди, специализируясь в какой-то одной сфере деятельности, путем обмена могут удовлетворять свои неограниченные потребности в продуктах, производимых в других отраслях производства. И чем выше будет производительность их труда, тем больше будет возможностей для удовлетворения растущих потребностей. В рыночной экономике нет индивидов и организаций, которые, находясь между производителями и потребителями, занимались бы решением экономических проблем. Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей, которые общаются на языке цен и решают три основных вопроса экономического развития: что, как и для кого производить?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.