Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Замедленность темпов развития




ЛЕКЦИЯ 6. Культура Древней Руси IX- начало XIII века.

Главными характерными чертами культуры Древней Руси были:

- синтетический характер, т.е находилась под влиянием разных культурных направлений.

Культура Древней Руси формировалась на основе (синтеза) двух источников:

- языческая культура восточно-славянских племен, имевшая многовековые корни.

- христианская культура Византии.

-господство религиозного мировоззрения (отсутствие науки)

 

Долгие годы русская культура -устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись,

-развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения.

С принятием христианства положение резко изменилось. Новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, а значит и представления о красоте и художественном творчестве.

Христианство оказало сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией.

Но, христианство так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.

Долгие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдельных частях, особенно в сельской местности. Язычество и христианство тесно переплетались (например, одновременно праздновались и языческие праздники - масленица, Коляда, и христианские).

 

Письменность, грамотность, школы, литература.

Долгие годы существовало мнение, что письменность на Русь пришла вместе с христианством. Согласиться с этим трудно. Письменность на Руси зародилась задолго до введения христианства. Об этом свидетельствует сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском. На нем написано «горушна», т.е. сосуд для пряностей. Существуют и другие свидетельства.

Выходцы из греческого города Фессалоники братья Кирилл и Мефодий стали основоположниками славянской азбуки (считается, что она была создана в Болгарии во второй половине IX века, и уже X веке распространяется на Руси). Ученые предполагают, что при создании азбуки они использовали и древние славянские буквы.

Христианизация Руси дала мощный толчок развитию письменности. Вместе с деятелями церкви на Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток греческих, болгарских, сербских книг религиозного и светского содержания. Появились первые рукописные книги. Древнейшая из дошедших до нас рукописных книг «Остромирово Евангелие» (1056 год).

Кадры первых русских переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквях со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности население было неграмотным.

Ярким свидетельством распространения грамоты являются так называемые берестяные грамоты. Во многих городах (Новгороде, Пскове, Смоленске…) были найдены сотни берестяных грамот. Среди них деловые документы, обмен информацией, приглашение в гости и даже любовная переписка. Некто Микита написал своей возлюбленной Ульяне на бересте «…Поиде за меня…».

Осталось еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности: так называемые граффити. Их выцарапывали на стенах церквей. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи молодым человеком нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

Появляется летописание (запись событий по годам «летам»). В летописях нашли отражение не только события, изложенные по годам, но и размышления авторов, взгляды их на историю Руси.

К началу XII века относится написание монахом Киево-Печерского монастыря Нестором «Повести временных лет»-древнейшей из дошедших до нас летописей.

С принятием христианства связано появление житийного жанра («жития»-жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых). Известны «Житие Бориса и Глеба»…

Первым киевским митрополитом из русских людей Иларионом было написано «Слово о Законе и Благодати». В этом выдающемся литературном произведении – взгляд Илариона на значение христианизации Руси, восхваление роли князей Владимира и Ярослава Мудрого в развитии Руси.

Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о полку Игореве», созданное в конце XII века (автор не известен). В центре повествования лежит рассказ о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев 1185 году. Вся поэма стала взволнованным призывом к единству Русской земли, рассказом о мужестве русичей, плачем по погибшем. Она полна размышлений о месте Руси в истории.

Наряду с письменной литературой слагались слагались былины. В этих памятниках устного народного творчества нашли отражение идеалы мужества, патриотизма, благородства, созидательного труда. Воплощением этих идеалов были воины Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович. В отличие от былин киевского цикла, где главным героем был пахарь-земледелец, в новгородских былинах Садко – это торговый человек, купец, воспевающий красоту и величие Господина Великого Новгорода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.