Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СМЫСЛ тестов – отсроченное этическое решение должно приниматься рационально

Первый «тест о вреде и пользе» в своей основе имеет теорию «утилитаризм». Основной принцип этой теории гласит, что действие является правильным, если приводит к максимальному благу для максимального количества людей. Оценка правильности действия его добра или зла основывается на последствиях, к которым приводит действие. Этическая цель поступка – это минимизации вреда и максимизации полезности. Когда мы совершаем действие, мы пытаемся предвидеть его последствия. Сравнивая предполагаемые последствия действий, мы будем совершать такие действия, которые приведут к максимальной пользе и минимальному вреду. Утилитарный принцип требует, чтобы при оценке, во внимание принимались все люди, на которых данное действие окажет влияние.

Вы – статусный член профессиональной группы, выполняющий долгосрочный резонансный проект для профессионального сообщества. (Я) Вы полагаете, что в настоящий момент по вине других членов группы (Х) проект утрачивает свои качества. Вы знаете, что не сможете изменить поведение Х и решаете выйти из проекта. Оставшиеся члены группы (У) считают Вас противовесом Х, способным предотвратить ухудшение ситуации. Вы тоже так думаете, но Вам жаль своих нервов и сил. Будет ли решение о выходе из проекта для Я этически оправданным.

Применение данного теста.

1. Определите акторов, на которых поступок (выход Я из проекта) будет воздействовать. (Я. Х, У, профессиональное сообщество, организация.

2. Определите степень (глубину) воздействия на акторов.

3. Определите, является ли данное воздействие вредным. Приводит ли оно к материальному или любому другому ущербу или способствует благу людей (увеличивает психологическую стабильность группы)?

4. Завершите ответом на вопрос: Какая альтернатива действий Я приводит к максимальному благу и минимальному злу?

Среди трудностей применения данного теста можно отметить то, что можно пойти слишком далеко в попытке предвидеть последствия действий, а можно остановиться слишком быстро. Слишком большое исследование последствий может вызвать «паралич анализа», а слишком маленькое свидетельствовать о слабости морального воображения, недостатке мотивации. Для решения данной проблемы можно структурировать процесс анализа: выделить основных участников и перечислить ценности для анализа последствий.

«Тест на публичность» в своей основе имеет этику добродетелей. Согласно Аристотелю добродетель (положительное качество характера) – это способность выбирать наилучшее относительно удовольствия и страдания. Выбирать наилучшее означает выбирать «золотую середину» между крайностями. Порок бескраен, а добродетель – это мера, умеренность во всем. Например, мужество – это середина между трусостью и безрассудной смелостью, правдивость – между хвастовством и притворством, дружелюбие – между вздорностью и угодничеством, стыдливость – между бесстыдством и робостью и т. д. Согласно этому подходу за нашими поступками стоят качества нашего характера, поэтому задачей этого теста является – прояснить, что говорят о нас наши поступки. Если я совершаю трусливый поступок, хочу ли я, чтобы обо мне знали как о трусе. Если я совершаю безответственное действие, хочу ли я, чтобы обо мне знали как о человеке безответственном.

Пример практической задачи (кейса).

Вы успешно работаете в небольшом рекламном агентстве. У агентства есть ряд клиентов, которые предпочитают работать лично с Вами. Неожиданно Вас приглашают на работу в известное коммуникационное агентство. Вы понимаете, что клиенты перейдут вместе с Вами. В чем этическая нагруженность ситуации? Какой нравственный выбор Вам предстоит сделать?

 

Применение данного теста.

1. Осознайте, что действие, которое вы осуществите, будет свидетельствовать о том, кто вы. (Какими добродетелями или пороками обладаете?)

2. Определите всех акторов, которые будут судить о вашем характере на основе вашего действия.

3. Ответьте на вопрос: Будут ли акторы считать вас хорошим человеком в связи с этим поступком?

4. Обоснуйте этическую правильность Вашего окончательного решения.

Д. Гранин.

Несколько месяцев я наблюдал, как идет торговля вокруг замечательного футболиста Андрея Аршавина, который ввиду своих успехов, хочет запродаться в европейскую футбольную команду. Он – воспитанник команды «Зенит». «Зенит» - гордость Санкт – Петербурга. А для Аршавина речь идет о том, чтобы выторговать как можно более удобные и выгодные условия…Карьера футболиста, да и каждого спортсмена, короткая. И, надо стараться обеспечить себя и свою семью получше. Можно ли в этих условиях оставаться патриотом? Или считаться патриотом?

 

Генри Резник.

Не понимаю, почему Аршавин, который честно выполнил свой договор с «Зенитом» и на более выгодных для себя условий заключил контракт с зарубежным клубом, поступил непатриотично. Неужели желание заработать больше денег своим трудом и талантом допустимо только, если поднимает престиж страны?

 

Мамонтов В.К. «Известия».

У нас мнения разделились.

Одни: Зенит взял кубок УЕФА, получали медали с детьми на руках. А потом начались торги.

Другие: Аршавин забивал, пасовал, бегал, будил патриотические чувства. Теперь имеет право работать на себя. Это честно!

Рассмотрите следующие добродетели: ответственность, честность, мужество, преданность, творческое воображение, открытость для преобразования, настойчивость, гражданское сознание, стремление к совершенству, приверженность принципам, трудолюбие. Например, если вы сообщите о противозаконных и морально недопустимых действиях своего начальника широкой общественности с риском для себя потерять работу, что о вас скажут или подумают другие люди? Ваши коллеги, возможно, будут смотреть на вас, как на недостаточно лояльного компании, но общество высоко ценит ваш поступок. Помните, что ваш поступок – это окно в вашу душу.

В основе «теста на обратимость» лежит идея универсализации действий – центральная идея этики долга Канта. Эта же идея является основой золотого правила морали. В позитивном смысле она говорит нам поступать так, как мы бы хотели, чтобы люди поступали с нами. В негативном смысле она говорит нам не делать людям того, чего мы не хотим, чтобы люди делали нам. Таким образом, ключевой процедурой является универсальный вопрос: «порекомендовал бы я поступать всем так в данной ситуации?».

Так же можно задать вопрос: «Относимся ли мы с уважением к другим, поступая так?» В кантовском выражении это звучит «относитесь к людям как к цели, а не только как средству».

Для анализа используем сюжеты фильмов «Ворошиловский стрелок», «Берегись автомобиля»

Применение данного теста.

1. Определите акторов, на которых поступок героя будет воздействовать.

2. Определите степень воздействия на людей.

3. Действие нарушает права других?

4. Сделал бы я данное действие универсальным правилом?

5. Если бы вы были на месте пострадавших, вы бы сочли данное действие как правильное и справедливое по отношению к вам?

«Тест на этический кодекс» предполагает вопрос о том, какие действия предписаны в данной ситуации профессиональным этическим кодексом. Инженеры могут рассмотреть решение о поступке с точки зрения влияния на здоровье, безопасность, благополучие общества. Почти все инженерные кодексы по этике предписывают инженерам данную сферу ответственности.

Известный артист попадает в аварию с тяжелыми последствиями для здоровья: плохо передвигается, нарушение речи и памяти, изуродовано лицо.

Люди хотят знать, что с ним произошло, звонят на радио, в газеты и на телестудии. Тележурналист готовит передачу о нем. У него есть фото и видеоматериалы о нынешнем состоянии артиста, поскольку он хорошо знаком с его лечащим врачом. Начальник торопит с выходом передачи. Когда передача выходит, родственники артиста обвиняют лечащего врача и журналиста в нарушении профессиональной этики.

 

Прямой эфир с Мих. Зеленским.

 

Применение данного теста.

1. Определите предписания кодексов врачебной и журналистской этики, которые относятся к данному случаю.

2. Дайте ответ на вопрос: будут ли действия акторов противоречить положениям кодекса?

3. Проверьте, есть ли несогласования, а именно, случаи, когда альтернативные действия удовлетворяют больше одни или другие положения кодекса. Если есть несогласования, определите, какие действия должны быть приоритетными в данной ситуации. Например, многие кодексы указывают, что безопасность, здоровье и благополучие общества – это первостепенные ценности.

Если кодекс трудно использовать, то можно обратиться к выше перечисленным тестам.

«Тест на осуществимость» выдвигает ряд практических вопросов о возможности осуществимости действия, учитывая время, финансовые возможности, юридические требования, социальное воздействие. Фокусируя внимание на данных проблемах, тест помогает интегрировать этические рассуждения в другие аспекты принятия решения. Получив ответ на данный вопрос, можно сказать от ответственности человека за поступок. Чем менее осуществимо действие, тем меньше у нас оснований считать человека ответственным за действие. Однако необходимо понимать, что существуют сложные ситуации, когда, например, от человека может быть потребовано – сделать попытку, хотя известно, что успех действия не гарантирован.

Вы – руководитель службы по связям с общественностью крупной компании – инвестора, которая получила право на снос исторического здания в центре Петербурга под строительство элитного жилья. Против Вас активно выступает группа градозащитников. Много критических статей в прессе. Вы сами считаете, что действия компании неправильны, но как профессионал пытаетесь переломить общественное мнение в свою пользу. Этична ли Ваша позиция?

Применение данного теста.

Рассмотрите каждое из практических требований, которое может быть возложено на предполагаемое действие:

· Время: Есть ли последний срок, до которого решение должно вступить в силу? Эта дата установлена окончательно или ее можно перенести?

· Финансы: Существуют ли финансовые ограничения относительно вашего решения? Они окончательно установлены или их можно изменить?

· Юриспруденция: Ваше предполагаемое решение нарушает какие-нибудь законы или нормативы? Юридические требования соответствуют результатам этического выбора? Если нет, то, что можно сделать чтобы они не противоречили друг другу?

· Персональный уровень: Накладывают ли определенные требования личностные особенности людей, вовлеченных в ситуацию? Например, является ли ваш руководитель открытым для убеждения, переговоров, компромисса? Или он/она догматичный, упертый, негибкий человек?

· Социальный, культурный или политический уровни: Рассмотрите ситуацию, в которой принимается решение. Как его воздействие будет рассматриваться с социальной, культурной и политической точки зрения?

Одной из проблем применения данного теста является подмена моральной нормы законом. Решение этой проблемы состоит в постановке вопроса: Морален ли сам закон?

Выше перечисленные тесты нужно воспринимать не как противоречивые теории, а как разные позиции относительно многостороннего объекта. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Один подход компенсирует ограничения другого. Это пример трансформации нормативной этики в прикладную.

Использование данных подходов может быть разным. Они могут быть использованы для того, чтобы приоткрыть этические проблемы, которые присутствуют в конкретных ситуациях, или чтобы оценить альтернативы поступков. Эти этические тесты так же играют фундаментальную, конститутивную роль в решении этических проблем, которые появляются в реальном мире. Они дают нам основания для этической аргументации, позволяя структурировать и вести дискуссию. Но нужно помнить и о слабых сторонах тестов, о которых говорилось ранее.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 6. Критерии оценки правильности морального выбора | Цели обучения. Технология заключения сделок на рынке инвестиций в ценные бумаги
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.