Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный потенциал и инновационный климат




 

В России с учетом ввода рыночной экономики статистика инноваций начинается с 1994 г. Система статистических показателей, характеризующих инновационную деятельность промышленных предприятий, включает 10 разделов.

Показатели, наиболее широко применяемые в отечественной и зарубежной практике и характеризующие инновационную активность предприятия, его инновационную конкурентоспособность, можно разбить на следующие группы: а) затратные; б) временные; в) обновляемости; г) структурные.

Затратные показатели:

1) удельные затраты на НИОКР в объеме продаж, которые характеризуют показатель наукоемкости продукции фирмы;

2) удельные затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау;

3) затраты на приобретение инновационных фирм;

4) наличие фондов на развитие инициативных разработок.

Показатели, характеризующие динамику инновационного процесса;

1) показатель инновационности ТАТ. Термин «ТАТ» пущен в оборот японцами и происходит от американского словосочетания “turn - around time” (“успевай поворачиваться”). Под этим понимают время с момента осознания потребности или спроса на новый продукт до момента его отправки на рынок или потребителю в больших количествах;

2) длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии);

3) длительность подготовки производства нового продукта;

4) длительность производственного цикла нового продукта.

Показатели обновляемости:

1) количество разработок или внедрений новвведений-продуктов и нововведений-процессов;

2) показатели динамики обновления портфеля продукции (удельный вес продукции, выпускаемой 2, 3, 5 и 10 лет);

3) количество приобретенных (переданных) новых технологий (технических достижений);

4) объем экспортируемой инновационной продукции;

5) объем предоставляемых новых услуг.

Структурные показатели:

1) состав и количество исследовательских, разрабатывающих и других научно-технических структурных подразделений (включая экспериментальные и испытательские комплексы);

2) состав и количество совместных предприятий, занятых использованием новой технологии и созданием новой продукции;

3) численность и структура сотрудников, занятых НИОКР;

4) состав и количество творческих инициативных временных бригад, групп.

Наиболее часто используются показатели, отражающие удельные затраты фирмы на НИОКР в объеме ее продаж и численность научно-технических подразделений. Реже используются в широкой печати другие показатели, например, структурные, показывающие количество и характер инновационных подразделений. Такие показатели обычно присутствуют в специальных аналитических обзорах.

 

Инновационный потенциал

 

Иннова
Инновационный потенциал предприятия – это мера его готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.

Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. От состояния инновационного потенциала зависит выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его оценка представляет собой необходимую текущую операцию.

Развитие инновационного потенциала организации как целостной системы может осуществляться только через развитие компонентов ее внутренней среды. Необходим анализ внутренней среды организации.

На практике выдвигают необходимость в двух схемах анализа внутренней среды и оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.

1) Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. При большой трудоемкости он дает системную и полезную информацию.

Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие или недоступность информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации.

Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния организации по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Инновационный климат

Инновационный климат – это состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Проявляется он через влияние на инновационный потенциал.

  {6.4}
В структуре внешней среды предприятия выделяют макросреду и микросреду. В макросреде выделяются четыре стратегические сферы: социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П). Их влияние на микросреду организации и ее инновационный потенциал устанавливается по результатам СТЭП‑анализа.

Микросреда организации рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно с ним взаимодействующих прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.

При оценке инновационного макроклимата объектом анализа выступают сферы внешней макросреды, а предметом – их влияние на инновационные цели и стратегии, то есть определение инновационного макроклимата.

При оценке инновационного микроклимата объектом анализа являются зоны микросреды. Предмет – их влияние на инновационные цели и стратегии через влияние на инновационный потенциал, то есть определение инновационного микроклимата. Внешняя среда в части ближайшего окружения фирмы и прямого на нее влияния, то есть микросреда, представляется совокупностью стратегических зон

Анализ и оценка инновационного климата в целомна стратегическом уровне можно проводить экспертным путем

 

Инновационная позиция организации

 

Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил в данном случае метод “SWOT-анализа” – оперативный диагностический анализ среды организации.

Аббревиатура SWOT:

S - strength (сила),

W - weakness (слабость),

O - opportunity (возможность),

  {6.5}
T - threat (угроза).

Осмысление возможных ситуаций осуществляются по матрице SWOT-анализа. Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах: состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два раздела (уровня состояния): возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; сила и слабость потенциала организации. На пересечении 2´2 получаем 4 поля (квадранта). Складываются следующие группы ситуаций (рис.3.3.)

 

  ВНЕШНЯЯ СРЕДА ФИРМЫ
  Возможности (O) Угрозы (T)  
ВНУТРЕН-НЯЯ СРЕДА      
ФИРМЫ Сила (S) I. Поле SO II. Поле ST
       
Оценка      
Потенциала Слабость (W) IV. Поле WO III. Поле WT
         

Рис. 3.3. Общий вид матрицы SWOT- анализа.

 

I. Поле SO – “сила-возможности”. Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант - нет необходимости что-либо изменять и к чему-либо готовиться.

II. Поле ST – “сила-угрозы”. Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.

III. Поле WT – “слабость-угрозы”. Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.

IV.

  {6.6}
Поле WO – “слабость-возможности”. Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.

На рис.3.4. показан фрагмент матрицы SWOT-анализа.

 

  Возможности (O) Угрозы (T)  
  1. Повышение спроса на наукоемкую продукцию 2. Льготы предприятиям, осществляю-щим иннова-ционную деятельность 1. Повышение таможенных тарифов 2. Усиление требований к качеству про-дукции со стороны потребителей
Сила (S) 1. Позиция технологического лидера в отрасли. Возможна разработка новых наукоемких продуктов и высоких технологий Вероятность использования ситуации высока. Усиливать позиции на внутреннем рынке. Создавать СП с зарубежным партнером. Разработка новых наукоемких продуктов повышенного качества.
  2. Высокий научно-технический инновационный потенциал. Освоение новых методов НИР и ОКР, сокращение их длительности и затрат. Вероятность использования ситуации высока. Вероятность использования ситуации снижается. Вероятность использования ситуации высока.
Слабость (W) 1. Ограниченные мощности серийного производства. Рассмотреть стратегию ценообразо-вания “снятие сливок”. Необходимо развивать собственную базу или создавать СП. Усиливать позиции на внутреннем рынке. Создавать СП с зарубежным партнером. Необходимо развивать собственную базу или создавать СП.
  2. Сбытовая сеть фирмы совершенно не развита. Приобрести фирму с хоро-шей сбытовой сетью или об-разовать СП.   Приобрести фирму с хоро-шей сбытовой сетью или об-разовать СП. Создавать СП с зарубежным партнером. Приобрести фирму с хоро-шей сбытовой сетью или об-разовать СП.

Фрагмент матрицы SWOT-анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.