Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выбор методов исследования

План

1. Классификация методов исследования

2. Состав методов исследования

3. Методы исследования

 

Классификация методов исследования

 

При проведении исследований СУ используется широкий арсенал разнообразных методов. Для лучшего понимания возможностей всех методов их целесообразно классифицировать.

В общем плане классификация понимается как разделение ис­следуемого объекта по определенным правилам на соответствующие классы — группы, позволяющие раскрыть их сущность, содержа­ние, специфику и направления использования.

 

Различают два подхода к классификации каких-либо объектов.

1. Деление общего, что предполагает разложение достаточно сложного объекта по определенному общему признаку — основа­нию — на группы, различающиеся по принадлежности. Например, при классификации связей СУ с объектом управления по направ­ленности воздействия все их разнообразие можно разложить на прямые и обратные.

2. Разделение целого, что означает выделение по определенному признаку из целого. Так, жизненный цикл продукции можно классифицировать на стадию исследование и проектирование, изго­товление, обращение и реализация, эксплуатация, утилизация.

В основе любых методов исследования СУ лежат определенные принципы, но их всегда можно классифицировать но разным классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже.

1. Сложность — простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (вклю­чающие комбинацию простых способов).

2. Охват явлений — общие и частные.

3. Точность результатов использования — достоверные и веро­ятностные.

4. Содержание — статистические, экономиче­ские, технические, технико-экономические, экспертные, социологические, интуитивные, логические и др.

5. Направления использования — способы обследования (см. табл 1).

 

 

Таблица 1

Классификация методов ИСУ по направлениям их использования

 

 

Методы обследования (сбора данных) Методы обработки и анализа информации Методы формирования решений Методы обоснования решений Методы внедрения (реализации) решений
Самообследо­вание Интервьюиро­вание Беседа Анкетирование. Изучение доку­ментов Активное наблю­дение в течение рабочего дня   Другие   Системный ана­лиз Экономический анализ Структуризации целей Экспертно-аналитический Матричный Динамический   другие Системный подход Творческих совещаний Контрольных вопросов   Другие Сравнений Нормативный Функционально-стоимостный анализ Моделирование фактического и желаемого состоя­ния исследуемо­го объекта Расчет оценки экономической эффек­тивности   Другие   Обучение, переподготов­ка и повы­шение квали­фикации работников аппарата управления Привлечение обществен­ных органи­заций Функцио­нально-стои­мостный анализ   Другие

 

Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получе­ния информации об исследуемых объектах.

В этом случае можно выделить следующие группы методов: теоретические; логико-интуитивные, эмпирические; комплексно-комбинированные

 

Таблица 2

Классификация методов ИСУ по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах

 

Теоретические Логико-интуитивные Эмпирические Комплексно-комбинированные
       
аналитические методы: (математические, теория вероятностей, теория игр, тео­рии множеств); статистические методы: (математической ста­тистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы: (теории графов, диаграмм, гистограмм графиков)   Моделирование   Другие   «Мозговой» штурм (прямая «мозговая» ата­ка деловая игра, конфе­ренция идей, творческие со­вещания)   - Дельфи   -Классификация и типология   -Научное обсуждение («дерево» целей и т.п.)   Другие   Наблюдение (фотография рабочего дня, самообследование)   - Сравнение   - Измерение   - Эксперимент   -Мысленный эксперимент   Другие Абстрагирование.   Анализ и синтез   Дедукция и индукция   Аналитико-расчетный   Системный анализ   Экономический анализ     Другие  

 

В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенные базовые методы исследования.

 

 

Независимо от классификации методов исследования СУ, вы­полняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести:

 

• наблюдение,

• анкетирование;

• изучение документации и информационных материалов;

• графический;

• интервьюирование,

• беседа;

• «мозговой» штурм,

• самообследование;

• ССВУ-метод;

• структуризация целей;

• творческие совещания

 

Каждая из приведенных выше классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вме­сте с тем следует заметить, что отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда яв­ляется относительным и условным, так как все они, как правило, во многом взаимосвязаны между собой.

 

Результативность исследований СУ во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследова­ния необходимо учитывать:

· цели исследовательских работ;

· требования, предъявляемые к конечным результатам исследо­ваний, их точности и достоверности;

· ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследова­телей и используемым техническим средствам исследований;

· имеющиеся данные о СУ и внешней среде;

· достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.

 

В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем ис­пользуемого конкретного метода, наибольший эффект и объектив­ность исследовательских работ может быть достигнута комплекс­ным применением мето­дов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие — на другом.

 

Вопросы:

1. Классификация методов исследования

2. Состав методов исследования

3. Методы исследования

 

 

Литература:

1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2004. – 288 с.

2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – г. Железнодорожный, Москю обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2005. – 416 с.

3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 157 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. Пример. способ добычи июль август W1 / W0 добыча g0 средне спис | Методы типа «Дельфи»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.