Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Философская мысль в Украине

План:

1. Философская мысль времен Киевской Руси.

2. Философия Возрождения и Просвещения на Украине.

3. Формирование и развитие украинского романтизма.

4. Философская мысль Украины во второй половине 19-20 вв.

Основные понятия темы:

Украинское Возрождение, украинское Просвещение, украинский Предромантизм, украинский Романтизм, философия сердца.

 

Вопрос 1

Характер философской мысли Киевской Руси в период 10-13 вв. был обусловлен специфической ее социально-экономического развития, системой традиционных феодальных экономических связей. После неудачной попытки создания «своей религии», используя традиционные представления восточных славян, поиска такой религии, которая дала бы возможность вписываться в канву европейской культуры, завершившегося Крещением Киевской Руси, господствующим мировоззрением становится христианство.

В истории развития общественной мысли эпохи Киевской Руси можно выделить три этапа:

1. от зарождения Киевской Руси до 70-х годов 11 в., который характерен значительными успехами в экономической и культурной жизни, международных отношениях;

2. от 70-х годов 11 в. до 20-х годов 12 в., связанный с угрозой иноземных завоеваний и увеличением центробежных сил в экономической и общественно-политической жизни государства;

3. 2-я четверть 11-середина 13 в., когда в результате действия центробежных сил образовалось 15 относительно самостоятельных княжеств, которые по экономическому и культурному развитию были на уровне передовых государств Европы.

Если языческое мировоззрение не выделяет человека из природы (язычеству присущ пантеизм: природа=Бог) исходит от астральной зависимости всех процессов), то в христианской концепции акценты перемещаются с натуралистического равновесия на противостояние духа и материи; в мире в целом, и в человеке, в частности, происходит борьба двух противоположных начал, которые отождествляются с Богом и дьяволом.

Основным источником философских идей Киевской Руси были представления древних славян, их народная культура, а также учения древнего христианства, эллинистическая философия, освоение духовной культуры Византии и Болгарии, где главное место занимала Библия. Всемирная история, роль и место, которое занимает в ней Киевская Русь — вот тема и смысл исканий философов. Поэтому «По­весть временных лет» предоставляет не только как литературное сочинение или наукоподобная хроника, но и как один из памятников философской мысли. Уже здесь мы находим термины «философ» и «философствовать» (имеется в виду «Речь философа перед князем Владимиром»).

Спустя менее 100 лет после Крещения Киевской Руси «Слово о Законе и Благодати» митрополитом Илларионом. Даже в опреде­лении философии ученики не во всем согласны с византийскими учи­телями. Так, например, содержащееся в составленном Климентом Охридским «Пространственном житии» имеется определение фило­софии, которое приписывается Константину (Кириллу) — философу. Выдержанное в целом в духе Иоанна Дамаскина, это определение подчеркивает один существенный момент — философия, по имени Кирилла, учит человека как «посредством дел» уподобится Богу. Именно этот «деятельный аспект» в понимании философии не при­емлет абстрактного теоретизирования вне соотнесенности философии с задачей обоснования реальной деятельности характерен для стиля философского мышления Киевской Руси.

Начиная со «Слова о Законе и Благодати» Иллариона до «Слова о погибели Русской земли» и «Слова о полку Игореве» идеи осуждения междоусобной борьбы князей, необходимости единства русских зе­мель происходит через все древнерусские источники. Их же мы встречаем в работах мыслителей 14-1 5 вв. — периода формирования украинской нации, которое проходило в чрезвычайно сложных усло­виях распространения чужеземной экспансии на земли, ослабленные золотоордынским нашествием. Как известно, в конце 15 столетия княжества Северо-Восточной Руси объединились вокруг Москвы. Большинство же украинских и белорусских земель превратились в окраины Польско-Литовского государства, Молдавии и Венгрии.

В этот период героем — всесильным защитником обиженных и воплощением рыцарских достоинств становится герой украинского этноса — дум. В отличие от былинных героев он несет на себе черты конкретных исторических деятелей. Такой «деятельный» характер народного идеала, распространяется и на письменную культуру, получая воплощение в «житиях святых».

 

Вопрос 2

В 16-17 вв. культурная жизнь Украины значительно оживляется, что связано с международным обменом культурными ценностями. Усиливается процесс распространение идей гуманистов эпохи Предренессанса, поскольку после падения итальянских колоний в Крыму под ударами Турции часть генуэзских купцов переселяется во Львов и Киев. С ними приезжают промышленники, архитекторы, деятели искусства. Немало украинцев учатся в европейских университетах.

Возрождение в Украину пришло с севера Европы, где проходило в форме Реформации. Последняя, вначале распространилась на Речь Посполитую, а оттуда – на Украину. Протестантское движение требовало ограничение привилегий духовенства. Распространился кальвинизм, в частности, призывы к простоте жизни и экономности, требования секуляризации земель духовенства, установление контроля за его деятельностью.

Одним из первых белорусско-украинских мыслителей эпохи Воз­рождения был Франциск Скорина (1490-ок. 1541 гг.). В Краковскому университете он изучал работы досократиков, стоиков, Аристотеля, а, продолжая затем обучение в западноевропейских странах проникаясь идеями Возрождения и Реформации. Скорина был убежден, что украинский народ может возродить славу Киевской Руси через Просве­щение, средоточением которого была Библия. В ней, в Святом письме, считал он, схвачена вся Соломонова и Аристотелева божественная и житейская мудрость. Святое письмо, по его мнению, выполняет научно-образовательную функцию, включает в себя грамматику, логику, риторику, музыку, геометрию, арифметику, астрономию. Ско­рина говорил не об универсальности Библии вообще, а только о на­личии в ней «богооткровенных знаний», чего нет в других книгах. Отсюда Скорина выводил двоякую сущность Библии – божественную и человеческую.

Захват украинских земель Польшей во второй половине 16 века сопровождался усилением социального, национального, религиозного гнета. Реакцией на него явилась объединение православного населения городов в братства. Необходимо было логически обосновать защиту мировоззренческих принципов народной жизни Украины. Эта задача решалась через обоснование истинности православной догма­тики путем ее сопоставления с истинами католической схоластики Большую роль здесь играли братские школы (Львовская, Острожская, Киевская) и Киево-Могилянская Академия. Преподаватели Академии Герасим Смотрицкий, Василий Суразский, Клирик Острожскии, Христофор Филарет, Иван Вышенский, Стефан Зизаний, Мелен-тий Смотрицкий, критикуя базисные догматы католицизма, в пер­вую очередь идею сошествия святого духа от Бога — сына, которая была главным обоснованием власти Римского папы и церковного аб­солютизма, выступали за демократизацию церкви, провозглашая сле­дом за Ареопаитом «апофатическое», т.е. негативное богословие, от­крывая дорогу пантеизму.

Протестантизм оставил заметный след в работах профессиональ­ных философов. Что можно проследить в работах Кирилла Транквилиона-Ставровецкого, Петра Могилы (1597-1647гг.), Иннокентия Гизеля (1600-1683гг). Основными философскими течениями в 16-17 ст. были платонизм, аристотелизм, стоицизм и эпикуреизм. В духовной культуре Украины идет утверждение самоценности каждой отдельной человеческой единицы, формируется индивидуальное само­сознание человека через утверждение себя неповторимой обществен­но — полезной деятельностью.

В начале 18 века в Украине уже существовали элементы капита­листических отношений, что повлияло и на духовную жизнь общест­ва, способствуя развитию идей Просвещения. Просвещение — анти­феодальная идеология периода становления капитализма, согласно которой преодоление феодальных отношений и установление нового общественного строя возможно при помощи реформы и образования.

Главным центром науки и культуры в тот период была Киево-Могилянская Академия. Философия, преподавание которой носило в Академии более — менее свободный характер, была тесно связанной с теологией и носила схоластический характер. Но это уже была клас­сическая схоластика. Она эволюционировала под влиянием гуманиз­ма и Реформации. Центральный принцип схоластической философии - идея, что любое знание имеет два уровня - сверхприродный, кото­рый дается в откровении, и природный, добытый с помощью разума. Нормативными текстами первого уровня является Библия, второго — работы Платона и, особенно, Аристотеля. Каждый профессор должен был составить свой оригинальный курс лекций. Однако во второй по­ловине 18 века на Украине распространяется феодальная реакция, ухудшается материальное положение Академии, усиливается грубое вмешательство в ее дела Синода. Самый ощутимый удар ей был на­несен уставом 1747 года. Профессора должны были подавать кон­спекты своих лекций для проверки, не уклоняются ли они от учений православной церкви. В конце концов, оригинальные курсы, которые создавали преподаватели, были запрещены.

Самой яркой личностью среди украинских просветителей являет­ся Феофан Прокопович (1677-1736 гг.). Признавая важную роль чув­ственного опыта в познании истины, он не меньшее значение в ее ос­мыслении придавал созерцанию. Опыт и созерцание он считал двумя мечами ученого, на которые он должен опираться, чтобы избежать нежелательной хромоты. Предметом истинного познания Прокопович считает то общее, что повторяется, тождественное в вещах, кото­рое воспроизводится в понятиях. Сущность метода познания он опре­деляет как способ нахождения неизвестного через известное и счита­ет, что разработкой такого учения, способа или метода познания должна заниматься логика. Прокопович отстаивал идеи, что расхож­дения в религиозных убеждениях Не должны становиться препятст­вием сотрудничеству ученых, изучению философии, науки, культуры других народов. Логическим продолжением этих идей стал вывод о необходимости свободы мысли ученого, который нашел свое оформ­ление и обоснование в теории двух истин. Это учение утверждало, что истины научно — философские и богословские могут существо­вать независимо одна от другой. Теоретиками и сторонниками теории двух истин среди европейских философов были Гоббс и Спиноза, а среди украинских ученых ею пользовались, кроме Прокоповича, Кононович-Горбацкий и Гизель.

Вопрос 3

Период 17-второй половины 18 в. характеризуется уси­лением борьбы монархической России за ликвидацию автономии Ук­раины. Запорожской Сечи, выполнявшей функции украинской госу­дарственности. На Левобережной и Слободской Украине активизиру­ется закрепощение крестьянства старшиной. На правобережье и за­падно-украинских землях, пребывающих под властью шляхетской Польши, положение народных масс было еще хуже, чем на Левобе­режье. Кроме панщины, составлявшей 4-5 дней в неделю, крепостные выполняли многочисленные феодальные повинности. Тяжелым был национальный и религиозный гнет.

Усиление социального гнета вызвало обострение национально-освободительной борьбы, что нашло отражение в гайдамацком дви­жении 30-50 годов 18 столетия и колеивщине 1768 года. Эти движе­ния, будучи стихийным, способствовали распространению социаль­но-национальных идей мыслителей-просветителей, наиболее выдаю­щимся среди которых был Григорий Савич Сковорода (1722-1794 гг.).

Г.С. Сковорода - философ, поэт, выходец из семьи малоземель­ного казака. Получил образование в Киево-Могилянской Академии, он отказался от духовной карьеры, избрав путь странствующего про­поведника-философа.

В центре внимания Сковороды - религиозная и моральная про­блематика. Он создает практическую философию, не уделяя большо­го внимания теоретической завершенности, формальной системати­зации своих идей. Философию Сковорода понимает как науку о чело­веческом счастье, т.е. как способ самосознания и самоопределения себя в мире. При всем уважении к науке философия его носит пан­теистический характер. К тому же пантеизм его тяготеет к идеализму — определяется первичность внутренней, духовной, «божественной» природы всего материального. Одновременно утверждается вечность, бесконечность и несотворимость этого мира. Бог же трактуется Ско­вородой как закон, внутренняя закономерность всего сущего. Про­блема единения человека, мира и Бога, представленная философией Сковороды, обретает свою специфику в форме типических черт предромантического сознания и становится пружиной филосовско-теологической мысли, которая ведет к формированию украинского романтического мировоззрения.

Сковорода, как и немецкие философы-романтики, считали, что человек может (оно не является вечным разумом как

у просветителей) духовно, но не с помощью дискурсивного мышле­ния, а через символы. Вхождение в символы, а через них приближе­ние к единому, к Богу является таинством. Единое, универсум как на­чало, бесконечность, вечность как Бога человек может познать только одним путем - сердцем, входя в образ – символ.

В основе социального утопизма Г. Сковороды (его «горній світ») лежит «естественная сущность человека». Поэтому высшим содержа­нием его (человека) бытия и счастья предстает «сродний труд». И хо­тя мысли о наследовании природе шли еще от Эпикура и Ж. Ж. Руссо, Сковорода впервые рассматривает этот феномен не как наследование природным данным, а как реализацию человеком своей естественной «сродности» к определенному виду трудовой деятельности в общей системе трудовой деятельности человека.

Возникнув в основных чертах у Сковороды, философия сердца окончательно сформировалась в работах Памфила Даниловича Юркевича (1826-1874 гг.). В центре философского учения Юркевича, как и Сковороды, стоит человек — малый мир. Он также обращается к по­нятию сердца, называя этим понятием сферу духовной жизни. В нее входит то, что вытеснено «за порог сознания». Как и у Сковороды, у Юркевича символ «сердце» многозначный. Одно из его значений — душевное состояние человека, душа удерживает только свои значе­ния, они живут как часть мировосприятия человека, являясь таинст­венными, сокровенными в человеке, определяют содержание лично­сти. «Сердце, - пишет Юркевич, - есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе и злое сокровище человека».

Другой представитель украинского и русского романтизма Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 гг.). Его искание правды — это углубление в себя, в свою душу, т.к. через нее лежит путь в мир. По Гоголю, истинную правду можно осознать только душой. Мир открывается в правде только благодаря его духовному пробуждению, активности, а не рациональному познанию. Душа же для Гоголя является не столько путем познания, сколько его глубинным источни­ком. Как Сковорода и Юркевич, так и Гоголь называли душу «сердцем». Сердце человеческое есть бездна неизведанная, здесь мы каждую минуту ошибаемся. Единственный путь самоутверждения, самоусовершенствования, который поможет устранению ошибок — это любимое дело человека, которое поглощает его всего.

В 1821 -1823 гг. в г. Тульчине возникают Южное товарищество (П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, Н. Бестужев-Рюмин, А. Поджио), а в г. Новоград-Волынский - Товарищество объединенных славян (брагьл П. и А. Борисовы, И. Горбачевский, Ю. Люблинский, П. Выгодовский, Я. Андриевич, И. Иванов, П. Громницкий). Отрицая иррационально — мистические утверждения, провозглашая мощь человеческого разума, декабристы отстаивали идеи познаваемости мира, зависимости человеческих знаний от практической деятельности, которую понимали в пределах опыта, эксперимента. В образовании, борьбе с безграмотностью они видели основные методы преобразования, гуманизации общественных отношений. Выступая против концепции Н. Карамазина, согласно которой «история народов принадлежит царю», они считали, что «история принадлежит народам».

Товарищество объединенных славян выдвинуло идею федеративного объединения всех славянских народов на принципах равноправия и суверенитета, которая была поддержана деятелями революционных товариществ в Польше, а позже стало основой программы Кирилло-Мефодиевского братства (декабрь 1845-март 1847 гг.).

Говоря об активных членах Кирилло-Мефодиевского братства, следует, прежде всего, назвать великого сына Украины, поэта-творца, гражданского деятеля Тараса Григорьевича Шевченко (1814—1861 гг.). Т. Шевченко не принадлежал к кругу теоретиков — философов. Его философия относится к тому ряду, что в нашей духовной традиции характеризуют иногда как «философию трагедии», имея в виду не теоретические рассуждения вполне благополучного человека о трагедии, человека, который сделал трагедию предметом своего исследования и тем самым является посторонним по отношению к ней. Имеется ввиду философия как состояние души страждущего, проявление осознания им трагедии как собственной судьбы. Имеется ввиду не только трагические обстоятельства жизни Шевченко, а и принятие им на себя трагедии украинского народа, Украины, что и создает мир, вокруг которого строится его миропонимание.

Видным представителем Кирилло-Мефодиевского братства были Пантелеймон Кулиш, писатель, критик и историк, и Николай Костомаров, Отстаивая идею сотворения мира Богом, Кулиш считал, что природа «устроена божественной мудростью», а сознание существует независимо от материи, поэтому возможно бессмертие души, потусторонняя жизнь. Исходя из признания национального духа как основы общественного развития, он создал теорию об особенностях украинской души, которая, по его мнению, имеет две стороны: внутреннюю — сердце (чувства) и внешнюю — мышление (разум). Внутренней стороной он связан только с Украиной, а внешней – с другими народами. Кулиш считал, что украинский народ должен сохранять хуторской характер жизни — показатель высшей морали и целостность души, провозглашает «хуторянскую философию», которая опирается на «сердце», отбрасывая городскую культуру как чуждую украинскому народу. Н. Костомаров попытался впервые дать «модель» украинского народного характера, пропагандировал идею мессианства украинского народа.

 

Вопрос4

Во второй половине 19-начале 20 века на Украине распространяются идеи позитивизма, который поддерживает и развивает В. Лесевич, дополняя его идеями И. Канта. «Специалисты» поставили философию на позицию слуги отдельных наук. С этих позиций, в частности, А. Потебня разрабатывает проблемы философии языка.

Ряд украинских ученых — политэконом М. Туган-Барановский, юрист Б. Кистяковский разрабатывают проблемы методологии. От них некоторые подошли и к общим проблемам философии. В частности, минеролог В. И. Вернадский выделил вопрос о значении живой природы в геологических процессах, историк В. Липинский перешел от истории к философии истории.

Познакомившись с марксизмом, некоторые украинские писатели – И.Франко (1856-1916 гг.), Л. Украинка (1871-1913 гг.), П. Грабовский (1864-1902 гг.), М. Коцюбинский (1864-1913 гг.), восприняли его идеи социального освобождения трудящихся, но в то же время негативно относились к концепции диктатуры пролетариата. Такая же позиция была присуща М.Драгаманову (1841-1895 гг.), который выдвинул ряд демократических идей, опередивших историю. Так, граф С. Витте, составляет записку царю о земствах, все списал у Драгоманова. Народовольцы, работая над программой, как свидетельствует Аксельрод, именно под влиянием Драгоманова ввели в нее идею федерализма.

В 1908 году в Киеве начинает действовать «Украинское научное товарищество» во главе с М. С. Грушевским. Впервые выходят на украинском языке работы по медицине, технике. Однако усиление реакции, связано с началом первой мировой войны, привело к прекращению деятельности украинистов. Грушевский был арестован и сослан в Симбирск.

В послеоктябрьский период, как отмечал В. Винниченко, «за 250 лет пребывания в союзе с Россией украинство впервые в эти дни чувствовало себя в России дома...». Украинский язык становится государственным, во всех вузах открываются кафедры украинского языка, истории, права. В конце 1918 года организована Украинская Академия Наук, основана Украинская археологическая комиссия, госархив, Археологический институт. Все это происходит в период деятельности Центральной Рады, разгром которой привел и к закрытию указанных учреждений.

Только с 1922 года начинает возрождаться наличная жизнь на Украине. Но 19 апреля 1930 года были осуждены т.н. «националистическо-контр-революционную деятельность» 45 деятелей украинской культуры, которые якобы принадлежали к «Союзу освобождения Украины». Началась волна репрессий.

В этих условиях в середине 20-х годов происходит размежевание советских философов на «механистов» (Л. Аксельрод, А.В. Варьяш, К. А. Тимирязев, И.И. Скворцов-Степанов) и «диалектиков» во главе с А.М. Дебориным. Усиление призывов к союзу с естествознанием обусловило поворот к механизму, где четко выявились тенденции, которые позже способствовали разрушению материалистической диалектики. Диалектико-материалистаческая философия была подменена общими выводами естественных наук, концепция развития через борьбу противоположностей была подменена принципом равновесия, высшие формы движения материи сводились к простым, в первую очередь к физическим и механическим.

В социальной философии происходит - отход от интегрирующего принципа диалектического единства социальной теории и социальной практики, подмена его принципом метафизического, силового подгона практики под выводы теории, поворот к философии бюрократического централизма, командно-административной системы управления обществом, к сталинизму. Философия все больше становится служанкой политики.

 

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ЛЕКЦИИ

- Характер философской мысли Киевской Руси в период 10 – 13 веков был обусловлен системой традиционных феодальных экономических связей.

- Основным источником философских идей Киевской Руси были представления древних славян, их народная культура, учения древнего христианств, эллинистическая философия.

- Идея необходимости единства всех русских земель проходит через все древнерусские источники.

- Захват украинских земель Польшей во второй половине 16 века сопровождался усилением социального, национального, религиозного гнета. Необходимо было логически обосновать защиту мировоззренческих принципов народной Украины. В этом процессе большую роль играли братские школы (Львовская, Острожская) и Киево-Могилянская Академия.

- Усиление социального гнета вызвало обострение национально-освободительной борьбы. Это способствовало распространению социально- национальных идей мыслителей-просветителей.

- Во второй половине 19-начале 20 века на Украине распространяются идеи позитивизма.

- В послеоктябрьский период начинает возрождаться научная жизнь в Украине.

 

 

После изучения темы студент должен:

знать:

- философские взгляды Киевской Руси;

- идеи философии Возрождения и Просвещения в Украине;

- взгляды украинского романтизма;

- философские идеи второй половины 19 – начало 20 вв.

 

уметь:

- анализировать мировоззрение философов Киевской Руси;

- характеризовать взгляды и роль братских школ (Львовская, Острожская, Киевская) и Киево-Могилянской академии;

- понимать философию романтизма;

- обосновывать взгляды Г.С.Сковороды как основателя классической украинской философии;

- характеризовать философские взгляды в литературе;

- доказывать особенности украинской философии.

 

понимать:

- идеи позитивизма;

- взгляды романтизма;

- положение учения философии Возрождения и Просвещения в Украине;

- философские идеи второй половины 19 – начало 20 вв.

 

 

Литература:

1. Бичко А. Історія філософії. К. 2001 р.

2. Є.А.Подольська. Кредитно-модульний курс з філософії. К.2006 р.

3. О.А.Смольков, Ю.Л.Дещинський. Філософія. Львів, 2005 р.

 

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Источники украинской философской культуры.

2. Философская мысль украинского Ренессанса.

3. Специфика реформации в Украине в Острожской и Киево-Могилянской академии.

4. Г.С.Сковорода – основоположник украинской философии.

5. Философские взгляды в украинской литературе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решение | Лекция № 6
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.