Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Партийные системы и их типология

Классификация политических партий. Особенности их становления

Существуют множество критериев классификации партий.

Наиболее распространенной и общепринятой типологией современных партий является бинарная классификация (по целевому составу), разработанная М.Дюверже, при которой выделяются: кадровые партии, состоящие из профессиональных политиков, обеспечивающих выдвижение и избрание «нужных» партии людей, и массовые партии как продукт всеобщего избирательного права, состоящие из большого количества участников, выплачивающих членские взносы.

Кадровые партии отличаются немногочисленностью, свободным членством и опираются прежде всего на профессиональных политиков и финансовую элиту, свободную обеспечить партии материальную поддержку. Они ориентированы на электоральные (выборные) функции в них доминируют парламентарии. Большую часть кадровых партий составляют либеральные и консервативные партии. В политическом спектре кадровые партии находятся прежде всего справа и в центре.

Массовые партии характеризуются многочисленностью (10-100 тысяч членов) и идеологической ориентированностью своей деятельности, между членами партии существуют тесные связи и, как правило, жесткая организация.

Разделение партий на кадровые и массовые соответствует разделению на партии слабой и сильной организации. Массовые партии имеют централизованный характер и сильную организацию, кадровые партии наоборот (исключением является Великобритания, где консервативная и либеральная партии имеют более централизованную организация, чем подобные партии в других странах). В кадровых партиях руководящая роль принадлежит парламентариям. Как правило, депутат может действовать независимо от других депутатов той же парламентской группы, поскольку большинство кадровых партий «мягкие», т.е. в отличие от «жестких», массовых партий не соблюдают дисциплину голосования.

Новым явлением в политической системе многих стран стали «партии избирателей» – межклассовые и межидеологические организации, целиком повернутые к электорату. Примером такой партии может служить Союз демократов за республику во Франции, преобразованный в 1976г. в Объединение в поддержку республики. «Партии избирателей» отказались от защиты идей, отражающих интересы ограниченной части избирателей. Ставка делается на отстаивание целей, способ - пример, фундаментом голлистской партии во Франции являлась доктрина национального единства и гордости.

Все партии в той или иной степени имеют определенную идеологическую окраску, идейные и ценностные ориентиры. В зависимости от участия в осуществлении власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящие партии консервативны, оппозиционные более динамичны, ориентированы на изменения и реформы. Оппозиционные партии можно разделить на: легальные, разрешенные и зарегистрированные государством, действующие, как правило, в рамках закона; на нелегальные, запрещенные государством и часто действующие в условиях конспирации и подполья. Среди последних – революционные или радикально-националистические партии, поставившие целью насильственное изменение существующего строя.

По своему отношению к социальной действительности партии в зависимости от того, намереваются ли они сохранить ее, частично изменить или радикальным образом преобразовать, подразделяются на консервативные, реформистские и революционные. Они могут иметь индивидуальное или коллективное членство исходя из формы приема: непосредственной или через другие организации, такие, как, например, профсоюзы.

В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты различных типов политических организаций. Например, быть одновременно массовой, идеологической и харизматической (основанной на безусловной вере в лидера). Поэтому любая типология партий условна и служит упорядочению крайнего разнообразия партийных организаций.

В политологии под партийной системой понимается совокупность всех партий, активно участвующих в политической жизни; все проявления их соперничества и взаимодействия в борьбе за власть.

Исторически сложились следующие типы партийных систем: однопартийная, двухпартийная (бипартизм), (к ней относят и «две с половиной партии» ) и многопартийная.

Однопартийная система встречается либо в коммунистических режимах, либо в странах с авторитарным режимом. В однопартийных системах высшая политическая власть осуществляется руководителями партий. При этом создание новых партий запрещается, а уже существующие ставятся вне закона. Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность в соответствии со своими принципами. Любая политическая деятельность вне этой партии является незаконной и обрекается на условия подполья. В однопартийных политических системах фактически происходит слияние партии и государства. Она принимает основные политические решения, а государственная администрация лишь осуществляет их на практике.

В некоторых англосаксонских странах (Великобритании, США, Австралии и др.) существует двухпартийная (бипартизм) система, спецификой которой является устойчивое поочередное формирование правительства представителями двух партий. При двухпартийной системе одной из двух ведущих в стране партий (другие при этом не имеют возможности прийти к власти) постоянно обеспечивается большинство в парламенте, избираемом прямым всеобщим голосованием.

Двухпартийная система не означает наличие в стране двух партий.

Такое парламентское большинство гарантирует устойчивость кабинета министров, т.е. позволяет Правительству работать отпущенный ему законом срок и делает представительство наиболее полным в интересах граждан. Это экономит средства на параллельные выборы главы государства, ибо им становится лидер победившей партии.

Различаются «жесткая» и «мягкая» двухпартийность. Первая предполагает дисциплину голосования, вторая ее не предполагает и является, по существу, кажущейся двухпартийностью. Великобритания воплощает «жесткую» двухпартийность, при которой дисциплина голосования депутатов – основа стабильности и авторитета партии. В отличие от Великобритании США воплощает «мягкую» двухпартийность.

Двухпартийность в чистом виде существовать может только теоретически. Рядом с двумя крупными партиями обязательно действуют небольшие маловлиятельные партии. Отсюда количественное различие между двухпартийными системами, функционирование «совершенной» и «несовершенной» двухпартийности. При «совершенной» двухпартийности обе партии набирают 90% голосов и более. При «несовершенной» можно говорить о «двух партиях с половиной». Третья партия получает достаточно голосов, чтобы спутать карты двум крупным партиям, за которые проголосовало 75-80% избирателей. В данном случае крупным партиям приходится объединяться с третьей или друг с другом.

Эта система особенно характерна для ФРГ. Аналогичная ситуация наблюдается в Бельгии, где существование либеральной партии помешала социалистам или христианским демократам завоевать абсолютное большинство.

Может возникнуть противоположная ситуация: разрыв между двумя партиями настолько велик, что одна из них надолго лишает другие партии возможности доступа к институтам власти. В этом случае происходит переход к партийной системе с господствующей партией. Что отличает господствующую партию от других? На выборах в течение длительного периода она явно опережает своих соперников, обладает реальными возможностями прихода к законной власти. Иногда она терпит поражение, однако, как правило, быстро восстанавливает утраченные позиции. Господствующая партия отождествляет себя со всей страной в целом: ее доктрины и идеи сливаются в одно целое с доктринами и идеями присущими этому периоду развития. В наши дни господствующее положение одной партии встречается в ряде западных демократий: Швеции, Норвегии и Дании, где такой партией является социал-демократическая, в Исландии - консервативная. Господствующая партия получает и удерживает гегемонистское положение благодаря многочисленности и распыленности своих противников.

Этим она отличается от единственной партии в однопартийной системе, монополия которой предполагает запрет деятельности других партий.

В некоторых случаях характеризуемую партийную систему можно назвать системой со «сверхгосподствующей» партией, поскольку эта партия также стабильная и пользуется авторитетом, как и единственная партия в условиях однопартийности (например, партия Индийский национальный конгресс).

В большинстве западных стран существует многопартийная система, при которой целый ряд партий имеют примерно одинаковые возможности в борьбе за власть, т.е. могут заключать разнообразные союзы и формировать партийные блоки. Количество партий в таких системах может быть разным: от 3 (Бельгия, Австрия) до 12 (Нидерланды) и более.

Процесс увеличения числа партий зависит от системы выборов (бывают: мажоритарная – от избирательного округа, пропорциональная – голосование по партийному списку ( от округа изб-ся несколько депутатов; все партии представляют списки своих кандидатов – это и опред-ет сколько и кто пройдет в парламент ) и смешанная – по одномандатному изб. округу (здесь избиратель голосует за одного кандидата) и по общефедеральному списку (здесь избиратель выбирает одну партию ). М.Дюверже сформулировал 3 социологических закона:

1. Пропорциональное представительство ведет к многопартийности;

2. Выборы по мажоритарной системе в один тур ведут к двухпартийности.

3. Выборы по мажоритарной системе в два тура ведут к многопартийности;

Таким образом, конфликты исторические, этнические, национальные, религиозные, социально-профессиональные, наложенные на общие конфликты между консерваторами и либералами, капиталистами и социалистами а также определенная система выборов порождают многопартийность.

Однако надо иметь в виду, что многопартийность, как система политических партий, имеет и свои недостатки.

Во-первых, она плохо выполняет функцию агрегирования интересов в обществе. Каждая из партий стоит на ограниченной позиции и выражает требования только своей социальной группы, ее субкультуры, вовсе не стремясь к их гармонизации с требованиями других групп. Это объективное положение вещей не противоречит в реальной практике тому обстоятельству, что иногда партии стремятся выступить выразителями общенациональных интересов (во всяком случае, большинства населения страны). Партии действуют, прежде всего, как организации, «артикулирующие» определенные политические интересы различных социальных слоев.

Во-вторых, недостатком многопартийности является опосредованный характер выборов. При наличии широкого спектра политических партий рядовому гражданину сложнее сделать правильный политический выбор, т.к. он рискует не разобраться во всех тонкостях политических позиций той или иной партии. Поэтому кажущаяся демократичность многопартийной системы может оказаться «политической ловушкой» для избирателя при отсутствии у него необходимого уровня политической культуры (данная ситуация характерна для современного российского общества).

И, в-третьих, для многопартийности характерна правительственная нестабильность.

При всех отмеченных недостатках многопартийность имеет одно несомненное преимущество, она исключает возможность монополизации влияния со стороны кого бы то ни было на государственную власть.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие политической партии. Признаки и функции политической партии | Характер и перспективы развития партийной системы в современной России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.