КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дальнейшее развитие атрибутивных идей в руководстве
М. Мартинко и У. Гарднер попытались расширить исходную теоретическую схему за счет включения в нее атрибутивной активности не только руководителя, но и подчиненных. Их разработка, вобравшая в себя материалы анализа большого количества теоретических и эмпирических исследований в области лидерства (руководства) и каузальной атрибуции, получила название «интерактивной атрибутивной модели отношений между руководителем и членом группы»: В качестве ключевого элемента модели ученые взяли ошибки каузальной атрибуции, которые, по их мнению, обусловливают характер атрибуций, ожиданий и реакций членов диады. Вся модель может быть представлена в виде серии утверждений, основывающихся на большом объеме исследовательских данных, полученных в том числе и в организационных условиях. Ниже приводятся наиболее интересные утверждения авторов модели. Утверждения, касающиеся атрибутивных ошибок: • в случае неудачи подчиненные будут стараться списать причину на внешние обстоятельства, тогда как руководители будут усматривать ее во внутренних характеристиках подчиненных; • степень согласованности между поведением подчиненного и поведенческими предпочтениями руководителя позитивно соотносится с величиной сходства между атрибуциями лидера и подчиненного; • действия подчиненных, препятствующие достижению руководителем его целей, усиливают атрибутивные ошибки руководителя в отношении подчиненных. Утверждения, касающиеся атрибуций, ожиданий и реакций руководителя: • руководители проявляют тенденцию гораздо чаще от носить действия малоудачных подчиненных на счет внутренних причин, нежели внешних; • руководители, склонные усматривать причину действий малоудачных подчиненных скорее в усилиях, нежели в способностях, чаще прибегают к наказаниям. Дополнительно стоит отметить, что в литературе приводятся данные зависимости атрибуций руководителя от гендера. Так, руководители-мужчины, взаимодействуя с малоуспешными подчиненными - мужчинами и женщинами, причину плохого выполнения задания приписывают недостаточным усилиям (интернальная атрибуция) женщин гораздо чаще, нежели аналогичное умозаключение делается относительно мужчин. Кроме того, руководители обоего пола по-разному рассматривают своих малоуспешных подчиненных. Мужчины в качестве основания для распределения вознаграждений между подчиненными чаще опираются на принцип справедливости (например, «вы получаете то, что заслуживаете»), а женщины в подобных случаях чаще апеллируют к принципу равенства (например, «все получают поровну»). Утверждения, касающиеся атрибуций, ожиданий и реакций подчиненного: • одна из ошибок подчиненных состоит в стремлении усматривать причины собственного неудачного выполнения задания скорее во внешних причинах, чем во внутренних; • подчиненным, полагающим, что причины их плохого выполнения заданий носят устойчивый характер, присущи негативные ожидания относительно выполнения будущих заданий; • степень согласования атрибуций руководителя и подчиненного негативно связана с силой конфликта между ними; • степень, в которой подчиненные приписывают плохому выполнению задания устойчивые причины, негативно связана с их последующими усилиями в решении задачи; • необоснованное приписывание руководителями причин неудачи подчиненных их усилиям с последующим наказанием имеет следствием развитие у подчиненных «выученной беспомощности». Утверждения, касающиеся продуктивных отношений между руководителем и подчиненным: • снижение психологической дистанции между руководителями и подчиненными позитивно связано со степенью согласованности действий в диаде «руководитель - подчиненный»; • возрастание психологической дистанции между руководителями и подчиненными позитивно связано с рассогласованием атрибуций и возникновением пассивного, дезадаптивного поведения. Как видно из приведенных выше утверждений, атрибутивные ошибки оказывают значительное влияние на атрибуции и действия (реакции) членов диады. Поэтому М. Мартинко и У. Гарднер обращают внимание на ряд факторов, способных уменьшить такого рода ошибки. К их числу ученые относят: • внимание руководителей к ситуациям, в которых действуют подчиненные, наблюдение за их действиями - это позволяет более реалистично оценивать влияние ситуационных факторов на поведение подчиненного и избегать неоправданных интернальных атрибуций; • атрибутивный тренинг, направленный на осознание возможных ошибок каузальной атрибуции; • множественность оценок, даваемых равными по статусу лицами, оценки руководителями подчиненных, самооценки подчиненных - все это, по мнению указанных авторов, полезные средства, снабжающие руководителей необходимой для более адекватных суждений информацией. Авторы модели обращают также внимание на роль индивидуальных особенностей людей в процессе атрибутирования. Отмечается, что члены организации, которые конформны к полоролевым стереотипам, характеризуются низким самоуважением, обнаруживают слабую выраженность потребности в достижении и обычно приписывают свои межличностные неудачи внутренним стабильным причинам (например, способностям), особенно чувствительны к атрибутивным ошибкам. Учитывая это, руководители должны избегать предоставления подчиненным обратной связи, способной усугубить ошибки, связанные с заниженной самооценкой. Собственно, на решение подобной задачи и ориентированы различные формы атрибутивного тренинга. Итак, атрибуции и особенно атрибутивные ошибки - фактор, несомненно заслуживающий серьезного внимания как со стороны специалистов-исследователей, так и со стороны самих участников взаимодействия в системе руководства-подчинения. Но при этом Г. Юкл и Д. Ван Флит указывают на одну любопытную особенность, обнаруживаемую исследованиями атрибутивных ошибок в организациях (подчеркну, что, хотя речь идет об американских организациях, в отечественных организациях автор наблюдал примерно ту же самую картину). В них работники нередко склонны преувеличивать значимость руководства в качестве первоосновы организационного функционирования. Руководители воспринимаются подчиненными как героические фигуры, способные определять судьбы своих организаций. По мнению упомянутых ученых, акцент на руководстве как исключительном источнике организационных событий отражает общую ошибку культурного характера, заключающуюся в объяснении опыта преимущественно в значениях рациональных действий людей. В то же время упускаются из вида разного рода неподконтрольные людям естественные силы, случайные события и т. п. Причиной тому, полагают ученые, является широко распространенная вера в человеческие организации как рациональные, ориентированные на достижение цели системы, которые служат удовлетворению потребностей людей и содействуют росту всеобщего благосостояния общества. Возникающие в сознании людей атрибутивные ошибки по поводу огромных возможностей лидеров активно эксплуатируются политическими и организационными лидерами, стремящимися создать впечатление, что они контролируют ход событий. Их усилия, по замечанию специалистов, подкрепляются символами и ритуалами типа, например, инаугурационных церемоний, призванных продемонстрировать значимость, влиятельность того или иного лидера. Причем об успехах лидеров говорится много и громко, они воспеваются и рекламируются, неудачи же нередко замалчиваются или преуменьшаются. Сказанное, разумеется, не означает, что организационные лидеры не способны влиять на ход событий в своих организациях. На основе анализа литературных данных по проблематике организационного лидерства Г. Юкл и Д. Ван Флит заключают, что топ-менеджеры способны осуществлять умеренное влияние на эффективность функционирования своих организаций. Таким образом, концепция значимости, важности руководства располагается, по мнению ученых, между двумя крайними полюсами: героическим лидером и бессильной фигурой руководителя. Как отмечалось выше, атрибутивные модели руководства составляют одно из направлений социально-когнитивного подхода к нему. Можно, однако, выделить и другой аспект этого подхода, называемый одними авторами процессами категоризации в лидерстве, а другими - «имплицитной теорией» лидерства. В целях чисто стилистического характера я воспользуюсь первым из этих названий, соотнося его с феноменом организационного лидерства (т. е. руководства). Процессы категоризации в руководстве. В одной из недавних, итоговых по своему характеру работ Р. Лорд и его соавторы пояснили, что понимается ими под теорией категоризации в лидерстве. По мнению ученых, речь идет о перцептивном процессе, относящемся к лидерскому поведению. В основе этого процесса лежит установление соответствия между прототипами лидерства, имеющимися у воспринимающего лица (последователя), и характеристиками, продемонстрированными объектом восприятия (лидером), на которые обратил внимание воспринимающий субъект. Таким образом речь идет об «имплицитной теории» лидерства. Но в данном конкретном обсуждении эта теория с полным основанием может быть приложена к руководству. Возникает, правда, вопрос: в какой мере «имплицитная теория» лидерства вообще способна объяснить механизм именно руководства (не лидерства)? Дело в том, что выдвижение индивида на роль руководителя, в отличие от лидерства, практически никак не связано с процессами, разворачивающимися в когнитивной сфере подчиненных. В подавляющем большинстве случаев (а, например, в армии, бизнесе, на государственной службе - в 100% случаев) такое выдвижение осуществляется помимо восприятий и интерпретаций подчиненных. Некоторое исключение, казалось бы, составляют выборы в ряде учебных заведений ректоров и деканов, а также в сфере науки - высоких академических чиновников, но в отечественных условиях и традициях эти выборы зачастую носят довольно предсказуемый характер. Правда, вполне возможно, «имплицитная теория» лидерства в какой-то мере способна повлиять на решение вышестоящих руководителей относительно карьерного роста работники Приводимое Р. Лордом с соавторами обобщенное содержание прототипа лидерства включает следующие личностные характеристики: доминантный, маскулинный, решительный, экстравертированный, гибкий, умный Эти характеристики, учитывая всю совокупность приведенных в предыдущих главах данных, могут с полным основанием рассматриваться как безусловные предикторы эффективного организационного лидерства. И тем не менее главным критерием продвижения работника по ступеням властной иерархии должны все-таки являться объективные показатели его управленческой эффективности, а не соответствие лидерскому прототипу. Другое дело, что в прогностических целях принятие во внимание подобного соответствия конечно же оправданно. В то же время нельзя не признать, что некоторые данные, содержащиеся в работах Р. Лорда с сотрудниками, можно интерпретировать, как относящиеся именно к руководству. Так, экспериментально был выделен ряд факторов, влияющих на восприятие и интерпретацию наблюдателем (им может быть, в частности, подчиненный) поведения руководителя. Эти факторы приводятся ниже, располагаясь по мере убывания своего воздействия на наблюдателя: • частота руководящих действий наблюдаемого объекта и групповой ситуации; • соответствие наблюдаемого поведения неким гипотетическим категориальным признакам, наличествующим в сознании наблюдателя (например, категории «руководитель»); • социальные нормы, вырабатываемые относительно поведения руководителя в специфических (конкретных) ситуациях и репрезентированные наблюдателю в виде особых «перцептивных формул»; • степень совпадения ожидаемых действий руководителя с требованиями, проистекающими от характеристик решаемой им задачи. Можно предположить, что в зависимости от силы проявления этих факторов в определенной мере будет варьировать степень психологического влияния руководителя на подчиненных, величина его авторитета среди них. Завершая анализ социально-когнитивной тематики руководства, рассмотрим еще один аспект, касающийся конгруэнтности (или, напротив, несоответствия) в восприятии между руководителями и подчиненными. Конгруэнтность в восприятии между руководителями и подчиненными. Как отмечается в литературе, начало изучения этой перцептивной особенности взаимодействия в руководстве относится к 70-м годам прошлого столетия. Именно тогда было выявлено несоответствие между тем, как руководители воспринимают собственное поведение, и тем, как оно видится их подчиненным. Последующая разработка этой темы дала ряд интересных результатов, касающихся возможных последствий такого несоответствия. Показано, например, что, когда восприятие руководителем себя совпадает с восприятием его подчиненными, оценки эффективности руководства значительно возрастают. Установлено также, что представления руководителей-женщин о себе могут обнаруживать большее расхождение с представлениями о них, сложившимися у подчиненных, нежели это имеет место в отношении руководителей-мужчин. Данный факт особенно характерен для организаций, в которых мужчины традиционно занимают доминирующее положение. Причем более всего от этого страдают руководители-женщины с высоким уровнем самомониторинга поведения, т. е. постоянно корректирующие свои действия с учетом воображаемых оценок окружающих, в том числе и подчиненных. Поскольку перцептивный фактор способен существенно влиять на процесс руководства, в литературе обращается внимание на необходимость развития у руководителей метаперцепции - способности осознавать, как другие воспринимают их. Предполагается, что развитие этой способности поможет руководителям выработать правильное понимание того, как перцептивные процессы влияют на их взаимодействие с подчиненными. Например, женщина-руководитель, работающая с подчиненными-мужчинами, должна понимать, что неблагоприятная оценка последними ее управленческой деятельности, вполне возможно, отнюдь не доказательство ее неспособности руководить. Скорее такого рода оценка может явиться следствием перцептивной ошибки, в основе которой лежат когнитивные схемы (стереотипы) руководства как маскулинного по своей сути феномена. Таким образом, потенциально метаперцепция выступает как один из факторов эффективности взаимодействия в руководстве и вполне может явиться объектом специально организованных тренинговых воздействий.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |