КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №6. Классификация современных педагогических технологий обучения
Классификация современных педагогических технологий обучения
В настоящее время в российских школах существует множество вариантов организации образовательного процесса. Провозглашённый принцип демократизации для школы означает право на выбор и конструирование педагогического процесса по любой модели, включая творческие; право на составление различных вариантов содержания образования; право на выбор форм, методов и средств развития учащихся; право на проявление творческой индивидуальности каждого педагога; право на научную разработку и практическое обоснование новых идей и технологий. Каждый педагог-новатор вносит в педагогический процесс что-то своё, поэтому её технологию можно назвать авторской. Вместе с тем, следует отметить, что по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам они имеют много общего. В настоящее время проблема классификации технологий обучения привлекает постоянное внимание ученых. Существующие исследования позволяют выделить несколько подходов к данной проблеме. Классификация технологий обучения, предложенная Г.К. Селевко является наиболее полной, поскольку она опирается на целостный процесс обучения. Ученый-исследователь выделяет несколько обобщенных групп педагогических технологий по следующим психолого-педагогическим основаниям: 1. По уровню применения – общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии; 2. По философской основе – материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, прагматические и экзистенциалистические, свободного воспитания и принуждения; 3. По ведущему фактору психологического развития – биогенные (развитие психики определяет наследственность), социогенные (развитие личности зависит от её социального опыта и обучения), психогенные (развитие зависит от собственной активности личности), идеалистические (предполагает нематериальное происхождение личности и её качеств); 4. По научной концепции усвоения опыта – ассоциативно-рефлекторные, развивающие, гештальт-технологии, суггестивные, бихевиористские, интериоризаторские, нейролингвистического программирования и др. 5. По ориентации на личностные структуры – информационные (формирование знаний, умений и навыков по предметам - ЗУН), операционные (формирование способов умственных действий - СУД), эмоционально-художественные и эмоционально- нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ), эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - ДПС); 6. По характеру содержания и структуры называют технологии – обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии (строятся на одной ведущей идее), комплексные (политехнологии) и проникающие (элементы одних технологий включаются в другие технологии и активируют их). Беспалко В.П. предлагает классифицировать педагогические технологии по типу организации и управления познавательной деятельностью: 1. классическое лекционное обучение (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение, вербальное общение); 2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, фронтальное обучение с помощью учебных средств); 3. система «консультанта» (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся, вербальное индивидуальное взаимодействие учителя и учащегося); 4. обучение с помощью учебной книги – самостоятельная работа; 5. система малых групп – групповые дифференцированные способы обучения; 6. компьютерное обучение (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем, фронтальная форма обучения с помощью компьютеров); 7. система «репетиторов» - индивидуальное обучение; 8. «программное обучение» - обучение по заранее составленной программе с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем, в индивидуальной форме с применением учебных средств. Если в основу классификации положить отношение педагога к ученикам, то можно выделить такие технологии: 1. авторитарные технологии, которые отличаются жёсткой организацией школьной жизни со стороны взрослых, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения; 2. личностно-ориентированные технологии, которые имеют своей целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка, обеспечивают комфортное, бесконфликтные и безопасные условия его развития, способствуют реализации его возможностей и способностей; 3. гуманно-личностные технологии относятся к личностно-ориентированным технологиям и отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку и помощь личности, верой в её творческие силы, отвергают давление на личность ребёнка; 4. технологии сотрудничества также можно отнести к личностно-ориентированным технологиям, так как взаимоотношения педагога с детьми строятся на принципах демократизма, равенства, партнёрства, то есть между ними складывается субъект – субъективные отношения или отношения сотрудничества, сотворчества; 5. технологии свободного воспитания, предполагают предоставления ребёнку свободы выбора деятельности, самостоятельности в принятии решений. Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. 6. эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознанном», подсознательном) знании – истине и путям, ведущим к ней. Педагогический процесс – это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В изотерической парадигме сам человек (ребёнок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной. По преобладающему методу обучения педагогические технологии можно разделить на: 1. догматические, репродуктивные; 2. объяснительно-иллюстративные; 3. проблемно-поисковые; 4. диалогические; 5. игровые; 6. творческие; 7. информационные; 8. развивающего обучения; 9. саморазвивающего обучения. По категории обучающихся педагогические технологии делятся на: 1. традиционные технологии, рассчитанные на усреднённого ученика 2. технологии продвинутого уровня (углублённого изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования); 3. технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.д.); 4. технологии обучения трудных или одарённых детей в рамках массовой школы; 5. технологии обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. По направлению модернизации существующей традиционной системы педагогические технологии можно квалифицировать в следующие группы: 1. педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений, к которым можно отнести авторские технологии учителей - новаторов Ш.А.Амонашвили, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Е.Н.Ильина и др.; 2. педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, к которым относятся игровые технологии, технологии проблемного обучения, обучения на основе опорных сигналов В.Ф.Шаталова и др.; 3. педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения, к которым относятся программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В.Фирсов, Н.П.Гузик). Технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, И.Унт, В.Д.Шадриков), опережающее обучение с использованием опорных схем при коммпентируемом управлении (С.Н.Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д.Первин, В.К.Дъяченко), информационные (компьютерные) технологии и др.; 4. педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, к которым относятся укрупнение дидактических единиц (УЕД) П.М. Эрдниева, технологии «Диалога культур» В.с. Библера и С.Ю. Курганова, ситема «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий и др.; 5. природосообразные технологии, основанные на идеях народной педагогики (этнопедагогика) и опирающиеся на естественные процессы развития ребенка. К ним можно отнести обучение по Л.Н. Толстому в Яснополянской школе, технологию обучения в школе М. Монтессори; 6. альтернативные педагогические технологии: свободного труда С. Френе, вероятностного образования А.М. Лобка, вальдорфская педагогика Р. Штейнера; 7. комплексные политехнологии, к которым можно отнести авторские школы И.Ф. Гончарова «Русская школа», А.Н. Тубельского «Школа самоопределения», Е.А. Ямбурга «Школа для всех», М.П. Щетинина «Школа будущего». Технологии обучения всегда применяются в определенных сочетаниях. В каждой конкретной ситуации в том или ином сочетании технологий доминирует одна из них в зависимости от того, какая задача обучения на данном этапе является основной. Отсюда следует объективная необходимость процедуры выбора технологий обучения. При решении данной дидактической проблемы необходимо руководствоваться следующими критериями: – адекватность технологий обучения целям и содержанию учебного материала; – обоснованность выбора технологий обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах; – учет возрастных личностных особенностей учащихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также возможностей самих учителей; – соответствие технологий обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |