КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тезисы лекцииТема: Тема – проблема – идея литературного произведения Лекция 6
Вопрос 1. Понятие про идейно-тематическую основу литературного произведения.
Самая простая и доступная, на всю жизнь запоминающаяся формула определений. Что такое есть Тема – Проблема – идея литературного произведения: «Тема – Проблема – Идея» = это «Жизнь – Вопрос - Ответ» Художественная целостность литературного произведения как единство формы и содержания: воплощение идейно-тематического содержания в единственно возможной форме. Элементы содержания литературного произведения: - тема - проблема - идея -конфликт - пафос - сюжет (?) Элементы художественной формы произведения: - сюжет (?) - композиция - персонажи и художественные приемы их создания - вся система образов - вспомнить: разные классификации образов: по форме (включая 4 пласта художественной речи), по содержанию, по роду литературы, по степени обобщенности
Вопрос 2. Определение, роль и значение темы в литературном произведении. Тематика произведения. Вечные темы.
Приведем несколько различных определений понятия «тема литературного произведения». Тема литературного произведения: жизненный материал, который отражается в литературном произведении. Тема - предлагает предмет для авторского художественного исследования. Тема – это то, что изображается в произведении. Тема – это то, что придают целостный характер литературному произведению, и определяет единство поставленной в нем проблематики и идейно-художественного содержания. Тема – это основной круг жизненных вопросов, на которых писатель сосредоточил свое внимание в литературном произведении Термин «тема» употребляется в двух значениях: 1) жизненный материал, взятый для изображения 2) основная общественная проблема в общественной ситуации данного времени, поставленная в произведении В некоторых произведениях в самом названии подчеркнуто, что тема данного произведения – это главный вопрос эпохи, ее главная проблема: «Что делать» (Чернышевкий), «Кто виноват?» (Герцен), и «Кому на Руси жить хорошо?» Понимание темы может быть достигнуто только тщательным анализом литературного произведения как художественного целого. Когда Льва Толстого спросили, какова тема «Анны Карениной», он ответил: «Прочтите «Анну Каренинну». То есть, по Толстому, весь текст романа, от первого до последнего слова – это и есть его тема. Объект литературного произведения: он шире темы, в объекте произведения может быть отражена вся жизнь определенного периода, эпоха, страна… Тематика: в одном произведении может быть несколько тем, главная и несколько подчиненных ей тем. Каждое явление жизни в литературном произведении – это отдельная тема. Их совокупность – это ТЕМАТИКА произведения. Типология тем в литературе: - актуальные, злободневные, временные – и вечные - значительные - и незначительные - национальные - и общечеловеческие - современные – и эпохальные «Вечные» темы: - национальные - исторические - психологические - философские - общечеловеческие - тема искусства и художника - родина, природа, человек, цивилизация, любовь, жизнь, смерть… Вопрос 3. Проблема и проблематика литературного произведения. Взаимосвязь темы и проблемы в произведении. Вечные проблемы. Проблема – это ВОПРОС. Этот вопрос ставит перед собой автор при создании литературного произведения для познания какой-то сферы внутренней и внешней жизни. Этот вопрос – задача для разрешения автором и читателем. Проблема ставит вопрос для разрешения сущности предмета, который стал предметом исследования в литературном произведении. А предмет для исследования предлагает тема произведения. Вопрос вырастает из темы, как росток из почвы. Так проблема связывается с темой. Если тема – это ЖИЗНЬ, отраженная в литературном произведении, то проблема – это ВОПРОС, поставленный на почве этой отраженной в литературном произведении жизни. Одна и та же тема может стать основой для поднятия разных проблем. Проблема – это сложный вопрос, поставленный в произведении, который решается или остается нерешенным, но показаны пути поисков его решения. Вопрос тождества темы и проблемы – спорный. Проблематика: в одном литературном произведении не может быть только одна проблема, в нем есть множество проблем, основная и второстепенные, вспомогательные. Типология проблем в литературе: - общественно-политические - морально-этические - национально-исторические - общечеловеческие - философские - социальные - психологические Вечные проблемы: - добра и зла - тела и души - времени и вечности - любви и ненависти - жизни и смерти - смерти и бессмертия - смысла жизни - человека и общества - человека и истории и т.п. Вопрос 4. Идея литературного произведения как поиск ответа на проблему. Идейное содержание литературного произведения. Типология идей литературы Идея – это ответ по наставленные проблемой вопрос на почве поставленной темой части жизни, отраженной в литературном произведении. Идея – это оценка того, что отражается в теме произведения. Идея – это основное принципиальное содержание произведения. Обобщенная мысль. Которая лежит в основе произведения и выражена в его образной форме. Идея – это авторское отношение к изображаемому в произведении. Идея – это авторская субъективная оценка, но кроме это в произведении проступает еще и объективная идея, которая может быть шире авторского замысла и открываться по-новому в каждую новую эпоху, у каждого нового поколения критиков и читателей. Идея связана с попыткой автора объяснить жизнь, с сущностью искусства - познанием действительности (внешнего и внутреннего мира). Идея произведения и его замысел – это разные вещи. Замысел может и не включать те идеи. Которые современники или потомки найдут, и увидят, и откроют в литературном произведении. Идейное содержание: в литературном произведение не может быть только одной идеи, в нем – много идей, главные и второстепенные, и весь их полный набор называется идейным содержанием литературного произведения. Общая идея произведения = основная идея произведения, всегда отвечает или ищет ответ на главную проблема общества. времени, эпохи, человека, как их понимает автор. Идея может быть не выражена в произведении прямо и однозначно, как ответ на вопрос, это может быть поиск ответа, намеченные пути ответа, варианты ответа, направления раздумий об ответе… Идея не сводится лишь к прямым положительным утверждениям автора. У каждого действующего лица, события, картины в литературном произведении есть своя идейная, содержательная функция. У каждого образа поэтики произведения (NB! см. Классификация образов – вспомнить и написать в тетради для лекций в этом месте) есть своя идейная = концептуальная нагрузка. Вся образная система произведения является носительницей авторской концепции – главной авторской идеи жизни. Идейный смысл романа определяется не только прямым авторским словом и авторскими оценками, но прежде всего – идейной функцией каждого элемента художественной формы, концептуальностью стиля. Понимание общей идеи произведения исходит из анализа всего идейного смысла всех элементов содержания и формы литературного произведения. Гете: «Хорошая была бы шутка, если бы я попытался такую разнообразную жизнь Фауста нанизать на тонкий шнурочек единой для всего произведения идеи» -!!! Типология идей в литературе. Идея как выражение авторской интенции в художественном освещении темы и проблемы. Субъективность художественной идеи: она зависит от субъективного мнения автора. Образность художественной идеи: она выражается только в образной форме. Вечные идеи: совпадают с формулировками вечных тем и проблем, но каждый автор пытатется найти свой путь их разрешения… Приведите пример вечной идеи из любой вашей любимой книги – NB. Вопрос 5. Роль лейтмотивов и авторских лирических отступлений в воплощении идейного содержания произведения Термин лейтмотив применяется в музыке и литературоведении. Он обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля. Лейтмотив - комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого — литературного произведения. Авторское отступление: оно может быть лирическим, философским, публицистическим. Оно раскрывает и передает чувства и мысли писателя по поводу изображенного на прямую, в прямом авторском слове, не опосредованно. Пример: гоголь, «Мертвые души», глава 6, лирически-философское авторское отступление о старости и юности NB! Творческое самостоятельно задание: выписать это лирическое отступление Гоголя в тетрадь для лекции (начинается со слов: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек? …») и описать свое отношение к нему. Вопрос 6. Тема – проблема – идея как средства художественного отражения действительности «Тема – Проблема – Идея» = это «Жизнь – Вопрос - Ответ» Тема – тематика (много тем) одного литературного произведения. Проблема – проблематика (много проблем) одного литературного произведения. Идея – идейное содержание (много идей) одного литературного произведения. Все это сочетается в художественном единстве литературного произведения. Все это является элементами СОДЕРЖАНИЯ, но предстает в литературном произведении в определенной художественной форме. Это содержание тем, проблем и идей не может быть бесформенным. Так же как форма не может быть бессодержательной. То, что бесформенно – то и бессодержательно, и наоборот.
Сами по себе «тема – проблема – идея» в литературном произведении не существуют, все они входят в целостную образную ткань произведения. Множественность тем – проблем – идей - исходит от каждого образа литературного произведения, от всего его образного строя (см. разные типологии или классификации образов). При всей множественности тем - проблем – идей сохраняется единство литературного произведения.
Вопрос 7. Пафос литературного произведения Пафос – это эмоционально-оценочное отношение к тому, о чем рассказывается в произведении, и выражается пафос с огромной силой чувств. Пафос бывает: - утверждающий - отрицающий - героический - драматический - трагический - сатирический - комический - сентиментальный - иронический - романтический Вывод лекции: Итак, понятия тема – проблема – идея литературного произведения являются элементами его содержания, однако и они неразрывно связаны с художественной формой. Ибо бесформенность – это и бессодержательность одновременно. Новое содержание может быть открыто писателем только в новой форме, точнее: сама новая форма, некая художественная революция только и ПОЗВОЛЯЕТ открыть новое содержание жизни. Без новой эвристической художественной формы все новоявленные сферы и стороны жизни так и останутся на уровне профанного бытия, не познанного и не поднятого на свет искусством.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |