Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность общения




ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Лекция № 6

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, ста­новится осознанным и опосредованным речью.

Общение — это многогранный и многоуровневый процесс взаи­модействия между людьми, в котором происходит обмен инфор­мацией, опытом, результатами деятельности, формирование эмо­ционально-психологических отношений, осуществляется взаим­ное влияние друг на друга, а также взаимное сопереживание и понимание.

В общении выделяют содержание, цель, средства, виды, функ­ции, формы, стороны, барьеры.

Содержание общения это информация, которая передается от одного живого существа к другому в межличностных контактах. Это могут быть сведения об эмоциональном и мотивационном состоянии пациента или медицинского работника, информация о запланированном лечении или профилактике, сигнал об опасно­сти в состоянии здоровья или известие о выздоровлении, воспри­ятие и характеристика окружающего мира.

По содержанию можно выделить общение:

• материальное — обмен продуктами и предметами деятельно­сти, которые в свою очередь служат средством удовлетворения
актуальных потребностей субъектов;

• когнитивное — обмен знаниями, т.е. общение, связанное с
различными видами познавательной или учебной деятельности
(например, обучение пациента элементам самоухода или информирование о правильном приеме лекарственных препаратов);

• деятельное — обмен действиями, операциями, умениями,
навыками, т.е. информация, совершенствующая и развивающая
способности субъекта (например, обучение членов семьи пациента умению оказать ему доврачебную помощь при приступе бронхиальной астмы или формирование у пациентки навыка по само­обследованию молочной железы);

• кондиционное — обмен психическими или физиологически­
ми состояниями; при данном общении один человек оказывает
на другого влияние, рассчитанное на то, чтобы привести его в
определенное физическое или психическое состояние и тем самым воздействовать на самочувствие (например, поднять настроение хорошей информацией или испортит: успокоить человека или, наоборот, активизировать);

• мотивационное — обмен побуждениями, мотивами, потребностями; в данном случае от одного человека к другому передаются определенные установки или готовность к действиям в определенном направлении (например, инструктор настраивает пациента на интенсивные занятия лечебной физической культурой, мотивируя положительными результатами по
восстановлению функции пораженной конечности).

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Если у животных цели общения не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей; социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, нравственного развития и др. По целям общения делиться:

1) на биологическое — необходимое для поддержания, сохранения и развития организма (например, обсуждение системы
рационального питания или информация об употреблении необходимого количества жидкости в сутки), т.е. сведения, связанные с удовлетворением основных физиологических потребностей;

2) социальное — направленное на pacширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие отношение между индивидами (например, формирование отношений между медицинским работником и пациентом, межу медицинской сестрой и врачом или между сестрой-руководителем и подчиненными).

Средства общения делятся на две группы: терапевтические и нетерапевтические. К терапевтическим средствам общения относятся:

• пристальное внимание;

• терапевтическое прикосновение;

• контакт глаз.

К нетерапевтическим средствам общения относят::

• избирательное или невнимательное выслушивание;

• констатация заключения;

• безличное отношение;

• неоправданное доверие;

• утаивание информации;

• фальшивое успокаивание;

• морализаторство;

• критика, угрозы.

Существуют различные виды общения, основными из которых являются:

• личностное — сосредоточенное вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека (например, обсуждение с пациентом его отношения к тому или иному члену семьи или выяснение у пациента подробностей его интимной жизни);

• инструментальное — не является самоцелью, не стимулиру­ется самостоятельной потребностью, но преследует какую-либо иную цель, кроме получения удовлетворения от самого процесса общения (например, в силу своих профессиональных обязанно­стей медицинской сестре иногда приходится общаться с родствен­никами пациента, очень далекими от его проблемы со здоровьем и не желающими в нее вникать; единственное, что их интересует — это оформление наследства);

• целевое — само по себе служит средством удовлетворения определенной потребности (например, палатная медицинская се­стра обсуждает со старшей сестрой отделения график своего по­вышения квалификации в текущем году);

• деловое — служит средством повышения качества какой-либо совместной деятельности людей, т.е. его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир (например, сестра-организатор обсуждает с под­
чиненными необходимость и эффективность внедрения сестрин­ских технологий в профессиональную деятельность).

Функции общения определяются в соответствии с его содержа­нием. Сочетаясь, они придают процессу общения определенную специфику. Различают следующие функции общения:

• инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для выполнения какого-либо действия;

• интегративная — является средством объединения людей;

• самовыражения — определяет общение как форму взаимопо­нимания психологического контекста;

• трансляционная — передает конкретные способы деятельно­сти, оценки и т.д.;

• экспрессивная — взаимопонимание переживаний и эмоцио­нальных состояний;

• социального контроля — регламентация поведения и дея­тельности;

• социализации — формирование навыков взаимодействия в
соответствии с принятыми нормами и правилами.

Общение достаточно разнообразно по своим формам. Прямое общение подразумевает естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных (жесты, мимика, пан­томимика) средств, когда информация лично передается от меди­цинской сестры пациенту. Косвенное общение характеризуется вклю­чением в процесс общения дополнительного участника как посред­ника, через которого происходит передача информации (например, акушерка передает необходимую информацию по режиму посеще­ния Школы молодых мам супругу беременной женщины).

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью тела, конечностей, органов: рук, голосовых связок, туловища и т.п. (например, при разговоре с тяжелобольным пациентом важно поглаживать его по рукам, голове). Oпосредованное общение рассматривается как неполный психологи помощи письменных или технических устрою или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения (например, медицинская сестра оставляет пациенту записку о необходимости прийти на пример к участковому терапевту).

Массовое общение подразумевает множественные непосредственные контакты незнакомых людей (например, консилиум врачей у постели пациента) и коммуникацию, опосредованную средствами массовой информации (например, реклама минеральной воды).

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах, постоянных по составу медицинская сестра — пациент — родственники). Оно подразумевает известную психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Выявляют три типа межличностного общения.

1. Императивное общение — авторитарная, директивная форма воздействия на собеседника с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определенным действиям или решениям (например, использование внутри ЛПУ указаний, приказов, требований, расположений, касающихся организации сестринской деятельности). Особенностью императивного общения является то. что конечная цель общения - принуждение человека — не завуалирована.

2. Манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера по общению с целью достижения своих скрытых намерений, а также обретение контроля над поведением
человека.

Собеседника не информируют об истинных целях общения: их либо просто скрывают, либо подменяют другими (например, при работе с тяжелобольным или трудноуправляемым пациентом допускается некоторое утаивание информации или ее интерпретация с целью более быстрого получения результатов по улучшению состояния здоровья). Но необходимо понимать, что манипулятивное отношение к другому человеку приводит к разрешению доверительных связей между людьми.

3. Диалогическое общение позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника (например, медицинская сестра обсуждает с пациентом его самочувствие после посещения барокамеры).

Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих пра­вил взаимоотношений:

1) психологический настрой на состояние собеседника и соб­ственное психологическое состояние — общение по принципу «здесь и сейчас» с учетом тех чувств, желаний и физического со­стояния, которые собеседники испытывают в данный момент;

2) безоценочное восприятие личности партнера, доверие к его намерениям;

3) восприятие партнера как равного, имеющего право на соб­ственное мнение;

4) содержанием общения должны являться не прописные ис­тины, а проблемы и нерешенные вопросы;

5) персонификация общения — разговор от своего имени, безссылки на мнения и авторитеты, представление своих собствен­ных чувств и желаний.

Способность к такому общению — величайшее благо для чело­века, так как оно по мнению специалистов обладает психотера­певтическими свойствами, приближает человека к большему пси­хическому здоровью, уравновешенности и целостности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.