Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синтаксические отношения между компонентами словосочетания




Строение словосочетаний. Классификация по грамматическим типам

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний:

I. Словосочетания именные, которые в свою очередь делятся на:

а) субстантивные – словосочетания с именем существительным в роли главного слова: теплый день, крыша дома, старик в очках, свидание наедине, желание нравиться и т. д. Зависимым словом может быть существительное, наречие, инфинитив, прилагательное;

б) адъективные – словосочетания с прилагательным в роли главного слова: красный от смущения, очень любознательный, всем известный, давно известный и т. д. В конкретном предложении форма главного слова может быть любой из возможных форм имени прилагательного. Зависимым словом в адъективном словосочетании выступают преимущественно наречия и имя существительное, реже – инфинитив.

в) словосочетании с именем числительным в роли главного слова. Количественные числительные в роли главного слова выступают только в им. и вин. падежах. Порядковые числительные в роли главного слова выступают в форме любого падежа.

II. Словосочетания с местоимением в роли главного слова. В качестве главного слова могут выступать неопределенные местоименные существительные типа: кто-то, кто-нибудь, что-то, что-нибудь, кое-кто, кое-что, некто, нечто и д. Например: кто-то из студентов, мы с братом, каждый из нас, кто-нибудь другой, что-то важное, что-нибудь интересное, каждый из нас, любой из слушающих и т. д.

III. Словосочетания глагольные.

В начальной форме главное слово выступает в форме инфинитива (взять книгу). Главным словом могут быть причастия и деепричастия (почерневший от пыли), зависимым словом выступают наречия и существительные в разных падежах с предлогом и без предлога(читать громко, объяснять ученикам), инфинитив

(советовать подождать, обещать исправиться).

IV. Словосочетания наречные (или адвербиальные) – с наречием в роли главного слова: очень весело, далеко от родных, откуда-то из темноты и др. Зависимым словом выступают здесь наречия, реже – существительные.

V. Словосочетания с категорией состояния в роли главного слова: больно руку, очень больно, мне грустно, трудно с тобой, хорошо дома, хорошо в лесу и т. п.

Различаются следующие основные разновидности грамматической семантики словосочетаний:

1. Атрибутивные (определительные) отношения проявляются в словах, называющих предмет и его признак, например: чудесный вечер, наша молодежь, первый ученик.

1.Предложные формы имени в роли определителей – это продукт очень сложных языковых изменений и преобразований. Основной путь таких преобразований:

– пропуск внутреннего звена построения, например: письмо, присланное из Ленинградаписьмо из Ленинграда: волосы, спускающиеся до плечволосы до плеч: беседка, расположенная под горойбеседка под горой;

– эллипсис глагольного слова – бородка клином (бородка, подстриженная клином);

– наличие способности к конкретизации (ср.: отцов домдом моего (твоего) отца).

2. В словосочетаниях с зависимым словом наречием в результате осуществления процесса экономии средств выражения появились сочетания наречий с именами существительными (дом напротив, шашлык по-кавказски)шашлык, приготовленный по-кавказски.

3. Сочетания с инфинитивом (желание учиться, охота странствовать) составляют немногочисленную группу. Отношения в них также атрибутивные. В предложении зависимое слово выполняет роль определения.

Модели:

а) согласуемое слово и существительное: красивая девушка, верстовой

столб, медвежья берлога, полезная работа, активное участие;

б) модели сущ.+сущ .: человек дела, девушка с характером;

в) сущ. + наречие: беседа наедине, езда верхом, волосы ежиком;

г) определительно-субъектное значение (значение определенного действия + деятель – родительный субъекта): распоряжение (чье?) начальника, упреки (чьи?) матери;

д) определительно-количественное: дом ( какой?) в три этажа, зеркало (какое?) во всю стену;

е) определительно-временные: прогулки (какие?) вечером, встреча (какая?) ранним утром;

ж) определительно-пространственные: ходьба (какая?) лесом, вид (какой?) с башни;

з) определительные причины: синяк (какой?) от ушиба, усталость (какая?) от внимания;

и) определительно-целевые: таблетки (какие?) от кашля, стол (какой?) для черчения;

к) значение совместности и взаимности: спор (какой?) между друзьями, договор (какой?) Англии с Америкой;

л) значение принадлежности кого-либо: книга (чья?) брата, дом (чей?) дедушки (предмет + лицо, к которому предмет принадлежит);

м) значение части от целого: крыша (какая?) дома, ножка (какая?) стула (часть предмета + весь предмет);

н) значение признака и его носителя: красота девушки, любопытство старушки (признак + лицо или предмет, обладающий этим признаком);

о) значение совокупности предметов: стая волков, груда камней, ряд столов;

п) взаимосвязь лица и учреждения: директор школы, староста класса;

р) сущ.+ инф., зависимое слово выступает в функции определения: решение (какое?) поехать, желании (какое?) учиться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.