Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировой рынок технологий: структура и особенности




Неоднородность научно-технического прогресса, наличие разнообразных форм науки и техники, с одной стороны, и различных каналов передачи технологий, с другой стороны, обусловили неоднородность мирового рынка технологий и привели к формированию таких его сегментов, как рынки:

-патентов и лицензий;

-наукоемкой технологической продукции;

-высокотехнологичного капитала;

-научно-технических специалистов.

Представление о размерах сегментов технологического рынка дают следующие цифры: мировой рынок лицензий приблизился к $30 млрд. и имеет тенденцию к быстрому росту; мировой рынок наукоемкой продукции составляет $2,3 трлн. в год; прямые зарубежные инвестиции в 1997 г. превысили $827 млрд., из них на высокотехнологичный капитал можно отнести, по разным оценкам, 10-20% инвестиций. По прогнозам, к 2015 г. спрос на технику и оборудование высоких технологий достигнет $3,5-4 трлн.

Отраслевая структура рынка технологий изменяется в зависимости от целей научно-технического развития стран. В 40-50-е гг. главным было обеспечение военно-технического превосходства, в 60-80-е гг. эта цель дополнялась задачами обеспечения стабильных темпов экономического роста и повышения глобальной конкурентоспособности отдельных отраслей. С 90-х гг. страны сместили приоритеты научно-технической политики в сторону информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста и повышения качества жизни.

Поэтому современная структура мирового рынка технологий представлена наукоемкими отраслями промышленности, среди которых: электротехническая, электронная, химическая, авиакосмическая, автомобильная, фармацевтическая, производство средств связи, приборостроение.

Мировой рынок технологий имеет ряд особенностей.

1. Это один из наиболее интенсивно развивающихся в последние десятилетия мировых рынков, поскольку по своим динамическим параметрам технологический обмен одерживает верх над традиционными мирохозяйственными потоками как товаров, так и денежных капиталов.

Мировой рынок технологий развит лучше, чем национальный, даже если принять во внимание внутренний технологический обмен любой развитой страны мира. Главную роль в этом процессе сыграли международные корпорации, создавшие специальный механизм совместного использования результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями. Оценивая роль международных корпораций в мировом развитии, авторы четвертого обзора Центра ООН по ТНК приходят к выводу о том, что «наиболее весомый вклад эти объединения внесли в область передачи технологий».

2. Мировой рынок высоких технологий характеризуется уникально высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе развитых государств: 40% принадлежит США, 30 - Японии, 13 - Германии (Украине всего лишь 0,1%).

Основными конкурентами на мировом рынке высоких технологий являются США и Япония. В 90-е гг. укрепилось американское лидерство в сфере Интернет-технологий (в науке и образовании, торговле и на транспорте, организации досуга и телекоммуникациях) и электронной межфирменной торговле. Вместе с тем данные патентной статистики отражают существенные преимущества японских компаний в получении американских патентов по сравнению с компаниями США

3. Степень монополизации мирового рынка технологий значительно выше, чем мирового рынка товаров. О ее необычайно высоком уровне говорят следующие данные: в 90-х гг. ТНК контролировали более 1/3 мирового капиталистического промышленного производства, свыше 1/2 внешней торговли, в области же технологий уровень монополистического капитала достигает 80%.

Стратегия поведения ТНК на мировом рынке технологий по отношению к независимым фирмам и странам, определяется «жизненным циклом» технологии:

- на первом этапе предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализованы новые идеи, принципы, процессы и которая способна обеспечить покупателю новое качество;

- на втором - технологический обмен дополняется (или осуществляется) прямыми зарубежными инвестициями;

- на третьем - предпочтение отдается продаже чистых лицензий. В последние годы данный этап сопровождается учреждением новых совместных
предприятий, но поступающая к ним технология не является передовой.

При передаче технологий независимым иностранным фирмам ТНК нередко используют ограничительную деловую практику, включающую в себя:

- ограничения на использование технологии или ноу-хау после истечения срока действия патента или лицензионного соглашения;

- условия, обязывающие покупателя технологии передавать продавцу
сделанные им усовершенствования и улучшения технологии;

- установление цен на продукцию, производимую на базе проданной
технологии;

- ограничение объемов производства и экспорта, областей использования лицензируемого изделия;

- сопровождение продажи технологий «связанных» с экспортом сырья, полуфабрикатов, оборудования и т.п.

Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования в виде Международного кодекса поведения в области передачи технологий (Женева, ЮНКТАД, 1979) и международные органы (организации) регулирования: Комитет ЮНКТАД по передаче технологий, Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).

Основные формы международной передачи научно-технических знаний

Различают следующие основные пути передачи технологий;

1) на некоммерческой основе:

- информационные массивы специальной литературы, компьютерные
банки данных, справочники, деловые игры и др.;

- конференции, выставки, симпозиумы, семинары, клубы, в том числе
и постоянно действующие;

- зарубежное обучение, стажировка, практика студентов, ученых и
специалистов, осуществляемые на паритетных началах вузами, предприятиями, организациями;

- перекрестное лицензирование;

- международная миграция ученых и специалистов, в том числе и
«утечка умов»;

2) на коммерческой основе:

- продажа воплощенных технологий;

- прямые зарубежные инвестиции и сопровождающее их строительство, реконструкция, модернизация предприятий, фирм, производств;

- продажа патентных и ноу-хау лицензий;

- совместное проведение НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;

- координирование и кооперирование НИОКР;

- лизинг;

- инжиниринг;

- консалтинг;

- портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров;

- научно-техническое и производственное кооперирование.

Помимо двух основных путей передачи технологий существует еще нелегальная передача технологий в форме промышленного шпионажа и технического пиратства — массового выпуска и продажи товаров-имитаций теневыми структурами (например, выпуск Китаем аудиотехники, имитирующей японскую).

Результатом международного лицензионного обмена является предоставление лицензии - разрешения лицензиара (владельца технологии или прав промышленной собственности) на использование лицензиатом (лицом или организацией, приобретающими технологию или соответствующие права) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, коммерческой или иной информации, необходимой для организации производства, а также торговой марки в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.

Различают патентные лицензии, т.е. предоставление права использования запатентованного изобретения, и беспатентные (ноу-хау), дающие право на использование научно-технических достижений. Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением, то есть договором, по которому лицензиар выдает лицензиату разрешение на использование собственных изобретений или научно-технических достижений в определенных пределах. В соглашении оговаривают характер и объем передаваемых прав, производственную область и географические границы использования предмета лицензии.

Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг. Термин «франчайзинг», получивший широкое распространение в последние три десятилетия, происходит от французского «franchise» (льгота, привилегия) и обычно означает, что одна, как правило, крупная компания («франчайзер») разрешает другой («франчайзиат») использовать свое широко известное фирменное наименование.

Франчайзинг не стал бы столь распространенной формой договорных отношений, если бы он не был выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.

Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по ряду причин:

- использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у клиентов, гарантирует быстрое признание у потребителей;

- уменьшается объем капиталовложений;

- появляется возможность владеть и управлять собственным предприятием даже при весьма ограниченном предварительном опыте;

- гарантируется постоянная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках;

- становится реальной возможность обучаться ведению дела по схеме,
эффективность которой проверена на практике.

Заинтересованность крупных корпораций в установлении франчайзинг-партнерства с мелким и средним бизнесом еще более очевидна. Во-первых, компания расширяет сбыт своей продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, и значительно быстрее реагирует на изменение спроса, при этом не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети. Во-вторых, развитие системы франчайзинга сопровождается привлечением дополнительного капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей. В-третьих, крупное предприятие имеет право установить строгий контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых франчайзиатом, в целях сохранения своего имиджа.

Кроме того, от реализации договоров франчайзинга выигрывают и потребители, получая в любом регионе высокое качество обслуживания или то, к чему они привыкли.

Являясь развивающейся системой, франчайзинг имеет и недостатки: как франчайзиат, так и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь. Франчайзиат не застрахован от ряда проблем, в частности:

- реальные объемы продаж могут оказаться значительно ниже тех, что предсказывал франчайзер при заключении договора;

- помощь франчайзера в управлении и маркетинге может оказаться
меньшей, чем ожидал оператор;

- франчайзиат не имеет возможности влиять на политику франчайзера

- Потенциальный франчайзер также может столкнуться с серьезными проблемами:

- возможны ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;

- затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;

- возможны проблемы получения с франчайзиата обусловленной договором роялти;

- если оператор потерпит крах, то это бросит тень на репутацию всей системы, даже в случае невиновности франчайзера.

Система франчайзинга, получившая столь широкое распространение во всем мире, постепенно находит свое применение в Украине. Наиболее дальновидные иностранные компании уже активно осваивают украинский рынок, который сейчас достаточно насыщен товарами и услугами зарубежного производства. Крупные западные франчайзеры охотно идут на заключение контрактов с франчайзиатом на территории нашей страны, среди них такие известные компании, как «Макдоналдс», «Пицца Хат», «Рэнк Ксерокс», «Нефто Аджип» и др. Свою продукцию на украинском рынке с успехом представляют крупнейшие западные компании, производящие прохладительные напитки и воды: «Кока-Кола», «Нестле», «Данон». Таким образом, франчайзинг в Украине на сегодняшний день в основном представлен в форме: зарубежный франчайзер - украинский франчайзиат.

Лизинг - это финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой стороне (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования, приборов, цехов, заводов и пр.) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.

В отличие от купли-продажи аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное в наем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.

Международный лизинг характеризуется тем, что его участники: производитель, арендодатели в лице банка, универсальной или специализированной лизинговой компании и арендатор - могут находиться в разных странах.

Лизинг актуален для стран с высоким уровнем внешней задолженности и с ограниченными валютными средствами. По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит государственную поддержку во многих странах, как развитых, так и развивающихся.

Основная часть мирового рынка лизинговых услуг сконцентрирована в грех развитых центрах мира: США, Западной Европе, Японии. В Западной Европе в роли арендодателей выступают, как правило, специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или являются их дочерними фирмами. Вторая группа лизингодателей представлена крупными промышленными компаниями, являющимися известными на мировом рынке поставщиками оборудования. В США, наоборот, основная масса арендодателей состоит из крупнейших промышленных концернов и их специализированных компаний.

Международный инжиниринг как форма обмена научно-техническими знаниями представляет собой оказание одной стороной (консультантом) другой стороне (заказчику) комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых и усовершенствованием имеющихся технологических процессов на предприятии заказчика, внедрением изделия в производство, сбытом продукции.

 

 

6. ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Транснационализация хозяйственной деятельности является важнейшей доминантной развития мировой экономики в настоящее время. Она должна рассматриваться в общем контексте глобализации, представляющей собой постоянно наращивающий в историческом масштабе процесс взаимодействия и взаимопроникновения различных культур и цивилизаций, сложившихся в более или менее устойчивых территориальных границах на базе определенных этапов.

Выход капитала за границы национальных государств, внутренне присущей его природе, соответствует основным стратегическим установкам субъектов рынка, к побудительным мотивам которых при осуществлении прямых зарубежных инвестиций относится:

1. Стремление к технологическому лидерству, являющемуся в современном мире залогом конкурентного преимущества на рынках.

2. Оптимизация размера корпорации и экономия масштаба организации, уже не осуществимая в узких рамках национальных рынков.

3. Доступ к иностранным природным ресурсам для надежного обеспечения собственного производства иностранным сырьем.

4. Борьба за новые, в том числе и иностранные, рынки сбыта, преодоление импортных барьеров.

5. Снижение себестоимости и увеличение конкурентоспособности свое продукции за счет рассредоточения производства и рационализации отдельных операций воспроизводственного процесса.

6. Внедрение единой системы управления предприятиями корпорации, организация внутреннего рынка, создание рекламно-информационной сети.

7. Установление прочного контроля на рынках иностранных государств не только через филиалы материнских компаний и смешанные предприятия, но и с помощью союза с политическими элитами, через которые оказывается многокомплектное влияние на принимающие государства.

8. Рационализация налогообложения за счет использования специфических черт налоговых систем стран, в которых работает корпорация.

В прошлом внешнеэкономической деятельностью той или иной страны занимались преимущественно те национальные фирмы, для которых рынок их стран оставался главным. В последние десятилетия многие из них превратились в ТНК, для которых полем деятельности (торговой, промышленной, финансовой) является весь мир. В результате ТНК стали важной частью механизма мирового хозяйства. Причем их интересы не всегда совпадают с интересами национальных экономик, включая страны их происхождения.

В мировой практике к транснациональным корпорациям как правило относят:

- годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долл. США (у «Дженерал Моторс» в 2000 г. Он составил 100 млрд. дорлл. США;

- от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции (у «Роял Датчшелл», занимающей второе место в мире по этому показателю, 65 % оборота приходится на зарубежные фирмы);

- доля зарубежных активов не менее 25%;

- филиалы имеются не менее чем в шести странах.

Отраслевая структура 10 ведущих ТНК мира, согласно данным ЮНКТАД, выглядит следующим образом:

§ химико-фармацевтическая промышленность (21 ТНК);

§ электронная и электротехническая промышленность (18);

§ автомобилестроение (14);

§ нефтедобыча и нефтепереработка (13);

§ производство напитков и продуктов питания (9);

§ диверсифицированная отраслевая структура (7).

Существенной чертой деятельности международных компаний является диверсификация их производства и услуг. Так, шведский автомобильный концерн «Вольво» выпускает не только известные во всем мире автомобили. Эта ТНК, у которой имеется более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом, производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво («Приппс»). В свою очередь, каждая из 500 крупнейших ТНК США имеет в среднем предприятия одиннадцати отраслей, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Англии многоотраслевыми являются 96, в Германии — 78, во Франции — 84, в Италии — 90. Количество и характер входящих в ТНК предприятий определяются главным образом экономической целесообразностью.

Располагая мощной производственной базой, ТНК проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы.

Транснациональными корпорациями осуществляется динамичная политика в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в континентальном и международном масштабе.

В качестве конкретного примера возникновения и развития международной корпорации можно привести сосредоточившую в своих руках 25% мирового рынка бытовых электроприборов и промышленного оборудования ТНК «Электролюкс». Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний, «Электролюкс» уже в конце 20-х годов вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, организовав там свое производство. В последнее десятилетие «Электролюкс» приобрел компанию «Уайт Консолидейтед» — третьего в США производителя бытовой техники под маркой «Вестингауз», «Гибсон» и др., «Занусси» — крупнейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной Европе, а также «АЭГ» — главного производителя электротоваров в ФРГ.

После присоединения этих трех фирм «Электролюкс» превратился в мирового лидера в своей отрасли, обладающего развитой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электроники в 75 странах мира. В середине 90-х годов на предприятиях этой ТНК трудится свыше 110 тыс. человек, годовой оборот в 1994 г. составил 16 млрд. долл.

Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.

Распространение ТНК в мире имеет как позитивные, так и негативные последствия. Но их лидирующая роль в динамике как экономик стран базирования, так и экономик стран, которые принимают иностранные филиалы и дочерние предприятия, уде не поддается сомнению. Они складываются с преимуществ для ТНК как таковых, преимуществ для стран базирования, преимуществ и недостатков для стран, которые принимают региональные подразделения ТНК.

Так, расширение сферы экономической деятельности в мире предоставляет ТНК следующие преимущества, которые позволяют:

- вынуждать к труду на себя природные и людские ресурсы и НТП другой страны;

- преодолевать ограничения внутреннего рынка собственной страны для увеличения объемов производства до наиболее эффективного уровня;

- проникать на рынки других стран «изнутри», избегая таможенных барьеров, через выпуск продукции собственными филиалами, которые размещены на их территории;

- вынуждать наукоемкие отрасли, предприятия с высокими технологиями подчинятся собственным структурам в последствии перекупки контрольных пакетов акций наиболее привлекательных из них;

осуществлять быстрые изменения в размещении зарубежных подразделений и объемах их производства с учетом снижения стоимости сырья и заработной платы и низкого уровня налогообложения;

- ослаблять влияние мировой конкуренции внедрением внутрикорпоративного торгового обмена между своими заграничными подразделениями (по так называемым трансфертным ценам, уровень которых позволяет существенно снизить суммарные затраты ТНК; по каналам международного внутреннего оборота сейчас осуществляется 1/ мировой торговли).

Экономические преимущества ТНК для стран их базирования создают дополнительные источники развития национальной экономики за счет обогащения собственных мощностей производителей. Для лидирующих промышленно развитых стран именно заграничная деятельность ТНК определяет характер внешнеэкономических связей.

Размещение подразделений ТНК в странах, которые их принимают, обуславливает такие преимущества, которые вытекают из привлечения иностранных инвестиций, а именно:

- ускоренное развитие предприятий сырьевых и энергетических отраслей по мощностям, что значительно превышают потребности национальной экономики; это способствует привлечению к производству трудовых ресурсов которые есть в наличии, повышении. Уровня их квалификации, росту уровня жизни и общему культурно-образовательному уровню;

- привлечение к сфере своей деятельности местных малых и средних предприятий, что позволяет повысить их собственный технический уровень и достичь устойчивых объемов реализации продукции;

- ускорения развития отраслей обрабатывающей промышленности и наиболее простых составляющих конвейерных производств, что имеет еще больший позитивный экономические и социальные последствия для преодоления отставания многими странами, которые развиваются;

- насыщение национальных рынков импортными товарами массового потребления по боле низким ценам, изготовленными на местных филиалах и дочерних предприятиях и поставлено на рынок в обход таможенному налогообложению;

- выведение стран, которые принимают, на мировой рынок с продукцией филиалов и дочерних компаний ТНК. Следует отметить, что все эти позитивные последствия не являются благотворительной деятельностью со стороны ТНК, так как они только выходят из задач повышения эффективности собственной деятельности.

Недостатками размещения в странах иностранных филиалов и дочерних предприятий ТНК является уже указанное раньше перемещение к ним производств с «грязными» технологиями и ускорение развития сырьевых отраслей. В совокупности они значительно деформируют отраслевую структуру хозяйства страны, консервируя их технологическое отставание и все сильнее привязывая к потребностям других стран даже при наличии вредных последствий для национальной экономики. Это проявляется в нерациональном использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды, перекачке значительной части прибыли в страны базирования ТНК.

ТНК используют различные формы завоевания мирового рынка: лицензирование, франчайзинг, управленческие контакты, технические и маркетинговые услуги, задача предприятия «под ключ», ограниченные во времени соглашения по вопросу создания совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.