Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурная основа эмоций

Эмоции

В тесной связи с мотивационно-потребностной сферой находятся эмо­ции. Эмоции рассматриваются как психический процесс, активно вклю­чающийся в модуляцию функцио­нального состояния мозга и органи­зацию поведения, направленного на удовлетворение актуальных потреб­ностей. При этом эмоции отражают субъективное отношение к внешнему миру, окружающим людям, самому себе, собственной деятельности и ее результату.

Выделяют два типа эмоциональ­ных проявлений:

1. длительные состо­яния (общий эмоциональный фон);

2. кратковременное реагирование, свя­занное с определенными ситуациями и осуществляющейся деятельностью (эмоциональные реакции).

По знаку различают положитель­ные эмоции (чувство удовлетворения, радость) и отрицательные (неудовлет­воренность, горе, гнев, страх). Орга­низм стремится к поддержанию по­ложительных и устранению отрица­тельных эмоций и эмоциональных состояний.

К числу эмоциональных состоя­ний прежде всего относится настро­ение. Настроение возникает как ре­зультат комплексного воздействия целого ряда событий как реальных, так и воображаемых, и извлекаемых из памяти.

На настроение влияют также гормональные факторы. Настроение как осознаваемое, так и неосознава­емое, воздействует на когнитивные процессы и поведение в целом.

Эмоции, включающиеся в струк­туру поведения, выполняют связую­щую роль между актуализированной потребностью и поведением - побуж­дают к определенной деятельности и модулируют этапы ее протекания, определяя стратегию и тактику дос­тижения цели и оценивая результат.

Для осуществления этой важной роли должно сформироваться адек­ватное представление о путях и спо­собах достижения цели и их соотне­сение с реальными возможностями организма, т.е. анализ необходи­мой информации, которая называет­ся прагматической информацией. За­кономерности возникновения и про­текания эмоций в зависимости от внутренних факторов (потребности и субъективные характеристики лич­ности) и внешних факторов (прагма­тическая информация) исследованы П.В. Симоновым и нашли отражение в его «информационной теории эмо­ций». Эта зависимость получила вы­ражение в формуле:

Э = f { П(Ин-Ис) },

где: Э - эмоция, П - потребность, а И - информация о средствах дости­жения цели, необходимая, по мне­нию субъекта, для удовлетворения возникшей потребности (н) и та, кото­рая существует в данный момент (с). Соотношение этих двух видов инфор­мации отражает вероятность (воз­можность) удовлетворения потребно­сти и является ключевым моментом, определяющим знак эмоции. Оценка такого соотношения требует доста­точно высокой мозговой организа­ции операций анализа информации и прежде всего функции прогнози­рования. При наличии соответст­вующей прогнозу информации эмо­циональное состояние получает позитивную окраску и активирует процессы формирования функцио­нальной системы реагирования. При дефиците требующейся информации возникают отрицательные эмоции. Важно подчеркнуть, что осуществ­ляющаяся оценка носит субъектив­ный характер и может не совпадать с объективной реальностью. Выра­женная зависимость от субъективно­го фактора обнаруживается и в том, какое поведение складывается при возникновении отрицательных эмо­ций. Активная/пассивная позиция субъекта, сформированные установ­ки определяют два типа поведения. Одно направлено на поиск недостающей информации путем активного исследования среды и в случае успе­ха ведет к постепенному преобла­данию положительных эмоций. Вто­рое - отказ от поиска, который может привести либо к сохранению отрица­тельного эмоционального тона, либо к положительному эмоциональному состоянию (чувство облегчения).

Выявленные достаточно сложные закономерности вовлечения эмоций в поведение и их зависимость от ха­рактеристик информации указыва­ют на связь эмоций с когнитивной сферой, а их возникновения - с осо­бенностями когнитивных процессов.

Наряду с выполнением основной функции - модуляции процессов орга­низации поведения, эмоции имеют разнообразные частные функции - побуждающую, оценочную, замеща­ющую, подкрепляющую, переклю­чательную.

Побуждающая функция, состоя­щая в инициации адаптивного целе­направленного поведения, включает­ся при достижении мотивационным возбуждением определенного уровня, при котором оно приобретает эмоци­ональную окраску.

При неожиданных изменениях в окружающей среде, на которые организм реагирует, удовлетворяя потребность самосохранения или по­знавательную потребность, эмоции выполняют оценочную функцию, ко­торая состоит в быстром общем опре­делении полезности/вредности или значимости воздействия на неосоз­нанном чувственном уровне.

На начальных этапах формирова­ния целенаправленного поведения, когда еще нет исчерпывающего ана­лиза информации, может возникать избыточная мобилизация ресурсов организма и генерализованное обоб­щенное реагирование на внешние воздействия. Таким образом, реализу­ется замещающая функция эмоций, компенсирующая дефицит информа­ции в данный момент времени. Такой эффект часто наблюдается в споре, когда при нехватке аргументов при­бегают к выраженным эмоциональ­ным реакциям - интонационным, жестовым, мимическим.

Подкрепляющая функция эмоций проявляется в том, что значимые со­бытия, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее фиксируются в па­мяти. У животных при искусственном раздражении лимбических структур, вызывающем специфические безус­ловные реакции без эмоционального компонента и его подкрепляющей функции, не удавалось выработать условные рефлексы. Подкрепляю­щая функция эмоций определяет их важную роль в процессе обучения.

Переключательная функция эмо­ций выражается в способности на основе эмоционального пережива­ния успеха/неуспеха включаться в определение выбора определенного мотива среди нескольких конкури­рующих и соответствующего поведе­ния. Непосредственный выбор, как правило, основывается на ощущении успеха. Однако в ситуации конфлик­та мотиваций человек может преодо­леть это естественное стремление и переориентировать поведение на преодоление неуспеха или отрица­тельных переживаний ради дости­жения более значимых в социальном или идеальном плане целей. Этот момент имеет важное воспитатель­ное значение. Одним из часто прео­долеваемых конфликтов является конфликт между чувством страха и чувством долга, непосредственным предпочтением и чувством долга. Его разрешение зависит от личностных установок субъекта, определяемых структурой его потребностной сферы. Осуществление эмоционально ок­рашенного поведения придает эмо­циям коммуникативную функцию передачи информации невербальны­ми средствами. С помощью мимики, позы, жестов, интонации человек может сообщать другим о своих пере­живаниях и об отношении к тому или иному событию или предмету. Невер­бальные коммуникативные свойства эмоций генетически запрограммиро­ваны, проявляются у всех живых организмов и, по-видимому, представ­ляют собой наиболее древнюю форму выражения базовых эмоций.

Мозговая организация эмоций исследовалась в экспериментах на животных с разрушением и раз­дражением различных подкорковых структур и в клинике локальных по­ражений мозга у человека. Наиболее яркие эффекты были получены при раздражении определенных ядер ги­поталамуса, вызывающем эмоцио­нальные эффекты разного знака. Стимуляция зон латерального гипо­таламуса приводила к стремлению животных (крыс) к продлению этого состояния путем самораздражения. Раздражение других центров гипота­ламуса вызывало реакцию избега­ния. Области мозга, раздражение которых вело к подкреплению и из­беганию, получили название цент­ров удовольствия и неудовольствия соответственно с позитивной и негативной эмоциональной окраской. Эмоциональные реакции разного зна­ка были получены и в других отде­лах лимбической системы.

Как было сказано выше, лимбические структуры входят в состав модулирующей системы мозга и это определяет важную роль эмоций в регуляции активационных процес­сов - генерализованной и локальной активации, а, следовательно, и в орга­низации поведенческих реакций.

Мозговая организация эмоций, как и других психических функций, многоуровневая. Лимбическая сис­тема обладает связями с ассоциатив­ными областями неокортекса.

В нейропсихологических иссле­дованиях выявилась специфическая роль лобной и височной коры в про­явлении эмоций. При разных типах поражения лобных долей отмеча­лись глубокие нарушения эмоциональной сферы, затрагивающие в ос­новном высшие эмоции, связанные с социальными отношениями, дея­тельностью, творчеством. Наблюда­лось растормаживание влечений, ко­лебания эмоционального фона от депрессии до эйфории.

При височных поражениях, осо­бенно справа, нарушается опознание эмоциональной интонации речи.

Выявлена неодинаковая роль ас­социативных отделов в эмоциональ­ном реагировании. Так, показано, что при правосторонних поражени­ях возникает состояние эйфории и беспечности. Левосторонние пораже­ния приводят к преобладанию озабо­ченности и тревожности; Люди беспокойны и часто плачут.

Это привело к представлению о пре­имущественной связи правого полу­шария с отрицательным эмоциональ­ным фоном, а левого с позитивным.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мотивации | Тема: Внешнеэкономическая деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.