КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Тема 1. Предмет и задачи графического оформления проектов и карт Введение: сущность и задачи дисциплины
Тема 1. Предмет и задачи графического оформления проектов и карт Введение: сущность и задачи дисциплины. Роль оформления в создании карт. Изобразительные средства и их восприятие. Взаимосвязь оформления карт со смежными картографическими дисциплинами, а также с семиотикой, инженерной психологией, теорией информации, цветоведением и полиграфией. Значение эстетики и искусства в оформлении карт. (2 часа)
Задачей курса «Графическое оформление планов и карт» является изучение чертежных материалов и инструментов, требований к графическому исполнению оригинала карты [1], правил и приемов графических работ. Черчение не является механическим процессом. Успех освоения практических навыков и приемов работ в значительной степени зависит от теоретической подготовки исполнителя. Несмотря на все большее внедрение механических и автоматических способов создания оригиналов карт, роль топографического черчения (как ручного труда) довольно велика. Поэтому овладение приемами черчения и оформления тесно связано с развитием глазомера, твердости руки, аккуратности и усидчивости, развитием художественного вкуса. В процессе топографического черчения создается первичный оригинал — полевой, составительский. От точности, изящества и аккуратности работы зависит качество вычерчиваемого оригинала, к которому предъявляются очень высокие требования, так как топографическая карта как один из видов географических карт отличается полнотой содержания, географическим соответствием и точностью. Советские топографические карты имеют научно обоснованный масштабный ряд, согласованную систему разграфки и номенклатуры, единую проекцию. Краткая историческая справка Географическая карта прошла длинный и сложный путь развития, начиная с примитивных схематичных рисунков до сложного, порой художественного изображения. Простейшие картографические рисунки были известны в первобытном обществе, еще до зарождения письменности. Эти изображения выполнялись резцами или краской на дереве, камне, металле, глиняных табличках, папирусе, тканях. Расширяющиеся географические познания способствовали тому, что карты становились более подробными и наглядными. Для карт до XVII в. характерно картинное изображение, где довольно искусно с помощью перспективных рисунков показывались горы, города, растительность и т. д. (рис. 1). Карты создавались рукописно, главным образом, на бумаге и пергаменте с помощью перьев, кисточек. Изобретение книгопечатания в XV в. привело к тому, что карты стали издавать способом гравирования, до этого времени их размножали копированием от руки. При гравировании оригииалыгое изображение создавалось на дереве или мед досок позволяло получать более тонкий и четкий рисунок. Отпечатанные таким способом карты при необходимости раскрашивались от руки (иллюминировались). Появление в XVI в. картографической мануфактуры привело к разделению труда, усовершенствованию орудий производства и т. п. Картографический рисунок, надписи и украшения выполняли соответственно граверы, словорезы и иллюми- новщики карт. Уже в то время Герардом Меркатором были опубликованы наставления по написанию итальянского курсива на картах. Бурное развитие картографии в эпоху Великих географических открытий нашло отражение и во внешнем виде географических карт. Великие художники эпохи Возрождения —Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Ян Коменский и др. обращались в своих трудах к картографии; формируются различные картографические школы: итальянская, португальская, фламандская и др. Карты того времени отличают великолепные рамки, изящество и четкость надписей, художественное исполнение рисунков бытовых и этнографических сцен и т. п. Тончайшее мастерство картографов тех времен заставляет нас и сегодня восхищаться их картами.
В процессе развития картографии изменения произошли не только в содержании карт, но в технологии изготовления оригиналов. Внедрение гравирования в картографическое производство опиралось на разработку гравировальных приборов, материалов. Широкое применение при создании оригиналов карт нашли прозрачные пластики. Чертежные инструменты пополнились рапидографами (трубчатыми рейсфедерами). Современное картографическое производство использует при составлении карт и подготовке их к изданию различные автоматические устройства (фотонаборные машины, электронные координатографы, автоматические графопостроители и т. д.). Лекция № 1
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |