КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема возможности и границ научного познания в критической философии И. Канта: анализ основных познавательных способностей человека
Основоположник немецкой классической философии – Иммануил Кант (1724–1804 гг.). Он представляет свое философское творчество после 1770 года в сочинениях «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способностей суждения», «Трактат о вечном мире» и др. Кант сформулировал основные вопросы для философского исследования: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Метафизику он определяет как науку о сверхчувственном, которая стремится выйти за пределы опыта и познать потустороннее, найти критерий для его понимания. Чистый разум – это способность познавать вещи независимо от опыта или постижение непостижимого. Философии нельзя обучиться потому, считает Кант, что она ещё не существует в форме признанной науки, можно научиться философствовать, т.е. следовать общим принципам, которые можно и опровергать. Кант отрицал определение своей философии как идеализма, он признавал, что вне нас существуют тела, вещи, но нам неизвестно, каковы они сами по себе, хотя они влияют на нашу чувственность и способствуют представлениям. Природа – это чувственно воспринимаемый мир за вычетом всех объектов, не воспринимаемых чувствами. В учении И. Канта о познании бытие раздваивается на доступный нашим ощущениям «мир явлений» и недоступный для рассудочного и эмпирического познания «мир вещей в себе» или трансцендентный мир. Процесс познания Кант представляет как восхождение от ощущений человека к рассудочному познанию (выявляющему способы и связи понятий и суждений) и затем – к разуму. В учении о возможностях и границах познания Кант выступает субъективным идеалистом и агностиком. Субъективный идеализм – учение, признающее в качестве сущности мира субъективные ощущения человека. Агностицизм – это учение, отрицающее познаваемость мира. Кант отрицал возможность познания объективного мира, утверждая, что человек осознает только свои собственные познавательные возможности. Свое учение он называл трансцендентальной диалектикой – это модель познания априорных (врожденных) форм знания и его всеобщего, необходимого характера. Трансцендентальное – это все имманентное сознанию (т.е. внутренне присущее ему, обусловленное самой природой сознания). Априорными формами чувственности Кант называет пространство и время, которые изучает математика и геометрия. Априорными формами рассудка (теоретического разума ученых) Кант называет понятия (множество, единство, реальность, отрицание и др.) и суждения. Он считал, что априорное, врожденное знание – это всего лишь форма, но не содержание, а форма знания определяет понимание. Все суждения Кант подразделял на аналитические и синтетические. Аналитические суждения о предмете утверждают нечто такое, что уже содержится в определении этого предмета. Например, «тело имеет такие-то размеры». В этом утверждении всего лишь «анализируются» пространственные характеристики, но сама характеристика пространственной протяженности уже заключена в определении понятия «тело». В подобных суждениях Кант не усматривает принципиально новой информации. Синтетические суждения содержат принципиально новую информацию, полученную из опыта (апостериорные суждения) или из врожденных способностей (априорные суждения). Формулировки всех научных законов, согласно Канту, получены при помощи априорных синтетических суждений. Всеобщее и необходимое знание и есть истинное, оно получается при соединении чувственного опыта с априорными понятиями в соответствии с тремя законами нашего рассудка: 1. законом сохранения субстанции; 2. законом причинности; 3. законом взаимодействия субстанций. И. Кант обозначил границу познавательных возможностей для науки как границу между миром явлений (ощущений) и трансцендентным (не явившимся в ощущениях, т.е. потусторонним, непознаваемым). Возможности науки ограничены трансцендентным миром. Как только исследователь выходит в сферу трансцендентного, он запутывается в неразрешимых противоречиях – антиномиях (например, невозможно при помощи научной логики ни доказать, ни опровергнуть прямо противоположные утверждения «Бог есть» и «Бога нет», «мир конечен» и «мир бесконечен»). Разум по своей природе антиномичен и диалектичен, утверждает Кант. Именно антиномии, противоречия разума побудили Канта к критике разума и устранению противоречий. Антиномии чистого разума – допущение противоположных логично обоснованных высказываний. Кант называет четыре антиномии. Первая антиномия. Тезис: «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве». Антитезис: «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве». Вторая антиномия. Тезис: «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого». Антитезис: «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого». Третья антиномия. Тезис: «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность». Антитезис: «Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы». Четвертая антиномия. Тезис: «К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность. (Бог есть). Антитезис: «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне мира – как его причины». (Бога нет). Антиномии возникают всякий раз, когда мы представляем мир бесконечным и абсолютным, единым целым. Кант опровергает ложное, по его мнению, утверждение, что мир как Целое можно познать с помощью науки. Априоризм как методологический подход в познании помогал Канту преодолеть противоречие между эмпиризмом и рационализмом, объяснить основание истинного и необходимого знания.
2. Этика И. Канта: проблема моральной автономии и свободы личности. Кант стремится дополнить науку верой (религией), указывая на то, что трансцендентное познается с помощью религии или практического разума. Религия – это регулятив практической деятельности человека. Философия (как и религия) оперирует не научными понятиями, а безосновными «идеями» о мире, Боге и душе, поэтому она не может быть наукой. Подчеркивая роль философии, религии и веры в познавательной деятельности Кант приходит к признанию огромной роли этики. Он сформулировал учение о моральной автономии, согласно которому нравственность не обусловливается утилитарными и обыденными целями, совесть существует сама по себе и всегда ориентируется на должное, как высший смысл бытия. Кант определил автономию нравственности в качестве основного принципа – категорического нравственного императива (общечеловеческого принципа поведения). Нравственным Кант называет поступок, обусловленный внутренним повелением, а не внешними факторами выгоды или пользы. Необходимость эмпирического мира детерминирует (причинно обусловливает) и ограничивает свободу воли человека. Только разум обладает подлинной свободой воли, хотя и ограниченной Богом. Только сознание нравственного долга отличает цивилизованного человека. Категорический императив – это безусловный принцип поведения, внутреннее повеление совести. Кант выделяет три смысла категорического императива: - нельзя делать другому человеку того, что не желаешь себе; - совершая поступок, человек должен помнить, что он выбирает судьбу для человечества; - нельзя относиться к другому человеку как к средству для достижения своих корыстных целей, ибо каждый человек – воплощение высшей цели и не может выступать средством. В обычной жизни люди руководствуются эгоистическими целями и задачами, поэтому не следуют категорическому императиву. Религиозная мораль таких людей основана на гипотетическом императиве (принципе), который обусловлен разнообразными обстоятельствами жизни. Кант утверждал, что в философии (метафизике) проявляется способность разума к таким умозаключениям, в которых выражено безусловное знание (полученное не из опыта, а из самого разума) – это «идеи». Таких идей три: - идея Бога как первопричины мира; - идея мира как бесконечного и целостного единства; - идея души как основы разумной и нравственной жизни. Будучи диалектиком, Кант признавал положительную роль противоречий в истории, но допускал создание вечного мира при помощи этических, договорных отношений между народами.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |